7 самых лучших советских сериалов!
В СССР было снято больше 200 многосерийных фильмов, но не все из них можно считать культовыми. Вспоминаем те сериалы, которые так можно назвать…
«ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев, трех сотрудников МУРа: следователя Знаменского, инспектора уголовного розыска Томина и эксперта-криминалиста Кибрит.
Сериал был создан по инициативе МВД.
МВД было заказчиком, спонсором и главным цензором киноленты. На фоне массовой нехватки милицейских кадров и разгула преступности образ героя-милиционера, милиционера-интеллектуала был актуален. И он был воплощен в лице команды ЗнаТоКов.
По указанию цензоров из МВД они даже не курили, а служебный роман между Кибрит и Знаменским закончился, не успев начаться.
Фильм был посвящен истории любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты Озолы, однако в самой Латвии киноленту обвиняли в политической конъюктуре и искажении фактов. Также многим в Латвии не понравилось, что латышей в картине играют литовцы.
На экраны фильмы вышел благодаря связям сценариста Олега Руднева. По воспоминаниям вдовы режиссера Аси Бренч, именно он обеспечил поддержку Гостелерадио и «встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ».
Во многом своим успехом картина была обязана великолепной музыке, написанной Раймондом Паулсом.
В 1983 году, после выхода фильма на экраны, была опубликована книга «Долгая дорога в дюнах», представляющая собой литературный вариант сценария.
Кинолента состоит из 19 серий, каждая из которых снималась как отдельный художественный фильм, поэтому выходило всего по 3 серии в год.
После выхода сериала многие упрекали режиссеров за госзаказ. На самом деле немало сцен из фильма было изменено или просто вырезано цензурой, а некоторые серии вообще не попали на экран. Например те, в которых затрагивалась тема репрессий и культ личности Сталина.
Мальчик Коля и девочка из будущего Алиса моментально стали героями маленьких телезрителей. Особую популярность приобрела Алиса, «неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк.
Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Её необычная судьба и её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. В народе даже стали появляться анекдоты про Алису и шуточные куплеты, а песня «Прекрасное далеко» стала хитом.
Первоначальное название фильма «Приключения школьного учителя» по настоянию министра просвещения было изменено. Причиной послужили многочисленные письма советских педагогов. Они были против съемок комедии об учителях.
Некоторые актеры (актерский состав был весьма звездный), как и сам Садовников, не очень лестно отзывались о фильме, считая его незатейливым и местами фантасмагорическим.
Однако фильм был с восторгом воспринят молодежью, а многие фразы героев стали крылатыми («Я тоже Человек! Я целоваться хочу!», «Внимание! Атракцион невиданной жадности!», «Я наблюдаю за вами семь дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны!»).
Интересно, что в одной из сцен Нестор Петрович произносит речь о необходимости просвещения, обращаясь к своим ученикам. Текст его монолога был полностью скопирован с доклада Брежнева. Возможно, режиссер хотел подстраховаться, потому что предыдущие его работы неоднократно подвергались критике со стороны властей.
Инициатором написания сценария стал Владимир Высоцкий. Он внёс в сериал не только актёрский, но и режиссёрский вклад. Благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова.
Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Так, сцена допроса Груздева была полностью поставлена Высоцким. За роль Жеглова в 1987 году он был посмертно удостоен Госпремии СССР.
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, расследовавший дело банды Митина, однако сам он не раз говорил, что Шарапов — образ собирательный, а у него характер скорее жегловский.
Немецкий журналист Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». За один год, начиная с премьерного августовского дня, сериал демонстрировали трижды, а исполнитель роли фашиста Мюллера получил советскую награду из рук Брежнева.
Для большей правдивости картине нужны были рядовые нацисты. Во время одного из дублей, Татьяна Михайловна увидела перед собой шеренгу евреев в нацистской форме. Был скандал. Директор картины, еврей по происхождению, пригласил поучаствовать в массовке своих родственников. В итоге на замену еврейским актерам, было выбрано несколько латышских КГБшников.
Благодаря очеловечиванию образа советского разведчика, музыке Таривердиева, блестящей игре Вячеслава Тихонова «Мгновения» сразу же стали народным фильмом, Штирлиц-Мюллер-Борман — героями анекдотов, многие фразы из из сериала разлетелись на цитаты.
