Как снимали «Начальник Чукотки»
Пятьдесят лет назад, в апреле 1967 года, на экраны страны вышел фильм Виталия Мельникова «Начальник Чукотки». Это едва ли не единственная революционная комедия в советском кино, которую благосклонно приняла цензура, и даже директор «Ленфильма» с улыбкой отметил, что авторы к юбилею Октября сняли «сплошной анекдот»…
Этот фильм снимался к пятидесятилетию Октябрьской революции.
И если бы у создателей «Начальника Чукотки» напрочь отсутствовало чувство юмора, то сегодня о нем, как и о большинстве идеологических лент, мало кто вспомнил. Но эту картину смотрят и любят уже больше 45 лет.
Жанр: драма, комедия, приключения
В фильме снимались:
Михаил Кононов, Алексей Грибов, Геннадий Данзанов, Николай Волков (старший), Иосиф Конопацкий, Анатолий Абрамов, Тито Ромалио, Вячеслав Романов, Алексей Кожевников, Сергей Голубев, Николай Кузьмин, Степан Крылов, Константин Адашевский, Михаил Васильев, Анатолий Королькевич, Георгий Куровский, Оскар Линд, Павел Панков, Павел Винник, Александр Захаров, Лим Су
Режиссер: Виталий Мельников
Сценаристы: Владимир Валуцкий, Виктор Рабинович
Оператор: Эдуард Розовский
Композитор: Надежда Симонян
Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
Премьера фильма состоялась: 17 апреля 1967
«Начальник Чукотки» был готов в конце 1966 года, а в двадцатых числах апреля, как раз ко дню рождения исполнителя главной роли Михаила Кононова, вышел на большой экран.
Однажды документалист Виталий Мельников встретился со своим ВГИКовским товарищем Виктором Рабиновичем. Последний показал режиссеру заметку про комиссара Алексея Бычкова, который в начале двадцатых годов первым догадался собирать на Чукотке пошлину с американских коммерсантов, скупающих там пушнину.
Собрав немалую сумму, он из-за появившихся в этом суровом краю белых был вынужден бежать на Аляску. Затем добрался до Калифорнии и вернулся в Советскую Россию, где благополучно отдал деньги властям.
История об отважном красноармейце так понравилась Мельникову и Рабиновичу, что они решили снять по ней фильм. А за помощью в написании сценария обратились к Владимиру Валуцкому, который уже имел опыт работы в художественном кино.
Ко всеобщему удивлению, снимать «Начальника Чукотки» разрешили довольно быстро. Единственную просьбу молодым авторам высказал тогдашний директор киностудии «Ленфильм» Илья Николаевич Киселев: «Ну вы и накрутили в юбилейном фильме к Октябрю. Просто сплошной анекдот… А тут еще и автор Рабинович. Я не антисемит, но лучше возьмите псевдоним».
Так сценарист Виктор Рабинович превратился в сценариста Виктора Викторова.
Еще не вышедший на экраны фильм осудили в магаданском обкоме партии и Северо-Восточном НИИ. Прочитав несколько газетных заметок о снятой картине, они написали гневное письмо авторам фильма, а также всевозможному киношному начальству, что «Начальник Чукотки» искажает историческую правду и принижает роль партии в установлении советской власти на Чукотке. Режиссеру пришлось долго оправдываться.
Долго не могли определиться с исполнителем роли Алексея Бычкова. На пробы выстроилась целая очередь артистов, игравших революционеров-героев или одержимых комиссаров.
Режиссер картины Виталий Мельников мечтал пригласить Михаила Кононова, которого за два года до этого видел в картине «До свидания, мальчики!». Но из-за кандидатуры Михаила Ивановича начались ожесточенные споры.
И тогда Мельников пошел на хитрость: он специально начал затягивать решение с выбором актера.И когда тянуть дольше было нельзя: в картину на подготовительном этапе уже были вложены деньги, то худсовет разрешил делать режиссеру все что угодно, лишь бы он не срывал план съемок.
Чукотку снимали на Кольском полуострове, недалеко от города Апатиты. А вот чукчи были настоящие. Они привезли с собой специально обученных собак и оленей.
Поначалу снимать хотели на Чукотке, но, съездив туда в экспедицию, отказались от этой затеи: уж больно короткое там лето, в течение которого только и можно работать. Поэтому киношники перебрались на Кольский полуостров. Расположились недалеко от города Апатиты Мурманской области. Здесь развернулось настоящее стойбище.
