«Несоветская» жизнь поэта Евтушенко
1 апреля на 85-м году жизни скончался писатель, ярчайший представитель поэтической оттепели 1950-70-хх годов Евгений Евтушенко…
«Поэт в России больше, чем поэт» — так звучало творческое кредо Евгения Евтушенко, писателя, который в 1960-е годы считался едва ли не самым знаменитым человеком в СССР.
Великий шестидесятник стал настоящим кумиром для нескольких поколений нашей страны, однако свою жизнь Евтушенко закончил в США, куда переехал жить в начале 90-х. Мы вспоминаем путь великого автора, которого часто называли эпатажным, дерзким, несоветским.
Евтушенко рос в семье, где регулярно проводились творческие вечера, поэтому уже в шесть лет он взялся за сочинение собственных стихов, ощущая себя настоящим Поэтом.
«В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...», — говорил Евтушенко о своём детстве. На книжной полке мальчика стояли совсем не детские авторы: Дюма, Сервантес, Флобер, Боккаччо, Уэллс. Вместе с отцом поэтом-любителем он посещал вечера поэзии в МГУ и занимался в поэтической студии Дома пионеров. А своё первое стихотворение увидел напечатанным в газете, когда ему было всего 17 лет.
Потом был Литературный институт имени Горького, куда Евтушенко взяли даже без аттестата зрелости, а вскоре он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП (беспрецедентный для того времени случай).
Начало творчества Евтушенко совпало с хрущёвской оттепелью, его свежие стихи оказались созвучны позитивным настроениям молодёжи. Успеху талантливого автора способствовали и артистичность, и особая манера чтения стихов — среди поэтов он стал одним из первых выходить на эстраду.
С эстрад, газетных и журнальных страниц звучал молодой и жизнеутверждающий голос нового автора, который уже было невозможно остановить. А писателям старшего поколения оставалось лишь разводить руками: «Как же так, мы выстрадали, а он высказывает; поэты всех времён и народов писали стихи о смерти и жизни, а он — о жизни...».
Я разный — я натруженный и праздный.
Я целе — и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось.
Он действительно был «разным», «неудобным», «несовместимым» и никогда не шёл на компромиссы даже с самим собой. «И говорить, хоть три минуты правду. Хоть три минуты- пусть потом убьют» — ещё одно кредо Евтушенко. Неудивительно, что из заветного литинститута его очень быстро отчислили за «дисциплинарные высказывания» (на самом же деле причиной была поддержка опального романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»). Однако даже после отчисления эпатажный, дерзкий автор продолжал участвовать в различных акциях протеста и был оппозиционен власти.
Евтушенко не ограничивался безобидной лирикой. Его поэма «Братская ГЭС», стихи «Наследники Сталина», «Правда», «Утренний народ» наделали в СССР много шума. Настоящий же скандал разразился в 1963 году, когда Никита Хрущёв узнал, что поэт отдал свою автобиографию для публикации во Франции. Очень скоро СМИ разразились гневными статьями о «политической инфантильности» поэта, а в Союзе писателей неблагонадёжный автор стал изгоем.
Потеряла Россия
в России
Россию.
Она ищет себя,
как иголку в стогу,
как слепая старуха,
бессмысленно руки раскинув,
с причитаньями ищет
буренку свою на лугу.
Пройдут годы, и опального автора изберут секретарём Союза писателей СССР. Но в начале 90-х, когда падёт «железный занавес», он уедет жить и работать в США, где ему всегда были рады.
В США Евтушенко не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Но самое главное, великий шестидесятник никогда не забывал о своих читателях на родине:
«Не могу быть писателем-надомником, люблю видеть лица своих читателей, где бы я ни был. Из России я уезжаю помолодевшим».
Несмотря на то, что последние годы Евтушенко жил в США, он просил похоронить его в подмосковном Переделкине рядом с Борисом Пастернаком. Об этом шестидесятник в последний раз напомнил своему старому другу Михаилу Моргулису 29 марта — всего за три дня до остановки сердца…
«Поэт в России больше, чем поэт» — так звучало творческое кредо Евгения Евтушенко, писателя, который в 1960-е годы считался едва ли не самым знаменитым человеком в СССР.
Великий шестидесятник стал настоящим кумиром для нескольких поколений нашей страны, однако свою жизнь Евтушенко закончил в США, куда переехал жить в начале 90-х. Мы вспоминаем путь великого автора, которого часто называли эпатажным, дерзким, несоветским.
