Гойко Митичу 76 лет, и он по-прежнему играет индейцев. В 2016 году вышла телеверсия легендарной картины о Виннету, где Митич вновь сыграл вождя апачей.
«Главный советский индеец», как называла его пресса, Митич стал известен в СССР, благодаря своим ролям в «истернах» — фильмах о хороших краснокожих и плохих белых ковбоях, которые снимали в ГДР. «Индейская» серия сделала Митича эталоном физической формы для советских подростков. Мускулистый и подтянутый, он выглядел как культурист еще до того, как в СССР узнали о культуризме.
В 1969 году журнал «Спортивная жизнь России» спросил Митича: «С какой целью вы занимаетесь атлетизмом?». «Занимаюсь, чтобы зритель мне верил, — ответил актер. — Хилому герою, который на экране творит чудеса ловкости, веры нет».
Митич попал в «индейскую серию» в 1966 году. Молодого каскадера, выходца из Югославии, заметил в массовке режиссер Йозеф Мах. Мах работал на «DEFA», главную киностудию в ГДР. Серия фильмов о благородных индейцах была козырем DEFA – ответом Восточного Блока Голливуду.
Голливуд героизировал ковбоев, представлял их бесстрашными покорителями диких земель. В этой трактовке индейцы были дикарями — алчными, подлыми, некрасивыми. В версии DEFA роли поменялись. И теперь уже индейцы стали образцом героизма — прото-коммунистами, борцами за равенство, свободу и землю. В свою очередь, белые ковбои олицетворяли зло – капитализм и его пороки.
Новый жанр назвали «истерн» — в противовес западному «вестерну». Дело пошло весело.
Митич дебютировал в картине «Сыновья Большой Медведицы». В этом фильме индейцы сопротивляются переселению в резервации: белые капиталисты хотят отнять у них землю и развернуть здесь золотодобычу. Митичу досталась главная роль – молодого вождя Токеи-Ито, лидера сопротивленцев.
В Восточном Берлине организовали закрытый показ для верхушки СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии, правила до падения Берлинской стены в ноябре 1989 года), пригласили членов советского посольства. Когда пошли финальные титры, руководство СЕПГ аплодировало стоя.
В одном ГДР картину посмотрели более 10 миллионов человек. Фильм повезли в Югославию, Чехословакию, Венгрию и, наконец, в СССР. Здесь случился настоящий фуррор: люди ходили смотреть «Сыновей Медведицы» десятки раз, зрелище было невиданное.
Успех фильма решил судьбу Гойко Митича. В следующие десять лет DEFA выпускала по одному «истерну» с ним в главной роли. Интересно, что партнерами Митича в этой серии в разное время становились Барбара Брыльска и Дин Рид, американский певец, получивший гражданство ГДР.
«Индейскую серию» с перерывами продолжали вплоть до 1983 года. Финальной точкой стал фильм «Вождь Белое Перо». Эта была все та же старая добрая история о протесте индейцев против переселения в резервации. Картину снимали в Монголии.
В промежутках между ролями вождей Митич играл Спартака, Робина Гуда и советских разведчиков.
ТРЕНИНГ ВОЖДЯ
Все трюки в индейских фильмах Гойко Митич выполнял сам. Он хорошо скакал на лошади, стрелял из лука, бегал и лазал по горам – одним из его хобби был альпинизм. Он говорил, что поддержка хорошей физической формы была прописана в его контракте с DEFA.
«Самым сложным в съемках для меня было курение трубки мира, — признавался актер. – Я не выношу табака».
На экране Митич выглядел настоящим атлетом. Его мускулы заставили тысячи советских граждан взяться за гантели. В 1969 году через журнал «Спортивная жизнь России» актер познакомил советских читателей со своей системой тренинга.
По его словам, он уделял силовой тренировке три дня в неделю – каждый раз по часу или чуть более. Митич занимался по самой простой базовой программе. На каждой тренировке он выполнял подтягивания широким хватом за голову, подтягивания узким хватом к груди, подъемы гантелей на бицепс, жимы и разводки гантелей на плечи, подъемы ног к перекладине на пресс. Иногда тренировку актера дополняли отжимания на брусьях и жимы гантелей лежа.
Каждое упражнение Митич выполнял в 3-4 подходах по 6-8 повторений. Он тренировался чаще всего дома. К силовым тренировкам актер добавлял ежедневную 15-минутную зарядку с гантелями. Он делал подъемы, махи, различные повороты и легкие приседания.
