7 любопытных фактов о фильме «Собачье сердце»
Повесть Михаила Булгакова была написана в 1925 году, но из-за острой сатиры и уже существующих сложностей писателя с властями опубликовать её не было возможности. Почти тридцать лет она распространялась только через самиздат, а официально увидела свет в 1968 году — её напечатали в русскоязычных журналах Франкфурта и Лондона.
В СССР появилась возможность опубликовать повесть только в 1987 году — она вышла на страницах журнала «Знамя», а уже на следующий год Владимир Бортко представил зрителям экранизацию произведения.
Фильм Владимира Бортко стал второй экранизацией «Собачьего сердца». Первый фильм по повести Михаила Булгакова сняли итальянские и немецкие кинематографисты в 1976 году. Итальянцы сохранили оригинальное название, а в немецкий прокат фильм вышел под названием «Почему лает господин Бобиков?» — Шарикова в этом фильме переименовали, да и вообще во многом сместили акценты. Профессора Преображенского сыграл известный актёр Макс фон Сюдов, а Бобикова — начинающий итальянский комик Коки Понцони.
На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик, но лучше всего образ получился у Евгения Евстигнеева. По словам режиссёра, все были прекрасны, но у Евстигнеева профессор получился не только гениальным, но и самым проникновенным. Для консультации актёров на съёмочную площадку пригласили одного из руководителей института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР.
Исполнителя роли Шарикова искали очень долго. Режиссёр не был до конца доволен ни одним из основных восьми кандидатов, среди которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков, но тут ему принесли фотографию актёра алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова. Фамилия актёра никому ничего не говорила, но его пригласили на пробы, где он с блеском отыграл сцену с ужином в профессорском доме и был утверждён. Интересно, что в то же время он получил роль Шарикова и в постановке своего театра.
Владимир Бортко «привёл» в фильм персонажей и других булгаковских произведений. Профессор Персиков, осматривающий Шарика — герой повести «Роковые яйца», прорицательница из цирка — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна», сцена столоверчения взята из рассказа «Спиритический сеанс», эпизод про сестёр-близняшек Клару и Розу — из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Собаку Шарика сыграл милицейский пес Карай, которого выбрали среди двадцати претендентов. Для того, чтобы ухоженному псу придать бродячий вид, шерсть обмазали желатином и нарисовали на боку ожог. «Собачье сердце» стало для собаки дебютом, но Карай оказался талантливым актёром и ещё не раз появлялся на экранах.
После премьеры на режиссёра обрушились критики. Он вспоминает, что в газетах не скупились на слова: «Там было написано примерно следующее: „Такого дерьма, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. Но я всё-таки уцелел». Вопреки критикам, через два года после выхода фильма Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию… Кстати, Владимир Бортко снялся в эпизоде фильма — он играет прохожего в Обуховском переулке, опровергающего слухи о марсианах.
В СССР появилась возможность опубликовать повесть только в 1987 году — она вышла на страницах журнала «Знамя», а уже на следующий год Владимир Бортко представил зрителям экранизацию произведения.
Фильм Владимира Бортко стал второй экранизацией «Собачьего сердца». Первый фильм по повести Михаила Булгакова сняли итальянские и немецкие кинематографисты в 1976 году. Итальянцы сохранили оригинальное название, а в немецкий прокат фильм вышел под названием «Почему лает господин Бобиков?» — Шарикова в этом фильме переименовали, да и вообще во многом сместили акценты. Профессора Преображенского сыграл известный актёр Макс фон Сюдов, а Бобикова — начинающий итальянский комик Коки Понцони.
На роль профессора Преображенского пробовались Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик, но лучше всего образ получился у Евгения Евстигнеева. По словам режиссёра, все были прекрасны, но у Евстигнеева профессор получился не только гениальным, но и самым проникновенным. Для консультации актёров на съёмочную площадку пригласили одного из руководителей института эндокринологии и обмена веществ Минздрава СССР.
Исполнителя роли Шарикова искали очень долго. Режиссёр не был до конца доволен ни одним из основных восьми кандидатов, среди которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков, но тут ему принесли фотографию актёра алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова. Фамилия актёра никому ничего не говорила, но его пригласили на пробы, где он с блеском отыграл сцену с ужином в профессорском доме и был утверждён. Интересно, что в то же время он получил роль Шарикова и в постановке своего театра.