Прилетевшие с Чукотки каюры-погонщики занимались собаками и оленями. А плотники возводили декорации. И все это происходило в жуткий холод. Неудивительно, что оператор картины Эдуард Розовский подхватил воспаление легких, и врачи всерьез опасались за его жизнь.
А актер Михаил Кононов позднее вспоминал, что в мае начал таять снег, поэтому приходилось подниматься все выше и выше в горы. Из-за огромного перепада давления у многих членов группы шла кровь из носа и ушей.
На Дальний Восток лететь было слишком далеко. На других кадрах уже — Крым. Даже из Ленинграда есть несколько планов — проспект Майорова, ныне Вознесенский, превратили в Сан-Франциско.
С Чукотки — только один кадр — с чайками. Дальше снова — Черноморское побережье. Но зритель об этом не догадается. Черно-белая пленка позволяла хитрить.
Нетрудно себе представить, как все обрадовались, когда узнали, что летнюю Чукотку будут снимать в Крыму, под Судаком. Оказалось, что черноморское побережье очень смахивает на суровый край летом.
«Отсняли мы зимний период, оставалось найти летнюю Чукотку, – вспоминает режиссер картины. – Перепробовали разные варианты, и оказалось, что лучше черноморского побережья в районе Судака не найти. Построили точно такое же становище, как и в Апатитах, и приступили к работе». Для съемок пришлось выкрасить скалы в белый цвет…
Пустили льдины из пенопласта, с Чукотки завезли чукчей для массовки, яранги, нарты и собак. В сорокаградусную жару актерам пришлось ходить в шубах. А советские корабли задекорировали под американские суда. На все с любопытством смотрели отдыхающие.
Съемки шли на закрытом ракетном заводе. Массовки не хватало, и дали объявление на радио о том, что всех желающих принять участие в съемках картины «Начальник Чукотки» ждут на съемочной площадке, главное условие – похожесть на чукчу. На следующее утро у ворот военного завода уже стояло три десятка раскосых граждан татарской национальности».
Отдыхающие в то время на черноморском курорте советские граждане были немало удивлены видом пенопластовых льдин, ярангами, нартами, северными оленями и собачьими упряжками. Но больше всего их забавляла массовка чукчей, в 30-градусную жару расхаживавших по пляжу в национальных меховых одеждах.
Виталий Мельников вспоминал:
«Чукотку снимали в Крыму из-за рыбалки. Дело в том, что оператор картины Эдуард Розовский незадолго до «Начальника Чукотки» снимал «Человека-амфибию» и очень хорошо знал крымское побережье. Кроме того, он — страстный рыбак.
Мы с Эдиком много работали в научно-популярном кино, и он, как правило, выбирал объекты, где есть возможность порыбачить. По-моему, из этих низменных побуждений Розовский и начал агитировать меня снимать в Крыму.
Я подумал и согласился: крымское побережье поразительно похоже на чукотское. Но работать пришлось при 30-градусной жаре. Чтобы облегчить страдания актеров, крупные планы снимались так: актер одет в меховую малицу и шапку, а сам в плавках, на ногах тапочки».
«Действие фильма «Начальник Чукотки» продолжается весной и летом, следовательно, наше чукотское стойбище, до сей поры укрытое снегами, должно возникнуть перед зрителем уже в летнем обличье — на фоне сопок и скал, на берегу моря. Как это ни странно, но похожий пейзаж мы обнаружили в Крыму под Судаком.
С Розовским и Марксеном мы днями карабкались по скалам, крейсировали на шлюпке вдоль побережья и, когда наконец обнаружили подходящее, совершенно пустынное место, были схвачены пограничниками и доставлены в штаб какой-то очень секретной ракетной базы. Мы долго оправдывались и объяснялись, пока скучающие ракетчики не согласились нам помочь под большим-большим секретом.
Мы обещали, что сделаем все быстренько и бесшумненько. Ракетчики были люди наивные и надеялись, что немного поразнообразят свою монотонную жизнь. Но жизнь у них началась поистине захватывающая. Сначала под большим секретом прибыли грузовики со стройматериалами и осветительной аппаратурой. А где приборы, там, естественно, и грохочущие передвижные электростанции — лихтвагены.
