11 любопытных фактов о фильме «Бриллиантовая рука»

Почему Андрей Миронов не ладил с Нонной Мордюковой, что означает «березина команит» и какой финал должен был быть у фильма?


Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить…
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.


Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…



Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую актёр недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промашки на съемочной площадке.

Иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово «мордюк» было посвящено Нонне Мордюковой, «березина команит» — супруге Каневского Анне Березиной.

Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Валентина Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссёра и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Валентины. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.


Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча не найдется ли «огоньку». После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино.

Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось несколько часов сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и экспрессивно крикнул: «Идиот!». Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра и он решил вставить эпизод в картину.

В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.



У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берет мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки — финал он изменил. Кстати, крюк подъемного крана в финальной сцене ударил актёра по-настоящему — Никулин не ожидал, что его опустят до конца. Этого не было в сценарии, но эпизод оставили.

Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики… Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только «Пираты Х Х века» и «Москва слезам не верит».
« Как угнавшие самолёт студенты вернулись в СССР
Такого волка из «Ну, погоди!» вы еще не видели! »
  • +178

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Удивил рейтинг, ладно оскароносная «москва слезам...», но для её просмотра нужен определенный настрой, «руку» можно смотреть и в хорошем и в плохом настроении. Сильно поразила победа подросткового боевика «Пираты ».
+4
  • avatar
  • avkal
Критика Гайдаю помогла. Что для простого зрителя фраза: «Тайно посещает синагогу»? Ее бы просто не поняли и не восприняли, а вот то, что у мужа появилась любовница понятна всем. Да и Светличная была к месту, и песня «Слова любви вы говорили мне». Это вообще одна из лучших сцен фильма. А все остальное сотни раз было по телевизору, так что ничего нового я для себя не узнал.
+1
Гайдай и Гайдар, кто из них приобрёл настоящую народную славу?!
+1
Кроме близкого созвучия фамилий — Вы ничего не поняли и не почувствовали? Не надо ёрничать!
+4
Вы ошиблись. Никто, никогда их не сравнивал. «Где имение, а где вода?»
+6
Мордюкова в фильме говорит: «Тайно посещает любовницу», а в оригинале было «Тайно посещает синагогу». Потом переозвучили.
-1
Всем рекомендую прочитать Ф. Раззакова( 6 томов про советское кино). Очень способствует.
+17
Все фильмы Гайдая-это летопись советской комедии-«За спичками»,«Иван Васильевич»,«12 стульев»,«Операция Ы».«Пес Барбос» и др… Смотришь их, и отдыхаешь, расслабляешся, без напряга, по сотому разу, и не надоедает, а большинство реплик из этих фильмов разбежались на цитаты, которые всем понятны, и тоже вызывают улыбки, и ведь актеры как здорово подобраны, замени Никулина на Папанова или Хазанова, и фильм уже не тот, как гайдаевский Гомиашвили и захаровский Миронов в «12 стульях», хотя кому что нравится.
0
Удивительное свойство кинокомедий Гайдая — действительно — знаешь наизусть и сюжет и все реплики, а смотришь — как будто снова в первый раз. Правда, все это о фильмах до перестройки, пока не началась деградация величайшего таланта…
-3
«за спичками»- заумь, претендующая на «философское осмысление жизни». Это- не комедия.
0
Тоже не любил этот фильм, но когда во время поездки по Финляндии экскурсовод в автобусе показал нам «За спичками», просто полюбил эту комедию, насколько она пришлась кстати и после этого стал смотреть ее с удовольствием и дома.
+16
Спасибо за пост)))))) Этот фильм — переживёт века))))))). Вот ещё бы некоему михалкову задуматься о своей псевдогениальностии о том, куда ёкнулись бюджетные деньги на его фуфельные псевдошедевры(((((
+13
Не Валентина, а Виктория Островская. Она, кстати училась в театральном на одном курсе с Адой Роговцевой. С такой фактурой, которой её наградил Бог, могла сделать блестящую карьеру, но не сложилось… Просто представьте себе как должны были атаковать исполнительницу такой роли в кавказском городе, при наличии такой фактурной внешности. Диспетчером в автобазе она долго работала.
+15
Смотрел фильм много раз.Ещё бы раз посмотрел.Просто великолепен!
+2
а читал здесь о нём несравненно больше, правда?))