Самая известная советская бабушка, у которой не было внуков
Свою карьеру она начала в 10, а прославилась только в 50! В 75 – во время съемок она прыгала через забор и каталась на крыше троллейбуса, а в 80 – могла всю ночь провести за картами и вином. Хулиганка, бабушка с удалью сорванца, актриса – Татьяна Ивановна Пельтцер.
ФРАУ ТЕБЛЕР
Как это ни странно, Татьяна Пельтцер не всегда была «всесоюзной бабушкой». На сцену она вышла в 10, а свой первый актерский успех испытала в 11. На сцену ее вывел отец – обрусевший немец Иоганн или Иван Пельтцер, который был довольно известным актером. Отец для Тани стал главным учителем, а сцена – единственным университетом. Из-за частых переездов, гимназию она так и не окончила. Но девушку это не огорчало. Дочь актера, она твердо знала, кем станет в будущем.
Октябрьскую революцию семья Пельтцер приняла с восторгом. В 1920-м Татьяна играла в театре Политуправления. Как-то после спектакля к ней подошел молодой человек с букетом ландышей. Представился: «Ганс Теблер. Немецкий коммунист». Тогда Пельтцер не подозревала, что эта встреча станет началом большого чувства. Через несколько лет она выйдет за Ганса замуж, возьмет фамилию Теблер и уедет в Берлин. Казалось, навсегда.
В Германии Ганс работает главным конструктором завода «Опель». Его друзья, среди которых режиссер Эрвин Пискатор, – в восторге от обаятельной фрау Теблер. Узнав, что она – актриса – Пискатор приглашает Татьяну в свой театр. Теперь у нее есть все: любимый муж, интересная работа, устроенная жизнь. Но ей этого мало. Татьяна то и дело провоцирует Ганса на ревность и добивается своего. В 1931 году Татьяна возвращается в Москву одна и снова становится Пельтцер» Но точка в их отношениях еще не поставлена…
У РАЗБИТОГО КОРЫТА
В 30 лет Татьяна Пельтцер оказалась у «разбитого корыта». Без мужа. Без образования. Без работы. В Москве актрису Пельтцер никто не ждал. С большим трудом она устраивается в труппу театра МГСПС – ныне театр Моссовета. Там ее ждет холодный прием.
«Есть категория артистов, которые играют, как собака в кадре, так, что все вокруг окружающие артисты сразу начинают фальшивить. Все остальные как будто в другой тональности, все будто не совсем так. Вот такая была Пельцер», – говорит кинорежиссер Борис Грачевский.
Из театра Моссовета Пельтцер увольняют с пометкой «профнепригодна». Брат помог Татьяне устроиться машинисткой на автомобильный завод АМО, но стучать целыми днями по клавишам – это не для нее. Печатает она медленно и с ошибками. В 1940 году Пельтцер принимают в труппу Театра Миниатюр. Она много играет, но все это – эпизоды. Пробиться на главные роли не получается.
С началом Второй Мировой всех, кто носит немецкую фамилию, высылают из Москвы. То же самое грозит Пельтцер. Но Борис Андреев, Фаина Раневская, Мария Миронова выбивают для актрисы охранную грамоту. Однако ролей в театре ей теперь не дают. Из-за чего Пельтцер впадает в депрессию.
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
Спасает ее отец. Он буквально за руку приводит дочь в Театр Сатиры, как будто вытаскивает для нее счастливый билет. В 1949 году там ставят «Свадьбу с приданым». Спектакль настолько успешный, что его снимают на пленку и пускают в кинопрокат. Пельтцер, которая играет картежницу Лукерью Похлебкину, в одночасье становится знаменитой. На тот момент актрисе было почти 50!
«У нее вот сошлось так. Что-то случилось. Почему-то вдруг в жизни что-то не пошло. И вдруг в одной точке все сошлось, и произошел взрыв. И дальше уже все, дальше понеслась», – говорит актриса Елена Валюшкина.
