«Холодное лето пятьдесят третьего…»
Осенью 1986 года во 2-е творческое объединение киностудии «Мосфильм» поступил новый сценарий ленинградского сценариста Эдгара Дубровского под названием «Танец поденок» (поденки — мотыльки).
30 октября Главная сценарно-редакционная коллегия объединения одобрила сценарий и заключила с его автором договор на экранизацию, а уже спустя несколько недель был определен и режиссер-постановщик — Александр Прошкин.В 1984 году Прошкин снял телесериал «Михайло Ломоносов», который принес ему всенародную славу.
Тем временем, приключения сценария «Танец поденок» продолжались. 26 декабря он вновь был обсужден во 2-м объединении. От прежнего он отличался двумя деталями: во-первых, названием — он теперь назывался «Ближняя история», и во-вторых, временем действия — оно было перенесено на два года раньше, в июль 1953 года, когда в Москве был арестован Лаврентий Берия, а страну заполонили уголовники, выпущенные им незадолго до этого по амнистии.
Сценарий был принят и запущен в режиссерскую разработку. 6 января 1987 года было принято решение включить фильм «Ближняя история» в темплан киностудии «Мосфильм» на текущий год.
29 января сценарий был послан в МВД СССР с тем, чтобы, ознакомившись с ним, министерство выделило консультанта. Однако ответ оттуда озадачил киношников. 19 февраля начальник Пресс-бюро МВД Б. Михайлов прислал на «Мосфильм» ответ следующего содержания: «В связи с тем, что работник милиции представлен в сценарии лишь в малозначительных эпизодах, выделение консультанта из органов внутренних дел для работы над фильмом считаем нецелесообразным.
По нашему мнению, произведение перегружено сценами жестокости и кровопролития, которые могут негативно воздействовать на зрителей, прежде всего из числа молодежи».
Самое интересное, что спустя некоторое время МВД переиграет свое решение и все-таки выделит для картины своих консультантов.
1 марта фильм (под новым названием «Холодное лето 53-го…») был запущен в подготовительный период. Начался выбор натуры, разработка эскизов строительство декораций, подбор актеров и т. д. Выбор большинства актеров ограничился пределами Москвы и Ленинграда, хотя несколько человек представляли и другие города Союза. Например, на роль бандита Крюка был приглашен актер киевского Театра киноактера А. Колесник, на роль старика Якова — пенсионер из того же Киева В. Олексеенко, а в милиционера Манкова предстояло перевоплотиться актеру Тамбовского драматического театра Виктору Степанову, которого Прошкин открыл еще в «Ломоносове» (тот играл главную роль).
13 апреля состоялось утверждение актеров на главные и второстепенные роли. Кроме упомянутых, тогда были утверждены следующие кандидатуры: вор в законе Барон — Владимир Головин (Ленинградское телевидение), бандит Михалыч — А. Дударенко (Таллинский театр русской драмы), бандит Шуруп Виктор Косых (в прошлом — Данька из «Неуловимых мстителей»), бандит Муха А. Завьялов (Ленинградский Малый театр), бандит Витек — Сергей Власов (Ленинградский Малый театр), немая Лида — Нина Усатова, ее дочь Саша — Зоя Буряк (студентка ЛГИТМиКа), Зотов — Юрий Кузнецов (Ленинградский Театр комедии), Фадеич — Владимир Кашпур (МХАТ), жена Копалыча — Елизавета Солодова, сын Копалыча — Борис Плотников. На роль Сергея Петровича Басаргина по прозвищу Лузга был практически сразу же приглашен столичный актер Валерий Приемыхов.
На роль инженера Николая Павловича Старобогатова пробовались многие известные актеры, в том числе Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Однако в споре победил мало кому известный актер из Белоруссии Г. Гарбук. Фактурно он хорошо подходил под выписанный в сценарии образ бывшего инженера, волею судьбы угодившего в сталинские лагеря. Но уже в начале мая Гарбук по каким-то причинам с дистанции сошел, и возникла кандидатура суперпопулярного Анатолия Папанова.
Где-то после майских праздников в мосфильмовском павильоне № 1 началось строительство декораций «Каюта Фадеича», «Дом Зотова», «Квартира Старобогатовых». Первой была построена «каюта», с которой и начались съемки.
2 июня снимали эпизод из начала фильма: милиционер Манков (В. Степанов) наносит визит Фадеичу (В. Кашпур). Фадеич: «Чем живет страна?» Манков: «Кореша позавчера похоронил. Воевали вместе». — «Скончался от ран?» — «Урки зарезали в подъезде. С дежурства шел… Форму взяли, наган. Магазин грабанули с пальбой. Это они так амнистию празднуют. Но мы их крепко посекли. Но шестеро в лес ушли. Где-то шляются, сволочи. Эх, собак у нас маловато…»
3 июня— все та же «Каюта Фадеича», но теперь к двум героям прибавился третий — начальник фактории Зотов (Ю. Кузнецов). Услышав от Манкова, что начальник милиции Дмитрук приказал облить бензином и сжечь портреты Берия, Фадеич заявляет: «Дмитрук — враг народа!» На что Манков сообщает: «Ночью по радио сообщение было, один раз только передавали. Дмитрук потом в краевое управление звонил, там подтвердили: разоблачен, выведен из состава, арестован… Все!» (Л. Берия был арестован 26 июня 1953 года.) Манков делает попытку скомкать портрет опального министра, лежащий на столе, но Фадеич хватает его за руку: «Нет! Я не оповещен!»
В каюту приходит Зотов, который на улице имел неприятную встречу с Лузгой (эту сцену снимут на натуре). Манков показывает ему трофейную машинку для стрижки волос, которую специально привез с материка. Но отдает ее не сразу — подняв руку, заставляет Зотова дотянуться до нее, но тот и ростом, и силой не вышел, чтобы тягаться с мощным милиционером. Затем Манков предлагает опробовать новинку прямо здесь: постричь ему волосы на спине. Но Фадеич их прогоняет на улицу: дескать, здесь не скотный двор, марш с рейда.
Затем снимали эпизоды из конца фильма: Зотов, Лида и Фадеич сидят в доме, запертые бандитами. Лида пытается выбраться наружу, чтобы спасти дочь, но мужики оттаскивают ее от двери; Фадеич распоряжается по поводу убитых: «Якова похороним на кладбище, а Манкова надо везти в район, по месту жительства». «А этих?» — спрашивает старик, имея в виду бандитов. «Хоронить их еще…» — зло роняет Фадеич; Зотов возмущается на приказ Фадеича идти вместе с мужиками перетаскивать тела бандитов в ледник: «Я целый день на мушке у них просидел, а теперь мне их же и таскать? Да если б я их не сдержал, вас бы всех здесь перебили. Никуда я не пойду…»
В Петрозаводск для участия в съемках картины прилетел Анатолий Папанов. Вспоминает режиссер фильма А. Прошкин:
«Мы снимали натуру в Карелии, в ста восьмидесяти километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне, расположенной на полуострове. Неделю работали нормально. Жители нам по мере сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня изолирована с трех сторон водой. Через неделю наступает первый съемочный день А. Д. Папанова (на календаре было 30 июня. — Ф. Р.). Он приехал вовремя, начинаем снимать и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении.
