Потрясающие фото Михаила Савина

Настоящий мастер фотографии — Михаил Савин. Он снимал пленочной камерой с ручной перемоткой плёнки, даже не зеркальной.


Сначала — выбор ракурса:
на фото: 1941 Навстречу вражеским танкам


Видите — бойцы с трудом ползут вверх по заснеженному склону с тяжелым противотанковым ружьем. Там, за гребнем холма — фашистские танки. Вы их не видите — они подразумеваются, и это вызывает напряжение в кадре.
Идем дальше — учимся работать с перспективой:
на фото: 1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова.


Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова за короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки в сочетании с перспективой от близкого к среднему — вызывает ощущение присутствия на месте события, хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
Теперь учимся терпеливо ловить момент и подмечать детали:
на фото: 1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище.

Это город Жиздра, от жилых домов осталось одно пепелище. Выжила одна кошка — да и у той ухо прострелено пулей.
Простреленное ухо нужно было не только заметить, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону — и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было репортерских фотоаппаратов с сериальной съемкой, после каждого кадра пленку вручную перематывали колёсиком секунд по восемь, и тем более не было «цифры», посмотреть — получилось или нет — можно было только в лаборатории после проявки плёнки. Кстати, и пленка была огромным дефицитом, отчитывались не то что за каждую катушку — за кадры.
Наконец, учимся грамотно использовать спецэффекты:
на фото: 1943, июль. Танковый бой. Курская дуга.

Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка». Но реальный вид из люка Т-34 другой. На самом деле фотограф лежал на земле позади танка, а на фото при печати наложена чёрная маска (досвет краёв с закрытием середины фигурной маской), имитирующая как бы этот самый вид из танка.
Но так ли важна абсолютная достоверность? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а, приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Учимся вносить эмоциональный конфликт в сюжет:
на фото: 1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова

Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: весёлая миниатюрная девушка, почти ребенок — с огромной винтовкой в руках и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
Еще пример? Пожалуйста:
на фото: 1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят

Фото сделано после штурма Кенигсберга. Солдаты в кадре выглядят как убитые — но они просто спят. «Спят как убитые» — метафора воплощена в кадре буквально. Контраст спящих солдат с разрушенным немецким городом — который теперь будет русским.
Наконец, самое сложное — тектоника кадра, показ напряжения и движения:
на фото: 1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию.

Движение людей и тяжесть пушки показаны, внезапно, не через саму пушку, а через позу бегущего командира. Ну и атмосфера — силуэты на фоне мрачного неба, где солнце едва видно за тучами — но оно всё-таки пробивается.
Этот кадр по динамике и напряжению сопоставим со знаменитым кадром «Поднятие флага над Иводзимой» Джо Розенталя:

«Поднятие флага над Иводзимой» разбирают в любом приличном учебнике по документальной и репортерской фотографии. «Расчет советской сорокопятки» не разбирают нигде — хотя он куда нагляднее и не менее талантлив.
И вот еще момент: все в курсе, что «Поднятие флага над Иводзимой» это постановочная фотография. Но не всегда можно сделать постановку.
Вот пример:
на фото: 1945 Встреча победителей в Бобруйске

Видите — вот здесь можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось красиво снять строй идущих воинов и — главное — Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз. Это надо уметь ловить момент глазами, схватывать композицию и именно в это мгновение нажимать на спуск фотоаппарата.
Ну и напоследок — высший пилотаж. На примере политических фото:
на фото: 1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье

Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость дипломатов вокруг Хрущёва, решившего удивить французов ружьем.
Или вот:
на фото :1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди

Если кто не знает, рост Хрущева — 160 см, рост Кеннеди — 185 см. Однако Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США, да еще и в позе Кеннеди читается какая-то услужливость.
« Незабываемый вкус детства!
Как пленный врач концлагеря, спас тысячи солдат »
  • +98

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
Талантливо!
+4
Мастер!