Владимир Бортко «привёл» в фильм персонажей и других булгаковских произведений. Профессор Персиков, осматривающий Шарика — герой повести «Роковые яйца», прорицательница из цирка — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна», сцена столоверчения взята из рассказа «Спиритический сеанс», эпизод про сестёр-близняшек Клару и Розу — из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Собаку Шарика сыграл милицейский пес Карай, которого выбрали среди двадцати претендентов. Для того, чтобы ухоженному псу придать бродячий вид, шерсть обмазали желатином и нарисовали на боку ожог. «Собачье сердце» стало для собаки дебютом, но Карай оказался талантливым актёром и ещё не раз появлялся на экранах.
После премьеры на режиссёра обрушились критики. Он вспоминает, что в газетах не скупились на слова: «Там было написано примерно следующее: „Такого дерьма, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. Но я всё-таки уцелел». Вопреки критикам, через два года после выхода фильма Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию… Кстати, Владимир Бортко снялся в эпизоде фильма — он играет прохожего в Обуховском переулке, опровергающего слухи о марсианах.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+6
обожаю и фильм и книгу!
- ↓
+4
Прочитал книгу два раза, а сколько пересматривал фильм затрудняюсь сказать, просто два шедевра.
- ↓
+8
Гениальный фильм. Материал для фильма шикарный и во время.
- ↓
-11
Фильм снят на высшем уровне, спора нет. Но тот смысл, что в него заложен… Что бы делал Преображенский, если тот же Швондер не занимался обеспечением дома теплом, водой? А отношение к людям? Преображенский — белая кость, а остальные могут гнить на улице? Или может он лечит тех, у кого ничего нет? Жалуется, что у него украли галоши, а сам соучаствует в ограблении бОльшего числа народа? Как будет ходить сия «величина» по городу, если такие как Шариков не будут заниматься отловом бродячих животных? Евстигнеев сыграл блестяще, но сыграл он крайне гнусного персонажа.
- ↓
+6
А до Швондера вода как то поступала, нет? Если до Швондера все работало, то какой смысл в в таких швондерах? лишнее звено я думаю…
- ↑
- ↓
+2
До Швондера электричество тухло один раз, если я не ошибаюсь, а описываемые времена два раза в месяц. Думаю, тоже самое было с отоплением и водопроводом.
- ↑
- ↓
-1
В таком случае зачем вашему дому ДЭЗ? Управляющая компания, по-современному. В Союзе же все работало. Тем не менее, если у вас пропадет вода в кране или свет отключат — вы будете звонить именно в диспетчерскую этого ДЭЗа. К тем, кто сегодня пришел на смену тогдашним швондерам. В ваших силах отказаться от «лишнего звена» современных коммунальщиков. Будет даже интересно, сколько вы протяните без этого))). Не в обиду сказано)).
- ↑
- ↓
+4
У нас в доме нет ни ДЭЗа ни ЖЭКа. Кооперативный дом, есть председатель и фсе. Чего дармоедов кормить то? Каждый живущий для дома что то полезное делает. Мне не в лом убрать снег или подмести двор.
- ↑
- ↓
-1
Вы представляете себе Преображенского с лопатой или метлой?)))) А текущим ремонтом кто у вас занимается? Председатель на «общественных началах»?
- ↑
- ↓
-3
«Что бы делал Преображенский, если тот же Швондер не занимался обеспечением дома теплом, водой?»
Думаю, тепло и вода поступали в дом вопреки «стараниям» Швондера и только благодаря кочегарам и водоканальщикам.
- ↑
- ↓
+3
Смешно). По-вашему кочегары и водоканальщики работаю за «спасибо», сами себе покупают инструмент, сами строят кочегарки и водопроводы, а кирпич и трубы им падают с неба, с неба же и уголь падает и вода, прямо в трубы. Заодно они на столько дисциплинированны, что днем и ночью думают о работе, а не о «поллитре» под столом. Вы действительно настолько наивны и настолько неграмотны, что бы не знать о наличии технологического процесса отапливания и о принципах его обеспечении? И о том, что как раз такие как Швондер и обеспечивают выполнение подобных процессов?
- ↑
- ↓
-3
Не благодаря Швондерам, а вопреки.
