Главный магазин страны

В 1917 году для ГУМа наступила чёрная полоса – лавки закрывались, товар и имущество национализировали. Что было дальше?


Таким встретил главный магазин империи новое время. И время это не сулило ему ничего хорошего…
Позади осталась вековая история, и вот в 1917 году наступила чёрная полоса — лавки закрывались одна за другой, товар и имущество национализировали.
И только НЭП немного оживил торговлю, хотя от былого величия и лоска мало чего осталось.
В 30-е годы часть здания уже занимали совконторы, и это было весьма странное соседство. Вспоминаются похождения О.Бендера по сов.учреждениям, разместившимся в старинных особняках и пассажах))


В 1931 году американский фотограф Бренсон Деку среди прочего посетил и ГУМ


Решающим в судьбе ГУМа могло стать принятое в 1935 году Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) постановление о Генеральном плане реконструкции Москвы: предписывалось вдвое расширить Красную площадь, а торговый пассаж, мешающий расширению, снести.

На месте главного магазина страны хотели поставить огромное здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

К счастью этим планам не суждено было сбыться, надвигающаяся война тому причиной, или что то другое, но историческое здание осталось нетронутым, а внутри с небойкой торговлей продолжали уживаться многочисленные конторы и учреждения.
В конце 1940-х годов страна залечивала раны, нанесенные войной, восстанавливала города, заводы, дороги. Казалось, сейчас не до реконструкции Красной площади, не до ГУМа. Но в 1947 году к председателю Комитета по делам архитектуры Г. А. Симонову пригласили Б. М. Иофана, С. Д. Меркурова, А. Г. Мордвинова, В. И. Мухину, Б. Р. Рубаненко, Д. Н. Чечулина, А. В. Щусева и других архитекторов и скульпторов.
По поручению Правительства им было предложено обсудить вопрос об установке на Красной площади памятника в честь Победы в Великой Отечественной войне. ГУМ оказался сооружением, которое этому мешало.
Избавиться от ГУМа предлагали различными способами, но все они оказывались дорогими и сложными. ГУМ пытались спрятать за трибунами и даже за простой стеной, которая отгородила бы его от Красной площади и памятника Победы.
На этот раз смерть Сталина помешала реализоваться этим зловещим планам.
Через несколько месяцев после похорон Сталина правительство приняло решение выселить из ГУМа все учреждения и возобновить там торговлю, поэтому 1953 год считается вторым рождением универмага.

Прежде всего потребовалось реконструировать старое здание. Неудобные, отделенные друг от друга стенами маленькие торговые отделы надо было объединить в просторные светлые помещения. Выполнение этой ответственной задачи было возложено на многочисленную армию архитекторов, художников, каменщиков, штукатуров, плотников, столяров, мраморщиков, электриков, слесарей, маляров. Свыше 200 предприятий Москвы и других городов страны направляли в ГУМ строительные материалы, торговое оборудование, машины, механизмы.












В 1953 году после реконструкции здесь был вновь открыт самый большой в стране универмаг. Наполненный к открытию товарами, он собирал гигантские очереди, которые регулировала милиция. Над стоящими в них посмеивались, называли «гуманистами».
Структура торгового зала универмага представляла собой 11 торговых отделов: текстильные товары, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые товары, посудо-хозяйственные товары, мебель и ковры, меха и головные уборы, канцелярские товары и игрушки, культтовары. Ассортимент представленных в торговом зале товаров насчитывал более 30 тыс. наименований.












В обязательном порядке ГУМ посещали гости столицы, он стал местом паломничества для всех приезжих, успешно конкурируя с мавзолеем.




Иностранные туристы тоже не обходили его стороной, и даже устраивали фотосессии. Как, например, модный Дом Кристиана Диора, модели которого красовались в ГУМе на фоне советских трудящихся в 1959 году.