А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетницы, кричим против ветра в рупор — бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются, причаливают, и мы видим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой, в руках у каждого ребенка почему-то книжка или тетрадка. И все, оказывается, приехали на встречу с „Дедушкой Волком“. Мы сдались и прервали съемки.
Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере пыталась применить „прессинг“ по всему полю», но вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что вы, что вы! Давайте лучше соберемся как-то вместе!» Собрались, рассадили детей. Он каждому что-то написал, для каждого нашел свои слова. Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съемочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца. И, главное, видел лицо этого человека. Не забыть до последнего моего часа…
Снималась у нас в картине молоденькая девушка, студентка из Ленинграда (речь идет об актрисе Зое Буряк. — Ф. Р.). Забавное существо, с интересной индивидуальностью. На роль дочери глухонемой я пересмотрел множество актрис, известных и неизвестных. Но с появлением этой все кончилось: стало ясно, что тут никакой конкуренции быть не может, хотя девушка и мало в ту пору умела. Анатолий Дмитриевич ни в одном эпизоде с нею как с партнером не встречался, но сразу же ее заприметил, подошел к ней — она букой среди актеров держалась, — прогулялся с ней к мосткам, и вдруг слышим оттуда неудержимый хохот. Что-то он ей очень серьезно рассказывает, а она в себя не может прийти от смеха. Уж если такой авторитетный и маститый актер оказался для нее вовсе не страшным, она и других сторониться тут же перестала. Так он ввел ее в круг товарищей по искусству, стер все грани, окунул в атмосферу равных в творчестве партнеров…»
В первый съемочный день Анаталия Папанова, 30 июня, были отсняты следующие эпизоды: Копалыч умывается; панорама утренней деревни; лодка с Манковым вползает на песок; Манков на берегу.
8 июля — первый съемочный день в экспедиции Валерия Приемыхова: Саша общается с Лузгой, рассказывает ему, что Зотов приглашает ее к себе в гости: дескать, у него и конфеты есть, и сгущенка; Манков беседует с Лузгой: «Ты ж воевал, мать твою. На каком фронте-то был?» — «На Первом Белорусском», — отвечает Лузга. — «А в плен как попал?» — «Так там же в деле есть, гражданин начальник», — тут же на глазах меняется Лузга. «Ишь ты, гордый какой. Да я Карпаты штурмовал, когда ты немцам в плену галифе лизал»; бандиты направляются к Фадеичу, который, стоя на пристани, кричит им в рупор: «Не сметь входить на государственную пристань!»
29 июля— ждут на съемки Папанова, но тот приехать не сумел по уважительной причине: поскольку задержали вылет самолета Вильнюс — Москва, он не успел на рейс Москва — Петрозаводск. Чтобы не терять напрасно время, решили заменить Папанова дублером (его снимали со спины). Были сняты эпизоды: Михалыч нашел Копалыча в лесу; Михалыч видит Басаргина и прячется за Копалычем, стреляет в Басаргина; Басаргин падает; Михалыч убит после меткого выстрела Басаргина; Муха застает врасплох Басаргина и Копалыча: «Хенде хох! Брось винтарь!..»; Басаргин бросает винтовку, но в следующую секунду стреляет в Муху от бедра из «тэтэшника».
30 июля — на съемочной площадке наконец-то появляется Папанов. Снимаются эпизоды: Михалыч сообщает Копалычу об аресте Берии: «А ты знаешь, что Берия враг народа? По радио сказали». — «Да ладно», — не верит Копалыч» — «Да вы тут согнили, дед. Лаврентий Павлович гикнулся. Радоваться надо, скоро всем амнистия будет, и вам тоже. Скоро ты свободным будешь»; Басаргин и Копалыч идут по лесу, Копалыч сообщает другу об аресте Берии: «Берия — враг народа. Я не шучу, честное слово. Вот только тот человек, который мертвый, сказал: „Берия осужден и арестован“. Но Басаргин не верит: „Думай, что несешь“. „Сережа, было сообщение по радио… Это только начало, начало…“; Басаргин и Копалыч останавливаются, после окрика Мухи.
4 августа — Копалыч зовет Лузгу работать; Копалыч выходит из сарая на улицу; Лузга представляется Копалычу: «Не Лузга я — Басаргин Сергей». «Очень приятно. Старобогатов Николай Палыч, английский шпион, инженер в прошлом, главный». — «Полковая разведка, капитан. Попал в окружение, бежал, вышел к нашим… один… И был я в этом плену меньше суток».
В этот день Папанов вновь покинул съемочную площадку — поехал в Москву, чтобы встретиться со своими студентами (в 1983 году он решил попробовать себя на преподавательском поприще и взял в ГИТИСе иностранный курс — монгольскую студию). Оттуда он должен был затем поехать в Ригу, чтобы участвовать в гастролях Театра сатиры.
«Пораньше закончив съемки, 4 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу образовалось два свободных дня. Анатолий Дмитриевич настаивал на перелете в Москву: „Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!“ Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею…»
Тем временем с отъездом Папанова съемки не остановились. 5 августа снимали эпизоды: Лузга общается с Сашей. Работа длилась с 8 утра до пяти вечера: четыре часа подготовки, и четыре часа непосредственно сама съемка. Сняли всего два кадра. После чего вечерним рейсом Валерий Приемыхов улетел в Москву. В тот же день в Москве состоялся просмотр отснятого материала худсоветом объединения. Вечером этого же дня в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов.
Вспоминает жена Анатолия Папанова Н. Каратаева:
«В Москве Толя был один. Как потом мне рассказал наш слесарь, он его встретил, и Анатолий Дмитриевич спросил: „Саша, почему у нас нет горячей воды?“ Тот в ответ: „Да отключили“. — »Ну, ничего, — говорит, — помоюсь холодной». Он всегда любил холодный душ… Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ.
Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться. Звоню в Москву на пульт: говорят, квартира с охраны снята. Звоню соседке. Она вышла, на окна глянула — свет горит. А мои — дочка с семьей — были на даче. Позвонила Нине Архиповой, ее зять рванул к моим за город. Приехал уже мой зять, перелез с соседнего балкона на наш, выбил стекло… В ванной текла вода… ледяная… Потом диагноз поставили: острая сердечная недостаточность».
Тем временем съемки «Холодного лета…» продолжаются.
6 августа снимались эпизоды: Лида на пристани зачерпывает воду в ведро; Зотов подбирает портрет Берии, выброшенный Манковым в окно; Лида закрывает Сашу в сарае; Фадеич выходит на улицу с рупором в руках; банда входит на пристань и идет к Фадеичу; Витек пытает Лиду: «Дивчина где?»; Витек, приникнув к щели сарая, выглядывает Сашу; Фадеич, Зотов и Лида стоят на пристани и встречают пароход.
