Как отдыхали советские дети летом

Особенность советского времени – даже если у ребенка не было бабушки с собственным «домиком в деревне», на природу он все равно попадал. Практически всегда у родителей находились родственники или знакомые, готовые взять ребенка на каникулы. Но к такому отдыху нужно было еще подготовиться.


Круговорот дефицита в природе

В пору тотального дефицита ребенка собирали долго и тщательно: вместе с ним в поездку отправлялся целый багаж, в котором непременно были «городские гостинцы». В зависимости от возможностей семьи это могла быть обычная вареная колбаса или редкая в те годы – копченая, сгущенка, шоколадные конфеты, гречневая крупа, кофе, сахар и многое-многое другое.
Все объяснялось просто – в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. Ну а ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.
В то же время сельские магазины иногда радовали горожан невиданным импортным изобилием: рядом с ситцевыми халатами или ватниками там можно было обнаружить, например, импортные джинсы или фирменные кроссовки. Причем даже маленьких, детских размеров, что было по тем временам исключительной редкостью. Так что совсем нередко городские дети, через которых родители передавали деревенской родне некоторую сумму денег, оказывались к концу лета экипированными на зависть городским ровесникам.

«Как поработаешь, так и полопаешь»

Эта грубоватая, но верная народная поговорка как нельзя лучше отражала положение дел на селе эпохи СССР. В пору, когда обычные сосиски и сыр в деревне считались деликатесом, за которым нужно было ехать в Москву, народ выходил из положения как мог. Многие деревенские жители держали немаленькое натуральное хозяйство, разводили уток, кур, кроликов, свиней или коз, обязательно «сажали огород», и, конечно же, картошку, причем – помногу и впрок. Городских ребятишек быстро приставляли к делу: им выделяли свой участок работы (например, прополка огорода и сбор колорадских жуков с листьев картофеля), и дети играючи усваивали навыки работы на земле. Некоторые за лето овладевали и совсем уж невиданными для горожан навыками: учились доить корову или колоть дрова.
Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья и кустарники – на радость детворе. Миска парного молока с собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета.
«Летом я гуляю, летом я пляшу, в деревне отдыхаю, в школу не хожу». Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: там была работа, и кипела жизнь. Соответственно, и детей рождалось немало. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками.
Контроль со стороны взрослых практически полностью отсутствовал, но особенно хулиганистых мальчишек чья-нибудь бабушка могла при случае «отходить» пучком крапивы.
Настоящим приключением были и походы в лес за ягодами и грибами, рыбалка, выезды «в ночное» – все это учило городских детей взаимодействию с живой природой, ориентированию на местности и многим другим полезным вещам.
Еще дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо всем известного «ручейка», «казаков-разбойников» или салочек, они учились играть в лапту, «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих мальчишек и девчонок.


«У нас в деревне сегодня хит-парад!»

«Культурный досуг» села эпохи СССР был уникальным явлением с неповторимой спецификой. Ребята постарше и подростки из города обязательно включались в него с головой. По сути развлечений было два: кино и танцы по выходным. Фильмы, как правило, крутили в местном клубе, и ребятня непременно проникала туда даже на вечерние поздние сеансы. Вместо попкорна – кулек семечек в руке, вместо спецэффектов – обрыв пленки. В то время фильмы записывались на бобины, их надо было менять, но киномеханик не всегда успевал сделать это, а то и вовсе путал пленки. Вот тогда в зале начинался ажиотаж, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых.
После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под магнитофонные записи. Вот и весь танцпол. Для детей особым шиком было умудриться «попрыгать на дискаче» вместе со взрослыми, хотя их старались отправить восвояси – и заведующий клубом, и наиболее сознательные жители, а иногда и сам председатель колхоза.
И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» – на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.


