Настоящий мастер фотографии — Михаил Савин. Он снимал пленочной камерой с ручной перемоткой плёнки, даже не зеркальной.
Сначала — выбор ракурса:
на фото: 1941 Навстречу вражеским танкам
Видите — бойцы с трудом ползут вверх по заснеженному склону с тяжелым противотанковым ружьем. Там, за гребнем холма — фашистские танки. Вы их не видите — они подразумеваются, и это вызывает напряжение в кадре.
Идем дальше — учимся работать с перспективой:
на фото: 1942, 30 июня. Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова.
Пулеметчица из кавкорпуса генерала Белова комсомолка Зина Козлова за короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек. Низкая точка съемки в сочетании с перспективой от близкого к среднему — вызывает ощущение присутствия на месте события, хочется протянуть руку, чтобы потрогать ствол пулемета.
Теперь учимся терпеливо ловить момент и подмечать детали:
на фото: 1943, 16 августа. По дорогам войны. На пепелище.
Это город Жиздра, от жилых домов осталось одно пепелище. Выжила одна кошка — да и у той ухо прострелено пулей.
Простреленное ухо нужно было не только заметить, но и поймать в объектив. Есть фотография этой же кошки, где она смотрит в сторону — и дырки от пули не видно. А ведь тогда не было репортерских фотоаппаратов с сериальной съемкой, после каждого кадра пленку вручную перематывали колёсиком секунд по восемь, и тем более не было «цифры», посмотреть — получилось или нет — можно было только в лаборатории после проявки плёнки. Кстати, и пленка была огромным дефицитом, отчитывались не то что за каждую катушку — за кадры.
Наконец, учимся грамотно использовать спецэффекты:
на фото: 1943, июль. Танковый бой. Курская дуга.
Танковый бой на Курской дуге показан как «взгляд из танка». Но реальный вид из люка Т-34 другой. На самом деле фотограф лежал на земле позади танка, а на фото при печати наложена чёрная маска (досвет краёв с закрытием середины фигурной маской), имитирующая как бы этот самый вид из танка.
Но так ли важна абсолютная достоверность? Ведь нужная атмосфера создана. Задумайтесь: взрыв реальный, фотограф лежит позади танка и не закрывает голову руками, а, приподнявшись на локтях, ловит в объектив картинку!
Учимся вносить эмоциональный конфликт в сюжет:
на фото: 1944, май. Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова
Кавалер ордена Славы 3 степени снайпер комсомолка Мария Кувшинова истребила несколько десятков немецких солдат и офицеров. Замечательный портрет, где ярко выражен конфликт: весёлая миниатюрная девушка, почти ребенок — с огромной винтовкой в руках и орденом Славы, которым награждали, если боец «из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника».
Еще пример? Пожалуйста:
на фото: 1945, 9 апреля. Пусть солдаты немного поспят
Фото сделано после штурма Кенигсберга. Солдаты в кадре выглядят как убитые — но они просто спят. «Спят как убитые» — метафора воплощена в кадре буквально. Контраст спящих солдат с разрушенным немецким городом — который теперь будет русским.
Наконец, самое сложное — тектоника кадра, показ напряжения и движения:
на фото: 1944 Расчет советской 45-мм противотанковой пушки меняет позицию.
Движение людей и тяжесть пушки показаны, внезапно, не через саму пушку, а через позу бегущего командира. Ну и атмосфера — силуэты на фоне мрачного неба, где солнце едва видно за тучами — но оно всё-таки пробивается.
Этот кадр по динамике и напряжению сопоставим со знаменитым кадром «Поднятие флага над Иводзимой» Джо Розенталя:
«Поднятие флага над Иводзимой» разбирают в любом приличном учебнике по документальной и репортерской фотографии. «Расчет советской сорокопятки» не разбирают нигде — хотя он куда нагляднее и не менее талантлив.
И вот еще момент: все в курсе, что «Поднятие флага над Иводзимой» это постановочная фотография. Но не всегда можно сделать постановку.
Вот пример:
на фото: 1945 Встреча победителей в Бобруйске
Видите — вот здесь можно заранее поставить девочек с цветами и заранее выбрать ракурс. Но невозможно, если не получилось красиво снять строй идущих воинов и — главное — Ленина на развевающемся знамени, попросить всех пройти еще раз. Это надо уметь ловить момент глазами, схватывать композицию и именно в это мгновение нажимать на спуск фотоаппарата.
Ну и напоследок — высший пилотаж. На примере политических фото:
на фото: 1960 Никита Хрущев вручает в мэрии Бордо подарок от советской делегации — охотничье ружье
Обычно, когда все герои снимка смотрят в разные стороны, снимок разваливается. Но здесь, наоборот, это подчеркивает общую неловкость дипломатов вокруг Хрущёва, решившего удивить французов ружьем.
Или вот:
на фото :1961 Никита Хрущев и Джон Кеннеди
Если кто не знает, рост Хрущева — 160 см, рост Кеннеди — 185 см. Однако Савин снял так, что советский генсек оказался выше президента США, да еще и в позе Кеннеди читается какая-то услужливость.
Последние комментарии
Мастер!
Талантливо!
Спасибо. Уникальные фото.
Честь и хвала фотографам военной поры.
Фотограф это профессия, а хорошая фотография искусство, а есть фотографии шедевры. Лично я считаю «Кошка с простреленным ухом» это точно шедевр. Очень многое сказано за кадром.
замечательные фотографии! Спасибо!
Есть очень хороший фильм про военных корреспондентов времён Великой отечественной войны «На дорогах войны» 1958 года. Рекомендую посмотреть. Фото в посте уникальные.
Похоже, что фото «Поднятие флага над Иводзимой вообще не постановочное, а снято с диорамы. Очень все неестественно рельефно и статично. И несмотря на размер местности все попало в фокус…
Отличный разбор.
Кот боевой!