Наши любимые актеры: Александр Кайдановский
23 июля, исполнилось бы 70 лет советскому и российскому актёру, режиссёру, сценаристу Алекса́ндру Леони́довичу Кайдано́вскому
(23 июля 1946, Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР — 3 декабря 1995, Москва, Российская Федерация)
Его отец был инженером, а мама работала режиссером в клубе. Родители Александра развелись, когда ему было одиннадцать лет, и Кайдановский жил сначала с матерью, но после того, как она снова вышла замуж, начал жить с новой семьей отца. Приемная мать Александра Ирена Михайловна рассказывала: «Он был неугомонным, всегда все решал сам и не признавал никакой власти. Он постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя». С отцом и его новой супругой мальчик снова не ужился, некоторое время жил у бабушки, и позже провел год в интернате. Окончив школу-семилетку, Кайдановский уехал в 1960 году в Днепропетровск, где начал учиться на электросварщика в сварочном техникуме имени Патона. Спустя год он вернулся в Ростов-на-Дону и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств.
Одноклассник Кайдановского Владимир Левченко рассказывал: «Мы вместе учились в ростовской школе № 47. Первый год это была мужская школа, а со второго класса к нам привели девочек. Учил нас замечательный человек – наш первый учитель Михаил Алексеевич Решетников… Удивительным фактом является то, что малейших проявлений артистизма у Саши тогда и близко не было. Он, пожалуй, был одним из самых тишайших в классе. Поэтому когда его отец (дядя Леня, как я его тогда называл) сказал, что Саша поступил на театральное отделение, мы были ошеломлены, объясняя себе случившееся неоправданными завышенными оценками сына его отцом – настоящим фанатиком своего ребенка, которого он самоотверженно воспитывал без матери, которая бывала наездами. Отец был, по оценкам моих родителей, выдающимся специалистом в области строительства газопроводов особо точной и надежной сварки (вот откуда техникум Патона). Много лет работал в Иране, где за заслуги был принят и награжден шахом Реза Пехлеви. Он дружил с моим отцом, с которым советовался по вопросам воспитания сына. Нам, самозабвенно игравшим в самодеятельности, было вначале странно наблюдать за карьерой Саши и только позже стало ясно, что гений не подлежит простым оценкам».
В училище вспыльчивый характер Александра вскоре привел к конфликту с одним из своих учителей, и заканчивал он свою учебу у другого педагога — Михаила Бушнова, который позже рассказывал: «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» — необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу — я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал». Не прощал он и предательство, навсегда расставаясь с теми, кто обманул его доверие». Позже друг Кайдановского Александр Орехов рассказывал: «Саша был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь».
Окончив театральное училище в 1965 году, Кайдановский стал актером Ростовского драматического театре имени Максима Горького и Театра юного зрителя, и в том же 1965 году Александр Кайдановский переехал в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ. А в конце года перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую В.К. Львовой и Л.М. Шихматова. В 1966 году начинающий актер женился на Ирине Бычковой, которая впоследствии рассказывала: «Мы жили в ужасных условиях, но все скрадывалось тем невероятным общением, которое было в эти годы. Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла».
Дебют Кайдановского в кино состоялся в 1967 году, когда он учился на втором курсе училища. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» Александр сыграл эпизодическую роль научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год – в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь». Окончив в 1969 году училище имени Щукина, Кайдановский был принят в труппу театра имени Вахтангова, где молодому актеру сразу хотели предложить роль князя Мышкина в «Идиоте», но сыграть эту роль ему не довелось, так как другой кандидат на эту роль — актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать. И Кайдановскому пришлось довольствоваться в театре ролями второго плана до 1972 года. Александр Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».
После увольнения из театра актеру служил жилплощадью полуподвал. Общую ситуацию осложняло то, что в 1970 году у Кайдановского родилась дочь Дарья. Александр Адабашьян рассказывал: «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал — пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода — и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель...» Михаил Ульянов советовал Кайдановскому вернуться обратно в Ростов и пытаться устроить там свою жизнь. Но Кайдановский поступил по-своему, он развелся в 1970 году с женой и вступил в гражданский брак с актрисой Валентиной Малявиной.
В 1971 году Кайдановский перешел в театр на Малой Бронной, затем перешел во МХАТ, где работал над ролью в спектакле «Осип Мандельштам», но в 1972 году он ушел из МХАТа, и был приглашен в театр имени Гоголя, где проработал всего несколько недель. Одновременно со всеми своим мытарствами по столичным театрам актер успел сняться в большом количестве фильмов — «Драма на охоте», «Красная площадь», «И был вечер, и было утро…», «Спокойный день в конце войны», «Пятнадцатая весна», «Игрок» и «Четвертый».
В 1973 году Кайдановский был направлен для прохождения двух лет службы в армии в кавалерийский полк при «Мосфильме», где снялся в фильмах «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина», «Былое и думы» и в киноальманахе «Горизонт № 2». А в 1974 году он сыграл роль, сделавшую его знаменитым — поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После которой режиссеры начали активно приглашать актера сниматься в новых картинах, и к концу 1970-х годов Кайдановский стал известным актером советского кино. Он снялся в 1975 году в картинах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пропавшая экспедиция», в 1976 году – в картине «Золотая речка» и других кинофильмах. В 1975 году Кайдановский расстался с Валентиной Малявиной, и женился на актрисе Евгении Симоновой. В 1976 году у них родилась дочь Зоя.
