Как советские дети отдыхали летом?
Большинство советских детей и мечтать не могли о том, чтобы отправиться в каникулы на заграничные курорты, зато очень многие из них проводили лето у бабушки в деревне, и это становилось увлекательным приключением, о котором потом долго вспоминали и рассказывали друзьям.
Особенность советского времени – даже если у ребенка не было бабушки с собственным «домиком в деревне», на природу он все равно попадал. Практически всегда у родителей находились родственники или знакомые, готовые взять ребенка на каникулы. Но к такому отдыху нужно было еще подготовиться.
Все объяснялось просто – в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. Ну а ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.
В то же время сельские магазины иногда радовали горожан невиданным импортным изобилием: рядом с ситцевыми халатами или ватниками там можно было обнаружить, например, импортные джинсы или фирменные кроссовки. Причем даже маленьких, детских размеров, что было по тем временам исключительной редкостью. Так что совсем нередко городские дети, через которых родители передавали деревенской родне некоторую сумму денег, оказывались к концу лета экипированными на зависть городским ровесникам.
Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья и кустарники – на радость детворе. Миска парного молока со собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета.
«Летом я гуляю, летом я пляшу, в деревне отдыхаю, в школу не хожу». Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: там была работа, и кипела жизнь. Соответственно, и детей рождалось немало. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками.
Контроль со стороны взрослых практически полностью отсутствовал, но особенно хулиганистых мальчишек чья-нибудь бабушка могла при случае «отходить» пучком крапивы.
Настоящим приключением были и походы в лес за ягодами и грибами, рыбалка, выезды «в ночное» – все это учило городских детей взаимодействию с живой природой, ориентированию на местности и многим другим полезным вещам.
Еще дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо всем известного «ручейка», «казаков-разбойников» или салочек, они учились играть в лапту, «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих мальчишек и девчонок.
После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под магнитофонные записи. Вот и весь танцпол. Для детей особым шиком было умудриться «попрыгать на дискаче» вместе со взрослыми, хотя их старались отправить восвояси – и заведующий клубом, и наиболее сознательные жители, а иногда и сам председатель колхоза.
И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» – на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.
В советской деревне было много такого, что современным детям и присниться не может. Например, практически невозможно было позвонить родителям: телефоны были только у «важных людей» (в администрации, у бригадира, и у местного милиционера). Поэтому маленькие горожане писали от руки письма домой и отправляли их по почте. Ключ от дома клали под коврик у входной двери, и, для верности, оставляли записку на самом видном месте: «Ключ под ковриком». Любой приехавший мог найти в деревне приют, и дети видели, как совершенно незнакомого человека пускают на ночлег в избу, стараясь угостить чем-нибудь вкусненьким. Было много хорошего, и много сложностей. Но все- таки, хорошего было больше, и это видели те, кто приезжал к бабушке в деревню.
Особенность советского времени – даже если у ребенка не было бабушки с собственным «домиком в деревне», на природу он все равно попадал. Практически всегда у родителей находились родственники или знакомые, готовые взять ребенка на каникулы. Но к такому отдыху нужно было еще подготовиться.
Водоворот дефицита в природе
В пору тотального дефицита ребенка собирали долго и тщательно: вместе с ним в поездку отправлялся целый багаж, в котором непременно были «городские гостинцы». В зависимости от возможностей семьи это могла быть обычная вареная колбаса или редкая в те годы – копченая, сгущенка, шоколадные конфеты, гречневая крупа, кофе, сахар и многое-многое другое.Все объяснялось просто – в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. Ну а ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.
В то же время сельские магазины иногда радовали горожан невиданным импортным изобилием: рядом с ситцевыми халатами или ватниками там можно было обнаружить, например, импортные джинсы или фирменные кроссовки. Причем даже маленьких, детских размеров, что было по тем временам исключительной редкостью. Так что совсем нередко городские дети, через которых родители передавали деревенской родне некоторую сумму денег, оказывались к концу лета экипированными на зависть городским ровесникам.