8 августа— Манков идет по берегу, направляясь к Фадеичу; Фадеич кричит в рупор: «Прекратить стрельбу!»; Фадеич и Зотов встречают пароход. В этот же день режиссер фильма Александр Прошкин выехал в Москву с отснятым материалом, чтобы проявить его и показать худсовету.
Тогда же состоялись похороны Анатолия Папанова. Хоронили актера в закрытом гробу. В тот день тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище, чтобы отдать последнюю дань любви замечательному актеру. Вспоминает В. Золотухин:
«Я спешил на последнее свидание с Анатолием Дмитриевичем, взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро, накупили цветов, отдали мне:
— Поклонись ему от нас…»
По злой воле судьбы, спустя одиннадцать дней — 16 августа — в Риге, прямо на сцене, где проходил спектакль, скончался еще один наш гениальный актер, работавший вместе с Папановым в одном театре — Андрей Миронов.
16 августа возобновились съемки фильма «Холодное лето 53-го». В тот день снимались эпизоды: Фадеич стоит на пристани; Саша бежит в лес; Лузга бежит за Сашей; Лида дает дочери пощечину, чтобы та не общалась с Лузгой; Лида подает сигналы проходящему мимо пароходу.
2 ноября состоялось обсуждение фильма на худсовете объединения «Жанр».
Из-за скоропостижной кончины Анатолий Папанов не успел озвучить своего персонажа. За него озвучку блестяще произвёл Игорь Ефимов.
Фильм «Холодное лето 53-го» вышел на широкий экран в апреле 1988 года.
Успех ленты был безоговорочным — ее приняли практически все возрастные категории зрителей. За первые два месяца проката картину посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2,5 миллиона), ее купили для показа 24 страны. На Всесоюзном кинофестивале, который проходил в том же году в Баку, фильм был удостоен 1-й премии, а на фестивале в Хихоне (Испания) он победил в номинации «Лучший сценарий». В июле 1988 года «Холодное лето…» представляло советское кино в конгрессе США и было приобретено в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна.
Вспоминает о съемках Виктор Косых (Шуруп):
После «Холодного лета», когда мне приходилось выступать перед зрителями в зонах, я всегда слышал от них: «Ну вы там сыграли!… Ну, наш человек! Такое ощущение, что вы прямо из нашей среды вышли!..» Простой обыватель тоже думает, что я просидел всю жизнь в тюряге и поэтому слился с образом воедино! А на самом деле у нас был хороший консультант — большой начальник из Пермской зоны.
Он нам рассказывал, какие наколки мы должны себе изобразить (естественно — химическим карандашом). У меня на груди была неприличная наколка: орел несет обнаженную женщину. И каждый день мне прикладывали это клише, обводили, а вечером выдавали тройной одеколон, которым я должен был все это с груди смывать. Когда мы выходили в город (мы жили в Петрозаводске), я, полулысый, благоухал этим тройным одеколоном, все были уверены, что я этот одеколон пью, а не пользую в косметических целях! А еще у меня на руке было нарисовано колечко, наполовину закрашенное синим, что обозначало «чушок». «Чушок» — по-другому «шестерка», «парафин»…
Мы снимали в Карелии, на озерах, в каких-то непроходимых лесах, где была масса комаров. И может быть, суровая погода, унылый, мрачный пейзаж — все это на нас «благоприятно» влияло в процессе создания нужного образа. Основные сцены мы снимали в деревне, где было заселено только два дома. Остальные громадные бревенчатые избы со всеми причиндалами были брошены. Оставшиеся две семьи все время приглашали нас на грибочки, на рыбку. Ну, мы так, чтобы не объедать их, приходили аккуратненько — по одному. Хорошая у них была домашняя самогоночка. Кто желал, они всегда наливали — такие добрые люди, очень приятные…
Юрий Кузнецов (Иван Зотов) о съемках: Первое, что мне вспоминается, — это дорога от Петрозаводска до того поселка, где мы снимали. Все было весело и непредсказуемо! Я играл непривычную для себя роль. По этому поводу мы с режиссером обменялись буквально парой фраз. Он спросил: «Как ты думаешь, что нужно играть?» Я говорю: «Что играть? Нормального человека!» Он сказал: «Хорошо. Вот так и будем делать». Такое доверие для меня очень много значило.
Снимали на натуре — на огромном озере. Пропадали на рыбалке постоянно! Очень трудно было нас с Прошкиным стащить с этого озера на площадку, где все уже было готово к съемке. А фильм, несмотря на наше… не скажу «легкомысленное», просто — «ничем не обремененное» отношение, получился таким значительным, неожиданно важным для страны. Не просто такой боевичок, а очень серьезный фильм вышел. Это ценно.
Потом, на встречах со зрителями, мне пришлось заступаться за своего героя, за то, что он такой. Но он же защищал этих женщин, он послал записку, и, если бы не это, все могло закончиться более трагично. И я всячески его оправдывал! Мне вообще очень нравится играть таких неоднозначных людей — не намеренно плохих или хороших, а таких, которым приходится решать, как вести себя в зависимости от обстоятельств. Мне нравится наша картина.
Валерий Приёмыхов
(26.12.1943 — 25.08.2000)
Роль — Сергей Петрович Басаргин («Лузга»)
политический ссыльный
Актёр, кинорежиссёр, сценарист, писатель.
Заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Родился 26 декабря 1943 года в Белогорске, Амурская область, РСФСР, СССР.
Окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1966), сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1973, мастерская И.М. Маневича).
В 1966-1969 годах играл на сцене Фрунзенского русского драмтеатра имени Н.К. Крупской.
Член жюри I-IV Конкурсов студенческих фильмов на соискание премий «Святой Анны».
Валерий Приёмыхов скончался от рака мозга 25 августа 2000 года в Москве. Похоронен 29 августа на Кунцевском кладбище столицы, участок № 10.
Анатолий Дмитриевич Папанов
(31.10.1922 — 05.08.1987)
роль — Николай Павлович Старобогатов («Копалыч»)
бывший главный инженер, а ныне – английский шпион
(последняя работа в кино, роль озвучил Игорь Ефимов)
Родился 31 октября 1922 года в Вязьме (Смоленская область), в простой рабочей семье.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).
Народный артист РСФСР (17.11.1966).
Народный артист СССР (5.10.1973).
3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву.
Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Похороны актёра состоялись 11 августа на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10).
Кузнецов Юрий Александрович
Родился 3 сентября 1946 года в городе Абакане Красноярского края.
Заслуженный артист России (2006).
Окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1969, Владивосток).
В 1969-1979 — актер Хабаровского драмтеатра, в 1979-1986 — Омского театра драмы.
С 1986 года — актер Ленинградского театра Комедии.