- ↑
- ↓
0
Еще у таких как Вы в чести понятие, что и в Великой Отечественной войне победили «вопреки»
- ↑
- ↓
-1
Понятно… Что ж, с приверженцами секты «Свидетелей Гнусности Коммунизма» я предпочитаю не дискутировать. Всего доброго.
- ↑
- ↓
+4
Браво, товарищ Швондер 2!!!
- ↑
- ↓
+4
Все Преображенские в конце концов были уничтожены, выселены и репрессированы, а мы потомки Швондеров, и вот Вам результат!
- ↑
- ↓
-1
Если Вы ощущаете себя потомком Швондера, то это ваша проблема. По-моему большинство людей, чувствуют кровное родство совсем с другими персонажами. А родня Швондеров, это троцкисты недорезанные, усилиями которых мы похоронили великую страну.
- ↑
- ↓
+4
Во-первых не все, а лишь малая часть. Во-вторых это помогло два раза отстроить страну, поднять её на небывалую высоту, выиграть тяжелейшую войну, дать возможность проявить себя гигантскому количеству людей в искусстве, спорте, науке ( у которых при «преображенских» не было бы и шанса, «в печь эту книгу, Зина, в печь!» ), достичь ряда побед, которые уже вошли в историю. Получается, что «потомки Швондера» более приличные и талантливые люди, чем потомки сноба «Преображенского». Это отличный результат!
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
+2
Благодарю! Ваш набор антисоветских тезисов так же остался без изменений. Мои поздравления).
- ↑
- ↓
0
Булгаков в Преображенском подразумевал Ленина, который разбудил Шарикова, но справиться с ним уже практически не может. Тот же сюжет и в «Роковых яйцах».
- ↑
- ↓
0
Что подразумевал Булгаков — вопрос дискуссионный. Фильм мне изначально нравился. Но что-то в нем было… Некий «душок». Потом мне попалось вот это: www.youtube.com/watch?v=Lh7MeIu26Gg. Вынужден согласиться с Жуковым полностью.
- ↑
- ↓
-4
Посмотрел начало вашего ролика и бросил, дальше смотреть не стал. Какие-то два чудака на букву М несут околесицу, при этом любуясь на себя таких невероятно умных. И что с того?
Булгаков, как живой свидетель эпохи показал, что такое новая власть с точки зрения русской интеллигенции, про которую Ленин (тоже своего рода Шариков) говорил, что ее надо всю ликвидировать.
- ↑
- ↓
+2
Ссылку я давал прежде всего для Сергея. Судя по его прежним постам, он человек не «зашоренный». То есть, ролик предназначен не для людей, обожающих бесконечно размазывать «сопли» по «России, которую мы потеряли». А более адекватных. Таких, который отстояли эту новую власть сначала в Гражданскую, потом в Великую Отечественную. Они тоже живые свидетели, и их, в отличии от Булгакова, миллионы. И Ленин никогда не говорил такой чуши по интеллигенцию. Он говорил, что она «не мозг нации, а скорее ее… выделение». Единственное, с чем соглашусь, так это с тем, что некий снобизм у авторов ролика присутствует. Но не более, чем у Преображенского.
- ↑
- ↓
+3
У меня мама — одноклассница Игоря Толоконникова. Рассказывала, что он со школьной скамьи болел театром.
- ↓
+6
Толоконникова звали Владимиром
- ↑
- ↓
+1
Извините, я уже не помню — все ее рассказы, но фотографию этого выпускного класса могу предоставить
- ↑
- ↓
+3
Да, фильм отличный, благодаря кастингу и режиссуре. Особенно люблю кадр, в котором Шариков говорит: «Вчера котов душили — душили, душили — душили, душили — душили!»
- ↓
+2
«А я ещё водочки выпью!» :))
Гениально сыграно.
- ↑
- ↓
0
Среди кандидатов на роль Шарикова был и Владимир Стеклов, игравший эту роль в театре.
- ↓
+7
Этот фильм можно смело отнести к разряду шедевров!
- ↓
+7
У Толоконникова была своя харизма. Видел я его выступление в комедии «Шум за сценой». Мастер настоящий, не за деньги, талант и работа.
- ↓
+9
Спасибо за пост)))) С другим составом актёров мы этот фильм и не мыслим. Это кино — лучшая экранизация Булгакова. Актёры оставили свой след на планете. Спасибо им. Мы будем смотреть этот фильм всегда)))))
- ↓