В 1979 году Андрей Тарковский пригласил Кайдановского сыграть главную роль в фильме «Сталкер». Многосложный, трагический и загадочный образ Сталкера, сыгранный Кайдановским, стал лучшей ролью в актерской его карьере.
Своей феноменальной игрой актер завораживал зрителя магнетизмом, не позволяющим расслабиться и отвести взгляд от экрана. В дальнейшей творческой карьере имя Кайдановского именно из-за роли Сталкера часто было окружено аурой мистики.
Леонид Филатов рассказывал об Александре Кайдановском: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером — он, Галкин, Качан и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...»
После съемок в «Сталкере» Александр Кайдановский захотел попробовать свои силы в режиссуре, и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем стал Тарковский. Однако вскоре Тарковский навсегда покинул родину, и после ликвидации его мастерской Кайдановский перешел в мастерскую Сергея Соловьева. Даже когда Тарковский прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили, из-за того, что днажды Кайдановский заступаясь за своих знакомых, ударил какого-то чиновника.
В 1983 году брак Кайдановского с Евгенией Симоновой распался, и он женился на балерине ГАБТ Наталье Судаковой. В том же году в театральном училище имени Щукина он поставил спектакль «Алиса в стране чудес», который стал его учебной работой на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1984 году Кайдановский снял свою вторую курсовую работу — фильм «Иона, или Художник за работой» и завершил учебу на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Дипломной работой Кайдановского стал фильм «Простая смерть», снятый в 1985 году по произведению Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», и режиссеру пришлось защищать свою работу во время приемки Госкомиссией от обвинений в «неслыханном физиологизме». Членам комиссии показалось, что картина переполнена недопустимыми бестактностями и нравственными вольностями, и будь «Простая смерть» снята несколькими годами ранее – скорее всего, фильм был бы положен «на полку». Но в горбачевские времена картину не только не запретили, но даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов, а Кайдановский был принят режиссером на киностудию «Мосфильм», и в том же 1985 году вновь произошли изменения в личной жизни актера – он вступил в гражданский брак с художником по костюмам Анастасией Крючковой.
На «Мосфильме» Кайдановский снял психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика». Главное, что объединяло все фильмы, снятые Кайдановским — они были наполнены философскими поисками. «Всю работу по фильму он выполнял сам, — говорила его бывшая супруга Ирина. — Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что, прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца». «Простая смерть» по собственному признанию Кайдановского, избавила его от страха смерти, и практически в каждой режиссерской и сценарной работе Кайдановского были видны мотивы и отголоски «Сталкера».
Работая в качестве преподавателя актерского мастерства в Театральном училище имени Щукина на национальном курсе коми, Кайдановский поставил спектакль «Три ножа из страны Вэй» по пьесе Мартинсона. Помимо режиссерской работы Александр продолжал играть в кино. Он снялся в экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», детективе «Десять негритят», польско-французской картине «Ноябрь» и испанской ленте «Дыхание дьявола».
Насыщенная творческая жизнь Кайдановского привела к разводу с Крючковой, и в 1989 году он вступил в гражданский брак с Патрицией Донеган, филологом и переводчиком из Великобритании. В том же году Кайдановский в качестве автора сценария и режиссера снял документальный фильм «Маэстро: Сергей Параджанов» для Рижского киновидеоцентра и видеоклип «Монах» для германской рок-группы «Альфавил». Также он написал сценарий и приступил к съемкам документального телефильма «Шаманы из Тувы» для Рижского киновидеоцентра, но картина не была завершена из-за конфликта с заказчиком. С 1990 года Кайдановский возглавил режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которую вел до 1992 года. В декабре 1990 года у Кайдановского случилось несчастье – скончалась его мама. Отец Кайдановского умер в 1970 году.
Первой режиссерской работой Кайдановского, снятой им в 1983 году во время учебы на высших режиссерских курсах, стал короткометражный фильм «Сад» по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Это была своеобразная философская и психологическая «ловушка» для героя. «Павильоном» для съемок другой картины Кайдановского под названием «Иона» была выбрана комната в восьмикомнатной коммунальной квартире на улице Воровского, где жил сам Кайдановский.
Это было огромное помещение с четырехметровыми потолками и со стенами, специально для съемок выкрашенными в черный цвет. Как ни странно, после съемок Кайдановский вполне комфортно чувствовал себя в столь странном помещении, производившем на посетителей тяжелое впечатление. Дом находился в аварийном состоянии, на кухне потолок подпирала огромная шпала, телефон находился в коридоре, и известному актеру часто приходилось звать к телефону соседей, а также держать включенным в комнате телевизор, чтобы его звук заглушал шум коммунальной квартиры. Позже Инна Пиварс рассказывала: «Он попал в коммуналку после развода с предыдущей женой. Я ведь была четвертой по счету. Обычное стечение обстоятельств. Но Сашу устраивала эта комната. 50 квадратных метров, потолки высоченные, до Арбата рукой подать. Ему все было по душе: и черные стены устраивали – их выкрасили специально для съемок его студенческого фильма, и вечный беспорядок, и толкотня собачки Зины под ногами, и Носферату – любимый кот, обедающий из тарелки хозяина прямо на столе… Однажды, в самом начале нашего романа, я рискнула вымыть окна, которые не мылись, наверное, никогда в жизни – огромнейший эркер, практически черный! Вы представить не сможете, в какое неистовство пришел Саша, как он кричал на меня! «Никто не должен посягать на мужскую свободу!» Он умел абстрагироваться от действительности за дверями своей комнаты – от общей ванной, общего туалета, бесконечного коридора и других семи комнат. Дверь закрывалась – и он погружался в собственный мир – с богатейшей библиотекой, коллекцией классической музыки, любимыми фильмами на кассетах. Смотрел Чаплина – и плакал от восторга перед его искусством. В дверь могла постучаться соседка: «Сегодня ваша очередь убираться!» Но ему было все равно. А я искренне изумлялась, как можно приставать с идиотской уборкой к мировой знаменитости, человеку, снимавшемуся у Тарковского?!»