Владимир Кашпур
(26.10.1926 — 17.10.2009)
роль — Фадеич, смотритель пристани
Родился 26 октября 1926 года в селе Северка Сибирского края (ныне Ключевского района Алтайского края).
Заслуженный артист РСФСР (6.04.1976).
Народный артист РСФСР (19.02.1986).
В 1943-1946 годах учился в Харьковском военно-авиационном училище штурманов, потом, до 1949 года был штурманом бомбардировочной авиации, затем — диспетчером авиакорпуса.
Ушёл из жизни 17 октября 2009 года в Москве. Похоронен актёр 20 октября на участке Н78 Долгопрудненского (Южного) кладбища.
Нина Усатова
роль — Лидия Матвеевна, глухонемая мать Шуры
Родилась 1 октября 1951 года на станции Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края.
Заслуженная артистка РСФСР (30.09.1988).
Народная артистка России (12.02.1994).
Виктор Степанов
(21.05.1947 — 26.12.2005)
роль — Манков
участковый, фронтовик
Родился 21 мая 1947 года на острове Парамушире в городе Северо-Курильске, Сахалинская область.
Заслуженный артист РСФСР (8.09.1987).
Ушёл из жизни поздним вечером 26 декабря 2005 года в Киеве после продолжительной болезни. Похоронен великий русский актёр 28 декабря на кладбище Берковцы в Киеве.
Зоя Буряк
роль — Шура, дочь Лидии
Родилась 6 ноября 1966 года в Красноярске. Когда ей было пять лет, семья переехала в Одессу.
Заслуженная артистка России (2005)
Владимир Головин
(26.04.1940 — 18.10.2010)
роль — «Барон», вор в законе
Актёр, режиссёр театра и кино.
Родился 26 апреля 1940 года в Калинине, РСФСР, СССР (ныне — Тверь, Российская Федерация).
Ушёл из жизни 18 октября 2010 года в городке Бологое, Тверская область. Похоронен актёр на кладбище посёлка Березайка в Тверской области.
Алексей Колесник
роль — «Крюк», бандит
Родился 28 марта 1950 года, город Карловка, Полтавская область.
Андрей Дударенко
роль — Михалыч, бандит
Родился 10 октября 1930 года.
Александр Завьялов
роль — «Муха», бандит
Родился 20 мая 1954 года в городе Опочка Псковской области.
В 1979 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (класс А.И.Кацмана и Л.А.Додина).
До 1982 года работал в театрах Томска.
С 1982 года — актер Ленинградского Малого драматического театра (ныне Академический Малый драматический театр — Театр Европы).
Заслуженный артист России (2005).
Виктор Косых
(27.01.1950 — 22.12.2011)
роль — «Баклан», бандит
на фото — справа
Родился 27 января 1950 года в городе Алапаевск Свердловской области.
Виктор рано лишился отца, его усыновил актёр Иван Косых и дал свою фамилию и отчество.
Ушёл из жизни 22 декабря 2011 года в Москве.
Сергей Власов
роль — Витек, бандит
Родился 7 июля 1958 года в Абакане.
Окончил в 1979 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (класс А.И.Кацмана и Л.А.Додина).
В 1979-1980 годах проходил службу в рядах Советской Армии, в составе агитационно-художественного отряда «Политбоец».
С 1981 года — актёр Малого драматического театра.
Заслуженный артист России (1993).
Елизавета Солодова
(16.01.1922 — 03.04.2011)
роль — Старобогатова, жена Копалыча
Родилась 16 января 1922 года в деревне Баглаево Нерехтского района Ярославской области.
Заслуженная артистка РСФСР (26.10.1949).
Народная артистка РСФСР (27.01.1964).
В течение 18 лет преподавала в театральном училище имени М.С. Щепкина при Малом театре (1976-1994, преподаватель, затем — доцент кафедры мастерства актёра).
Скончалась 3 апреля 2011 года. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Борис Плотников
Роль — сын Копалыча
Родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске, Свердловская область, РСФСР, СССР.
Окончил Свердловское театральное училище (1970), филологический факультет Уральского университета (1983).
В 1969-1978 годах — актёр Свердловского ТЮЗа, с 1978 по 1988 годы — актёр Московского театра Сатиры, с 1988 по 2002 годы — актёр Центрального академического театра Советской Армии (ныне — ЦАТРА), с 1999 года — актёр Театра-студии под руководством О.П. Табакова, с 2002 года — актёр МХТ им. А.П. Чехова.
В кино с 1976 года (первая роль — Сотников в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение»).
Народный артист России (1998).
Озвучивал роль Анатолия Дмитриевича Папанова — Игорь Ефимов.
Родился 1 сентября 1932 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (3.10.1986).
Ушёл из жизни 16 ноября 2000 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр на Северном кладбище
30 октября Главная сценарно-редакционная коллегия объединения одобрила сценарий и заключила с его автором договор на экранизацию, а уже спустя несколько недель был определен и режиссер-постановщик — Александр Прошкин.В 1984 году Прошкин снял телесериал «Михайло Ломоносов», который принес ему всенародную славу.
Тем временем, приключения сценария «Танец поденок» продолжались. 26 декабря он вновь был обсужден во 2-м объединении. От прежнего он отличался двумя деталями: во-первых, названием — он теперь назывался «Ближняя история», и во-вторых, временем действия — оно было перенесено на два года раньше, в июль 1953 года, когда в Москве был арестован Лаврентий Берия, а страну заполонили уголовники, выпущенные им незадолго до этого по амнистии.
Сценарий был принят и запущен в режиссерскую разработку. 6 января 1987 года было принято решение включить фильм «Ближняя история» в темплан киностудии «Мосфильм» на текущий год.
29 января сценарий был послан в МВД СССР с тем, чтобы, ознакомившись с ним, министерство выделило консультанта. Однако ответ оттуда озадачил киношников. 19 февраля начальник Пресс-бюро МВД Б. Михайлов прислал на «Мосфильм» ответ следующего содержания: «В связи с тем, что работник милиции представлен в сценарии лишь в малозначительных эпизодах, выделение консультанта из органов внутренних дел для работы над фильмом считаем нецелесообразным.
По нашему мнению, произведение перегружено сценами жестокости и кровопролития, которые могут негативно воздействовать на зрителей, прежде всего из числа молодежи».
Самое интересное, что спустя некоторое время МВД переиграет свое решение и все-таки выделит для картины своих консультантов.
1 марта фильм (под новым названием «Холодное лето 53-го…») был запущен в подготовительный период. Начался выбор натуры, разработка эскизов строительство декораций, подбор актеров и т. д. Выбор большинства актеров ограничился пределами Москвы и Ленинграда, хотя несколько человек представляли и другие города Союза. Например, на роль бандита Крюка был приглашен актер киевского Театра киноактера А. Колесник, на роль старика Якова — пенсионер из того же Киева В. Олексеенко, а в милиционера Манкова предстояло перевоплотиться актеру Тамбовского драматического театра Виктору Степанову, которого Прошкин открыл еще в «Ломоносове» (тот играл главную роль).
