Как Пётр Лещенко стал «врагом народа»

«Чубчик», «Капитан», «У самовара я и моя Маша», «Чёрные глаза» — это лишь малая часть нестареющих хитов, которые исполнял легендарный музыкант Пётр Лещенко.
В первой половине XX века легко узнаваемый голос Петра Лещенко звучал в разных уголках мира, причём слушателей не смущало, что артист поёт на незнакомом им языке. Главное — как, он это делает. Мы вспоминаем трагическую жизнь музыканта, которому подпевала вся Европа, но на родине он оказался под запретом…

Из церковного хора на войну

Родился Пётр Лещенко в 1898 году в Херсонской губернии Российской империи, а детство провёл в Кишинёве. Своего родного отца сын бедной крестьянки не знал, зато с отчимом мальчику повезло: Алексей Васильевич был одним из первых, кто разглядел в нём артиста, он же подарил пасынку гитару.
Сам юноша не остался в долгу, он как мог помогал родителям, зарабатывая в церковном хоре. Но уже в 16 лет жизнь Лещенко круто изменилась: из-за возрастной перемены голоса он больше не мог участвовать в хоре. В это же время началась Первая мировая война.
В дневниках Лещенко нет патриотических слов о том, что он хотел сражаться за родину. Юноша отправиться на фронт просто потому, что остался без зарплаты, а «новая работа» чуть не стоила ему жизни.
Уже в конце лета 1917 года прапорщик Лещенко с тяжёлыми ранениями оказался в кишинёвском госпитале. Лечение было долгим, но ещё до конца не поправившийся русский офицер узнал, что теперь он румынский подданный — Бессарабия в 1918 году была объявлена румынской территорией.
Токарь у частного предпринимателя, псаломщик в приютской церкви, регент в церковном хоре на кладбище — и это ещё не полный список профессий, которыми бывшему военному пришлось зарабатывать себе на жизнь. Лишь к концу 1919 года главным заработком прирождённого музыканта стала эстрадная деятельность.

В начале карьеры Лещенко выступал в гитарном дуэте, в составе танцевальной группы «Елизаров», в музыкальном ансамбле «Гусляр». Особенным успехом у зрителей пользовался авторский номер, где он играл на балалайке, затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку».
Несмотря на одобрение публики, свою технику танца Лещенко считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства, где познакомился с латышской танцовщицей Зинаидой Закитт. Они разучили несколько номеров и стали выступать в паре в ресторанах Парижа. Вскоре молодые зарегистрировали свой брак, а уже через год отмечали рождение сына Игоря.
Наконец, в 32-летнем возрасте Лещенко стал выходить на сцену один и сразу обрёл ошеломительный успех. Огромную роль в этом сыграл его новый друг, прославленный композитор Оскар Строк, который умело соединял интонации аргентинского танго с душевными русскими романсами. Он же помог Лещенко записать первые граммофонные пластинки, на которых звучали такие хиты, как «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему».

Сцена вместо службы

Накануне Второй мировой войны гастроли Лещенко по европейским странам проходили с неизменным успехом, а лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери.
На всё, что не было связано с музыкой, у Лещенко времени не оставалось, хотя в годы войны популярного певца подозревали и в сотрудничестве с органами госбезопасности СССР, и с фашистами. На самом же деле, артист всеми способами старался дистанцироваться от политики, а тем более армии — военный трибунал даже судил его «за уклонение от призыва».

В конце 1941 года Лещенко поступило предложение от Одесского оперного театра приехать в город с гастролями, и после долгого согласования румынская сторона дала артисту разрешение посетить город, который к тому времени уже был оккупирован немецко-румынскими войсками.
После знакомых танго, фокстротов, романсов зрительный зал благодарил артиста небывалыми овациями. Однако гастроли в оккупированном городе запомнились Лещенко не столько тёплым приёмом публики, сколько встречей с новой любовью. На одной из репетиций популярный музыкант познакомился со студенткой консерватории Верой Белоусовой, и при очередной встрече сделал ей предложение.
Чтобы жениться во второй раз, Лещенко предстояло ещё развестись с первой супругой, но она устроила мужу «тёплый» приём. Есть версия, что именно первая жена Лещенко после просьбы о разводе способствовала тому, что армия вновь о вспомнила о музыканте, и он получил очередную повестку.

Всеми возможными способами Лещенко старался «откосить» от службы. Он даже решился на операцию по удалению аппендикса, хотя в этом не было никакой необходимости. Артист некоторое время провел в больнице, но окончательно комиссоваться ему так и не удалось. В итоге популярный певец оказался в военной артистической группе 6 дивизии, а после получил распоряжение отправиться в Крым, где продолжил службу заведующим офицерской столовой.
Едва в 1944 году музыкант получил долгожданный отпуск, он отправился к Вере в Одессу, чтобы жениться. А после того, как узнал, что молодую жену вместе с семьёй должны депортировать в Германию, перевёз их в Бухарест.
Известно, что после Победы Лещенко искал любую возможность вернуться в Советский Союз, однако там ему были не рады. Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными.
Сам Сталин говорил о Лещенко, как о «самом пошлом и безыдейном белоэмигрантском кабацком певце, запятнавшем себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Также музыканту ставили в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову.