С 1992 года Кайдановский много снимался за границей. Он снялся в Польше в фильме «Ноябрь», в 1993 году снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», в 1994 году снялся в российско-французской картине «Исповедь незнакомцу». В мае того же года он был приглашен в качестве члена жюри на Каннский кинофестиваль, а в ноябре 1994 года у него случился первый инфаркт, но несмотря на плохое состояние здоровья, Кайдановский продолжал вести насыщенный образ жизни. В 1995 году он снялся в венгерской картине «Волшебный стрелок» и в новелле «Свадебный марш» из киноальманаха «Прибытие поезда». Он также готовился к съемкам картины по своему сценарию «Восхождение к Эрхарду», рассказывавшей о противоборстве между любовью к Богу и любовью к человеку, написал много песен и картин. Кайдановский озвучил роль главного героя в анимационном фильме режиссера Александра Петрова «Сон смешного человека» по рассказу Достоевского. Актер в этом анимационном фильме был пронзительно исповедален, повествуя о грехопадении и чудесном спасении персонажа. Кайдановскому также выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке, он получил предложение набрать собственный курс на сценарном факультете ВГИКа и был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом. Казалось, что в жизни Александра Кайдановского происходят настоящие перемены к лучшему…
Но 18 июля 1995 года у Александра Кайдановского во время вступительных экзаменов во ВГИКе случился второй инфаркт. И даже он не уменьшил творческую активность Кайдановского, который писал в своем дневнике: «Хаос внутри и неразбериха. Деньги на картину не дают. Квартиру ремонтируют четвертый месяц. Одна отрада — молодая и красивая жена». Со своей последней женой — актрисой театра «Ленком» Инной Пиварс, которая была на двадцать лет моложе Кайдановского, он познакомился после просмотра спектакля «Школа для эмигрантов» и предложил ей роль в «Восхождении к Эрхарту». Позже Инна Пиварс рассказывала: «Та картина – «Восхождение к Экхарту» – стоила Саше невероятных нервов, именно в процессе ее подготовки и случились все три инфаркта. А я… Ну что я? Успела окончить ГИТИС, была принята в Ленком. В один прекрасный день получила приглашение на пробы к «самому» Кайдановскому, причем проводились они на квартире у Саши – так я впервые попала в знаменитую коммуналку на Воровского. Он спросил, понравился ли сценарий, а я смутилась и брякнула: «Я с ним спала!» В смысле читала всю ночь… Он засмеялся, и напряжение сразу исчезло. Увидев его, почувствовала, что он мне очень близок, есть в нем что-то родное, что не выразить словами. Хотелось им гордиться, восхищаться. Жизнь за него отдать. Рядом с Сашей я чувствовала себя очень защищенной. Все эти годы без него я не могу опомниться. Думаю, мне уже не доведется встретить человека, который мог бы встать с ним вровень. А другого я полюбить не смогу...»
Инна Пиварс и Александр Кайдановский поженились в ноябре 1995 года. Но здоровье актера было подорвано. Однажды Леонид Филатов, у которого случился инсульт, встретился в больнице с Кайдановским после второго инфаркта. Филатов предложил Александру участвовать в подготовке передачи «Чтобы помнили» о Солоницыне. На что Кайдановский мрачно пошутил: «Леня, пойми, ну что это такое: два полутрупа будут делать передачу о полном...»