13 апреля состоялось утверждение актеров на главные и второстепенные роли. Кроме упомянутых, тогда были утверждены следующие кандидатуры: вор в законе Барон — Владимир Головин (Ленинградское телевидение), бандит Михалыч — А. Дударенко (Таллинский театр русской драмы), бандит Шуруп Виктор Косых (в прошлом — Данька из «Неуловимых мстителей»), бандит Муха А. Завьялов (Ленинградский Малый театр), бандит Витек — Сергей Власов (Ленинградский Малый театр), немая Лида — Нина Усатова, ее дочь Саша — Зоя Буряк (студентка ЛГИТМиКа), Зотов — Юрий Кузнецов (Ленинградский Театр комедии), Фадеич — Владимир Кашпур (МХАТ), жена Копалыча — Елизавета Солодова, сын Копалыча — Борис Плотников. На роль Сергея Петровича Басаргина по прозвищу Лузга был практически сразу же приглашен столичный актер Валерий Приемыхов.
На роль инженера Николая Павловича Старобогатова пробовались многие известные актеры, в том числе Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Однако в споре победил мало кому известный актер из Белоруссии Г. Гарбук. Фактурно он хорошо подходил под выписанный в сценарии образ бывшего инженера, волею судьбы угодившего в сталинские лагеря. Но уже в начале мая Гарбук по каким-то причинам с дистанции сошел, и возникла кандидатура суперпопулярного Анатолия Папанова.
Где-то после майских праздников в мосфильмовском павильоне № 1 началось строительство декораций «Каюта Фадеича», «Дом Зотова», «Квартира Старобогатовых». Первой была построена «каюта», с которой и начались съемки.
2 июня снимали эпизод из начала фильма: милиционер Манков (В. Степанов) наносит визит Фадеичу (В. Кашпур). Фадеич: «Чем живет страна?» Манков: «Кореша позавчера похоронил. Воевали вместе». — «Скончался от ран?» — «Урки зарезали в подъезде. С дежурства шел… Форму взяли, наган. Магазин грабанули с пальбой. Это они так амнистию празднуют. Но мы их крепко посекли. Но шестеро в лес ушли. Где-то шляются, сволочи. Эх, собак у нас маловато…»
3 июня— все та же «Каюта Фадеича», но теперь к двум героям прибавился третий — начальник фактории Зотов (Ю. Кузнецов). Услышав от Манкова, что начальник милиции Дмитрук приказал облить бензином и сжечь портреты Берия, Фадеич заявляет: «Дмитрук — враг народа!» На что Манков сообщает: «Ночью по радио сообщение было, один раз только передавали. Дмитрук потом в краевое управление звонил, там подтвердили: разоблачен, выведен из состава, арестован… Все!» (Л. Берия был арестован 26 июня 1953 года.) Манков делает попытку скомкать портрет опального министра, лежащий на столе, но Фадеич хватает его за руку: «Нет! Я не оповещен!»
В каюту приходит Зотов, который на улице имел неприятную встречу с Лузгой (эту сцену снимут на натуре). Манков показывает ему трофейную машинку для стрижки волос, которую специально привез с материка. Но отдает ее не сразу — подняв руку, заставляет Зотова дотянуться до нее, но тот и ростом, и силой не вышел, чтобы тягаться с мощным милиционером. Затем Манков предлагает опробовать новинку прямо здесь: постричь ему волосы на спине. Но Фадеич их прогоняет на улицу: дескать, здесь не скотный двор, марш с рейда.
Затем снимали эпизоды из конца фильма: Зотов, Лида и Фадеич сидят в доме, запертые бандитами. Лида пытается выбраться наружу, чтобы спасти дочь, но мужики оттаскивают ее от двери; Фадеич распоряжается по поводу убитых: «Якова похороним на кладбище, а Манкова надо везти в район, по месту жительства». «А этих?» — спрашивает старик, имея в виду бандитов. «Хоронить их еще…» — зло роняет Фадеич; Зотов возмущается на приказ Фадеича идти вместе с мужиками перетаскивать тела бандитов в ледник: «Я целый день на мушке у них просидел, а теперь мне их же и таскать? Да если б я их не сдержал, вас бы всех здесь перебили. Никуда я не пойду…»
В Петрозаводск для участия в съемках картины прилетел Анатолий Папанов. Вспоминает режиссер фильма А. Прошкин:
«Мы снимали натуру в Карелии, в ста восьмидесяти километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне, расположенной на полуострове. Неделю работали нормально. Жители нам по мере сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня изолирована с трех сторон водой. Через неделю наступает первый съемочный день А. Д. Папанова (на календаре было 30 июня. — Ф. Р.). Он приехал вовремя, начинаем снимать и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении.
А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетницы, кричим против ветра в рупор — бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются, причаливают, и мы видим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой, в руках у каждого ребенка почему-то книжка или тетрадка. И все, оказывается, приехали на встречу с „Дедушкой Волком“. Мы сдались и прервали съемки.
Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере пыталась применить „прессинг“ по всему полю», но вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что вы, что вы! Давайте лучше соберемся как-то вместе!» Собрались, рассадили детей. Он каждому что-то написал, для каждого нашел свои слова. Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съемочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца. И, главное, видел лицо этого человека. Не забыть до последнего моего часа…
Снималась у нас в картине молоденькая девушка, студентка из Ленинграда (речь идет об актрисе Зое Буряк. — Ф. Р.). Забавное существо, с интересной индивидуальностью. На роль дочери глухонемой я пересмотрел множество актрис, известных и неизвестных. Но с появлением этой все кончилось: стало ясно, что тут никакой конкуренции быть не может, хотя девушка и мало в ту пору умела. Анатолий Дмитриевич ни в одном эпизоде с нею как с партнером не встречался, но сразу же ее заприметил, подошел к ней — она букой среди актеров держалась, — прогулялся с ней к мосткам, и вдруг слышим оттуда неудержимый хохот. Что-то он ей очень серьезно рассказывает, а она в себя не может прийти от смеха. Уж если такой авторитетный и маститый актер оказался для нее вовсе не страшным, она и других сторониться тут же перестала. Так он ввел ее в круг товарищей по искусству, стер все грани, окунул в атмосферу равных в творчестве партнеров…»
В первый съемочный день Анаталия Папанова, 30 июня, были отсняты следующие эпизоды: Копалыч умывается; панорама утренней деревни; лодка с Манковым вползает на песок; Манков на берегу.
