«Чукча в чуме ждет рассвета, а рассвет наступит летом», – эти слова были известны даже тем, кто не знал имени певца Кола Бельды. На концертах в паузах между песнями он рассказывал анекдоты о чукчах, его выступления покорили французов, назвавших этого исполнителя «золотым голосом Севера».
Его песня «Увезу тебя я в тундру» побила все рекорды популярности не только в СССР, но и за рубежом.
Заслуженный артист Якутской АССР и РСФСР Кола Бельды | Фото: uniq-melody.ru
Кола Бельды в 1945 г. и после демобилизации
Кола родился в 1929 г. в нанайском селе Муха в Хабаровском крае. Фамилию Бельды носили все жители этого села. Он рано потерял родителей и попал в школу-интернат, откуда сбежал на фронт в 14 лет, приписав себе два лишних года, и стал юнгой Тихоокеанского флота. Еще в армии сослуживцы обратили внимание на незаурядный голос юнги. Сначала он пел во флотской самодеятельности, а затем – в Ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота. Во время советско-японской войны Кола Бельды участвовал в операции по освобождению Кореи и был награжден орденом Отечественной войны ІІ степени. После демобилизации Кола поступил в Саратовскую консерваторию и параллельно с учебой работал на станкостроительном заводе.
После окончания консерватории Кола Бельды работал в нескольких филармониях, но его популярность не выходила за рамки регионального уровня. Всесоюзная известность пришла к нему в 1957 г., после выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Тогда на певца обратила внимание министр культуры Е. Фурцева. В 1960 г. Кола Бельды стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Шаманские песни в джазовой обработке в его исполнении действовали на публику гипнотически.
Лидер группы «Чайф» В. Шахрин рассказывал, как однажды в молодости, шутки ради вместе с друзьями собрался на концерт Кола Бельды и был поражен профессионализмом певца: «Мы были еще очень молодыми, непримиримыми и бесшабашными панкующими личностями, облаченными в невообразимую по тем временам одежду. Нам почему-то стало очень весело при мысли о том, что мы – в заклепках, ремнях, драных джинсах и чудовищных ботинках – припремся на этот эстрадный концерт. На сцену выходят музыканты с инструментами, которые собираются играть живым звуком, – длинноволосые двухметровые мужики в шкурах и мехах, с фантастическим по тем временам светом, с какими-то этническими бревнами на цепях. И они начинают играть достаточно сложную этническую музыку на джазовой основе. Мы вдруг понимаем, что они мегакруты. Ближе ко второму-третьему номеру на сцене появился сам Кола Бельды и начал петь северные песни шаманского характера. От этого просто вдавливало в кресла. В промежутках между песнями он стал рассказывать анекдоты про чукчей. Он разошелся, увидев, как мы реагируем на все его фразы и реплики. В самом конце мы, шесть панков-неформалов, стоя устроили Бельды овацию. С тех пор это лицо с обложки стало для меня очень важным».
Кола Бельды с семьей
Последние комментарии
Да. все мы помним его песни! хороший певец! Служил я с чукчей — Коля Бударин. Пастух. Отличный друг, и воин. Лучший стрелок.
«Увезу тебя я в тундру — увезу к седым снегам! Покормлю тебя с недельку — а потом волкам отдам !» © =)
Чукчи 3 раза воевали с Российской Имеприей (причем, 3 раза побеждали), до тех пор, пока на их землях не перестали по царскому указу строить казачьи остроги. Ясак был, но штука в том, что выплата его была добровольной — опять по царскому указу. Хочет чукча — принесет шкурки, не хочет — не принесет. Потом чукчи стали общаться с русскими, и например за крещение ребеночка или за медицинскую помощь сами шкурки приносили в благодарность — хотя никто не требовал. Кстати, в их языке только сами чукчи и русские считаются непосредственно «людьми», все остальные местные народы для чукчей — не люди и вообще неодушевленные предметы — в языке=)
И еще — чукчи любили ребеночка покрестить, но и шаманам почему-то доверяли… а одно другое вообще-то исключать должно.
Жаль, что его нет. С ним с нашей эстрады ушло что о трогательное, непосредственное, вызывающее добрую улыбку, красочные эмоции.
Почитайте книгу Николая Шундика «белый шаман», или фильм посмотрите, но книга полнее отражает философию и быт, этого народа!
спасибо за статью… прекрасные песни пел… артист… перед которым снимали шляпы и кланялись
Одна из переделок песни К.Бельды.«Мы поедем, мы помчимся в психиатрический диспансер и отчаянно ворвемся пря к главному врачу...» Были разные варианты. Помню одну публикацию где, якобы, Кола жаловался на то, что ему запрещали есть строганину и прочие чукотские деликатесы. Лично я отношу эту писанину на совесть писаки.Перестройка была, однако!
Кола Бельды был настоящим патриотом Советского Союза, поистине всеобщим любимцем и олицетворял Ленинский интернационализм в СССР. Его прекрасный золотой голос умиротворял весь советский народ и сотворил эпоху всеобщей любви к малым национальностям Севера нашего Отечества.
уважительно отношусь к народам дальнего севера и малым национальностям. жизнь у них не сахар. но данное творчество не понимаю, не дано. в отличие от Чайфа.