Инна Пиварс рассказывала: «Саша остепенился, успокоился. Странно было бы человеку в 47 лет бросаться на кого-то с кулаками. Так что истории про ночные посиделки в ресторанах, прыжки из окон, резаные вены и прочие «подвиги», рассказываемые после Сашиной смерти некоторыми его друзьями, воспринимались мной как истории про совершенно другого человека. Впрочем, и у нас были душераздирающие пробежки в ночи. Однажды приехал в гости Сергей Курехин из Петербурга, заболтались, дверь приоткрыли, а Носферату шасть из комнаты – и пропал! Саша чуть с ума не сошел. Всю ночь до восьми утра втроем бегали вокруг дома и в окрестностях. Курехин устал, в гостиницу ушел. А мы нашли-таки Носика. Точнее, я нашла – в доме, за мусоропроводом… Гости в нашей коммуналке не переводились: то Гребенщиков, Иоселиани, Говорухин, то безвестные студенты… Саша был образован, интеллигентен – к нему постоянно шли за советом. Пожалуй, единственный человек, которого он мог выставить за дверь с вещами, невзирая на слезы и мольбы, это я. Только сейчас, годы спустя, я могу, как мне кажется, понять причины произошедшего. А тогда обида и шок были невероятными. Саша собрал мои вещи и выставил вон. Это было после второго инфаркта. Он чувствовал себя ужасно. Потребовал, чтобы я забрала его из больницы чуть ли не через день после реанимации. Я понимала, что делать этого нельзя, но Саша и слушать ничего не хотел, рвался работать. А потом вдруг сказал: до свидания! Не потому, что мы поссорились, не потому, что я сделала что-то не так – без объяснений, просто уходи! Может, решил посвятить оставшиеся силы съемкам, он ведь очень переживал, что планы так и остаются нереализованными. А может, решил оградить меня от лишних страданий, пожалел, не хотел, чтобы я видела, как он умирает… Рыдала, но Саша был непреклонен. И тогда уже я сама сказала себе: все, конец, ставлю точку. Я поехала с Ленкомом на гастроли, играла, собрав волю в кулак. Держалась месяц. Но как только вернулась – звонок: «Можно встретиться?» – «Нет!» И опять звонок: «Я не спал всю ночь, рисовал твой портрет…» Когда он пришел в мою комнатку в общежитии Ленкома, я не на шутку испугалась – он был весь черный, не столько от бессонницы, сколько от угля, которым рисовал портрет: я и лимонное дерево в горшке, это мотив из «Экхарта». В тот же день он сделал мне предложение. Правда, я стойко сказала: «Нет!» Но через пару недель мы все равно поженились. А через три недели его не стало. Еще утром в то проклятое 3 декабря он сказал мне: «Я поживу еще лет десять, а может, двадцать. И сына еще родим. С ребенком лучше не тянуть. И вообще, все у нас будет хорошо».
Последний третий инфаркт случился с Александром Кайдановским утром 3 декабря 1995 года. Он умер в возрасте 49 лет так же, как и его отец. Драматург Надежда Кожушаная, дружившая с Кайдановским много лет, рассказывала: «У Саши было много жен и женщин. Саша никогда не рассказывал о своих женщинах. Все, что я знаю о Сашиных женщинах, я знаю от его женщин. Ни одна из Сашиных женщин не сказала о Саше страшного или отвратного. Значит, все его женщины были настоящими. Какая редкость: мужчина, который не разбалтывает своих женщин. Саша — редкость. Ну и зачем он умер?»
«Мне кажется, его до сих пор еще не оценили так, как он того стоит», — сказала директор киноклуба «АРС» Светлана Новикова. А на вопрос, кем же все-таки был Александр Кайдановский, жена Ирина ответила так: «Саша не любил, когда его подводили под определение или с кем-то сравнивали — он был неповторим, в этом и заключается его тайна».
Александр Кайдановский был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
— Господи! Ну, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне? ©
Анна Каренина (1967)… Жюль Ландо
Первая любовь (1968)
Красная площадь (1970)
Спокойный день в конце войны (1970)
И был вечер, и было утро… (1971)
Игрок (1972)
Пятнадцатая весна (1972)
Четвертый (1972)
Следствие ведут знатоки ТВ-сериал
эпизод «Шантаж» (1972)
Дети Ванюшина (1973)
Горизонт 2: Математик и Черт (1973)
Крах инженера Гарина (1973)… Вольф
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)… поручик Лемке
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Мой дом — театр (1975)
Пропавшая экспедиция (1975)… Зимин
Под крышами Монмартра (1975)
Как важно быть серьезным (1975)
Следую своим курсом (1975)
Золотая речка (1976)… Зимин
Огненный мост (1976)
Мое дело (1976)
Кто поедет в Трускавец (1977)
Это было в Коканде (1977)
Жизнь Бетховена (1978)
Поворот (1978)
Дознание пилота Пиркса (1979)
Сталкер (1979)… Сталкер
Телохранитель (1979)
Рассказ неизвестного человека (1980)
Рафферти (1980)
Спасатель (1980)
И с вами снова я… (1981)
Факт (1981)
Извините, пожалуйста (1982)
Кафедра (1982)
Братья (1983) к/м
Десять негритят (1987)
Хареба и Гоги (1987)
Новые приключения янки при дворе короля Артура (1988)… Мерлин
Ноябрь — Листопад (1993)
El aliento del diablo (Дыхание дьявола) (1993)
Buvos vadasz (Волшебный охотник) (1994)
Исповедь незнакомцу (1994)
Прибытие поезда (1995)
новелла «Свадебный марш»
Сны Сталкера (1998) документальный фильм
Иона (1984)
Простая смерть (1985)
Гость (1987)
Жена керосинщика (1988)
Маэстро (1992-93)
Гость (1987)
Жена керосинщика (1988)
Маэстро (1992-93)
(23 июля 1946, Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР — 3 декабря 1995, Москва, Российская Федерация)
Его отец был инженером, а мама работала режиссером в клубе. Родители Александра развелись, когда ему было одиннадцать лет, и Кайдановский жил сначала с матерью, но после того, как она снова вышла замуж, начал жить с новой семьей отца. Приемная мать Александра Ирена Михайловна рассказывала: «Он был неугомонным, всегда все решал сам и не признавал никакой власти. Он постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя». С отцом и его новой супругой мальчик снова не ужился, некоторое время жил у бабушки, и позже провел год в интернате. Окончив школу-семилетку, Кайдановский уехал в 1960 году в Днепропетровск, где начал учиться на электросварщика в сварочном техникуме имени Патона. Спустя год он вернулся в Ростов-на-Дону и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств.