8 июля — первый съемочный день в экспедиции Валерия Приемыхова: Саша общается с Лузгой, рассказывает ему, что Зотов приглашает ее к себе в гости: дескать, у него и конфеты есть, и сгущенка; Манков беседует с Лузгой: «Ты ж воевал, мать твою. На каком фронте-то был?» — «На Первом Белорусском», — отвечает Лузга. — «А в плен как попал?» — «Так там же в деле есть, гражданин начальник», — тут же на глазах меняется Лузга. «Ишь ты, гордый какой. Да я Карпаты штурмовал, когда ты немцам в плену галифе лизал»; бандиты направляются к Фадеичу, который, стоя на пристани, кричит им в рупор: «Не сметь входить на государственную пристань!»
29 июля— ждут на съемки Папанова, но тот приехать не сумел по уважительной причине: поскольку задержали вылет самолета Вильнюс — Москва, он не успел на рейс Москва — Петрозаводск. Чтобы не терять напрасно время, решили заменить Папанова дублером (его снимали со спины). Были сняты эпизоды: Михалыч нашел Копалыча в лесу; Михалыч видит Басаргина и прячется за Копалычем, стреляет в Басаргина; Басаргин падает; Михалыч убит после меткого выстрела Басаргина; Муха застает врасплох Басаргина и Копалыча: «Хенде хох! Брось винтарь!..»; Басаргин бросает винтовку, но в следующую секунду стреляет в Муху от бедра из «тэтэшника».
30 июля — на съемочной площадке наконец-то появляется Папанов. Снимаются эпизоды: Михалыч сообщает Копалычу об аресте Берии: «А ты знаешь, что Берия враг народа? По радио сказали». — «Да ладно», — не верит Копалыч» — «Да вы тут согнили, дед. Лаврентий Павлович гикнулся. Радоваться надо, скоро всем амнистия будет, и вам тоже. Скоро ты свободным будешь»; Басаргин и Копалыч идут по лесу, Копалыч сообщает другу об аресте Берии: «Берия — враг народа. Я не шучу, честное слово. Вот только тот человек, который мертвый, сказал: „Берия осужден и арестован“. Но Басаргин не верит: „Думай, что несешь“. „Сережа, было сообщение по радио… Это только начало, начало…“; Басаргин и Копалыч останавливаются, после окрика Мухи.
4 августа — Копалыч зовет Лузгу работать; Копалыч выходит из сарая на улицу; Лузга представляется Копалычу: «Не Лузга я — Басаргин Сергей». «Очень приятно. Старобогатов Николай Палыч, английский шпион, инженер в прошлом, главный». — «Полковая разведка, капитан. Попал в окружение, бежал, вышел к нашим… один… И был я в этом плену меньше суток».
В этот день Папанов вновь покинул съемочную площадку — поехал в Москву, чтобы встретиться со своими студентами (в 1983 году он решил попробовать себя на преподавательском поприще и взял в ГИТИСе иностранный курс — монгольскую студию). Оттуда он должен был затем поехать в Ригу, чтобы участвовать в гастролях Театра сатиры.
«Пораньше закончив съемки, 4 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Театр перебрался из Вильнюса в Ригу образовалось два свободных дня. Анатолий Дмитриевич настаивал на перелете в Москву: „Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!“ Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею…»
Тем временем с отъездом Папанова съемки не остановились. 5 августа снимали эпизоды: Лузга общается с Сашей. Работа длилась с 8 утра до пяти вечера: четыре часа подготовки, и четыре часа непосредственно сама съемка. Сняли всего два кадра. После чего вечерним рейсом Валерий Приемыхов улетел в Москву. В тот же день в Москве состоялся просмотр отснятого материала худсоветом объединения. Вечером этого же дня в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов.
Вспоминает жена Анатолия Папанова Н. Каратаева:
«В Москве Толя был один. Как потом мне рассказал наш слесарь, он его встретил, и Анатолий Дмитриевич спросил: „Саша, почему у нас нет горячей воды?“ Тот в ответ: „Да отключили“. — »Ну, ничего, — говорит, — помоюсь холодной». Он всегда любил холодный душ… Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и у него случился сердечный приступ.
Поначалу я была спокойна. И только когда он не прилетел к спектаклю, тревога меня как ножом полоснула. Я начала метаться. Звоню в Москву на пульт: говорят, квартира с охраны снята. Звоню соседке. Она вышла, на окна глянула — свет горит. А мои — дочка с семьей — были на даче. Позвонила Нине Архиповой, ее зять рванул к моим за город. Приехал уже мой зять, перелез с соседнего балкона на наш, выбил стекло… В ванной текла вода… ледяная… Потом диагноз поставили: острая сердечная недостаточность».
Тем временем съемки «Холодного лета…» продолжаются.
6 августа снимались эпизоды: Лида на пристани зачерпывает воду в ведро; Зотов подбирает портрет Берии, выброшенный Манковым в окно; Лида закрывает Сашу в сарае; Фадеич выходит на улицу с рупором в руках; банда входит на пристань и идет к Фадеичу; Витек пытает Лиду: «Дивчина где?»; Витек, приникнув к щели сарая, выглядывает Сашу; Фадеич, Зотов и Лида стоят на пристани и встречают пароход.
8 августа— Манков идет по берегу, направляясь к Фадеичу; Фадеич кричит в рупор: «Прекратить стрельбу!»; Фадеич и Зотов встречают пароход. В этот же день режиссер фильма Александр Прошкин выехал в Москву с отснятым материалом, чтобы проявить его и показать худсовету.
Тогда же состоялись похороны Анатолия Папанова. Хоронили актера в закрытом гробу. В тот день тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище, чтобы отдать последнюю дань любви замечательному актеру. Вспоминает В. Золотухин:
«Я спешил на последнее свидание с Анатолием Дмитриевичем, взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро, накупили цветов, отдали мне:
— Поклонись ему от нас…»
По злой воле судьбы, спустя одиннадцать дней — 16 августа — в Риге, прямо на сцене, где проходил спектакль, скончался еще один наш гениальный актер, работавший вместе с Папановым в одном театре — Андрей Миронов.
16 августа возобновились съемки фильма «Холодное лето 53-го». В тот день снимались эпизоды: Фадеич стоит на пристани; Саша бежит в лес; Лузга бежит за Сашей; Лида дает дочери пощечину, чтобы та не общалась с Лузгой; Лида подает сигналы проходящему мимо пароходу.
2 ноября состоялось обсуждение фильма на худсовете объединения «Жанр».
Из-за скоропостижной кончины Анатолий Папанов не успел озвучить своего персонажа. За него озвучку блестяще произвёл Игорь Ефимов.
Фильм «Холодное лето 53-го» вышел на широкий экран в апреле 1988 года.
Успех ленты был безоговорочным — ее приняли практически все возрастные категории зрителей. За первые два месяца проката картину посмотрели 32 миллиона 200 тысяч зрителей (в одной Москве она собрала 2,5 миллиона), ее купили для показа 24 страны. На Всесоюзном кинофестивале, который проходил в том же году в Баку, фильм был удостоен 1-й премии, а на фестивале в Хихоне (Испания) он победил в номинации «Лучший сценарий». В июле 1988 года «Холодное лето…» представляло советское кино в конгрессе США и было приобретено в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна.