ПИТАНИЕ ВОЖДЯ
Во время съемок Митич отдавал предпочтение белковым продуктам – яйцам, молоку и мясу. Они позволяли набирать мышцы. Для того, чтобы оставаться подтянутым, он избегал мучного. Заменял выпечку и сладости фруктами и фруктовыми соками. Он также ел много овощей.
Мышцы «главного индейца СССР» — результат диеты, подвижного образа жизни и силовых занятий. Гойко Митич не употреблял фармпрепараты и спортивное питание, которое тогда только начало появляться на рынке. При этом он признавался, что мог бы нарастить и больше мускулов, но это «помешает его легкости». «Я понимаю, что с точки зрения атлетических канонов до совершенства мне далеко», — признавался актер.
НАСТОЯЩЕЕ ВОЖДЯ
Гойко Митич живет в Берлине. Он продолжает сниматься и играть на театральной сцене. В декабре 2016 годк немецкое ТВ показало новую версию фильма о вожде апачей Виннету – Митич вновь сыграл одну из главных ролей. Он исполнял также роль индейца в театральной постановке «Полет над гнездом кукушки».
Митич по-прежнему ведет активный образ жизни: он занимается греблей, бегом, ныряет с аквалангом. Из вредных привычек, по его словам, он имеет лишь одну: иногда позволяет выпить себе хорошего красного вина.
Актер рассказывает: в период холодной войны в США «истерны» получили метку «не рекомендованных к просмотру». Однако несколько фильмов с его участием все же попали в Америку. После этого актера пригласили в свою резервацию индейцы-дакота. Они назвали его «своим по духу». Митич уехал из США, глубоко потрясенный жизнью современных краснокожих: «Они бедны, многие страдают алкоголизмом. При этом они не теряют своей философии. Белый человек использует ресурсы земли как захватчик, говорят индейцы. Он качает нефть и воду так, словно других поколений на земле уже не будет».
Последние комментарии
Сколько пацанов подражало ему. Он поистине был кумиром детворы.
Только Виннету здесь не при чём, Гойко Митич был Чингачгук и Ульзана. А в роли Виннету снимался француз Пьер Брис, он недавно умер, за 80 ему было…
Точно, белые ковбои захватили всею Америку и построили концлагеря для индейцев. И результат мы видим и сейчас. Америка — мировой жандарм, сосущий золото из всех стран…
Мы вырастали на этих фильмах… «Белые волки», «Чингачгук – Большой Змей», «Виннету – сын Инчу-Чуна», «Виннету вождь апачей», «Аппачи», «Золото Апачей», «След Сокола», «Сокровища серебрянного озера», «Золото Маккены», «Вождь белое перо», «Оцеола», «Ульзана», «Братья по крови», возможно кто то дополнит этот перечень… С каким удовольствием мы их смотрели, какие очереди были в кассах, и как мы их пересказывали друг другу, повторяя отдельные сцены!!! :))) Класс!!!
Вот, что значит спорт!!! Он в свои 76 выглядит лучше, чем я в 60!!))
Вообще-то «истернами называли советские фильмы, использующие приёмы вестерна, где действие происходит во время гражданской войны и после неё, часто в Средней Азии во время борьбы с басмачеством. Немецкие вестерны производства и ГДР, и ФРГ, называли „штрудель-вестернами“, по аналогии с итальянскими „спагетти-вестернами“. Были на наших экранах и румынские вестерны, для которых не было придумано своего названия — »Пророк, золото и трансильванцы", «Актриса и трансильванцы» (оригинальное название «Актриса, доллары и трансильванцы»), «Трансильванцы на Диком Западе» (оригинальное название «Младенец, нефть и трансильванцы»). Были ещё вестерны производства ГДР, где Гойко Митич не участвовал — «Союз племени ирокезов» и «Аткинс». Гойко Митич снялся ещё в приключенческом телефильме «Охотники в прериях Мексики» (не знаю, шёл ли он у нас в советский период, но в Интернете есть с переводом).
У меня был в детстве друг, он бредил этими фильмами, хотел даже сбежать в Америку чтобы проучить «негодяев»
Герой детства, плохиши на вроде Бешина должны сдохнуть)))
Фильмы про индейцев воспитывали нас в духе справедливости и сопротивления злу. Луки и стрелы, резиновые стреляющие «шпонками» винтовки, велосипеды-мустанги, бахрома со скатертей, боевая раскраска и клич атаки. В большом дефиците были вороньи перья, если с голубиными и куриными еще туда-сюда, то с вороньими было тяжело.
Классный артист)