Фарцовщики: как это было
Союз практически не вёл торговли товарами широкого потребления с западными странами, в результате чего советские граждане были лишены возможности купить товары производства мировых брендов. При этом было немало людей, которые хотели одеваться модно и стильно, и свободную нишу рынка заняли фарцовщики.
Итак — под катом рассказ о фарцовке и фарцовщиках.
Для начала несколько слов о социально-экономической ситуации в СССР в те годы. Эпоха фарцовщиков началась примерно с 1957 года, после проведения в Москве Фестиваля молодёжи и студентов, и продлилась более 30-лет, практически до последних дней существования СССР.
Почему вообще появились фарцовщики? СССР практически не вёл торговли товарами широкого потребления с западными странами (только продавал туда нефть), в результате чего советские граждане были лишены возможности купить товары производства мировых брендов, это касалось практически всего — от жевательной резинки до автомобилей. Аналогичные товары, производимые в самом СССР (если они вообще были), не отличались изяществом и по всем статьям проигрывали западной продукции. При этом в Союзе было немало людей, которые хотели одеваться модно и стильно, и свободную нишу рынка заняли фарцовщики.
Фарцовщики разными путями добывали товары западного производства, после чего продавали их советским гражданам. Практически у всех фарцовщиков был свой круг покупателей, состоящий из «стиляг и хиппи», ну или просто из тех, кто хотел себе купить что-то модное и интересное.
В позднем СССР среди «торговой фарцы» российского Приморья была также популярна различная японско-корейская аудиотехника, которую моряки массово выменивали в портовых городах на указанные выше советские товары, а еще часть «западной» продукции везли с собой возвращающиеся из Афганистана — там «дефицит» для последующей перепродажи в Союзе покупали на рынках-дуканах либо просто везли отбитое «на караванах» у моджахедов.
У фарцовщиков существовал собственный интересный сленг, который частично родился в довоенной Одессе (с развитой приморской торговлей и контрабандой), а затем также частично перешел в сленг «братков» из девяностых — к примеру, названия валюты «капуста» и «грины» пошли именно от фарцовщиков.
Ещё из интересных слов — «шузы» (обувь), «лопатник» (пошло от ленингранских фарцовщиков, часто общавшихся с финнами, «lompakko» по-фински это «кошелек»), «фирма́» (предметы фарцовки), «самострок» (подделка под фирму). Был и определенный кодекс чести — «впарить самострок» или сделать слишком большую наценку для постоянного клиента считалось неэтичным, но такие вещи вполне допускались со случайными разовыми покупателями.
Торговля, предпринимательство, бизнес и любые другие деловые инициативы были в СССР монополизированы государством, люди были лишены права заниматься чем-то по-своему выбору, а частная инициатива наказывалась. Не стали исключением и фарцовщики — советская пропаганда старалась всячески очернить фарцовщиков в стиле «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!»
Пойманным фарцовщикам давали тюремные сроки «за спекуляцию» (слово-то какое!) — что, впрочем, не сильно останавливало сам процесс фарцовки, просто риски закладывались в конечную цену товара, увеличивая её для конечного потребителя.
В самом конце 1980-х годов, в последние годы существования СССР люди получили возможность выезжать за границу в «шоп-туры», и фарцовка стала сходить на нет — все те же вещи, что продавали фарцовщики, стали массово появляться на вещевых рынках и в кооперативных магазинах. А после 1991 года фарцовка исчезла вовсе, так как в ней пропала рыночная потребность.
Кто такие фарцовщики?
В СССР так называли продавцов различных товаров западного производства, которые попадали к фарцовщикам по разным каналам. Продавали, главным образом, обувь и одежду, но также были популярны оригинальные пластинки с записями западных ансамблей, сигареты, сувениры, украшения, жевательная резинка и даже просто пакеты с логотипами (особенно ценился пакет «Marlboro»).Итак — под катом рассказ о фарцовке и фарцовщиках.
Для начала несколько слов о социально-экономической ситуации в СССР в те годы. Эпоха фарцовщиков началась примерно с 1957 года, после проведения в Москве Фестиваля молодёжи и студентов, и продлилась более 30-лет, практически до последних дней существования СССР.