Одноклассник Кайдановского Владимир Левченко рассказывал: «Мы вместе учились в ростовской школе № 47. Первый год это была мужская школа, а со второго класса к нам привели девочек. Учил нас замечательный человек – наш первый учитель Михаил Алексеевич Решетников… Удивительным фактом является то, что малейших проявлений артистизма у Саши тогда и близко не было. Он, пожалуй, был одним из самых тишайших в классе. Поэтому когда его отец (дядя Леня, как я его тогда называл) сказал, что Саша поступил на театральное отделение, мы были ошеломлены, объясняя себе случившееся неоправданными завышенными оценками сына его отцом – настоящим фанатиком своего ребенка, которого он самоотверженно воспитывал без матери, которая бывала наездами. Отец был, по оценкам моих родителей, выдающимся специалистом в области строительства газопроводов особо точной и надежной сварки (вот откуда техникум Патона). Много лет работал в Иране, где за заслуги был принят и награжден шахом Реза Пехлеви. Он дружил с моим отцом, с которым советовался по вопросам воспитания сына. Нам, самозабвенно игравшим в самодеятельности, было вначале странно наблюдать за карьерой Саши и только позже стало ясно, что гений не подлежит простым оценкам».
В училище вспыльчивый характер Александра вскоре привел к конфликту с одним из своих учителей, и заканчивал он свою учебу у другого педагога — Михаила Бушнова, который позже рассказывал: «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» — необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу — я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал». Не прощал он и предательство, навсегда расставаясь с теми, кто обманул его доверие». Позже друг Кайдановского Александр Орехов рассказывал: «Саша был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь».
Окончив театральное училище в 1965 году, Кайдановский стал актером Ростовского драматического театре имени Максима Горького и Театра юного зрителя, и в том же 1965 году Александр Кайдановский переехал в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ. А в конце года перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую В.К. Львовой и Л.М. Шихматова. В 1966 году начинающий актер женился на Ирине Бычковой, которая впоследствии рассказывала: «Мы жили в ужасных условиях, но все скрадывалось тем невероятным общением, которое было в эти годы. Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла».
Дебют Кайдановского в кино состоялся в 1967 году, когда он учился на втором курсе училища. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» Александр сыграл эпизодическую роль научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год – в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь». Окончив в 1969 году училище имени Щукина, Кайдановский был принят в труппу театра имени Вахтангова, где молодому актеру сразу хотели предложить роль князя Мышкина в «Идиоте», но сыграть эту роль ему не довелось, так как другой кандидат на эту роль — актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать. И Кайдановскому пришлось довольствоваться в театре ролями второго плана до 1972 года. Александр Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».
После увольнения из театра актеру служил жилплощадью полуподвал. Общую ситуацию осложняло то, что в 1970 году у Кайдановского родилась дочь Дарья. Александр Адабашьян рассказывал: «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал — пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода — и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель...» Михаил Ульянов советовал Кайдановскому вернуться обратно в Ростов и пытаться устроить там свою жизнь. Но Кайдановский поступил по-своему, он развелся в 1970 году с женой и вступил в гражданский брак с актрисой Валентиной Малявиной.
В 1971 году Кайдановский перешел в театр на Малой Бронной, затем перешел во МХАТ, где работал над ролью в спектакле «Осип Мандельштам», но в 1972 году он ушел из МХАТа, и был приглашен в театр имени Гоголя, где проработал всего несколько недель. Одновременно со всеми своим мытарствами по столичным театрам актер успел сняться в большом количестве фильмов — «Драма на охоте», «Красная площадь», «И был вечер, и было утро…», «Спокойный день в конце войны», «Пятнадцатая весна», «Игрок» и «Четвертый».
В 1973 году Кайдановский был направлен для прохождения двух лет службы в армии в кавалерийский полк при «Мосфильме», где снялся в фильмах «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина», «Былое и думы» и в киноальманахе «Горизонт № 2». А в 1974 году он сыграл роль, сделавшую его знаменитым — поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После которой режиссеры начали активно приглашать актера сниматься в новых картинах, и к концу 1970-х годов Кайдановский стал известным актером советского кино. Он снялся в 1975 году в картинах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пропавшая экспедиция», в 1976 году – в картине «Золотая речка» и других кинофильмах. В 1975 году Кайдановский расстался с Валентиной Малявиной, и женился на актрисе Евгении Симоновой. В 1976 году у них родилась дочь Зоя.
В 1979 году Андрей Тарковский пригласил Кайдановского сыграть главную роль в фильме «Сталкер». Многосложный, трагический и загадочный образ Сталкера, сыгранный Кайдановским, стал лучшей ролью в актерской его карьере.
Своей феноменальной игрой актер завораживал зрителя магнетизмом, не позволяющим расслабиться и отвести взгляд от экрана. В дальнейшей творческой карьере имя Кайдановского именно из-за роли Сталкера часто было окружено аурой мистики.
Леонид Филатов рассказывал об Александре Кайдановском: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером — он, Галкин, Качан и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...»