Потом, «в порядке исключения», плотники построили целое стойбище с чукотскими ярангами, а на следующую ночь на ракетную базу привезли два десятка визжащих лохматых ездовых собак. Собакам в Крыму было жарко, и они выли круглосуточно. Жарко было не только собакам, но и людям.
Актерам и массовке приходилось сниматься в мехах и кухлянках: все-таки лето у нас в картине якобы прохладное, чукотское. Многочасовые съемки под палящим крымским солнцем произвели на пограничников огромное впечатление.
Они увидели собственными глазами, какой ценой достаются метры и секунды кино-зрелища. Они нас зауважали и всячески помогали. Они простили нам даже нечто ужасное.
Наверное, понятно, что желающих сниматься в таких условиях было немного, и однажды по местному радио я услышал такое объявление: «Граждане отдыхающие азиатского облика!
Студия «Ленфильм» приглашает вас на съемки фильма. «Начальник Чукотки». Сбор на семнадцатом километре у ракетной базы».
Такое приглашение сделала на весь Крым милая девочка, помреж Оля. Олю не «привлекли» только потому, что Грибов устроил творческую встречу со всеми местными начальниками. Такова уж неодолимая сила искусства»!
Алексея Грибова на роль коллежского регистратора Тимофея Ивановича Храмова утвердили сразу. А вот за кандидатуру Михаила Кононова режиссеру пришлось побороться.
На апрельской премьере в Доме кино на входе стояли красноармейцы и на штыки нанизывали пригласительные билеты, точнее, мандаты, на которых было написано: «Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!»
Для Виталия Вячеславовича Мельникова до сих пор остается загадкой, как цензоры пропустили «Начальника Чукотки» в прокат и как в 1968 году картина получила премию ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший детский фильм.
Этот фильм снимался к пятидесятилетию Октябрьской революции.
И если бы у создателей «Начальника Чукотки» напрочь отсутствовало чувство юмора, то сегодня о нем, как и о большинстве идеологических лент, мало кто вспомнил. Но эту картину смотрят и любят уже больше 45 лет.
Жанр: драма, комедия, приключения
В фильме снимались:
Михаил Кононов, Алексей Грибов, Геннадий Данзанов, Николай Волков (старший), Иосиф Конопацкий, Анатолий Абрамов, Тито Ромалио, Вячеслав Романов, Алексей Кожевников, Сергей Голубев, Николай Кузьмин, Степан Крылов, Константин Адашевский, Михаил Васильев, Анатолий Королькевич, Георгий Куровский, Оскар Линд, Павел Панков, Павел Винник, Александр Захаров, Лим Су
Режиссер: Виталий Мельников
Сценаристы: Владимир Валуцкий, Виктор Рабинович
Оператор: Эдуард Розовский
Композитор: Надежда Симонян
Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
Премьера фильма состоялась: 17 апреля 1967
«Начальник Чукотки» был готов в конце 1966 года, а в двадцатых числах апреля, как раз ко дню рождения исполнителя главной роли Михаила Кононова, вышел на большой экран.
Однажды документалист Виталий Мельников встретился со своим ВГИКовским товарищем Виктором Рабиновичем. Последний показал режиссеру заметку про комиссара Алексея Бычкова, который в начале двадцатых годов первым догадался собирать на Чукотке пошлину с американских коммерсантов, скупающих там пушнину.
Собрав немалую сумму, он из-за появившихся в этом суровом краю белых был вынужден бежать на Аляску. Затем добрался до Калифорнии и вернулся в Советскую Россию, где благополучно отдал деньги властям.
История об отважном красноармейце так понравилась Мельникову и Рабиновичу, что они решили снять по ней фильм. А за помощью в написании сценария обратились к Владимиру Валуцкому, который уже имел опыт работы в художественном кино.
Ко всеобщему удивлению, снимать «Начальника Чукотки» разрешили довольно быстро. Единственную просьбу молодым авторам высказал тогдашний директор киностудии «Ленфильм» Илья Николаевич Киселев: «Ну вы и накрутили в юбилейном фильме к Октябрю. Просто сплошной анекдот… А тут еще и автор Рабинович. Я не антисемит, но лучше возьмите псевдоним».
Так сценарист Виктор Рабинович превратился в сценариста Виктора Викторова.