Вспоминает о съемках Виктор Косых (Шуруп):
После «Холодного лета», когда мне приходилось выступать перед зрителями в зонах, я всегда слышал от них: «Ну вы там сыграли!… Ну, наш человек! Такое ощущение, что вы прямо из нашей среды вышли!..» Простой обыватель тоже думает, что я просидел всю жизнь в тюряге и поэтому слился с образом воедино! А на самом деле у нас был хороший консультант — большой начальник из Пермской зоны.
Он нам рассказывал, какие наколки мы должны себе изобразить (естественно — химическим карандашом). У меня на груди была неприличная наколка: орел несет обнаженную женщину. И каждый день мне прикладывали это клише, обводили, а вечером выдавали тройной одеколон, которым я должен был все это с груди смывать. Когда мы выходили в город (мы жили в Петрозаводске), я, полулысый, благоухал этим тройным одеколоном, все были уверены, что я этот одеколон пью, а не пользую в косметических целях! А еще у меня на руке было нарисовано колечко, наполовину закрашенное синим, что обозначало «чушок». «Чушок» — по-другому «шестерка», «парафин»…
Мы снимали в Карелии, на озерах, в каких-то непроходимых лесах, где была масса комаров. И может быть, суровая погода, унылый, мрачный пейзаж — все это на нас «благоприятно» влияло в процессе создания нужного образа. Основные сцены мы снимали в деревне, где было заселено только два дома. Остальные громадные бревенчатые избы со всеми причиндалами были брошены. Оставшиеся две семьи все время приглашали нас на грибочки, на рыбку. Ну, мы так, чтобы не объедать их, приходили аккуратненько — по одному. Хорошая у них была домашняя самогоночка. Кто желал, они всегда наливали — такие добрые люди, очень приятные…
Юрий Кузнецов (Иван Зотов) о съемках: Первое, что мне вспоминается, — это дорога от Петрозаводска до того поселка, где мы снимали. Все было весело и непредсказуемо! Я играл непривычную для себя роль. По этому поводу мы с режиссером обменялись буквально парой фраз. Он спросил: «Как ты думаешь, что нужно играть?» Я говорю: «Что играть? Нормального человека!» Он сказал: «Хорошо. Вот так и будем делать». Такое доверие для меня очень много значило.
Снимали на натуре — на огромном озере. Пропадали на рыбалке постоянно! Очень трудно было нас с Прошкиным стащить с этого озера на площадку, где все уже было готово к съемке. А фильм, несмотря на наше… не скажу «легкомысленное», просто — «ничем не обремененное» отношение, получился таким значительным, неожиданно важным для страны. Не просто такой боевичок, а очень серьезный фильм вышел. Это ценно.
Потом, на встречах со зрителями, мне пришлось заступаться за своего героя, за то, что он такой. Но он же защищал этих женщин, он послал записку, и, если бы не это, все могло закончиться более трагично. И я всячески его оправдывал! Мне вообще очень нравится играть таких неоднозначных людей — не намеренно плохих или хороших, а таких, которым приходится решать, как вести себя в зависимости от обстоятельств. Мне нравится наша картина.
Валерий Приёмыхов
(26.12.1943 — 25.08.2000)
Роль — Сергей Петрович Басаргин («Лузга»)
политический ссыльный
Актёр, кинорежиссёр, сценарист, писатель.
Заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Родился 26 декабря 1943 года в Белогорске, Амурская область, РСФСР, СССР.
Окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1966), сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1973, мастерская И.М. Маневича).
В 1966-1969 годах играл на сцене Фрунзенского русского драмтеатра имени Н.К. Крупской.
Член жюри I-IV Конкурсов студенческих фильмов на соискание премий «Святой Анны».
Валерий Приёмыхов скончался от рака мозга 25 августа 2000 года в Москве. Похоронен 29 августа на Кунцевском кладбище столицы, участок № 10.
Анатолий Дмитриевич Папанов
(31.10.1922 — 05.08.1987)
роль — Николай Павлович Старобогатов («Копалыч»)
бывший главный инженер, а ныне – английский шпион
(последняя работа в кино, роль озвучил Игорь Ефимов)
Родился 31 октября 1922 года в Вязьме (Смоленская область), в простой рабочей семье.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).
Народный артист РСФСР (17.11.1966).
Народный артист СССР (5.10.1973).
3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву.
Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Похороны актёра состоялись 11 августа на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10).
Кузнецов Юрий Александрович
Родился 3 сентября 1946 года в городе Абакане Красноярского края.
Заслуженный артист России (2006).
Окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1969, Владивосток).
В 1969-1979 — актер Хабаровского драмтеатра, в 1979-1986 — Омского театра драмы.
С 1986 года — актер Ленинградского театра Комедии.
Владимир Кашпур
(26.10.1926 — 17.10.2009)
роль — Фадеич, смотритель пристани
Родился 26 октября 1926 года в селе Северка Сибирского края (ныне Ключевского района Алтайского края).
Заслуженный артист РСФСР (6.04.1976).
Народный артист РСФСР (19.02.1986).
В 1943-1946 годах учился в Харьковском военно-авиационном училище штурманов, потом, до 1949 года был штурманом бомбардировочной авиации, затем — диспетчером авиакорпуса.
Ушёл из жизни 17 октября 2009 года в Москве. Похоронен актёр 20 октября на участке Н78 Долгопрудненского (Южного) кладбища.
Нина Усатова
роль — Лидия Матвеевна, глухонемая мать Шуры
Родилась 1 октября 1951 года на станции Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края.
Заслуженная артистка РСФСР (30.09.1988).
Народная артистка России (12.02.1994).
Виктор Степанов
(21.05.1947 — 26.12.2005)
роль — Манков
участковый, фронтовик
Родился 21 мая 1947 года на острове Парамушире в городе Северо-Курильске, Сахалинская область.
Заслуженный артист РСФСР (8.09.1987).
Ушёл из жизни поздним вечером 26 декабря 2005 года в Киеве после продолжительной болезни. Похоронен великий русский актёр 28 декабря на кладбище Берковцы в Киеве.
Зоя Буряк
роль — Шура, дочь Лидии
Родилась 6 ноября 1966 года в Красноярске. Когда ей было пять лет, семья переехала в Одессу.
Заслуженная артистка России (2005)
Владимир Головин
(26.04.1940 — 18.10.2010)
роль — «Барон», вор в законе
Актёр, режиссёр театра и кино.
Родился 26 апреля 1940 года в Калинине, РСФСР, СССР (ныне — Тверь, Российская Федерация).
Ушёл из жизни 18 октября 2010 года в городке Бологое, Тверская область. Похоронен актёр на кладбище посёлка Березайка в Тверской области.
Алексей Колесник
роль — «Крюк», бандит
Родился 28 марта 1950 года, город Карловка, Полтавская область.