«Как поработаешь, так и полопаешь»
Эта грубоватая, но верная народная поговорка как нельзя лучше отражала положение дел на селе эпохи СССР. В пору, когда обычные сосиски и сыр в деревне считались деликатесом, за которым нужно было ехать в Москву, народ выходил из положения как мог. Многие деревенские жители держали немаленькое натуральное хозяйство, разводили уток, кур, кроликов, свиней или коз, обязательно «сажали огород», и, конечно же, картошку, причем – помногу и впрок. Городских ребятишек быстро приставляли к делу: им выделяли свой участок работы (например, прополка огорода и сбор колорадских жуков с листьев картофеля), и дети играючи усваивали навыки работы на земле. Некоторые за лето овладевали и совсем уж невиданными для горожан навыками: учились доить корову или колоть дрова.Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья и кустарники – на радость детворе. Миска парного молока со собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета.
«Летом я гуляю, летом я пляшу, в деревне отдыхаю, в школу не хожу». Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: там была работа, и кипела жизнь. Соответственно, и детей рождалось немало. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками.
Контроль со стороны взрослых практически полностью отсутствовал, но особенно хулиганистых мальчишек чья-нибудь бабушка могла при случае «отходить» пучком крапивы.
Настоящим приключением были и походы в лес за ягодами и грибами, рыбалка, выезды «в ночное» – все это учило городских детей взаимодействию с живой природой, ориентированию на местности и многим другим полезным вещам.
Еще дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо всем известного «ручейка», «казаков-разбойников» или салочек, они учились играть в лапту, «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих мальчишек и девчонок.
«У нас в деревне сегодня хит-парад!»
«Культурный досуг» села эпохи СССР был уникальным явлением с неповторимой спецификой. Ребята постарше и подростки из города обязательно включались в него с головой. По сути развлечений было два: кино и танцы по выходным. Фильмы, как правило, крутили в местном клубе, и ребятня непременно проникала туда даже на вечерние поздние сеансы. Вместо попкорна – кулек семечек в руке, вместо спецэффектов – обрыв пленки. В то время фильмы записывались на бобины, их надо было менять, но киномеханик не всегда успевал сделать это, а то и вовсе путал пленки. Вот тогда в зале начинался ажиотаж, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых.После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под магнитофонные записи. Вот и весь танцпол. Для детей особым шиком было умудриться «попрыгать на дискаче» вместе со взрослыми, хотя их старались отправить восвояси – и заведующий клубом, и наиболее сознательные жители, а иногда и сам председатель колхоза.
И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» – на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.
В советской деревне было много такого, что современным детям и присниться не может. Например, практически невозможно было позвонить родителям: телефоны были только у «важных людей» (в администрации, у бригадира, и у местного милиционера). Поэтому маленькие горожане писали от руки письма домой и отправляли их по почте. Ключ от дома клали под коврик у входной двери, и, для верности, оставляли записку на самом видном месте: «Ключ под ковриком». Любой приехавший мог найти в деревне приют, и дети видели, как совершенно незнакомого человека пускают на ночлег в избу, стараясь угостить чем-нибудь вкусненьким. Было много хорошего, и много сложностей. Но все- таки, хорошего было больше, и это видели те, кто приезжал к бабушке в деревню.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
Я сельский житель, но на лето к бабушке с дедушкой по линии мамы в Апостолово ездил, плюс мамина родня. Только там быстро надоедало — нет речки, как у нас Днепр и Козак, нет плавень, да и вообще у нас было круче… )
- ↓
+3
В Орлёнок и Артек далеко не каждый мог поехать. Проще это было детям из маленьких городов- на них давали квоты. А в Москве детей прорва и попасть в этот счастливый процент было почти не реально. Среди однокурсников учились со мной трое, побывавшие в Артеке и Орлёнке- и все — не москвичи.А в обычный пионерский лагерь конечно никакой проблемы не было отправить ребёнка… Родственники в деревне не у всех были- у нас не было…
- ↓
+1
Ну если вы не могли себе что то позволить, то это не значить, что так было у всех… уважаемый автор!
- ↓
+2
Это точно, у каждого было что-то своё. Мои друзья отдыхали в местных пионерских лагерях, много их было в пригороде города. Другой в спортивном лагере, а лично я успевал отдохнуть На базе рыбака что не далеко от Рамони и Рыбачьем, что в пяти км от города. Но больше всего впечатлений от отдыха в палаточном лагере у кардона Пески, красивейшее место на реке Воронеж. Какое прекрасное было время.
