«Стекляшка» посреди Кремля

17 октября 1961 г., очередной, XXII съезд партии открылся в новом Дворце съездов. Последнее по времени сооружение Московского Кремля на долгие годы стало символом зрелого социализма и образцом для бесчисленных подражаний. За что в СССР любили и ненавидели Дворец съездов…


Стеклянный параллелепипед, устремлённый ввысь десятками стройных пилонов, был клонирован на сотни обкомов, горкомов и райкомов и так в конце концов намозолил глаза, что стал восприниматься чуть ли не как монстр современной архитектуры.


Советский народ, которому с трибуны этого дворца было обещано, что через двадцать лет мы будем жить при коммунизме, быстро невзлюбил кремлёвскую «стекляшку». То ли потому, что она погребла под своим фундаментом несколько прекрасных исторических сооружений, то ли оттого, что само слово «съезд» ассоциировалось с тем, что бесконечно далеко от народа.

«Съезд всё съест»

Так звучала популярная в те годы зубоскальная прибаутка. В самом деле, всего через два года после XXII съезда случился такой неурожай зерна, что хлеб стали развозить по дворам и продавать строго по одной буханке на семью.
А восхитительные буфеты банкетного зала во Дворце съездов ломились от экзотической снеди. Растерянный провинциал, купивший билет на «Лебединое озеро», в перерыве между актами не знал, что предпочесть: канапе с ломтиком брауншвейгской колбаски или анчоус в винном соусе.


Не любили Дворец съездов ещё и потому, что с него началась вторая атака партийной элиты на историческую Москву. Первая, ударившая в 30-е годы под руководством Кагановича, разорвала паутину московских переулков прямыми и напористыми, как партийный вождь столицы, магистралями, застроенными в стиле сталинского ампира.
Во главе второй атаки оказался народный архитектор СССР Михаил Посохин. Дворец съездов был его первой карьерной ласточкой. Вслед за ним знаменитую Собачью площадку раздавил проспект Калинина (нынешний Новый Арбат), которому народ дал прозвище «вставная челюсть Москвы», а унылым высоткам по нечётной стороне — «Мишкины книжки».

Такой же массовой нелюбовью пользовались и другие постройки М. В. Посохина: здание СЭВ на проспекте Калинина, спорткомплекс «Олимпийский», новое здание Министерства обороны на Арбатской площади. Наверное, потому, что столь далёкие от народных представлений о прекрасном сооружения мог придумать только народный архитектор СССР.

Амброзия и нектар

Во Дворец съездов часто ходили специально, чтобы краешком глаза взглянуть, как живут «они». Мне довелось попасть в главную «стекляшку» страны в 1967 г. на премьеру оперы Вано Мурадели «Октябрь». Оперу слушал вполуха и забыл навеки, зато буфет и туалет произвели неизгладимое впечатление. Об оживших чудесах, будто выскочивших из «Книги о вкусной и здоровой пище» — кулинарной библии сталинской эпохи, лучше перед обедом не вспоминать.

А туалеты Дворца съездов, уверен, лишь из-за чёрной зависти иностранцев не вошли в список новых семи чудес света. Писсуары и унитазы сияли такой ослепительной белизной, что сделать в них то, что намеревался минутой раньше, казалось непростительным кощунством. Амброзия и нектар, витавшие в атмосфере съездовских туалетов, заставляли забыть о музыкальной муре, конъюнктурно сочинённой к 50-летию Октября. Кажется, в зрительный зал после антракта я так и не вернулся.
Банкетный зал Дворца съездов по праву заслужил славу главного очага гедонизма в СССР. Вряд ли где ещё простому человеку, ставшему на один вечер гостем Кремля, доводилось так славно выпить и закусить, как в этом залитом светом просторном зале. А уж что здесь творилось в дни главных форумов партии, можно было лишь догадываться. В элитную клинику, где я начал работать после института, не раз привозили в дни работы XXV съезда КПСС депутатов, дожравшихся в несравненном дворцовом буфете до хирургических проблем желудочно-кишечного тракта.
Кто-то из идейно-эстетических наследников Посохина продавил решение о присвоении Дворцу съездов статуса памятника истории и культуры России. Но примечательно, что ЮНЕСКО, в котором, к счастью, не так много сторонников народного архитектора СССР, не включило стекляшку в зону памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Кремле и на Красной площади.