Почему вообще появились фарцовщики? СССР практически не вёл торговли товарами широкого потребления с западными странами (только продавал туда нефть), в результате чего советские граждане были лишены возможности купить товары производства мировых брендов, это касалось практически всего — от жевательной резинки до автомобилей. Аналогичные товары, производимые в самом СССР (если они вообще были), не отличались изяществом и по всем статьям проигрывали западной продукции. При этом в Союзе было немало людей, которые хотели одеваться модно и стильно, и свободную нишу рынка заняли фарцовщики.
Фарцовщики разными путями добывали товары западного производства, после чего продавали их советским гражданам. Практически у всех фарцовщиков был свой круг покупателей, состоящий из «стиляг и хиппи», ну или просто из тех, кто хотел себе купить что-то модное и интересное.
Каким образом добывались товары?
Здесь могли быть разные источники — во первых, это гостиничная и окологостиничная фарцовка, а также фарцовка гидов. Как нетрудно догадаться из названий, в покупке или обмене вещей у иностранцев были плотно задействованы гостиничные сотрудники и гиды. Во вторых — это фарцовка шофёров-дальнобойщиков и фарцовка моряков торгового флота. Первый тип фарцовки был больше развит в крупных городах, вроде Москвы, Ленинграда или Киева, а второй — в приграничных и морских, например во Владивостоке.Какие товары были популярны у фарцовщиков и что они давали иностранцам взамен?
Исключительной популярностью пользовались фирменные джинсы, фирменные туфли (особенно «на манной каше» либо на каблуке), кроссовки («адидас» либо «найк»), любая другая фирменная одежда, украшения, пластинки с музыкой, жевательная резинка. Взамен фарцовщики давали иностранцам красную и черную икру, всякие сувенирные расписные тарелки с хохломой, юбилейные рубли, а также советские водку и коньяк. Ещё у иностранцев большой популярностью пользовались значки с советской либо олимпийской символикой.В позднем СССР среди «торговой фарцы» российского Приморья была также популярна различная японско-корейская аудиотехника, которую моряки массово выменивали в портовых городах на указанные выше советские товары, а еще часть «западной» продукции везли с собой возвращающиеся из Афганистана — там «дефицит» для последующей перепродажи в Союзе покупали на рынках-дуканах либо просто везли отбитое «на караванах» у моджахедов.
У фарцовщиков существовал собственный интересный сленг, который частично родился в довоенной Одессе (с развитой приморской торговлей и контрабандой), а затем также частично перешел в сленг «братков» из девяностых — к примеру, названия валюты «капуста» и «грины» пошли именно от фарцовщиков.
Ещё из интересных слов — «шузы» (обувь), «лопатник» (пошло от ленингранских фарцовщиков, часто общавшихся с финнами, «lompakko» по-фински это «кошелек»), «фирма́» (предметы фарцовки), «самострок» (подделка под фирму). Был и определенный кодекс чести — «впарить самострок» или сделать слишком большую наценку для постоянного клиента считалось неэтичным, но такие вещи вполне допускались со случайными разовыми покупателями.
Торговля, предпринимательство, бизнес и любые другие деловые инициативы были в СССР монополизированы государством, люди были лишены права заниматься чем-то по-своему выбору, а частная инициатива наказывалась. Не стали исключением и фарцовщики — советская пропаганда старалась всячески очернить фарцовщиков в стиле «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!»
Почему так происходило?
С самых первых дней своего существования советская власть упразднила частную собственность и начала формировать класс нищих и зависимых советских людей, все желания и потребности которых должны были контролироваться государством; вне государственной системы вы не должны были иметь средств к существованию. По задумке авторов, в итоге должен было получиться некий «советский народ», который только и занят тем, что думает о строительстве коммунизма, а на насущный быт должен был наплевать. В реальности же советским людям приходилось решать все те же вопросы, что и людям в «капиталистических» странах, просто сделать это было намного сложнее. Так появлялись такие специфически советские вещи, как дефицит, продажа «из-под прилавка для своих» и фарцовка.Пойманным фарцовщикам давали тюремные сроки «за спекуляцию» (слово-то какое!) — что, впрочем, не сильно останавливало сам процесс фарцовки, просто риски закладывались в конечную цену товара, увеличивая её для конечного потребителя.