Следствие ведут знатоки (1971 — 1989)
Основная часть фильма состоит из 22 серий-«дел».«ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев, трех сотрудников МУРа: следователя Знаменского, инспектора уголовного розыска Томина и эксперта-криминалиста Кибрит.
МВД было заказчиком, спонсором и главным цензором киноленты. На фоне массовой нехватки милицейских кадров и разгула преступности образ героя-милиционера, милиционера-интеллектуала был актуален. И он был воплощен в лице команды ЗнаТоКов.
По указанию цензоров из МВД они даже не курили, а служебный роман между Кибрит и Знаменским закончился, не успев начаться.
Долгая дорога в дюнах (1981)
Семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча стал первым сериалом в истории латышского кино.Фильм был посвящен истории любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты Озолы, однако в самой Латвии киноленту обвиняли в политической конъюктуре и искажении фактов. Также многим в Латвии не понравилось, что латышей в картине играют литовцы.
На экраны фильмы вышел благодаря связям сценариста Олега Руднева. По воспоминаниям вдовы режиссера Аси Бренч, именно он обеспечил поддержку Гостелерадио и «встречал из Москвы бесконечных консультантов «в штатском» — генералов КГБ».
Во многом своим успехом картина была обязана великолепной музыке, написанной Раймондом Паулсом.
В 1983 году, после выхода фильма на экраны, была опубликована книга «Долгая дорога в дюнах», представляющая собой литературный вариант сценария.
Вечный зов (1973 — 1983)
Второй фильм режиссеров Краснопольского и Ускова, снятый по одноименному роману Анатолия Иванова.Кинолента состоит из 19 серий, каждая из которых снималась как отдельный художественный фильм, поэтому выходило всего по 3 серии в год.
После выхода сериала многие упрекали режиссеров за госзаказ. На самом деле немало сцен из фильма было изменено или просто вырезано цензурой, а некоторые серии вообще не попали на экран. Например те, в которых затрагивалась тема репрессий и культ личности Сталина.
Гостья из будущего (1984)
Детский пятисерийный фильм был снят Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Премьерный показ состоялся в дни весенних школьных каникул.Мальчик Коля и девочка из будущего Алиса моментально стали героями маленьких телезрителей. Особую популярность приобрела Алиса, «неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк.
Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Её необычная судьба и её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. В народе даже стали появляться анекдоты про Алису и шуточные куплеты, а песня «Прекрасное далеко» стала хитом.
Большая перемена (1973)
Фильм был снят Алексеем Кореневым по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям».Первоначальное название фильма «Приключения школьного учителя» по настоянию министра просвещения было изменено. Причиной послужили многочисленные письма советских педагогов. Они были против съемок комедии об учителях.
Некоторые актеры (актерский состав был весьма звездный), как и сам Садовников, не очень лестно отзывались о фильме, считая его незатейливым и местами фантасмагорическим.
Однако фильм был с восторгом воспринят молодежью, а многие фразы героев стали крылатыми («Я тоже Человек! Я целоваться хочу!», «Внимание! Атракцион невиданной жадности!», «Я наблюдаю за вами семь дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны!»).
Интересно, что в одной из сцен Нестор Петрович произносит речь о необходимости просвещения, обращаясь к своим ученикам. Текст его монолога был полностью скопирован с доклада Брежнева. Возможно, режиссер хотел подстраховаться, потому что предыдущие его работы неоднократно подвергались критике со стороны властей.
Место встречи изменить нельзя (1978)
Культовый пятисерийный фильм Станислава Говорухина был снят по роману братьев Вайнеров.Инициатором написания сценария стал Владимир Высоцкий. Он внёс в сериал не только актёрский, но и режиссёрский вклад. Благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова.
Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Так, сцена допроса Груздева была полностью поставлена Высоцким. За роль Жеглова в 1987 году он был посмертно удостоен Госпремии СССР.
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, расследовавший дело банды Митина, однако сам он не раз говорил, что Шарапов — образ собирательный, а у него характер скорее жегловский.
Семнадцать мгновений весны (1969 — 1972)
12-серийный фильм Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману Юлиана Семенова.Немецкий журналист Ангемальнс, писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». За один год, начиная с премьерного августовского дня, сериал демонстрировали трижды, а исполнитель роли фашиста Мюллера получил советскую награду из рук Брежнева.
