А зори здесь тихие

«А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.


История создания.

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг 1960—1970-х годов о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке (Москва). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.
Режиссер Станислав Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знает не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. На его счету немало легендарных фильмов, таких как «Белый Бим Черное Ухо», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и т.д. Он сам прошел войну, и ему спасла жизнь женщина, медсестра, вытащив его, раненого, с поля боя. Она пронесла раненого солдата несколько километров на руках. Отдавая дань уважения своей спасительнице, Ростоцкий снял картину о женщинах на войне. В 2001 году режиссера не стало. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, не дожив всего год до тридцатилетнего юбилея своего фильма.
Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох — ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.
Раздеться для сцены в бане для актрис также было очень нелегко, но режиссер, собрав девушек, сказал просто и откровенно: «Девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать». Но в Советском Союзе цензура частенько вырезала эти знаменитые кадры.
В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку. До Ольги Остроумовой на роль Жени Камельковой пробовались много актрис. Но Ростоцкий остановил свой выбор именно на ней. Примечательно, что Остроумова была единственной для кого «А зори здесь тихие...» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживём до понедельника» у того же режиссера.
На роль Лизы Бричкиной утвердили Елену Драпеко. В какой-то момент у нее возникли неприятности с Ростоцким, и он даже хотел уволить ее с картины. В конце концов, конфликт был улажен. В реальной жизни Драпеко была, по признанию влюбленного в нее Федота (Андрея Мартынова), ослепительным «наливным яблочком», красавицей, дочерью офицера, а ей выпало играть рыжую деревенскую Лизу. При каждой съемке на лицо актрисы накладывался грим, который «высвечивал» скулы и «проявлял» веснушки. И хотя сама актриса полагала, что у нее достаточно героический характер, в кадре ей приходилось быть очень романтичной. Зато сегодня боец Бричкина-Драпеко заседает в Госдуме — она депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре и туризму.
Практически у каждой из девушек это была первая роль в кино. Разумеется, никто и не предполагал, что на них обрушится многомиллионная армия поклонников. Так Ирина Шевчук стала известна благодаря роли Риты Осяниной. Самой запоминающейся для Ирины осталась сцена, где она умирала, получив ранение в живот. Актриса настолько реально ощущала предсмертные муки героини, что после съемок ее приходилось «оживлять».
Екатерина Маркова полюбилась зрителям в качестве Гали Четвертак. Мало кто знает, что эта актриса в настоящее время успешно работает над созданием детективных романов. Соню Гурвич великолепно сыграла Ирина Долганова, которой мэр Нижнего Новгорода, восхищеннный её работой, подарил «Волгу».


Роль Васкова блестяще воплотил замыкающий член команды Мартынов Андрей. Вначале режиссер сомневался в выборе актера, но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены. Для съемок Мартынов даже отрастил усы. С режиссером они условились, что у Васкова в фильме будет своеобразный говорок — местный диалект, а поскольку Андрей родом из Иваново, ему было достаточно просто говорить на окающем языке. Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие...» стала для него звездным дебютом — 26-летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно.
Первый показ фильма за рубежом в Венеции и Сорренто произвел настоящий фурор. В кинотеатре «Россия» очередь стояла в течение месяца. Картина стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американской академией киноискусства она была признана одной из пяти лучших мировых картин года. Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскар».
Общая известность:
Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне.
В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика».


