Советская мозаика
Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему.
В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства – герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства – герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
Под мозаикой «Вся власть Советам» на самарском Доме профсоюзов открыли ресторан «Конь в пальто», заслонив великолепную мозаику сооружением для распития и прочего отдыха на уровне второго этажа на открытом воздухе…
- ↓
0
Ещё алигархи и депутаты " народные певцы"
- ↓
+1
Спасибо, классно))), но чтот уже такое было…
- ↓
+13
Это было так здорово и красиво. Везде брутальные мужчины, сталевары, пахари, а женщина с ребенком?, как всегда выглядела, сильная, мощная, красота!!! А сейчас что?, кого смотреть, алкаши, наркоманы.
- ↓
+13
потеряно и заменено на рекламные щиты и баннеры ёвр
- ↓
+9
Красиво, черт возьми.
- ↓
+7
Художники-монументалисты творцы этих шедевров сейчас не востребованы. Эпоха не та! Что воспевать им своим трудом?
Да и проще все стало. Закажи рекламный баннер или прообраз будущих отелей-апартаментов ими и занавесят любую недостройку или разруху в городе.
Лично знаком с Валерием и Маргаритой Лаур, художниками-монументалистами воспевшими в своих творениях самый молодой и романтичный в СССР город Усть-Илимск. Громадные, объемные панно из смальты, гранита, алюминия до сих пор олицетворяют общественные места, библиотеки этого славного и вечно молодого города, стройки СЭВ. Одно из их, судя по стилю, произведений представлено и в этой подборке.
Панно, выполненные на объектах великих строек, например ГЭС. срок эксплуатации которых не менее 100 лет, тоже будут вечными.
- ↓
+6
Основу всех этих шедевров, положил Михайло Васильевич Ломоносов,(Полтавская баталия)уже под конец своей жизни!
- ↓
+9
Каждая картинка индивидуальна и сделана в ручную.
- ↓
0
В ручную — вместе пишется! Наречие.
- ↑
- ↓
0
Согласен, бывает.
- ↑
- ↓
+8
очень даже красиво!
- ↓