Евтушенко рос в семье, где регулярно проводились творческие вечера, поэтому уже в шесть лет он взялся за сочинение собственных стихов, ощущая себя настоящим Поэтом.
«В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...», — говорил Евтушенко о своём детстве. На книжной полке мальчика стояли совсем не детские авторы: Дюма, Сервантес, Флобер, Боккаччо, Уэллс. Вместе с отцом поэтом-любителем он посещал вечера поэзии в МГУ и занимался в поэтической студии Дома пионеров. А своё первое стихотворение увидел напечатанным в газете, когда ему было всего 17 лет.
Потом был Литературный институт имени Горького, куда Евтушенко взяли даже без аттестата зрелости, а вскоре он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП (беспрецедентный для того времени случай).
Начало творчества Евтушенко совпало с хрущёвской оттепелью, его свежие стихи оказались созвучны позитивным настроениям молодёжи. Успеху талантливого автора способствовали и артистичность, и особая манера чтения стихов — среди поэтов он стал одним из первых выходить на эстраду.
С эстрад, газетных и журнальных страниц звучал молодой и жизнеутверждающий голос нового автора, который уже было невозможно остановить. А писателям старшего поколения оставалось лишь разводить руками: «Как же так, мы выстрадали, а он высказывает; поэты всех времён и народов писали стихи о смерти и жизни, а он — о жизни...».
Я разный — я натруженный и праздный.
Я целе — и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось.
Он действительно был «разным», «неудобным», «несовместимым» и никогда не шёл на компромиссы даже с самим собой. «И говорить, хоть три минуты правду. Хоть три минуты- пусть потом убьют» — ещё одно кредо Евтушенко. Неудивительно, что из заветного литинститута его очень быстро отчислили за «дисциплинарные высказывания» (на самом же деле причиной была поддержка опального романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»). Однако даже после отчисления эпатажный, дерзкий автор продолжал участвовать в различных акциях протеста и был оппозиционен власти.
Евтушенко не ограничивался безобидной лирикой. Его поэма «Братская ГЭС», стихи «Наследники Сталина», «Правда», «Утренний народ» наделали в СССР много шума. Настоящий же скандал разразился в 1963 году, когда Никита Хрущёв узнал, что поэт отдал свою автобиографию для публикации во Франции. Очень скоро СМИ разразились гневными статьями о «политической инфантильности» поэта, а в Союзе писателей неблагонадёжный автор стал изгоем.
Потеряла Россия
в России
Россию.
Она ищет себя,
как иголку в стогу,
как слепая старуха,
бессмысленно руки раскинув,
с причитаньями ищет
буренку свою на лугу.
Пройдут годы, и опального автора изберут секретарём Союза писателей СССР. Но в начале 90-х, когда падёт «железный занавес», он уедет жить и работать в США, где ему всегда были рады.
В США Евтушенко не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Но самое главное, великий шестидесятник никогда не забывал о своих читателях на родине:
«Не могу быть писателем-надомником, люблю видеть лица своих читателей, где бы я ни был. Из России я уезжаю помолодевшим».
Несмотря на то, что последние годы Евтушенко жил в США, он просил похоронить его в подмосковном Переделкине рядом с Борисом Пастернаком. Об этом шестидесятник в последний раз напомнил своему старому другу Михаилу Моргулису 29 марта — всего за три дня до остановки сердца…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
-3
Прошёлся по жизни, круша и ломая, и вновь создавая для тех кто ушёл, для тех кто живёт, для тех, кто придёт. Помеченный Богом, он песни исполнил, душу всю растратив, взлетел в небеса.
- ↓
+5
Не являясь любителем поэзии вообще или творчества Е.Евтушенко, в частности, думаю, что каждый советский человек и даже молодежь слышали песни на его стихи в культовых фильмах типа «Ирония..» или «Служебный роман». Ну а «Хотят ли русские войны» знает полмира. Мне лично он запомнится честным, достойным человеком, искренним в своем творчестве.
- ↓
+2
все правилно о покойниках плохо не говорят но в России прывыкли рассуждать Ленина. Сталина и даже своих отцов не зная что былобы без прошлого я не понимаю людей которые винует своих отцов и дедов при этом ничего не делая для нынешной жизни все таки мы люди мы обьязаны оставлять после себя нашим детям условия для нормальной жизни!!!