Призы и награды:
Всесоюзный кинофестиваль в Алма-Ате (1973) — первый приз.
Памятный приз на МКФ в Венеции (1972).
Лучший фильм 1972 года по опросу журнала «Советский экран».
Номинация на премию «Оскар» 1973 в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Государственная премия СССР 1975 года и премия Ленинского комсомола 1974 года. Удостоены: режиссёр Станислав Ростоцкий, автор повести и сценария Борис Васильев, оператор Вячеслав Шумский, актёр и исполнитель главной роли Андрей Мартынов.
В ролях:
Андрей Мартынов — Федот Евграфович Васков, старшина, комендант разъезда
Ирина Шевчук — Рита Осянина, младший сержант, командир отделения
Ольга Остроумова — Женя Комелькова
Елена Драпеко — Лиза Бричкина
Ирина Долганова — Соня Гурвич
Екатерина Маркова — Галя Четвертак
Людмила Зайцева — Кирьянова, старший сержант, помкомвзвода
Алексей Чернов — товарищ «Третий», майор
Алла Мещерякова — Мария Никифоровна, квартирная хозяйка старшины
Нина Емельянова — Полина Егоровна Егорова
Борис Токарев — Осянин, муж Риты, лейтенант-пограничник
Юрий Сорокин — Игорь, сын Осяниных, усыновлённый Васковым
Георгий Мартынюк — Лужин, возлюбленный Жени Комельковой, майор, позднее полковник
Юрий Перов — эпизод
Кирилл Столяров — Сергей Столяров
Игорь Костолевский — Миша, однокурсник Сони Гурвич
Владимир Ивашов — охотник, гость Бричкиных, в которого влюбилась Лиза
Виктор Авдюшко — помкомвзвода
Владимир Рудый — зенитчик
Ирина Кмит — зенитчица
Наталья Пярн — зенитчица
Евгений Меньшов — турист
Светлана Борисова — девушка-туристка
« Дети войны
История «Девушки с веслом» »
  • +97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Потрясающий фильм!
+1
Мои самые любимые фильмы про войну: А зори здесь тихие, Офицеры и в бой идут одни старики. Каждый раз смотрю как в первый раз, что то новое открываю для себя. И плачу…
+6
«Мужику война как зайцу курево, а бабам ...»Один из лучших фильмов про войну, без массовых боёв.И потрясающая музыка на трёх струнах, берущая за душу! Вечная память Героям!
+6
С четырьмя классами образования старшина Васков отлично понимал, что женщина продолжательница рода человеческого, а не солдат.
+2
Тяжелый фильм…
+5
людям, которые не знают, что такое голод, холод, грохот взрывающихся снарядов, едкий дым горевшего пороха и горячей, палённой земли из воронок, от которого першит в горле так, что тяжело дышать, и от этой гари, слёзы застилают глаза, а рядом стоны твоих окровавленных, умирающих товарищей, с которыми, ты, только час назад, разговаривал и курил папироску… и ничего не возможно сделать, ни помочь, ни отвлечься от автомата, потому, что в 20 ти-30ти метрах уже враг, и стоит только повернуться спиной, что бы бежать--ты труп, или куча рваного мяса, такого, как твои раненые товарищи, лежащие и стонущие в нескольких шагах от тебя… и тогда кажется, что весь мир против тебя… но, наши, Советские парни, не бежали и не скулили, а сжав зубы, со всей силы, поднимались и побеждали врага… ПАМЯТИ ПАВШИХ, БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!!!
0
www.e-reading.club/chapter.php/100856/32/Nikulin_-_Vospominaniya_o_voiine.html
+1
людям, которые ЭТОГО не знают… очень тяжело ЭТО представить, а тем более рассказать и показать...( есть исключения, согласен, но....)
+6
и не смотрите новый--это просто пародия. присмотрелись бы хотя бы к форме, а выправка?! двигаться не умеют, видно, что армии и не видели эти горе режиссёры… Вы, Господа, лучше уж, о своей жизни, с ночными барами и плачущими богатыми за баблом, и бля… ми, снимайте, это Вам ближе, а такие фильмы снимать, не только учиться надо, их чувствовать надо, как Володя Высоцкий чувствовал эту проклятую войну, и писал песни, как настоящий фронтовик… не только учиться…
Комментарий удалён за нарушение
0
Единственное объяснение, почему снимают хреновые ремейки на классические советские фильмы — внедрение информационных вирусов. Как обычно в подобных штамповках и здесь без кровавых раскулачивателей не обошлосль
0
да, везде сейчас борьба за умы людей, а через людей доступ к сферам влияния, а сферы влияния--это власть и огромные деньги… но тем не менее капиталистов, пока, со всей дури целуют ниже спины и говорят, что надо жить только так, как капиталисты живут ( в моём понимании по больше воевать и убивать и наживаться на этом), но: «всё познаётся в сравнении»…
+4
начал смотреть новый только из-за уважения… но не смог выключил на половине жалкое подобие… ни в какое сравнение… кошмарро не делайте пожалуста больше так
+1
  • avatar
  • rngne
Душевный фильм! До слёз! Современная экранизация тоже нормальная, но старый фильм живее
+4
  • avatar
  • alik
Так и хочется матюкнуться, кто додумался переснять фильм в новой версии, что попало. Сегодня показывали по ТВ, артисты другие и играют… У кинематографа денег что ли много?
Комментарий удалён за нарушение