Еще не вышедший на экраны фильм осудили в магаданском обкоме партии и Северо-Восточном НИИ. Прочитав несколько газетных заметок о снятой картине, они написали гневное письмо авторам фильма, а также всевозможному киношному начальству, что «Начальник Чукотки» искажает историческую правду и принижает роль партии в установлении советской власти на Чукотке. Режиссеру пришлось долго оправдываться.
Долго не могли определиться с исполнителем роли Алексея Бычкова. На пробы выстроилась целая очередь артистов, игравших революционеров-героев или одержимых комиссаров.
Режиссер картины Виталий Мельников мечтал пригласить Михаила Кононова, которого за два года до этого видел в картине «До свидания, мальчики!». Но из-за кандидатуры Михаила Ивановича начались ожесточенные споры.
И тогда Мельников пошел на хитрость: он специально начал затягивать решение с выбором актера.И когда тянуть дольше было нельзя: в картину на подготовительном этапе уже были вложены деньги, то худсовет разрешил делать режиссеру все что угодно, лишь бы он не срывал план съемок.
Чукотку снимали на Кольском полуострове, недалеко от города Апатиты. А вот чукчи были настоящие. Они привезли с собой специально обученных собак и оленей.
Поначалу снимать хотели на Чукотке, но, съездив туда в экспедицию, отказались от этой затеи: уж больно короткое там лето, в течение которого только и можно работать. Поэтому киношники перебрались на Кольский полуостров. Расположились недалеко от города Апатиты Мурманской области. Здесь развернулось настоящее стойбище.
Прилетевшие с Чукотки каюры-погонщики занимались собаками и оленями. А плотники возводили декорации. И все это происходило в жуткий холод. Неудивительно, что оператор картины Эдуард Розовский подхватил воспаление легких, и врачи всерьез опасались за его жизнь.
А актер Михаил Кононов позднее вспоминал, что в мае начал таять снег, поэтому приходилось подниматься все выше и выше в горы. Из-за огромного перепада давления у многих членов группы шла кровь из носа и ушей.
На Дальний Восток лететь было слишком далеко. На других кадрах уже — Крым. Даже из Ленинграда есть несколько планов — проспект Майорова, ныне Вознесенский, превратили в Сан-Франциско.
С Чукотки — только один кадр — с чайками. Дальше снова — Черноморское побережье. Но зритель об этом не догадается. Черно-белая пленка позволяла хитрить.
Нетрудно себе представить, как все обрадовались, когда узнали, что летнюю Чукотку будут снимать в Крыму, под Судаком. Оказалось, что черноморское побережье очень смахивает на суровый край летом.
«Отсняли мы зимний период, оставалось найти летнюю Чукотку, – вспоминает режиссер картины. – Перепробовали разные варианты, и оказалось, что лучше черноморского побережья в районе Судака не найти. Построили точно такое же становище, как и в Апатитах, и приступили к работе». Для съемок пришлось выкрасить скалы в белый цвет…
Пустили льдины из пенопласта, с Чукотки завезли чукчей для массовки, яранги, нарты и собак. В сорокаградусную жару актерам пришлось ходить в шубах. А советские корабли задекорировали под американские суда. На все с любопытством смотрели отдыхающие.
Съемки шли на закрытом ракетном заводе. Массовки не хватало, и дали объявление на радио о том, что всех желающих принять участие в съемках картины «Начальник Чукотки» ждут на съемочной площадке, главное условие – похожесть на чукчу. На следующее утро у ворот военного завода уже стояло три десятка раскосых граждан татарской национальности».
Отдыхающие в то время на черноморском курорте советские граждане были немало удивлены видом пенопластовых льдин, ярангами, нартами, северными оленями и собачьими упряжками. Но больше всего их забавляла массовка чукчей, в 30-градусную жару расхаживавших по пляжу в национальных меховых одеждах.
Виталий Мельников вспоминал:
«Чукотку снимали в Крыму из-за рыбалки. Дело в том, что оператор картины Эдуард Розовский незадолго до «Начальника Чукотки» снимал «Человека-амфибию» и очень хорошо знал крымское побережье. Кроме того, он — страстный рыбак.
Мы с Эдиком много работали в научно-популярном кино, и он, как правило, выбирал объекты, где есть возможность порыбачить. По-моему, из этих низменных побуждений Розовский и начал агитировать меня снимать в Крыму.