В самом конце 1980-х годов, в последние годы существования СССР люди получили возможность выезжать за границу в «шоп-туры», и фарцовка стала сходить на нет — все те же вещи, что продавали фарцовщики, стали массово появляться на вещевых рынках и в кооперативных магазинах. А после 1991 года фарцовка исчезла вовсе, так как в ней пропала рыночная потребность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Даааа! Было дело. «Мальвины», дудочки, джинса…
- ↓
+3
Статья бредовая. Сначала озвучил аФтор бредовые постулаты, потом сделал не менее бредовые выводы. «Эллочка — людоедка» писала, что ли?
- ↓
+1
Интересно, почему автор Чубайса не вспомнил?
- ↓
+7
Мда, автор статьи все же явно далек от темы.Это все было, прямо скажем, несколько иначе,,,,,,,,,,,
- ↓
0
Молодым свойственно красиво и удобно одеваться. Это нормально и естественно. Неестественно то, что в сверхдержаве мира какие-то тряпки, обувь, жвачка и пластинки были предметом спекуляции. Кстати, я лично предпочитал кроссовки «Ромика».
- ↓
+11
Много чепухи написано-например про лопатник «произошедший из финского языка»)) автор видимо никогда не читал Гилляров
ского «Москва и москвичи»-о дореволюционной России, а конкретно главы «трактиры» и «хитров рынок»-там «марошник-лопатошник»,«лопата» не раз упоминается.Что до дефицита времен СССР-было такое дело, но в Москве многое можно было купить без фарцы-правда в длинных очередях.Мне мама привозила и костюмчик джинсовый «луи»(не ЛИ!)), и чешскую обувь и даже кроссовки-правда советские, не очень удобные-но ноские, долговечные. А в общем кто хотел(а хотели почти все!)-одевался модно! Мне сын говорит разглядывая мои фотографии-«как модно вы все одеты, и прически у каждого-а мы на школьных фотках в основном в спортивных костюмах-и ребята и девочки!»Дефицит был еще и потому что денежное довольствие выросло-а потратить деньги было мало куда можно.Жилье не продавалось(а зря!)-нужно было всего-лишь встать на очередь и дождаться квартиры-вот и были лишние деньги! А было-бы как сейчас-чтобы заработать на «однушку» пол-жизни на ипотеку горбатиться надо-глядишь денежной массы и поубавилось-бы, перестали-бы жители крупных городов колбаской собачек кормить-глядишь и до деревни колбаса-бы доехала, да и джинсы индийские ценой в сто рублей не только на рынках областных центров продавались-бы, а и в сельпо появились…
- ↑
- ↓
+1
да было… хотели одеваться красиво… но денег то не было у трудового класса… находили выход делали подделку… ателье мастера на все руки шили джинсы… и т д обходились… покупали люди с большой зарплатой… мы шили и дети были модно одеты…
- ↓
+1
По Арбату ходили «утюги» — предлагали советские часы «Командирские» или меняли. Доллар в 1990 году был ещё по 5 рублей. Возле ресторана Прага поляки смогли реализовать чемодан долларов в купюрах по 25 долларов! И брали хорошо! Только в отделении милиции (возле магазина" «Букинист») выяснилось, что подделкой это не является, просто незаконная торговля сувенирами. Ну, нету таких «бумажек» по 25 долларов. А в СССР хорошо брали! :)) Да, много чего было.
- ↓
+6
я училась в москве с 1978-82 годы у нас в основном всё покупали у иностранных студентов они на каникулах ездили в париж и привозили ,, продавали и на эти деньги оочень хорошо жили ,,, у них были и перекупщики наши студенты ,,, так и жили ,,,
- ↓
+13
Ну если вспомнить что даже в фильме Самая обаятельная и привлекательная" героиня И.Муравьевой одевалась как-то раз у фарцовщика (помните фразу: «Полтиник за все — это сколько?50 копеек?» — «Откуда вы ее привезли — с Урала что ли?») то уже в 80-е годы в СССр решили перестать «решительно бороться» с этим делом и более-менее смотрели на фарцовку как на что-то незаконное но допустимое в разумных пределах. Хотя бы потому что это явление хоть как-то покрывало начинающийся дефицит ТНП в т.ч. и качественной одежды.
- ↓
+13
У кого блат в торговле был, тот и раньше красиво жил. Ещё и по госцене покупали. А у кого не было блата -милости просим на барахолку за 2-3 цены берите. Если джинсы в магазине 100 руб., на рынке — 200 руб. В 1981 году матери на заводе за ударный труд выделили индийские джинсы 56 размера. Я их перешила на 46 размер. Самая модная девочка в классе была.
- ↓