Для большей правдивости картине нужны были рядовые нацисты. Во время одного из дублей, Татьяна Михайловна увидела перед собой шеренгу евреев в нацистской форме. Был скандал. Директор картины, еврей по происхождению, пригласил поучаствовать в массовке своих родственников. В итоге на замену еврейским актерам, было выбрано несколько латышских КГБшников.
Благодаря очеловечиванию образа советского разведчика, музыке Таривердиева, блестящей игре Вячеслава Тихонова «Мгновения» сразу же стали народным фильмом, Штирлиц-Мюллер-Борман — героями анекдотов, многие фразы из из сериала разлетелись на цитаты.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Почему-то совсем забыт самый первый телесериал «День за днем». По популярности тогда вполне сопоставим с «Местом встречи». Прекрасная игра актеров (Грибов, Сазонова, Невинный...). Прекрасные песни: «Ты припомни Россия», «С неба капает вода», «Стою на полустаночке», «Баллада о мечтах»...). А главное — это наша тогдашняя жизнь
- ↓
0
Не вспомнили о сериале «Вызываем огонь на себя», «Операция Трест.»
- ↑
- ↓
+3
ЭТО БЫЛО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО КИНО! И ЭТО БЫЛО НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО! ПОТОМУ ЧТО БЫЛА ИДЕОЛОГИЯ И ЦЕНЗУРА.ТЕПЕРЬ НИЧЕГО ЭТОГО НЕТ И ЧТО НА МЫ ИМЕЕМ? ПЕЧАЛЬНО.ДАЕШЬ СССР!
- ↓
0
было что посмотреть
- ↓
+6
А самый лучший, конечно, «Адъютант его превосходительства», о котором авторы статьи почему — то забыли. Может быть, увлеклись цифрой «семь»?
- ↓
+2
большое спасибо сериалы классные
- ↓
+1
Спасибо за пост))))))) Талантливо сделанные фильмы, всегда будут востребованны))). Тока Пал Палыч -курил и Зиночка -курила. А Томин носил неуставные «баки». Кстати, потом многие «опера» стали их носить в реаль.жизни. Начальство смотрело косо, но- разрешало. Спасибо Томину)))))).
- ↓
-2
Гостья из будущего даже не смотрел.
- ↓
+4
Тоже не смог смотреть — ни детстве, ни сейчас. С малых лет зачитывался Булычевым, но как только увидел «Алису», разочаровался и больше никогда не смотрел этот «шедевр». До сих полр не понимаю, чего с ним так носятся — режиссура никакая, актеры или переигрывают, или как снулые рыбы. Даже Невинный с Кононовым не в силах вытянуть это убожество…
- ↑
- ↓
-1
Ну, Уважаемый, этот фильм не рассчитан на Ваш суперинтеллект, который дан только единицам, таким, как Вы, а он только для простых смертных жителей СССР, и Вы уж нас, убогих, за это простите.С нижайшим к Вам почтением…
- ↑
- ↓
0
Если учесть, что фильм детский и снимались в нем именно дети, то рассуждать об актерском мастерстве молодых талантов как-то глупо…
- ↑
- ↓
+1
Фильм- детский. И -низкопробный(.От " Не Убогих" вам — г… но в афоську((((((((
- ↑
- ↓
0
Да, неудачный фильмец!
- ↑
- ↓
+15
«Долгая дорога в дюнах» не была супер-популярна. Многие считали фильм тягомотиной. «Гостья...» была популярна только у детей.
«Вечный зов» — да — мега-популярен.
А почему не указаны «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень», «Рождённая революцией», «ТАСС уполномочен заявить...», «Государственная граница»?
- ↓
+10
«Рожденная революцией». фильмы про участкового Анискина с несравненным Михаилом Жаровым.
- ↓
0
«Рожденная революцией»! Великолепный фильм! И актеры на высоте!
- ↑
- ↓
+2
Про Анискина совсем другой фильм, это трилогия Виля Липатова — Деревенский детектив, Анискин и Фантомас, И снова Анискин… а Рожденная революцией, многосерийка с участием Жарикова и Гвоздиковой.
- ↑
- ↓
+6
Ну и рожа у тебя, Шарапов!
А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться!
- ↓