Сценарий фильма «Солдат Иван Бровкин» писали уже специально под Пельтцер. После этого фильма ее окрестили «матерью русского солдата». Актриса иронично добавляла: «Мое амплуа – колхозная мамаша». Пельтцер с удовольствием играла бы и более молодых героинь. Но ей раз за разом предлагали роли старух.
«Конек» Пельтцер – не добропорядочные матроны. Каждая ее бабушка – с характером! Старушки Пельтцер прыгают через забор и катаются на крыше троллейбусов. Все эти трюки Татьяна Ивановна проделывала сама, без дублеров. И не видела в этом особого героизма.
ПРИМА С ХАРАКТЕРОМ
В начале 70-х репертуар в театре Сатиры определяли так: ставим одну классическую пьесу, одну – современную и одну – для «старухи». Так, любя, называли в театре Татьяну Ивановну. Однажды на собрании труппы Пельтцер долго распекала актера Бориса Новикова, который любил прийти на репетицию «под шафе». В ответ тот обиженно заявил: «А вы знаете, что вас никто не любит, кроме… советского народа!» Это была правда. Зрители шли в Сатиру специально «на Пельтцер». И хотя на сцену она выходила в окружении знаменитых коллег, все равно только Пельтцер оставалась «гвоздем» спектакля.
Долгие годы ее семьей были отец и брат. Пока были силы, Иван Пельтцер играл в театре. В 1959 году он умер. Своего брата Татьяна похоронила в 76-м. А вскоре после этого, получила известие о смерти Ганса Теблера. Из ее жизни один за другим ушли самые близкие люди. Справиться с этим Пельтцер не смогла. Репетировать с ней становилось все труднее. Пельтцер стала дерганной, нервной. Постоянно спорила и придиралась к коллегам. Больше всего трений возникало у нее с главным режиссером – Валентином Плучеком. Поэтому в 1973 году Татьяна Пельтцер покинула театр, который сделал ее знаменитой, и ушла в Ленком.
«Это было для театральной Москвы просто бум. Факт того, что она сказала все в глаза еще крепкому режиссеру, а потом встала и ушла», – вспоминает Борис Грачевский.
КОРОТКОЕ СЧАСТЬЕ
В 80-е Пельтцер много снимается – в кино, на телевидении. «Откажусь от роли, – говорила она, – меня забудут, и я умру с голоду». Конечно, Татьяна Ивановна лукавила. Ей было важно, кого играть. Пельтцер ревниво оберегала созданный ею образ «счастливой старухи».
К своим 85 годам Татьяна Ивановна живет на полную катушку – много работает, пьет крепчайший кофе, даже позволяет себе алкоголь. Но годы берут свое. Актриса стала терять память. Иногда прямо на сцене она забывает реплики. Публика этого не замечает. Но вечерами с домработницей Татьяна Ивановна штудирует роли. Правда, это уже не помогает…
Марк Захаров понимал: если он не даст ей возможности выходить на сцену – она умрет. Он попросил Григория Горина написать для Пельтцер роль, в которой почти нет слов. Так появилась еврейская старушка Берта из «Поминальной молитвы». Александр Абдулов играл ее сына. Он выводил Пельтцер на сцену как хрупкую фарфоровую статуэтку.
Роль Берты стала для Татьяны Пельтцер последней. Это чувствовали и зрители в зале. Когда Татьяна Ивановна появлялась на сцене, спектакль на несколько минут останавливался. Публика аплодировала великой актрисе.
Народная артистка Татьяна Ивановна Пельтцер умерла летом 92-го. Ей было 88 лет. Народу на ее похоронах было немного. Лето – сезон гастролей. Когда театральный администратор решила купить цветы в палатке, ей их отдали бесплатно. Ведь это – для Татьяны Пельтцер. Отчаянная и веселая, она так любила жизнь! А зрители любят и помнят ее до сих пор.