А это звезда Голливуда Фэй Данауэй со своим бойфрендом…


























Так и пережил ГУМ всю советскую эпоху, переживая взлёты и падения. Выжил.
И хоть сегодня есть множество магазинов и торговых центров многократно превышающих старый магазин по размерам и ассортименту, но всё равно он остаётся Первым…
« Наши любимые актёры в молодости
5 лучших советских фильмов о пролетариях »
  • +97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Мы все воспринимали это место не как магазин-а, как символ СССР. Москвичи, кроме мороженого, ничего там не покупали. (мороженое-20 коп.) Хотя, в городе 19 — с кремовой розочкой-тоже ништяк. Назначал часто свидания «у фонтана». И, кстати, -филиал муз. отдела- на Никольской-супер))))- купил в 84 году «Орфей» за 73 руб. Правда, потом купил " Музиму Классик" за 102 р. Редкий аппарат)))
+3
Отличная статейка! Довелось там побывать в 1983-м году. Интересно, если бы меня тогда сфоткали, то у меня тоже было бы такое же дауновское выражение табла, как у отстальных провинциалов на этих фото?
+5
Что ГУМ, что Детский мир после «модернизации» и продажи в частные руки потеряли своё «лицо» — стали очередными дорогущими комплексами торговли. Даже мороженое не смогли сохранить на том уровне, которое было прежде.
0
Во-во, за мороженное пусть ответят!
+3
Никогда его особо не любил (впрочем как и любой другой универмаг, много суеты и шума), хотя мороженое там получить (поклянчив естественно) — это святое. Заканчивалось обычно тем, что меня с папаней бросали в приметном месте (где нибудь «у фонтана»), и веселье продолжалось раздельно, нам с папаней пиво (ему) и мороженое(мне), мамане — поход по отделам. Впрочем заезхали туда не часто, ибо жили на Люсиновке, т.е рядом с «Даниловским» универмагом, а там ассортимент был не хуже.
+2
Это удивительный материал. Какой роскошный проект! Не то что сборные сетевые ангары, в которых нам втюхивают всякую дребедень.
+3
Материал удивительный! Это НЕЧТО! Класс под каждым фото. А заметили какой везде порядок, как организованна торговля?!
+8
да хороший БЫЛ магазин.
+8
Очень вкусное там было мороженное. Две порции за время похода выклянчивалось из любящих нас родителей. Ну и конечно отдел игрушек требовал особого пацанского внимания.
+12
Как «гость столицы» я приехжал в ГУМ вместе с мамой из Белого городка (около г. Кимры) с начала 70х г.г. Поезд из Углича приходил в 6м часу утра на Савеловский вокзал, открывалось метро и к открытию магазина мы успевали. Сначала шли в сосисочную на 2м этаже, завтракали и пили какао с молоком. Потом мама всегда могла выбрать что то из верхней одежды для себя и меня, обувь как повезёт. Бывало оставляла у фонтана, где я ел вкусный пломбир с хрустящим вафляным стаканчиком. Никуда не девался. Потеряшки всегда к фонтану приходили по объявлению. Продукты на 1м этаже тоже были в сияющих полированых витринах, вкусные пирожные и торты. ГУМ не являлся чем то сверхестественным в системе торговли. ЦУМ на театральной площади тоже посещали. Для нас не москвичей большой магазин был удобен и соответствовал современному (по тем меркам) уровню торговли. Усталось от поездки всегда окупалась нужными покупками. Только отец мой, порадовавшись удочной поездке, снимал ножом кремовую розочку с торта и намазывал на серый поселковый хлеб. Бисквит он считал роскошью и оставлял нам. Так мы и пили чай. Дорогие магазины сейчас для нас мало доступны, да и в Москву больше по делам или в театры приезжаем. И яркими впечатлениями и воспоминаниями детства стали не магазины и корлбасные очереди, а Волга, моторка и земляничные поляны. Но слово Государственный в сочетании «трёх весёлых букв» ГУМ вызывало уважение и благодарность что-ли...:-)
+3
«приехжал» читать конечно приезжал, а шедевральное «вафляным», конечно, вафельным. Вот они издержки печатанья в «прямом зефире» :-)
+6
Сейчас в ГУМе все красиво, но цены!!.. Да и владелец всего этого уникального здания и магазина уже частное лицо, поэтому Государственный Универсальный Магазин только название, а по факту — частная лавочка, но большая и просторная…