В советской деревне было много такого, что современным детям и присниться не может. Например, практически невозможно было позвонить родителям: телефоны были только у «важных людей» (в администрации, у бригадира, и у местного милиционера). Поэтому маленькие горожане писали от руки письма домой и отправляли их по почте. Ключ от дома клали под коврик у входной двери, и, для верности, оставляли записку на самом видном месте: «Ключ под ковриком». Любой приехавший мог найти в деревне приют, и дети видели, как совершенно незнакомого человека пускают на ночлег в избу, стараясь угостить чем-нибудь вкусненьким. Было много хорошего, и много сложностей. Но все- таки, хорошего было больше, и это видели те, кто приезжал к бабушке в деревню.
« Зарождение советского рэкета
Мифы и правда о приказе № 227 »
  • +110

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Да, всё верно, только остаётся добавить. Летние каникулы проводил у бабушки в деревне на Вологодчине. Русская печь ею затапливалась в 5 утра, чтобы наготовить пирогов и вкуснейших каш и топленого молока с запечёной пенкой. На стол выставлялся настоящий самовар из-под кочерги. Деревенские пацаны были покрепче меня городского, но дружили, не обижали, я к ним «подтягивался» физически. Вместе ходили на рыбалку, на заработки в колхозе в сенокос (2.50-3.00 руб. в день). Купил на заработанные велосипед себе сам! По вечерам в клубе фильм (5 коп. детский, 20 коп. взрослый билет). До фильма волейбол, после сдвигались сиденья и под грампластинки танцы и конкурсы-игры. Парни, имеющие мотоциклы (М-105, Восход, Иж) вызывали особое уважение, но вот шлемов выложенных на фото не было. Часто бывал в бывшей церкви в которой ремонтировались трактора. Каждый тракторист меня подсаживал покататься в кабину и называли «механик» в шутку. Хотя были свои сады-огороды, но особое чувство возникало при проникновении ночью в чужой. Ну и много ещё приятных воспоминаний…
+2
Мы, московские дети, всегда ездили в пионерлагеря. Никаких бабушек в деревнях у нас не было. Все тоже жили в Москве. Был в Крюково отличный лагерь «Сантехпроект», в который я ездил три года подряд (1961 — 1963). К сожалению, его закрыли, когда стали строить город — спутник Зеленоград. Кстати, никто не знает, для чего его вообще построили. Если сейчас в Москве столько места, что спокойно можно отселить более 5 тысяч домов, то представьте, сколько пустырей было в начале шестидесятых. На территории тогдашней Москвы можно было построить 5 Зеленоградов. Впечатление такое, что Хрущёв прослышал, что где — то есть города — спутники больших мегаполисов, и решил у нас тоже такой сделать. Вернусь к лагерям. Лучшее впечатление детства — лагерь «Дружба» в Евпатории, 1964 год. Смена — 40 дней, младше одиннадцати лет не берут, а мне как раз одиннадцать. Лето было жаркое в Крыму, вода + 27. Купаться водили по 4 раза в день. Мы имели свои деньги: на трамвай (иногда ездили несколько остановок до моря на трамвае, иногда ходили пешком), а также покупали мороженое и вкусную малиновую газированную воду в автоматах за 5 копеек. А в Москве была только лимонная, но по 3 копейки (я не Карцев, не шучу). У нас был помощник воспитательницы её молодой сын (лет восемнадцати, я думаю). По вечерам перед сном он всегда читал нам Беляева — любимого в те времена писателя мальчишек. Мы узнали об Ариэле, о «Продавце воздуха». Я уже сам до этого читал «Голову профессора Доуэля», «Человека — амфибию» и «Остров погибших кораблей». Как же хорошо нам было с этим, как сейчас говорят, неформальным помощником воспитателя. Кроме лагерей, был с бабушками на даче под Москвой. Три года мы отдыхали на государственной даче в Томилино, за пользование которой отец платил смешно сказать — 120 рублей в год. Там был двухэтажный дом, только на первом этаже которого было 5 комнат, участок 40 соток, на котором было 20 великолепных вишнёвых деревьев, несколько яблонь и множество кустов чёрной смородины и крыжовника. Я помогал маме сажать картошку. Участок был такой величины, что там была у меня футбольная площадка, и ребята (местные и дачники) приходили ко мне играть в футбол. Вот так было в детстве. Увы…