Я подумал и согласился: крымское побережье поразительно похоже на чукотское. Но работать пришлось при 30-градусной жаре. Чтобы облегчить страдания актеров, крупные планы снимались так: актер одет в меховую малицу и шапку, а сам в плавках, на ногах тапочки».
«Действие фильма «Начальник Чукотки» продолжается весной и летом, следовательно, наше чукотское стойбище, до сей поры укрытое снегами, должно возникнуть перед зрителем уже в летнем обличье — на фоне сопок и скал, на берегу моря. Как это ни странно, но похожий пейзаж мы обнаружили в Крыму под Судаком.
С Розовским и Марксеном мы днями карабкались по скалам, крейсировали на шлюпке вдоль побережья и, когда наконец обнаружили подходящее, совершенно пустынное место, были схвачены пограничниками и доставлены в штаб какой-то очень секретной ракетной базы. Мы долго оправдывались и объяснялись, пока скучающие ракетчики не согласились нам помочь под большим-большим секретом.
Мы обещали, что сделаем все быстренько и бесшумненько. Ракетчики были люди наивные и надеялись, что немного поразнообразят свою монотонную жизнь. Но жизнь у них началась поистине захватывающая. Сначала под большим секретом прибыли грузовики со стройматериалами и осветительной аппаратурой. А где приборы, там, естественно, и грохочущие передвижные электростанции — лихтвагены.
Потом, «в порядке исключения», плотники построили целое стойбище с чукотскими ярангами, а на следующую ночь на ракетную базу привезли два десятка визжащих лохматых ездовых собак. Собакам в Крыму было жарко, и они выли круглосуточно. Жарко было не только собакам, но и людям.
Актерам и массовке приходилось сниматься в мехах и кухлянках: все-таки лето у нас в картине якобы прохладное, чукотское. Многочасовые съемки под палящим крымским солнцем произвели на пограничников огромное впечатление.
Они увидели собственными глазами, какой ценой достаются метры и секунды кино-зрелища. Они нас зауважали и всячески помогали. Они простили нам даже нечто ужасное.
Наверное, понятно, что желающих сниматься в таких условиях было немного, и однажды по местному радио я услышал такое объявление: «Граждане отдыхающие азиатского облика!
Студия «Ленфильм» приглашает вас на съемки фильма. «Начальник Чукотки». Сбор на семнадцатом километре у ракетной базы».
Такое приглашение сделала на весь Крым милая девочка, помреж Оля. Олю не «привлекли» только потому, что Грибов устроил творческую встречу со всеми местными начальниками. Такова уж неодолимая сила искусства»!
Алексея Грибова на роль коллежского регистратора Тимофея Ивановича Храмова утвердили сразу. А вот за кандидатуру Михаила Кононова режиссеру пришлось побороться.
На апрельской премьере в Доме кино на входе стояли красноармейцы и на штыки нанизывали пригласительные билеты, точнее, мандаты, на которых было написано: «Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!»
Для Виталия Вячеславовича Мельникова до сих пор остается загадкой, как цензоры пропустили «Начальника Чукотки» в прокат и как в 1968 году картина получила премию ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший детский фильм.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
этот фильм могут снять только наши!
- ↓
+1
После этого поста фильм пересмотрел. И, что удивительно, опять понравился. Бывает же.
- ↓
+4
Один из лучших фильмов нашего кинематографа.
- ↓
+2
Комедия и драма слились воедино, получилось нечто прекрасное абсурдное))) Прекрасный фильм и отличный пост!) А на счет того, что сцены с чукчами снимали в Крыму, узнал впервые...:)))) Спасибо автору!)
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+5
Люди тогда другие были. Настоящие, не фальшивые.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+4
Великолепный фильм, спасибо!
- ↓
+4
Но хуже всего это «перепевки» классических шедевров. Вот и до «Тихого дона» добрались. Будут разбадяживать до консистенции помоев.
- ↓
+3
Можно создать художественный фильм: «Как снимался Начальник Чукотки». Будет успех.
- ↓
+4
С детства очень нравится этот фильм.И сейчас с удовольствием смотрю.Про съёмки в Крыму очень удивился.Раньше был уверен, что и в Америке снимали.
- ↓
+9
Фильм действительно душевный и смешной. Убежденность Кононова в своей наивной простоте просто обезоруживала.
- ↓