Жизнь в СССР глазами фотографа Витаса Луцкуса

При жизни об этом человеке ходили легенды. Милиция Тбилиси распивала с ним вино. Воры из Одессы приезжали посмотреть на него. Из Башкирии ему присылали мёд. Католикос всех армян встречал его роскошным ужином. Дома он держал живого льва. Много работал и много пил.


Множество людей д восхищалось им, подражала его манерам и пересказывала его увлекательные истории.
Экстравагантный дом Витаса Луцкуса был центром притяжения для культурной богемы тех времён. Фотограф и его прекрасная жена принимали у себя знаменитых людей со всего Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись подолгу. Но фотография поглощала его почти полностью. При том, что фотограф Луцкус жил в обществе, которое официально его не принимало. Неистовость, безграничная индивидуальность и экстраординарные документальные фотографии выдавали в Витасе художника, который отказался приспосабливаться к условиям, так называемой «нормальной» жизни. Он не искал успеха в рамках системы. Более тридцати лет прошло, но Луцкус всё ещё находится в статусе маргинала, даже в своей родной, уже независимой стране. Его достижения и инновации по-прежнему известны лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена при жизни фотографа.
«Мы просто жили», – вспоминает вдова фотографа Таня Альдаг. «Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история». «Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки». Они встретились в больнице, когда она готовилась стать медсестрой. Ей было 18, а ему 24. Их первый совместный дом скорее можно назвать фотолабораторией, в которой стояла раскладушка. Жена Таня стала его музой, творческим партнёром и моделью.


Луцкус обладал безграничным творческим потенциалом и способностью вдохновлять богемное сообщество, в котором вращался. Его считают родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Но Витас Луцкус навсегда сохранил преданность репортажной съёмке, с которой начинал карьеру, умело объединяя два совершенно противоположных направления: чистый документализм и безбашенный вымысел. Витас Луцкус называл себя «дворняжкой». Кадры он наполнял информацией и эмоциями. Часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния, нажимал на спуск затвора в момент, когда человек начинал хохотать или вздымал руки в движении. С 1960-х до середины 1980-х годов он путешествовал по всем советским республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих, полицейских, детей. Он работал с одержимостью, фотокамера всегда висела у него на шее. Фотограф никогда не занимался политикой, но его работы всегда тормозились цензурой. Очевидно, что за ним следили. 16 марта 1987 года неизвестный человек, предположительно работник КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Разговор с ним закончился тем, что Витас, согласно милицейскому протоколу, нанёс гостю смертельный удар ножом, после чего сам выбросился с балкона. Жена нашла его в снегу. Она продолжала снимать ещё в течение нескольких лет, но в Литве никогда не чувствовала себя в безопасности. В 1991 году переехала в Соединённые Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками Витаса и 50 долларов. Там она вышла замуж.


Гора с Марксом, Энгельсом и Лениным — Башкирия, река Белая


















Гедрюс Мацкявичюс




Одна из трех фотографий автора, проданных на Сотбис в 2013 году за 1500 фунтов


Автопортрет с Таней

Таня Альдаг







Тбилиси 1981


« «Борис, ты не прав!»: история крылатой фразы...
Советская военная техника с забавными названиями »
  • +97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Мой бывший муж-фотограф тоже также фотал все подряд, не заботясь о деталях, ракурсе, свете и чего-то еще. Я его всегда ругала за это безобразие. Короче, не впечатлило. Я ожидала большего.
-4
Умение поймать романтику и дыхание мгновения… И обратите внимание на нищету жизни. Пусть посмотрит молодежь, которой упорно дурят голову мифом о всеобщем процветании в СССР.
0
кому что, а Вам все про колбасу…
+10
При всем моем большом уважении к художнику и его творчеству! Нельзя все мерить одним аршином и стричь под одну гребенку! Советский Союз был такой разный. УНИКАЛЬНЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ! На Земле нет совершенного общества, оно только в загробной жизни, в раю, в Царствии Небесном! Но нельзя выхватывать все время из контекста той жизни только плохое, серое и мрачное! Всякое было, но ведь было и прекрасно! Необъективность говорит о скудности и ограниченности мировоззрения, это моя личная точка зрения, но я ее придерживаюсь! Надо всегда и во всем СТАРАТЬСЯ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ!
+7
в чем концепция? обычные фото людей, каких уже здесь было много. фото смотрел с интересом. хотя после текста ожидал что то такое.
+2
Узнаваемо. Время остановилось.
+23
Один из социальных дальтоников, живших в СССР с головой повернутой назад. Искусство даёт возможность отразить и прекрасное и безобразное, и низменное и возвышенное, и светлое, и тёмное, и освещенное мыслью и полную бессмыслицу. Витас видел жизнь в безобразно низменном, бессмысленно темном свете. Можно только посочувствовать, ведь человек не живет дважды. Почему сегодня народы бывшего СССР живут убого, а прибалты и укры живут уже при фактическом фашизме? Да потому, что Витасов оказалось больше, чем грамотных. Я 45 лет прожил в СССР. В Закавказье, на Западной Украине, в Прибалтике, жил и в деревнях, и в бараках, и в коммуналках и в полученной бесплатно собственной квартире и подтверждаю, что СССР Витаса был, но как след от мухи на огромном зеркале. Теперь я уже 25 лет прожил в воспетом гайдарами и познерами, свонидзе и шендеровичем капитализме. Теперь, даже, хорошо одетый человек в бентли или бугатти, смотрится изрядным дерьмецом, аж противно фотографировать.
+4
Хорошее и точное выражение — «социальные дальтоники». Есть (и всегда были) такие. Вот только голова у них повёрнута не назад, а вниз, в выгребную яму. Так и живут, «страдальцы», не видя ничего выше…
+7
вот кому текст для статьи писать надо было.
+10
Тема СССР не раскрыта. Просто фото, которые можно было делать не напрягаясь.
+8
Не зацепило, и СССР какой-то мрачный…
+4
Прибалты, особенно эстонцы и литовцы, всегда были предателями и в войну тоже.Все время мечтали переметнуться к фашистам.да и после войны тоже.Что ж с них взять… Я не удивлена, что этот так «отобразил» СССР.Фото так себе.Чернуха.
-1
Прибалты, особенно эстонцы и литовцы ну никак не стремились в СССР. Не они вошли в СССР, СССР вошл в них по самую рукоятку. Отсюда и большая любовь ко всему Советскому.