Как это ни странно, Татьяна Пельтцер не всегда была «всесоюзной бабушкой». На сцену она вышла в 10, а свой первый актерский успех испытала в 11. На сцену ее вывел отец – обрусевший немец Иоганн или Иван Пельтцер, который был довольно известным актером. Отец для Тани стал главным учителем, а сцена – единственным университетом. Из-за частых переездов, гимназию она так и не окончила. Но девушку это не огорчало. Дочь актера, она твердо знала, кем станет в будущем.
Октябрьскую революцию семья Пельтцер приняла с восторгом. В 1920-м Татьяна играла в театре Политуправления. Как-то после спектакля к ней подошел молодой человек с букетом ландышей. Представился: «Ганс Теблер. Немецкий коммунист». Тогда Пельтцер не подозревала, что эта встреча станет началом большого чувства. Через несколько лет она выйдет за Ганса замуж, возьмет фамилию Теблер и уедет в Берлин. Казалось, навсегда.
В Германии Ганс работает главным конструктором завода «Опель». Его друзья, среди которых режиссер Эрвин Пискатор, – в восторге от обаятельной фрау Теблер. Узнав, что она – актриса – Пискатор приглашает Татьяну в свой театр. Теперь у нее есть все: любимый муж, интересная работа, устроенная жизнь. Но ей этого мало. Татьяна то и дело провоцирует Ганса на ревность и добивается своего. В 1931 году Татьяна возвращается в Москву одна и снова становится Пельтцер» Но точка в их отношениях еще не поставлена…
В 30 лет Татьяна Пельтцер оказалась у «разбитого корыта». Без мужа. Без образования. Без работы. В Москве актрису Пельтцер никто не ждал. С большим трудом она устраивается в труппу театра МГСПС – ныне театр Моссовета. Там ее ждет холодный прием.
«Есть категория артистов, которые играют, как собака в кадре, так, что все вокруг окружающие артисты сразу начинают фальшивить. Все остальные как будто в другой тональности, все будто не совсем так. Вот такая была Пельцер», – говорит кинорежиссер Борис Грачевский.
Из театра Моссовета Пельтцер увольняют с пометкой «профнепригодна». Брат помог Татьяне устроиться машинисткой на автомобильный завод АМО, но стучать целыми днями по клавишам – это не для нее. Печатает она медленно и с ошибками. В 1940 году Пельтцер принимают в труппу Театра Миниатюр. Она много играет, но все это – эпизоды. Пробиться на главные роли не получается.
С началом Второй Мировой всех, кто носит немецкую фамилию, высылают из Москвы. То же самое грозит Пельтцер. Но Борис Андреев, Фаина Раневская, Мария Миронова выбивают для актрисы охранную грамоту. Однако ролей в театре ей теперь не дают. Из-за чего Пельтцер впадает в депрессию.
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ
Спасает ее отец. Он буквально за руку приводит дочь в Театр Сатиры, как будто вытаскивает для нее счастливый билет. В 1949 году там ставят «Свадьбу с приданым». Спектакль настолько успешный, что его снимают на пленку и пускают в кинопрокат. Пельтцер, которая играет картежницу Лукерью Похлебкину, в одночасье становится знаменитой. На тот момент актрисе было почти 50!
«У нее вот сошлось так. Что-то случилось. Почему-то вдруг в жизни что-то не пошло. И вдруг в одной точке все сошлось, и произошел взрыв. И дальше уже все, дальше понеслась», – говорит актриса Елена Валюшкина.
Сценарий фильма «Солдат Иван Бровкин» писали уже специально под Пельтцер. После этого фильма ее окрестили «матерью русского солдата». Актриса иронично добавляла: «Мое амплуа – колхозная мамаша». Пельтцер с удовольствием играла бы и более молодых героинь. Но ей раз за разом предлагали роли старух.