Андрей Дударенко
роль — Михалыч, бандит
Родился 10 октября 1930 года.
Александр Завьялов
роль — «Муха», бандит
Родился 20 мая 1954 года в городе Опочка Псковской области.
В 1979 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (класс А.И.Кацмана и Л.А.Додина).
До 1982 года работал в театрах Томска.
С 1982 года — актер Ленинградского Малого драматического театра (ныне Академический Малый драматический театр — Театр Европы).
Заслуженный артист России (2005).
Виктор Косых
(27.01.1950 — 22.12.2011)
роль — «Баклан», бандит
на фото — справа
Родился 27 января 1950 года в городе Алапаевск Свердловской области.
Виктор рано лишился отца, его усыновил актёр Иван Косых и дал свою фамилию и отчество.
Ушёл из жизни 22 декабря 2011 года в Москве.
Сергей Власов
роль — Витек, бандит
Родился 7 июля 1958 года в Абакане.
Окончил в 1979 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (класс А.И.Кацмана и Л.А.Додина).
В 1979-1980 годах проходил службу в рядах Советской Армии, в составе агитационно-художественного отряда «Политбоец».
С 1981 года — актёр Малого драматического театра.
Заслуженный артист России (1993).
Елизавета Солодова
(16.01.1922 — 03.04.2011)
роль — Старобогатова, жена Копалыча
Родилась 16 января 1922 года в деревне Баглаево Нерехтского района Ярославской области.
Заслуженная артистка РСФСР (26.10.1949).
Народная артистка РСФСР (27.01.1964).
В течение 18 лет преподавала в театральном училище имени М.С. Щепкина при Малом театре (1976-1994, преподаватель, затем — доцент кафедры мастерства актёра).
Скончалась 3 апреля 2011 года. Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Борис Плотников
Роль — сын Копалыча
Родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске, Свердловская область, РСФСР, СССР.
Окончил Свердловское театральное училище (1970), филологический факультет Уральского университета (1983).
В 1969-1978 годах — актёр Свердловского ТЮЗа, с 1978 по 1988 годы — актёр Московского театра Сатиры, с 1988 по 2002 годы — актёр Центрального академического театра Советской Армии (ныне — ЦАТРА), с 1999 года — актёр Театра-студии под руководством О.П. Табакова, с 2002 года — актёр МХТ им. А.П. Чехова.
В кино с 1976 года (первая роль — Сотников в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение»).
Народный артист России (1998).
Озвучивал роль Анатолия Дмитриевича Папанова — Игорь Ефимов.
Родился 1 сентября 1932 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (3.10.1986).
Ушёл из жизни 16 ноября 2000 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр на Северном кладбище
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Превосходный фильм, классные актёры.
- ↓
+4
супер фильм и артисты на главные роли подобрались супер
- ↓
+2
Отличный фильм! Народу надо знать свою историю.
- ↓
+3
Фильм — с первого кадра дух захватывает и весь фильм чувствуешь все возрастающее напряжение. Огромное Спасибо всему творческому коллективу, а Анатолий Папанов — великий актёр. патриот и гражданин!
- ↓
-2
Только патриот сейчас уже почти что ругательное слово. Не надо так Папанова, он гениальный актер, который мог сыграть и профессора, и сантехника, и солдата, и генерала. А со словом патриот сейчас такая проблема только от того, что всякое г-но и быд*о стало называть себя патриотами.
- ↑
- ↓
-1
так и быть назову тебя быдло-патриот.
- ↑
- ↓
+2
Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан, а что такое гражданин — Отечеству достойный сын, вот о каком патриоте и шёл разговор
- ↑
- ↓
+3
отличный фильм.
- ↓
-4
Да уж… Очень качественная антисоветская пропаганда. Когда его смотрел, меня не покидало чувство какой-то гнустности, омерзения.
- ↓
0
Какая там пропаганда? Это наша история.
- ↑
- ↓
0
Какая уж там «история»… Все равно, что показать фекалии и утверждать, что это настоящий торт. Правда, разрезанный, разжеванный, переваренный и утилизированный из организма, но об этом не говорить. Кадр в унитаз и голос: «это наша история»…
- ↑
- ↓
+3
ЭТО НЕ ФИЛЬМ, ЭТО ШЕДЕВР!!!
- ↓
+9
фильм заслуживает Оскар… великолепный фильм… прекрастные артисты… царство небесное кто ушёл из жизни… и слава и большой поклон живущим… ну нет сейчас таких смысловых фильмов… ужасное было время… но и сейчас в некоторых местах пострашнее… я всё о том же… Украина… Родина моя… боюсь вернутся в свой край… квартиру… на половину разрушеную… думаю что прийдут времена… но когда…
- ↓
+8
Что тут можно сказать, я думаю фильм однозначно хоть и в художественном изображении.но почти документально передал дух пережитого нашими дедами, отцами тот очень сложный год 1953, смерть Сталина привела смуту в народ. Берию со страху быстро устранили и в государстве наступил небольшой хаос.Но, а фильм и главное сыгравшие в нём актёры сумели передать всю правдивость того времени.Это говорит о том, что фильмы времён СССР будут смотреть во все века и лучше того, что было создано уже не создать.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Даже и не надейся. Их там штук шесть, на ближайшие 50 лет точно хватит.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Клоны это только куклы для публики, никакой власти не имеют, так что не сожрут.
- ↑
- ↓
+4
Когда смотрел этот фильм, вспомнил осень 1953 года.
Командовал сводной в полку рабочей ротой из подлежащих демобилизации сержантов и солдат. Получил задание подобрать
в ликвидированной колонии строение для нового караульного помещения. В этой опустевшей после массовой амнистии колонии
разобрали офицерский дом, перевезли катером с баржой в Архангельск, сделали караульное помещение. Судя по баракам и
домам охраны, из одной этой колонии вышли на свободу тысячи
заключённых. Вероятно, не только судимые за хищения, хулиганство, воровство, а и явные уголовники, показанные в фильме.
- ↓
-1
«Вероятно, не только судимые за хищения, хулиганство, воровство, а и явные уголовники, » — там половина была вообще просто для того, чтобы бесплатно работали на государство. Таких в плановом порядке заготавливали, как сырьё. Папа моего коллеги избежал такой участи благодаря тому, что участковый был другом семьи. Зашел поздно вечером и сказал: «Вы своего Сашку отправьте на две недели подальше в деревню к родне. А придут и будут его спрашивать, отвечайте что поругались и он ушел из дома, сказал что будет сам жить. И где он — не знаете. И я вам это не говорил.» Через несколько дней пришли за Сашкой ночью, ушли ни с чем. Через две недели спросили у участкового, что дальше делать. Тот ответил: Пусть домой возвращается, уже всё кончилось. Вернулся, и больше никогда никто его не спрашивал. Район выполнил план по заготовке людей, вместо Сашки отправили на зону кого-то другого.
- ↑
- ↓