Портфель ленинградского школьника 1939 года

В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне по время разбора старой кирпичной кладки обнаружили портфель, который выпал из дымохода. Портфель принадлежал простому советскому школьнику, а внутри него находились учебники, тетради и дневник за 1939 — 1940 учебный год.
Содержимое портфеля оказалось весьма интересным, поэтому мы решили рассказать о нем.


В конце марта 1940 года ленинградский школьник Юра Капустин потерял портфель. Вместе с дневником, тремя тетрадками и шестью учебниками. Мы не знаем, как он объяснил это маме, но, вероятно, со школьными принадлежностями он расставался в том учебном году не впервые. Записи в дневнике, обнаруженном в Петроградском районе в сентябре 2016 года, начинаются с ноября 1939 года. В расписании уроков, помимо прочих, значится предмет «арихметика». По мнению классного руководителя, Юра вел свой дневник «грязно» – отпечатки написанных чернилами строчек видны на соседних страницах. В конце ноября Юра «плохо занимался и очень плохо себя вел на уроке физкультуры», а на уроке пения так и вообще вел себя «безобразно». Через две недели, в середине декабря, учительница просит родителей немедленно «притти» в школу. После этой беседы нареканий нет целых пять недель, но в феврале школьник Капустин попадается на том, что «подсказывает на уроках».
Дневник ведет по-прежнему грязно. К тому же начинает постоянно опаздывать. В середине февраля родителей снова вызывают в школу. 16 марта в дневнике ни к селу ни к городу посреди строчек, не занятых уроками, появляется выведенное Юриным почерком имя – «катя», с маленькой буквы. Следующую неделю Юра рассеянно нумерует теми же датами, что и предыдущую. На этом записи обрываются.


На последней, 96 странице, выставлены оценки за три четверти. Начинался учебный год из рук вон: в первой четверти из 9 предметов по пяти – «плохо», по остальным – «посредственно». Во второй четверти Юра берется за ум, получает «отлично» по географии и естествознанию, но все остальное – «посредственно». К третьей четверти «плохо» у Юры только с «письменным» русским языком (отдельно оценивается еще и «устный»), «отлично» – по истории и естествознанию, «хорошо» – по рисованию и географии.
Можно предположить, что портфель Юра потерял после уроков в четверг 23 марта или в пятницу 24 марта 1940 года, потому что домашнее задание по арифметике (которую Юра начал-таки писать через «ф») на пятницу записано, а перед этим арифметика была по расписанию в четверг.



С ноября по март Юрина мама расписалась в дневнике всего три раза — простым карандашом вывела фамилию «Капустина». Последняя подпись сделана коряво, пером — то ли Юра обвел написанное мамой, то ли попытался расписаться за нее. Сам дневник в серой картонной обложке был изготовлен в 1939 году в калужской типографии Госпланиздата им. Воровского. Внушительным, кстати, тиражом — 1 млн экземпляров.

«Дворник упражнений»

О Юре Капустине известно, что в 1939-1940 году он учился в 3г классе ленинградской школы №18 Приморского района. Правда, на обложке дневника он написал «4г», но на тетрадках значится 3г класс. Приморский район в те годы простирался от Долгоозерной улицы до Большого проспекта Петроградской стороны. Хрестоматия по литературе, учебники по русскому языку, географии и естествознанию, сборники упражнений по правописанию и арифметике предназначались для третьего класса. В портфеле, кроме учебников, тетрадей и дневника, лежала пластиковая ручка-«вставочка» со стальным пером.


В учебниках вместо библиотечной печати — лаконичный штамп с цифрой 18, без каких-либо уточнений. Хрестоматия по литературе начинается со стихотворения Маршака «Отряд». Басни Крылова, сказки Пушкина, «Дед Мазай и зайцы», «Каштанка», «Кавказский пленник» – основная часть изучаемых в школе текстов за 77 лет не изменилась. Правда, некоторые произведения представить сегодня в школьной хрестоматии трудно. И не только «Детские и школьные годы Ильича» или «Песню стройки» с портретом Сталина во всю страницу. Короткий рассказ Серафимовича «Две божьи матери» про ткачиху, которая молилась «доске с почернелым ликом», но так и не вымолила выздоровления своей новорожденной дочке (да еще и поп, пришедший отпевать дочку) ей пригрозил «пещью огненной», вряд ли найдет место в современных учебниках.
Страна, в которой жил Юра Капустин, была «еще не открыта». И каждый школьник должен был стать разведчиком. Но не военным, а разведчиком-геологом — чтобы выяснить, какие полезные ископаемые есть в окрестностях его города или деревни, чтобы не приходилось ввозить сырье из-за рубежа.
«Попы учили, что погоду посылает бог. При царе большинство крестьян было неграмотно и не знало о науке, которая изучает погоду. Крестьяне слушались попов и думали, что можно изменить погоду, если отслужить богу молебен», – утверждает Юрин учебник географии. Тропический лес Юра изучал по рассказу «одного путешественника»: «Пошел негр в лес на охоту, а вернется ли живым — неизвестно. Вокруг дикие звери…» В учебнике естествознания важное место занимает рассказ о труде углекопов и портрет улыбающегося человека – «А. Г. Стаханов с отбойным молотком».

