Появившись на прилавках магазинов осенью 1976 года, эта пластинка Давида Тухманова мгновенно стала настоящей бомбой, отзвуки разрыва которой слышны до сих пор.
Она поражала уже обложкой — разноцветной, с нарисованными таинственными фигурами, совсем не похожей на стандартные конверты для грампластинок тех лет. Но главное было в песнях, совершенно новых для советской эстрады: стихи Волошина и Верлена, Гёте и Гильена, положенные на сложные мелодии, звучащие под арт-роковые гитары и электронику в исполнении молодых, мало кому известных музыкантов.
Песни, студия, подбор музыкантов, оформление диска — всем этим Тухманов и его жена Татьяна Сашко занимались сами. Обложку создал Александр Шварц («Наша работа шла так: Тухманов приглашал меня домой, играл мелодии, я стоял у рояля, слушал, а дома отрисовывал идеи, на которые меня эта музыка вдохновляла.… Тухманов стремился к совершенству в музыке, а я решил отобразить совершенство человеческого духа»).
Давид Тухманов и Татьяна Сашко
Тухманов впоследствии признавался, что был уверен: эта музыка слишком сложна, чтобы стать популярной. Однако альбом сразу стал культовым в СССР (и не только). Молодые, малоизвестные на момент выхода альбома исполнители: Мехрдад Бади, Сергей Беликов, Игорь Иванов, Александр Барыкин (тогда ещё Бырыкин), Владислав Андрианов, Людмила Барыкина получили всесоюзную известность. Имена ещё двух исполнителей — Наталии Шнайдерман (в замужестве Капустиной), исполнившей песню «Из Сафо», и Александра Лермана, спевшего «Сердце моё, сердце», не персонифицировались в связи с их эмиграцией из СССР.
На пластинке были в основном переводы стихов, но Тухманов решил использовать и цитаты на языке оригинала, — по словам самого композитора, "… намекая на то, что поэзия-то, в принципе, непереводима..." Татьяна Сашко говорила, что суть проекта — «подать классическую поэзию в современной музыкальной обработке».
Певцов Тухманов искал, когда песни уже были сделаны. Искал, исходя из того, чей голос, тембр всего ближе подходил к его собственному слышанию. «Работал устный телеграф, мы узнавали, что есть такой музыкант, такой певец, вот ребята из Риги, вот из Москвы… Люди играли в ансамблях при ДК, в ресторанах… Может, они были не слишком опытны, но внутренне готовы, чтобы это исполнять».
Практически все музыканты оценили альбом «По волне моей памяти» как революцию в современной им (прежде всего советской) популярной музыке. Тухманов определял жанр альбома как арт-рок.
Диск «По волне моей памяти», выпущенный в ЧССР фирмой «Супрафон» (1978).
Давайте послушаем ещё раз этот потрясающий альбом...
Последние комментарии
Это самый потрясающий диск, когда-либо записанный советскими музыкантами. Однозначно.
Хотелось верить, что такая музыка открыла новые горизонты и направления, но я наверное, что то пропустил. Но потрясение осталось.
В студенческом общежитии образца 1976 года это был самый играемый советский диск. Кто умел управлять гитарой, нещадно исполняли песни с диска. Я тогда учился в Новосибирском НЭТИ. Согласен, это лучший советский диск времен СССР.