После съемок в «Сталкере» Александр Кайдановский захотел попробовать свои силы в режиссуре, и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем стал Тарковский. Однако вскоре Тарковский навсегда покинул родину, и после ликвидации его мастерской Кайдановский перешел в мастерскую Сергея Соловьева. Даже когда Тарковский прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили, из-за того, что днажды Кайдановский заступаясь за своих знакомых, ударил какого-то чиновника.
В 1983 году брак Кайдановского с Евгенией Симоновой распался, и он женился на балерине ГАБТ Наталье Судаковой. В том же году в театральном училище имени Щукина он поставил спектакль «Алиса в стране чудес», который стал его учебной работой на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1984 году Кайдановский снял свою вторую курсовую работу — фильм «Иона, или Художник за работой» и завершил учебу на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Дипломной работой Кайдановского стал фильм «Простая смерть», снятый в 1985 году по произведению Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», и режиссеру пришлось защищать свою работу во время приемки Госкомиссией от обвинений в «неслыханном физиологизме». Членам комиссии показалось, что картина переполнена недопустимыми бестактностями и нравственными вольностями, и будь «Простая смерть» снята несколькими годами ранее – скорее всего, фильм был бы положен «на полку». Но в горбачевские времена картину не только не запретили, но даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов, а Кайдановский был принят режиссером на киностудию «Мосфильм», и в том же 1985 году вновь произошли изменения в личной жизни актера – он вступил в гражданский брак с художником по костюмам Анастасией Крючковой.
На «Мосфильме» Кайдановский снял психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика». Главное, что объединяло все фильмы, снятые Кайдановским — они были наполнены философскими поисками. «Всю работу по фильму он выполнял сам, — говорила его бывшая супруга Ирина. — Он не мог снимать фильм по чужому сценарию, потому что, прежде чем приступить к работе, он должен был прожить эту историю, и он проживал ее от начала до конца». «Простая смерть» по собственному признанию Кайдановского, избавила его от страха смерти, и практически в каждой режиссерской и сценарной работе Кайдановского были видны мотивы и отголоски «Сталкера».
Работая в качестве преподавателя актерского мастерства в Театральном училище имени Щукина на национальном курсе коми, Кайдановский поставил спектакль «Три ножа из страны Вэй» по пьесе Мартинсона. Помимо режиссерской работы Александр продолжал играть в кино. Он снялся в экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», детективе «Десять негритят», польско-французской картине «Ноябрь» и испанской ленте «Дыхание дьявола».
Насыщенная творческая жизнь Кайдановского привела к разводу с Крючковой, и в 1989 году он вступил в гражданский брак с Патрицией Донеган, филологом и переводчиком из Великобритании. В том же году Кайдановский в качестве автора сценария и режиссера снял документальный фильм «Маэстро: Сергей Параджанов» для Рижского киновидеоцентра и видеоклип «Монах» для германской рок-группы «Альфавил». Также он написал сценарий и приступил к съемкам документального телефильма «Шаманы из Тувы» для Рижского киновидеоцентра, но картина не была завершена из-за конфликта с заказчиком. С 1990 года Кайдановский возглавил режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которую вел до 1992 года. В декабре 1990 года у Кайдановского случилось несчастье – скончалась его мама. Отец Кайдановского умер в 1970 году.
Первой режиссерской работой Кайдановского, снятой им в 1983 году во время учебы на высших режиссерских курсах, стал короткометражный фильм «Сад» по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Это была своеобразная философская и психологическая «ловушка» для героя. «Павильоном» для съемок другой картины Кайдановского под названием «Иона» была выбрана комната в восьмикомнатной коммунальной квартире на улице Воровского, где жил сам Кайдановский.
Это было огромное помещение с четырехметровыми потолками и со стенами, специально для съемок выкрашенными в черный цвет. Как ни странно, после съемок Кайдановский вполне комфортно чувствовал себя в столь странном помещении, производившем на посетителей тяжелое впечатление. Дом находился в аварийном состоянии, на кухне потолок подпирала огромная шпала, телефон находился в коридоре, и известному актеру часто приходилось звать к телефону соседей, а также держать включенным в комнате телевизор, чтобы его звук заглушал шум коммунальной квартиры. Позже Инна Пиварс рассказывала: «Он попал в коммуналку после развода с предыдущей женой. Я ведь была четвертой по счету. Обычное стечение обстоятельств. Но Сашу устраивала эта комната. 50 квадратных метров, потолки высоченные, до Арбата рукой подать. Ему все было по душе: и черные стены устраивали – их выкрасили специально для съемок его студенческого фильма, и вечный беспорядок, и толкотня собачки Зины под ногами, и Носферату – любимый кот, обедающий из тарелки хозяина прямо на столе… Однажды, в самом начале нашего романа, я рискнула вымыть окна, которые не мылись, наверное, никогда в жизни – огромнейший эркер, практически черный! Вы представить не сможете, в какое неистовство пришел Саша, как он кричал на меня! «Никто не должен посягать на мужскую свободу!» Он умел абстрагироваться от действительности за дверями своей комнаты – от общей ванной, общего туалета, бесконечного коридора и других семи комнат. Дверь закрывалась – и он погружался в собственный мир – с богатейшей библиотекой, коллекцией классической музыки, любимыми фильмами на кассетах. Смотрел Чаплина – и плакал от восторга перед его искусством. В дверь могла постучаться соседка: «Сегодня ваша очередь убираться!» Но ему было все равно. А я искренне изумлялась, как можно приставать с идиотской уборкой к мировой знаменитости, человеку, снимавшемуся у Тарковского?!»