В тетрадках у Юры в идеальном состоянии сохранились промокашки. На семь строчек диктанта — 10 ошибок. Тетрадка по русскому языку открывается прописными истинами: «Ручей — быстрый. Флаг — красный. Дом — каменный. Дуб — могучий». Девятилетний Юра был человеком с чувством юмора. Он подправил название одного из своих учебников — получился «Дворник упражнений по правописанию».
« Трусам в назидание
Фото советской эпохи »
  • +188

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
недавно и давно
+4
А вот о Юре ли речь? Юра учился наверно в 4-5 классе. Тогда система образования была совсем иной нежели сейчас. Юре приходилось ходить в «мальчишью» щколу, в черной гимнастерке с фуражкой. Учился пять дней из шести, написал «Дворник». А в наше времена уже писали «Любовник», не «Учебное» пособие, а "… бное"… Системой образования это было узаконено что сначала читать «Отряд» Маршака, «Прыжок» Толстого и только потом «Лягушка-путешесвенница», «Сказка о рыбаке и рыбке» А в конце какая-то тупость Маяковского «Возьмем винтовки новые» (другого ничего не нашли что-ли?). «Колхоз» должен быть «образцовый»!, а не на дотациях государства. А Юра спрятал сам портфель с шестью учебниками и остальным… А ведь Юра был-то, наверно, не бедный если спрятал весь портфель. У Гоголя в «Тарас Бульба» тоже дневники прятали, и всегда прятали, и наверно способов прятать множество. У нас в классе дневники кидали в шахту лифта, только потом через год их почему-то приносил директор в класс… Потом у угла забора, где оправлялись домашние собаки, выросла целая горка земли, и дворник жаловался всем почему для похорон дневников с двойками иного более тихого места не нашли? Страницы дневников просто меняли, но тогда, если учитель это замечал был скандал на всю школу, и ученика исключали из школы на один день… У меня отец тоже учился в 38 году. Все время повторял, что когда война началась ему было 13 лет. Наверно ровесник Юре. Но всегда замечал и видел качество преподавания сейчас и тогда, всегда говорил, что школа была его вторым родным домом. И для учеников и для учителей, и для директора. Учители тогда, с его слов выкладывались на все сто. Говорил, не жалели себя, что верили в коммунизм, в наших детей. А ведь профессия учителя это — не только контролировать знания ученика, ставя двойки или пятерки, а еще и обязанность заинтересовать в своем предмете. Быстро, доходчиво и с интересом отдать свои знания подопечному. О Юре ли этот рассказ о спрятанном портфеле? Для тех времен я вижу, что о его преподавателях, наверно об исключениях которых было меньше чем сейчас…
Комментарий удалён за нарушение
0
Как Юра мог быть ровесником вашему отцу, если Юре в 1940 г должно было около 10 лет? Ходил-то он в ТРЕТИЙ класс! Включите вашу «ариХметику»! Разве что Юра был второгодником со стажем. Про госдотации с/х тогда даже и не слышали. Был план, если не выполнишь, суши сухари. Саботаж — меньшее на что можешь рассчитывать. Так что колхозы были один другого образховее. Юра хоть и не знал причин этого, но знал, что кроме как образцовым колхоз быть не может. Я бы не сказал, что "… Винтовки новые" — тупость, тогда кретинов в Минобре было явно меньше, чем сейчас. Пропалывали регулярно. Стих запредельно патриотический (естественно патриотизм сталинской версии). Так что это лишь элемент патриотического воспитания. Были ли родители Юры богатыми? Сомневаюсь, не самый престижный район. Партхоз элита здесь не жила. Кто ещё мог быть БОГАТЫМ в сталинское время? Портфель портфелю рознь, одно дело брезентовый портфель, другое дело — из крокодиловой кожи. Так что сам по себе портфель не признак богатства. Учителя, по большей своей части, как и сейчас, просто добросовестно работали. Ушинских и Макаренок среди них было не больше, чем сейчас.
+4
Форма школьного дневника с тех пор почти не изменилась)))))
Комментарий удалён за нарушение
0
Портфели хорошие при Сталине делали.