- ↑
- ↓
+4
О покойнике или хорошо, или ничего. Для тех, кто интересуется — почитайте Вадима Кожина. Где-то в «Наследниках Победы» он о покойном пару абзацев написал
- ↓
+6
О покойниках или хорошо, или ничего кроме правды!
- ↑
- ↓
+1
Спасибо, что не стали повторять расхожую, но не соответствующую первоисточнику, фразу! Всегда «забывают» окончание фразы — «или ничего, кроме ПРАВДЫ»… Правда не всегда бывает удобной…
- ↑
- ↓
+4
У адвоката своя «правда» у прокурора своя. И был ли прав Евтушенко или нет сложный вопрос. Ушел человек эпохи, история уходит с такими людьми.
- ↓
+2
все правильно о покониках плохо не говорять а на самом деле в России уже прывыкли рассуждать дело Ленина.
- ↑
- ↓
+11
Талантлив был и харизматичен, умел «зажечь» массы, спору нет. Но всегда был политическим коньюнктурщиком, жил то не так, как писал. Ну да ладно… мир праху.
- ↓
-3
Великий поэт советской России. Не зашоренный «общепринятым» мнением из телеящика, видел жизнь сам во всех ее проявлениях. Абсолютно свободный в общении с народом, он про себя говорил: «Я-сибирской породы!». На разных перепутьях встречались с ним. Помню его яркое выступление в Осетровском речном порту, что на сибирской реке Лене. В разгар навигации руководство порта остановило работы и многотысячный коллектив со светлыми лицами слушал его, затаив дыхание. На деревянной эстакаде стоял высокий, худощавый парень с волевым лицом, в яркой рубашке, джинсах и советских кедах. Стоял, будто шквал ветра, постоянно бил ему в лицо, скрестив за спиной руки. Чем-то он напомнил кинообраз Маяковского и ритм чтения был похож. Не смотря на те непростые людские судьбы людей «на северах», где «спецконтингент» а каждом шагу, толпа была монолитна и после десятка стихов, люди расходились, обсуждая, как после вспышки метеорита в небесах, озаренные. А план наверстали, простоев не было, шли миллионы тонн генгруза в алмазоносную Якутию. Сохранились фото тех лет и пересматривая, сравнил Евтушенко с Дин Ридом, который также просто, взобравшись на крышу вагона на БАМе было дело, пел свои песни под гитару.
Сейчас таких цельных и волевых натур уже и не найти. Измельчали людишки, поэтишки, певуны.
А то, что он не воспринял распад СССР и уехал передавать свое видение американцам, не предав своих идеалов, это его выбор.
* Спецконтингент тех времен на Севере — это люди «сиделые на зоне», поселенцы-аварийщики, уголовники, недавно ставшие бесконвойными. Та эпоха ушла…
- ↓
+1
Гангнус — Дин Рид? ну-ну, повеселили!))
- ↑
- ↓
+5
Неоднозначная фигура- сколько людей -столько и мнений,,,,,,,,,,,,,,,
- ↓
+9
Все эти знаменитости так страдающие за Россию благоденствуют за бугром: Зыкина, сын М.Хрущёва и др. и этот страдалец всю жизнь работающий только на себя! Говорил правду, да кому нужна была его правда, у нас много правд: и Сахарова и Навального и ЕБНа и птенцов его гнезда и др. «штрадальцев» за народ!
- ↓
-1
«По утрам, надев часы не забудь надеть трусы и майку красной полосы»- это для кого? Никогда не нравился. Были и есть поэты гораздо талантливее! Это моё мнение и я никому его не навязываю!
- ↓
+2
Строки, вами цитируемые принадлежат А. Вознесенскому. Вы большой знаток поэзии, по-видимому.
- ↑
- ↓
+2
Какая разница где поэт жил и умер. В Америке, Твери или Торжке. Он Всю жизнь барахтался в море жизни, писал стихи, противоречил эпохе и самому себе. Родины не предавал. Графоманом не слыл. за мелкие и средние грехи осудят друзья или прокурор, а за большие пусть время или бог судят. У поэта не обязательно должно быть кредо-он голос эпохи и событий, человек в единстве со своим талантом, а не плакат или лозунг.
- ↓