С 1992 года Кайдановский много снимался за границей. Он снялся в Польше в фильме «Ноябрь», в 1993 году снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», в 1994 году снялся в российско-французской картине «Исповедь незнакомцу». В мае того же года он был приглашен в качестве члена жюри на Каннский кинофестиваль, а в ноябре 1994 года у него случился первый инфаркт, но несмотря на плохое состояние здоровья, Кайдановский продолжал вести насыщенный образ жизни. В 1995 году он снялся в венгерской картине «Волшебный стрелок» и в новелле «Свадебный марш» из киноальманаха «Прибытие поезда». Он также готовился к съемкам картины по своему сценарию «Восхождение к Эрхарду», рассказывавшей о противоборстве между любовью к Богу и любовью к человеку, написал много песен и картин. Кайдановский озвучил роль главного героя в анимационном фильме режиссера Александра Петрова «Сон смешного человека» по рассказу Достоевского. Актер в этом анимационном фильме был пронзительно исповедален, повествуя о грехопадении и чудесном спасении персонажа. Кайдановскому также выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке, он получил предложение набрать собственный курс на сценарном факультете ВГИКа и был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом. Казалось, что в жизни Александра Кайдановского происходят настоящие перемены к лучшему…
Но 18 июля 1995 года у Александра Кайдановского во время вступительных экзаменов во ВГИКе случился второй инфаркт. И даже он не уменьшил творческую активность Кайдановского, который писал в своем дневнике: «Хаос внутри и неразбериха. Деньги на картину не дают. Квартиру ремонтируют четвертый месяц. Одна отрада — молодая и красивая жена». Со своей последней женой — актрисой театра «Ленком» Инной Пиварс, которая была на двадцать лет моложе Кайдановского, он познакомился после просмотра спектакля «Школа для эмигрантов» и предложил ей роль в «Восхождении к Эрхарту». Позже Инна Пиварс рассказывала: «Та картина – «Восхождение к Экхарту» – стоила Саше невероятных нервов, именно в процессе ее подготовки и случились все три инфаркта. А я… Ну что я? Успела окончить ГИТИС, была принята в Ленком. В один прекрасный день получила приглашение на пробы к «самому» Кайдановскому, причем проводились они на квартире у Саши – так я впервые попала в знаменитую коммуналку на Воровского. Он спросил, понравился ли сценарий, а я смутилась и брякнула: «Я с ним спала!» В смысле читала всю ночь… Он засмеялся, и напряжение сразу исчезло. Увидев его, почувствовала, что он мне очень близок, есть в нем что-то родное, что не выразить словами. Хотелось им гордиться, восхищаться. Жизнь за него отдать. Рядом с Сашей я чувствовала себя очень защищенной. Все эти годы без него я не могу опомниться. Думаю, мне уже не доведется встретить человека, который мог бы встать с ним вровень. А другого я полюбить не смогу...»
Инна Пиварс и Александр Кайдановский поженились в ноябре 1995 года. Но здоровье актера было подорвано. Однажды Леонид Филатов, у которого случился инсульт, встретился в больнице с Кайдановским после второго инфаркта. Филатов предложил Александру участвовать в подготовке передачи «Чтобы помнили» о Солоницыне. На что Кайдановский мрачно пошутил: «Леня, пойми, ну что это такое: два полутрупа будут делать передачу о полном...»
Инна Пиварс рассказывала: «Саша остепенился, успокоился. Странно было бы человеку в 47 лет бросаться на кого-то с кулаками. Так что истории про ночные посиделки в ресторанах, прыжки из окон, резаные вены и прочие «подвиги», рассказываемые после Сашиной смерти некоторыми его друзьями, воспринимались мной как истории про совершенно другого человека. Впрочем, и у нас были душераздирающие пробежки в ночи. Однажды приехал в гости Сергей Курехин из Петербурга, заболтались, дверь приоткрыли, а Носферату шасть из комнаты – и пропал! Саша чуть с ума не сошел. Всю ночь до восьми утра втроем бегали вокруг дома и в окрестностях. Курехин устал, в гостиницу ушел. А мы нашли-таки Носика. Точнее, я нашла – в доме, за мусоропроводом… Гости в нашей коммуналке не переводились: то Гребенщиков, Иоселиани, Говорухин, то безвестные студенты… Саша был образован, интеллигентен – к нему постоянно шли за советом. Пожалуй, единственный человек, которого он мог выставить за дверь с вещами, невзирая на слезы и мольбы, это я. Только сейчас, годы спустя, я могу, как мне кажется, понять причины произошедшего. А тогда обида и шок были невероятными. Саша собрал мои вещи и выставил вон. Это было после второго инфаркта. Он чувствовал себя ужасно. Потребовал, чтобы я забрала его из больницы чуть ли не через день после реанимации. Я понимала, что делать этого нельзя, но Саша и слушать ничего не хотел, рвался работать. А потом вдруг сказал: до свидания! Не потому, что мы поссорились, не потому, что я сделала что-то не так – без объяснений, просто уходи! Может, решил посвятить оставшиеся силы съемкам, он ведь очень переживал, что планы так и остаются нереализованными. А может, решил оградить меня от лишних страданий, пожалел, не хотел, чтобы я видела, как он умирает… Рыдала, но Саша был непреклонен. И тогда уже я сама сказала себе: все, конец, ставлю точку. Я поехала с Ленкомом на гастроли, играла, собрав волю в кулак. Держалась месяц. Но как только вернулась – звонок: «Можно встретиться?» – «Нет!» И опять звонок: «Я не спал всю ночь, рисовал твой портрет…» Когда он пришел в мою комнатку в общежитии Ленкома, я не на шутку испугалась – он был весь черный, не столько от бессонницы, сколько от угля, которым рисовал портрет: я и лимонное дерево в горшке, это мотив из «Экхарта». В тот же день он сделал мне предложение. Правда, я стойко сказала: «Нет!» Но через пару недель мы все равно поженились. А через три недели его не стало. Еще утром в то проклятое 3 декабря он сказал мне: «Я поживу еще лет десять, а может, двадцать. И сына еще родим. С ребенком лучше не тянуть. И вообще, все у нас будет хорошо».