+1
Вот бы так всем!
+3
Было классно!!!
+3
Было очень много работы, очень много игр, не было драк между городскими и деревенскими, не было колорадских жуков, не было слова " дискач". Чтобы что-то взять в магазине без очереди- надо было поработать: хлеб, например, разгрузить. Вот тогда и получишь.
+8
Меня всегда хорошо принимали ребята и девочки в пос.Краснодубровск Завьяловского р-на Алтайского края.Драк никогда не было.Но я научился пропалывать и свеклу, и морковь, и помидоры.Ходил с ребятами и их учителем на поля.Научился отличать их друг от друга.Узнал, чем корова отличается от быка, кто такой бык-производитель, кто такая ярочка, кто такой телок, кто такой теленок, начал отличать сеялку от веялки, плуг от граблей(тракторных или конных) и много-много купались в озере Налимском, иногда даже голышом, если с нами не было девчонок.т.д. и т.п. Изумительное было время!!!
+3
  • avatar
  • alik
Душа ноет читая ваши воспоминания…
+8
А в нашей деревне был леспромхоз. За деревней были посадки молодых деревьев, огороженные жердями от домашнего скота. Когда они подрастали, в тайге на просеках вместо вырубленных деревьев сажали саженцы и ребятня, что постарше, ходила на прополку. Кстати, неплохо зарабатывали.
+9
Завала может и не было, как сейчас, но всё было натуральное. В наше время такое ещё больший дефицит, много просто уже нет!
+7
В нашу деревню в магазин хлеб привозили из соседнего посёлка. Там была своя пекарня. Пекли потрясающей вкусноты хлеб (1 кг. — 26 коп.), батоны с изюмом (25 коп.), пряники и мятные, и шоколадные, и с белой глазурью, и ещё был такой классный напиток — «Крем-Сода» — 25 коп. за 0,5 л. (в бутылке «Чебурашка»), бутылку потом сдавали тут же в обмен на газировку или карамельки. А по деревенским магазинам раньше было очень интересно ездить. Там всякие необычные вещи можно было купить, каких в городских магазинах не было, потому что снабжение было Райпотребсоюзовское. Я как-то сплавлялась на катамаранах с друзьями по Горной Шории. Так там в глухой глухомани были и японские зонтики, и махеровые нитки. Но нам не продали. Потому-что это — «пайщикам» т.е. деревенским. По-нынешнему — акционерам.
+3
  • avatar
  • alik
Не травите душу ностальгией по Советскому деревенскому времени, а то спать не буду.
+11
хорошо отдыхали пионерский лагер и т.д!!!
+12
Если из дома уходили не надолго, например в магазин, вместо замка вставляли палочку, " от скотины". Приходишь, если палочка можно подождать, а если замок, значит до вечера ни кого не будет.
+15
Сосиски в нашей деревне были. Сельпо ломилось от товаров. Детей хватало на несколько волейбольных команд, сделали еще две площадки. В 12 лет управлять ДТ-54 научился сам, глядя как это делается вживую. А деревенские ребята были сильнее своих городских сверстников физически, и знание местности давало им определённые преимущества.
-18
«Сосиски в нашей деревне были. Сельпо ломилось от товаров. „ М-дя… вроде не пацан уже, а врешь как малолеток. :(
-3
ПРОДУБЛИРУЮ: «Сосиски в нашей деревне были. Сельпо ломилось от товаров. „ М-дя… вроде не пацан уже, а врешь как малолеток. :(
+5
А в твоей деревне наверно только и умели что скулить, а не работать, поэтому и сидели что бог пошлёт
-3
Я городской вообще-то. Но во времена вашего детства случалось бывать в деревне «на картошке» студентом. Сельмаг -пустой. Водка (не всегда), папиросы, спички, сигареты Прима, соль сахар, макароны. И никаких сосисок. :)) Я в СССР только одну деревню видел, где всегда в сельмаге были сосиски, колбаса, сыр, сл. масло и прочее. Очень большая деревня, Мацьква называется. В других местах в СССР такого изобилия не было.
Комментарий удалён за нарушение
+8
  • avatar
  • alik
Пословица написанная в статье, правильно звучит так: — КАК ПОТОПАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ. Я сам родился и вырос в деревне и хорошо знаю всю деревенское детство.