«Само по себе сооружение по качеству архитектуры, если абстрагироваться от его местоположения, может быть, не так уж и плохо, — считает историк архитектуры Алексей Клименко. — Вертикальные пилоны придают ему стройность и внушительный облик главного общественного здания страны. Не в Кремле, а где-нибудь в другом месте этот дворец даже мог бы стать украшением города. А главное — тогда его строительство не было бы связано с гибелью нескольких прекрасных исторических памятников, стоявших на этом месте.
Ухудшило облик здания то, что Хрущёв, ознакомившись с уже готовым и утверждённым проектом дворца, возразил архитектору Посохину: а где же мы будем отмечать знаменательные даты? И заставил нарастить сверху банкетный зал, изменивший не в лучшую сторону пропорции сооружения. Но самый большой вред Кремлю Дворец съездов нанёс даже не столько своим обликом, сколько эффектом плотины, возникшим из-за котлована, вырытого на глубину девяти этажей.

Прежде воды реки Неглинки, протекающей под западной стеной Кремля, фильтровались земляной массой Боровицкого холма и уходили в Москву-реку. После того как в холм врезалась гигантская бетонная масса фундамента, этим водам не осталось ничего другого, как обтекать препятствие слева и справа. Образовались две подземные реки, подмывающие фундаменты всех кремлёвских соборов и колокольни Ивана Великого.
По стенам древних памятников поползли трещины. Пришлось срочно укреплять фундаменты закачкой жидкого стекла. В итоге возведение нового дворца обошлось в такую астрономическую сумму, какую, знай заранее, с какими проблемами придётся столкнуться, не утвердил бы никто».
« История советской тушенки
Одиночество победителя »
  • +87