«Конек» Пельтцер – не добропорядочные матроны. Каждая ее бабушка – с характером! Старушки Пельтцер прыгают через забор и катаются на крыше троллейбусов. Все эти трюки Татьяна Ивановна проделывала сама, без дублеров. И не видела в этом особого героизма.
ПРИМА С ХАРАКТЕРОМ
В начале 70-х репертуар в театре Сатиры определяли так: ставим одну классическую пьесу, одну – современную и одну – для «старухи». Так, любя, называли в театре Татьяну Ивановну. Однажды на собрании труппы Пельтцер долго распекала актера Бориса Новикова, который любил прийти на репетицию «под шафе». В ответ тот обиженно заявил: «А вы знаете, что вас никто не любит, кроме… советского народа!» Это была правда. Зрители шли в Сатиру специально «на Пельтцер». И хотя на сцену она выходила в окружении знаменитых коллег, все равно только Пельтцер оставалась «гвоздем» спектакля.
Долгие годы ее семьей были отец и брат. Пока были силы, Иван Пельтцер играл в театре. В 1959 году он умер. Своего брата Татьяна похоронила в 76-м. А вскоре после этого, получила известие о смерти Ганса Теблера. Из ее жизни один за другим ушли самые близкие люди. Справиться с этим Пельтцер не смогла. Репетировать с ней становилось все труднее. Пельтцер стала дерганной, нервной. Постоянно спорила и придиралась к коллегам. Больше всего трений возникало у нее с главным режиссером – Валентином Плучеком. Поэтому в 1973 году Татьяна Пельтцер покинула театр, который сделал ее знаменитой, и ушла в Ленком.
«Это было для театральной Москвы просто бум. Факт того, что она сказала все в глаза еще крепкому режиссеру, а потом встала и ушла», – вспоминает Борис Грачевский.
КОРОТКОЕ СЧАСТЬЕ
В 80-е Пельтцер много снимается – в кино, на телевидении. «Откажусь от роли, – говорила она, – меня забудут, и я умру с голоду». Конечно, Татьяна Ивановна лукавила. Ей было важно, кого играть. Пельтцер ревниво оберегала созданный ею образ «счастливой старухи».
К своим 85 годам Татьяна Ивановна живет на полную катушку – много работает, пьет крепчайший кофе, даже позволяет себе алкоголь. Но годы берут свое. Актриса стала терять память. Иногда прямо на сцене она забывает реплики. Публика этого не замечает. Но вечерами с домработницей Татьяна Ивановна штудирует роли. Правда, это уже не помогает…
Марк Захаров понимал: если он не даст ей возможности выходить на сцену – она умрет. Он попросил Григория Горина написать для Пельтцер роль, в которой почти нет слов. Так появилась еврейская старушка Берта из «Поминальной молитвы». Александр Абдулов играл ее сына. Он выводил Пельтцер на сцену как хрупкую фарфоровую статуэтку.
Роль Берты стала для Татьяны Пельтцер последней. Это чувствовали и зрители в зале. Когда Татьяна Ивановна появлялась на сцене, спектакль на несколько минут останавливался. Публика аплодировала великой актрисе.
Народная артистка Татьяна Ивановна Пельтцер умерла летом 92-го. Ей было 88 лет. Народу на ее похоронах было немного. Лето – сезон гастролей. Когда театральный администратор решила купить цветы в палатке, ей их отдали бесплатно. Ведь это – для Татьяны Пельтцер. Отчаянная и веселая, она так любила жизнь! А зрители любят и помнят ее до сих пор.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+22
Великая, гениальная актриса! Сегодня таких уже почти не осталось!!! Царствие небесное и Вечная память!
- ↓
+12
Бегу миленький бегу маленький!
- ↓
+26
В Советском Союзе были только такие артисты. Не то, что нынешнее племя…
- ↓
+9
, то есть племя ширпотреба.
- ↑
- ↓
0
Не совсем. Ширя племпотреба :)
- ↑
- ↓
+24
Великолепная актриса была)))… вечная память.
- ↓