26 марта 1951 года популярного артиста арестовали прямо во время концерта в румынском Брашове. Молодую супругу Лещенко, которая, как и он, обвинялась в измене родине, осудили на 25 лет, но в 1953 году за отсутствием состава преступления освободили. Много лет спустя она узнала, что Лещенко умер в тюрьме Тыргу-Окна 16 июля 1954 году по неизвестной причине. Местонахождение его могилы неизвестно.
Елена Яковлева
« Рынки Советского Союза: место изобилия!
Самый юный преступник и мерзавец »
  • +93

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Офицер румынской армии. А о его вокальных данных сегодня составить представление очень тяжело, практически невозможно.
-12
Все большевики, начиная с Ленина, сволочи, уничтожившие Великую Россию и всё прекрасное и высокое, чем она была богата!
+3
НЕ довели бы народ господа до того состояния-не было бы и большевиков.Сытая жизнь Европы в настоящее время-результат Вел.Окт.Соц. революции.Господа стали делиться своими сверх. доходами с рабочими и крестьянами.До наших нуворишей это ещё не дошло…
0
Хватит нести чушь.
+11
Я не критик, но одно могу сказать однозначно, Дай бог многим из наших «знаменитостей» типа с. миайлова, я не ошибся, с большой б. писать просто себя не уважать, петь так как пел и каким был ЛЕЩЕНКО!!!
+3
Не писать имя и фамилию с заглавной буквы — значит не уважать русский язык. А вот что значит не писать букву «х» — теряюсь в догадках. Мне тоже не особенно нравится Михайлов, так я просто не особо его слушаю. Всё просто.
+5
А Вы знаете, каким действительно был Лещенко? Здорово. Я тоже не критик, но как по мне — его творчество на любителя. Когда песни Лещенко появились на дисках, я дал их послушать некоторым бывшим поклонникам его творчества. Интересная реакция: «Ну и за что мне это нравилось?» Для них песни Лещенко больше ассоциировались с семейными посиделками, часть воспоминаний о детстве. В свое время эти песни соответствовали запросам потребителей (тем более, что это направление в Союзе с Лещенко и ассоциировалось), сейчас Баскова и «эстрадной камарильи» и сравнивать глупо, другое время.
+7
И, кстати, в Крыму лейтенант румынской армии П. Лещенко довольно активно себя вел — выступал по радио, стихи печатал в оккупационной газете «Голос Крыма». Вот вам и сотрудничество с немецкими пропагандистскими органами.
+10
Иж кого вспомнили! Михайлова, Баскова и пр. «эстрадную камарилью». Талантливым людям на нашу эстраду нет хода, а если и появляются, то «крышуются» и продюсируются теми же матерыми исполнителями. Стихи становятся текстами, а певцы исполнителями текстов, а музыканты аранжировщиками популярных мелодий (воруют или перекладывают на свой лад). Таких талантов как Пётр Лещенко уже мало, к сожалению.
+4
В фильме-сериале о Лещенко на 1м канале показали, конечно, идеализированный киношниками образ, да к тому же с «нквдшным» уклоном согласно современной идеологии. Артист, конечно, своеобразного кабацкого жанра, но талантливый и популярный. Но исполнение песен Стебуновым и Хабенским настолько пошловато и несопоставимо с оригиналом (не русская романтика а голимый современный шансон)! Перевирание фактов. Например у Лещенко был сын, а не дочь. Ресторан «Ольгабер» из Черновцов переместился в Прагу. Такие искажения и вольность сценаристов не удивляют больше, но плюсов российскому кино и не делают.
0
Даа, прочитал статью- ну и вруны на 1-м канале: придумали отца-алкаша, перетасовали время концертной деятельности и т.п.
0
Подскажите, пожалуйста, название фильма, я его как-то пропустила…
0
Художественный фильм делается по мотивам и не требует полной биографической хронологии.
+1
«Пётр Лещенко. Всё, что было…» — восьмисерийный телесериал о жизни и творчестве русского и румынского певца, артиста, ресторатора Петра Лещенко. Из Википедии, только вчера закончился показ
+10
Надо еще снять сериал про Бубу Касторского. Как его преследовал царский режим, как он боролся с царскими деспотами, а потом на Херсонщине с украинскими националистами и просто бандитами, как был тайным агентом ЧК и готовил собственные гастроли по Румынии, Венгрии, Австрии и даже А.Гитлера в подпевки (бэк-вокал) приглашал, но тот был занят написанием книги «Майн кампф», поэтому вежливо отказался. Вообщем много чего еще много снять нашему современному кинематографу, не отягощенному совестью и профессионализмом.
+1
Судьба беспощадно вторглась в жизнь гения
+6
Чем-то он похож на Валерия Ободзинского. Не голосом и манерой пения, конечно. А обстоятельствами жизни. Ну были оба просто певцами, не связывавшими себя с политикой. Вот им петь и все тут. И это была их «классовая позиция»
+3
Слава то его и популярность сомнительная, по мне так, действительно, пел какую то фигню.
+1
Ты хоть что то слышал из его репертуара???? ЧУКЧА!
-5
Не, для уголовников и всякого балыка сойдет!
+2
«для уголовников и всякого балыка сойдет!» — ну значит точно никогда не слышал песен Лещенко.
+6
У Шаляпина было несколько иное мнение. Да и сам Лещенко прекрасно понимал свою манеру — он не строил из себя носителя идей. И это тоже нужно людям
+3
ПОЧЕМУ «ВРАГ НАРОДА» В КАВЫЧКАХ???
+1
Для ОСОБО ОДАРЁННЫХ!!! Потому, что считать его врагом народа без кавычек нет ОСНОВАНИЯ!
0
Нех… было сотрудничать с немецко-фашистскими оккупантами!
-1
Еще пожалели предателя, не расстреляли, а посадили. А теперь невинную овечку из него делают.
+2
А читать внимательно бывает?