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
Я попал во Дворец в 1966 году и тоже был потрясён(термина «шокирован» тогда в обиходе не было).Там тогда был какой-то концерт, не запомнил точно, но зато запомнил, как в антракте отец повёл меня в буфет и купил кофе и целую горку бутербродов с красной и чёрной икрой.
+3
Кто о чём, а некоторые только о колбасе…
+2
А я попала в удивительный эксперимент тогда — в буфете были накрыты столы и можно было сначала съесть, а потом заплатить. И это для обычных зрителей Лебединого озера. Никогда больше такого не встречала там — видимо съели больше на несколько лет…
+4
«За что в СССР любили и ненавидели Дворец съездов…» — не встречал ни одного человека, который бы любил или ненавидел это здание. Всем нас***ь. У них своя жизнь, у нас своя, нашему брату там делать нечего.
-2
Вот и сиди в своей помойке и не высовывайся, так лучше будет
+1
«Вот и сиди в своей помойке и не высовывайся, так лучше будет»--- ты забыл добавить ЗАМКАДЫШ, модное сейчас словечко у москвичей.
+2
Хамишь, парниша!
+1
  • avatar
  • gpi65
Я конечно извиняюсь, но КГ/АМ
+4
На самом деле самая большая нелюбовь была у учёных-историков, ведь мало того, что при строительстве снесли исторические здания, так ещё из-за спешки, чтобы успеть к открытию съезда, не позволили по правилам провести раскопки Боровицкого холма, и была во-многом утрачена история Москвы. Я не знаю, сколько лет «Дяде Толе» и где он жил? Про деревню промолчу. Сам всю жизнь прожил в Москве, и помню, как в конце 1963 года появились очереди в булочных, к вечеру хлеб кончался, в белый хлеб стали домешивать кукурузную муку. Ограничили число продаваемого хлеба в одни руки, объясняя это тем, что сельские жители Подмосковья кормят им скотину. А в 1964 году я в составе студенческого стройотряда был в Оренбургской области, так там в сельском магазине ничего кроме водки и рыбных консервов купить было нельзя. Никакого масла (даже постного), маргарина. Нас спасало то, что хлеб, молоко и говядину нам привозил колхоз, где мы работали. А вот готовить приходилось на говяжьем жире. С тех пор я этот жир не переношу. Когда мы уезжали домой, нам в качестве «премии» выдали по два килограмма ржаной муки (правда мать её выбросила, так как мука оказалась с червями). А буфет во Дворце Съездов был действительно очень хорош, поэтому многие старались взять билеты на балкон, чтобы в перерыве сразу очутиться в банкетном зале.
+5
Я уже писал что только тупорылый Хрущ мог догадаться воткнуть серое железобетонное здание внутри исторического ансамбля Кремля. Хорошо хоть еще один архитектурный монстр -гостиницу «Россия»- снесли около Кремля. Не согласен с автором по реконструкции 30-х годов. Во-первых, при чем тут Каганович? Автором идеи и Главным Архитектором был Сталин. Зато сейчас облик Москвы определяют именно те улицы, здания, парки, станции метро, которые были заложены в 30-50-е годы, что еще раз подтверждает неординарность и глубокую осведомленность во многих областях И.В.С. Почему-то это нещадно критикуется нашими современными «политолагами». Видимо быть невеждой сейчас очень круто.
+2
«Я уже писал что только тупорылый Хрущ...» — это ты тупорылый, а не Хрущ. Хрущ сделал очень много полезного. Например он увидел в США сборные дома из железобетонных панелей, отлитых на специальном заводе, и внедрил этот опыт в СССР. А ещё он первый из руководителей СССР начал массовое строительство жилья для населения, до него этого не было вообще. Столовые и магазины самообслуживания тоже он привил на советскую почву. Если все его заслуги перечислять, страницы не хватит, поэтому ограничусь вышесказанным.
+2
Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.[10] Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ. И при чём тут Хрущёв?
+1
ПРи том, что это во времена Хрущева стали по всем городам России строить Домостроительные Комбинаты и заводы ЖБИ. А потом из изготовленных там деталей собирать серийные дома-пятиэтажки, которые сейчас презрительно именуются хрущебами. Почему-то девятиэтажные железобетонные бараки («гостиничного» типа), которые начали строить во времеа Брежнева никто сейчас Брежнёбами не называет. Обидно за Никиту, он первый из всех генсеков начал массовое серийное строительство жилья для населения, а его заслуги забыты, и всякое быдло его теперь хает почём зря.
0
Но наш прогресс все движется вперед, и если кто-нибудь когда-нибудь помрет, на то она история, та самая, которая ни слова, ни полслова не соврет
+1
Хорошо, а при чём, тогда его поездка в америку? И, если вы невнимательно читали «Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.» При Сталине, а не при хрущёве. Он только продолжил начатое дело. Не более того.
0
  • avatar
  • coxs
Не хрущ начал строить жильё, необходимость заставила. Идея приписанная ему в заслуги, не его идея. Второй Сталин, который действительно вникал во всё сам, из него никакой. А все действительно его идеи, были ущербны и для людей, и для страны в целом. Поэтому он и у власти долго не продержался.
0
Поучи своего отца нормальных детей делать.
0
Как принято говорить, аналогичный случай был с нашей коровой в Бердичеве. Пригласительный билет на концерт по случаю какой-то даты получил отец моего приятеля.После посещения буфета мы в зал тоже не вернулись. Скукота и пафос были нестерпимы. В те времена неотразимого качества туалеты были в музее им. Пушкина. а вот туалет на Красной площади был настолько ужасен, что я называла его главной уборной страны.
+4
Хлеб по дворам не развозили, а вот по талонам точно продавали. Сама пережила. И хлеб, и стиральный порошок, и водку, и табачные изделия…
0
  • avatar
  • coxs
Потому что Хрущёв руководитель был никакой, самодур. И продержался эти десять лет, только за счёт заделов Сталинского времени и настойчивых грамотных людей в окружении.
0
Да, если бы, не Анастас Иванович, непонятно, как бы история повернулась
+1
Хлеб по талонам? Разве что в войну. Перебои с хлебом были, по буханке в руки был (а не буханку на семью), качество порой близкое к плинтусу было. А вот талонов на хлеб не было. Чтобмы избавить вас от необходимости писать про «зажравшихся москвичей, партхозактив, подпольных миллионеров» и т.д, сообщаю, что семья, в которой я родился, жила в маленьком заволжском городке, отец — рабочий на заводе, мать — учительница. Водка по талонам стала при Горбачёве, тогда же и порошок с мылом.
-1
Это в годы «незабвенной перестройки», а автор повествует о начале 60-х, хоть и пафосно, но брехливо: Хлеб сроду по дворам не развозили… Он наверное попутал его (хлеб) с пайками парт и сов работникам.В 50-х годах за «черным хлебом, ценой 1р 42коп. за килограмм, я сам в очередях добросовестно выстаивал иногда и по часу.И это на Кубани,»житнице России"!
+10
«Советский народ…… быстро невзлюбил кремлёвскую «стекляшку».» Где стекляшка и где народ? Народу было глубоко паралельно…
+2
Верно, за «народ» не скажу, но ни разу не слышал, даже в «кухонных разговорах», чтоб кого-то К.Д.С возмущал или мешал жить.