Спасение памятников в блокадном Ленинграде
В Ленинграде начинались мероприятия по укрытию памятников, разумеется, с решения горисполкома, утверждавшего список объектов и исполнителей работ. Укрывались памятники по разному, в зависимости от их особенностей.
Снятие скульптур с Аничкова моста, их закопали в саду Аничкова дворца.
Проще всего было укрывать сравнительно небольшую скульптуру (особенно, если художественной ценности не представлял ее постамент). Такие статуи просто снимали с постамента и зарывали в землю.
На схеме Летнего сада указаны места, где закопаны скульптуры.
Сложнее было, если статуя была большой и с постамента снять ее было затруднительно (или сам постамент так же представлял художественную ценность). Тогда вокруг статуи возводили защитный стакан из дерева, который засыпался песком.
Чертежи укрытий для Медного всадника.
Укрытия для памятника Николаю I.
Укрытие Египетских сфинксов.
Памятник Николаю I.
Еще сложнее было укрытие обелисков. Понятно, что снять Александрийскую колонну с постамента было нереально, строить вокруг нее ящик — тоже. Поэтому, на колонну установили систему растяжек, которая повышала устойчивость памятника.
Проект защиты Александровской колонны.
Сложнее всего дело обстояло с домами. Укрыть их было невозможно, но можно было их замаскировать.
Проект маскировки Адмиралтейства и пояснительная записка.
План. С воздуха вместо Адмиралтейства был виден парк.
Так маскировали Смольный институт и пропилеи.
Отдельно велись работы по укрытию позолоченных куполов и шпилей города, при это применялись два способа — купола и шпили, покрытые сусальным золотом, укрывали чехлами, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, позолоченные путем гальванопластики, просто красили масляной краской. Для исполнения этих работ привлекли спортсменов-альпинистов — участников спортивной секции ДСО «Искусство»: пианистку О. А. Фирсову, секретаря ДСО А. И. Пригожеву, сотрудника киностудии Ленфильм А. А. Зембу, младшего лейтенанта М. М. Боброва, виолончелиста М. И, Шестакова, художницу Т. Э. Визель. Руководили бригадой архитектор С. Н. Давыдов и инженер Л. А. Жуковский.
Ремонт чехла на шпиле здания Адмиралтейства.
Маскировка главного купола Никольского собора.
Бригада верхолазов, выполнявшая маскировочные работы на шпиле Петропавловского собора…
Верхолаз М. М. Шестаков выполняет маскировочные работы на шпиле Петропавловского собора.
Снятие скульптур с Аничкова моста, их закопали в саду Аничкова дворца.
Проще всего было укрывать сравнительно небольшую скульптуру (особенно, если художественной ценности не представлял ее постамент). Такие статуи просто снимали с постамента и зарывали в землю.
На схеме Летнего сада указаны места, где закопаны скульптуры.
Сложнее было, если статуя была большой и с постамента снять ее было затруднительно (или сам постамент так же представлял художественную ценность). Тогда вокруг статуи возводили защитный стакан из дерева, который засыпался песком.
Чертежи укрытий для Медного всадника.
Укрытия для памятника Николаю I.
Укрытие Египетских сфинксов.
Памятник Николаю I.
Еще сложнее было укрытие обелисков. Понятно, что снять Александрийскую колонну с постамента было нереально, строить вокруг нее ящик — тоже. Поэтому, на колонну установили систему растяжек, которая повышала устойчивость памятника.
Проект защиты Александровской колонны.
Сложнее всего дело обстояло с домами. Укрыть их было невозможно, но можно было их замаскировать.
Проект маскировки Адмиралтейства и пояснительная записка.
План. С воздуха вместо Адмиралтейства был виден парк.
Так маскировали Смольный институт и пропилеи.
Отдельно велись работы по укрытию позолоченных куполов и шпилей города, при это применялись два способа — купола и шпили, покрытые сусальным золотом, укрывали чехлами, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, позолоченные путем гальванопластики, просто красили масляной краской. Для исполнения этих работ привлекли спортсменов-альпинистов — участников спортивной секции ДСО «Искусство»: пианистку О. А. Фирсову, секретаря ДСО А. И. Пригожеву, сотрудника киностудии Ленфильм А. А. Зембу, младшего лейтенанта М. М. Боброва, виолончелиста М. И, Шестакова, художницу Т. Э. Визель. Руководили бригадой архитектор С. Н. Давыдов и инженер Л. А. Жуковский.
Ремонт чехла на шпиле здания Адмиралтейства.
Маскировка главного купола Никольского собора.
Бригада верхолазов, выполнявшая маскировочные работы на шпиле Петропавловского собора…
Верхолаз М. М. Шестаков выполняет маскировочные работы на шпиле Петропавловского собора.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
Как интересно — спасибо.
- ↓
+7
Великое дело!..
- ↓
+8
Недаром Ленинград город-герой. Ленинградцы труженики войны.
- ↓