Последний третий инфаркт случился с Александром Кайдановским утром 3 декабря 1995 года. Он умер в возрасте 49 лет так же, как и его отец. Драматург Надежда Кожушаная, дружившая с Кайдановским много лет, рассказывала: «У Саши было много жен и женщин. Саша никогда не рассказывал о своих женщинах. Все, что я знаю о Сашиных женщинах, я знаю от его женщин. Ни одна из Сашиных женщин не сказала о Саше страшного или отвратного. Значит, все его женщины были настоящими. Какая редкость: мужчина, который не разбалтывает своих женщин. Саша — редкость. Ну и зачем он умер?»
«Мне кажется, его до сих пор еще не оценили так, как он того стоит», — сказала директор киноклуба «АРС» Светлана Новикова. А на вопрос, кем же все-таки был Александр Кайдановский, жена Ирина ответила так: «Саша не любил, когда его подводили под определение или с кем-то сравнивали — он был неповторим, в этом и заключается его тайна».
Александр Кайдановский был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
— Господи! Ну, почему ты помогаешь этому кретину, а не мне? ©
Снимался в фильмах:
Таинственная стена (1967)… НектоАнна Каренина (1967)… Жюль Ландо
Первая любовь (1968)
Красная площадь (1970)
Спокойный день в конце войны (1970)
И был вечер, и было утро… (1971)
Игрок (1972)
Пятнадцатая весна (1972)
Четвертый (1972)
Следствие ведут знатоки ТВ-сериал
эпизод «Шантаж» (1972)
Дети Ванюшина (1973)
Горизонт 2: Математик и Черт (1973)
Крах инженера Гарина (1973)… Вольф
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)… поручик Лемке
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Мой дом — театр (1975)
Пропавшая экспедиция (1975)… Зимин
Под крышами Монмартра (1975)
Как важно быть серьезным (1975)
Следую своим курсом (1975)
Золотая речка (1976)… Зимин
Огненный мост (1976)
Мое дело (1976)
Кто поедет в Трускавец (1977)
Это было в Коканде (1977)
Жизнь Бетховена (1978)
Поворот (1978)
Дознание пилота Пиркса (1979)
Сталкер (1979)… Сталкер
Телохранитель (1979)
Рассказ неизвестного человека (1980)
Рафферти (1980)
Спасатель (1980)
И с вами снова я… (1981)
Факт (1981)
Извините, пожалуйста (1982)
Кафедра (1982)
Братья (1983) к/м
Десять негритят (1987)
Хареба и Гоги (1987)
Новые приключения янки при дворе короля Артура (1988)… Мерлин
Ноябрь — Листопад (1993)
El aliento del diablo (Дыхание дьявола) (1993)
Buvos vadasz (Волшебный охотник) (1994)
Исповедь незнакомцу (1994)
Прибытие поезда (1995)
новелла «Свадебный марш»
Сны Сталкера (1998) документальный фильм
Поставил фильмы:
Сад (1983) к/мИона (1984)
Простая смерть (1985)
Гость (1987)
Жена керосинщика (1988)
Маэстро (1992-93)
Написал сценарии к фильмам:
Простая смерть (1985)Гость (1987)
Жена керосинщика (1988)
Маэстро (1992-93)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Был интересен, и необычен, загадочен. Это притягивало. Все время ждешь от него чего-то неожиданного, нового… Обладал магнетизмом…
- ↓
0
Шикарный актер режиссер и человек. Стоит гордиться что мы живем в его стране
- ↓
+4
Вуди Харрельсон, — американский двойник Александра Кайдановского. С интересом смотрю фильмы с ним: «Народ против Ларри Флинта», «Ловец Солнца», «Заводила», и представляю что Он не умер, а ненадолго переехал.
- ↓
+1
Не скажу что я восхищалась этим артистом, что бы любить такого артиста, его нужно понять. А я не поняла, а значит, не до конца разобралась в его таланте. Но он мне нравился как мужчина.
- ↓
+2
Ну почему самые достойные люди так рано уходят?
- ↓
+4
Мысль и такт, наверное так будет правильно…
- ↓