- ↑
- ↓
+2
Мы, если хотели, сообщали родителям, что идем в плавни с ночевкой, брали палатки и вперед веселой компанией отдыхать. Только вот лет до 15 нас отпускали только ночевать в палатках на сторону Козака (река) от села, и некоторые родители натихаря приходили и проверяли наличие своих киндеров и что же мы там делаем, не подходя близко к нашему лагерю, но мы их все равно вычисляли)
- ↑
- ↓
+3
Ну и чушь вы несете, к бабушкам в деревню и сейчас едут внуки и «рабтают» так-же на огородах, помогая старикам. Но видимо автор не жил в советское время. Практически все дети могли бесплатно поехать в лагерь. Путевки выдавались родителям в профкоме по месту работы родителей. И в Артек, орленок, Океан дети ездили (это же доперестроечные лагеря). Да заграницу не ездили.Но пионерская жизнь была интереснее, чем сейчас. Слоняются от безделья, пьют, курят, наркоманят — все прелести перестроечногопериода. Пионертю, комсомол разрушили, а в замен ничего не предложили детям. Богатые родители везут детей заграницу, а у бедных — слоняются. даже не у дедушки с бабушкой в деревне.
- ↓
+2
Ой, пили, слонялись и курили всегда! И до перестройки тоже… Причем везде, не только в селах, но и в городах. И в пионерлагерях тоже!
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+3
И сейчас не каждый ребенок может поехать в Артек. Цена путевки такова, что не каждому родителю по «зубам». Дороже, чем зарубежные. Сейчас все дороже, чем в СССРе. И в по лемику вступают в основном те кто не жил в то время. Да денег было мало, но в отпуск мог сьездить каждый работающий человек, и не только сам но и семью вывезти на море. А в загородные лагеря для детей с путевками проблем не было. На предприятиях раздавали родителям бесплатно.
- ↑
- ↓
+3
В Артек ездил не каждый, но каждый мог поехать в Ленинец, Восход, Костёр, Зелёный огонёк, Восток, Восток-4, Рассвет, Спутник, Кировец, Защитник, Алмаз, Голубой экран всех не перечислить что в Сосновке и Дубовке. Здесь отдыхали десятки тысяч детей.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+1
Учиться нужно было на 5 и тогда поехали бы… а сейчас, что каждый ребенок может отдыхать в Куршавеле например? И не мечтают даже
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Это точно, к нам на село пришла однажды путевка то ли в Артек, то ло в Орленок… Так такая драка между мамами пионеров вышла. Мамы, как водится, жены местных начальников, у которых дети были не такими уж успевающими. У меня за их успеваемость была на порядок выше — отличник, гля, только вот поведение ставили «задовільне», из-за уважения к моей матери-народному учителю УССР… А поехал в Артек (Орленок) 18-летний «пионер», сын парторга, который как раз закончил 1 курс в институте… Такие вот дела… Я еще удивлялся тогда, как это так, взрослый парень, и едет отдыхать в пионерлагерь, где ему самому как минимум нужно быть вожатым… Но в Союзе все было возможно
- ↑
- ↓
-1
Ну училась я на пять… В активе школы — все старшие классы активничала. Рисовала на все конкурсы школьные и городские, Стенгазет и плакатов за школьные годы нарисовала неисчислимую кучу. выиграла творческий конкурс, и мне пообещали путевку в Артек. дала-ждала… Спустя время узнаю, что поехала другая девочка…
- ↑
- ↓
+5
Каждое лето я в детстве проводил на Дону, в хуторе Вертячем (Волгоградская обл.) Сад, купание в Доне, рыбалка, похожая на охоту — с лодки ловили сомов, похожих на крокодилов, метра по 1,5 — 2!
- ↓
+11
Наш сосед дядя Андрей частенько «катал» нас на стареньком тракторе ДТ-54, присмотревшись к «процессу», однажды, когда дядя Андрей ремонтировал запасной пускач, я, пробравшись в трактор поехал поле пахать. Дядя Андрей, было, побежал вдогонку, но увидел, что делаю я всё правильно, вернулся к ремонту. До сих пор помню эту внутреннюю дрожь волнения и наружное дрожание трактора.
- ↓
+2
Я после 5 класса летом работал в колхозе с дедушкой на поливалке ДДПА-100М, на базе трактора ДТ-75М, здорово было, и денег заработал около 200 рублей за лето и ещё 500 рублей по итогам года премия была такая в то время, осень пригодились деньги, помог родителям в покупке б/у автомобиля ВАЗ-2101.
- ↑
- ↓
+9
всё так и было, кроме одежды, в деревне, где я отдыхала у своих бабушек, тоже хорошо одевались сами и даже пользовались услугами портных…
- ↓