Муратов Раднэр Зиннятович
Тот самый Василий Алибабаевич из «Джентельменов удачи»…
Раднэ́р Зиня́тович Мура́тов (тат. Раднэр Зиннәт улы Моратов; 21 октября 1928, Ленинград — 10 декабря 2004, Москва) — советский актёр, Заслуженный артист РСФСР.
Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года в татарской семье в Ленинграде. Его отцом был Зиннат Муратов — студент Ленинградского политехнического института, впоследствии первый секретарь обкома Татарской АССР.
В молодости Муратов был кандидатом в мастера спорта по шахматам. В 1946 г.оду он окончил Казанскую специальную школу ВВС.
В 1947 году в жизни Раднэра Муратова произошел крутой поворот. Как он сам рассказывал журналистам, приехал в Москву, шел по городу, попался на глаза кому-то из киношников, получил приглашение поступать во ВГИК, понравился комиссии и поступил. Приняли Радика Муратова с первой же попытки, причем даже не из-за его актерских способностей, а из-за национальности. Во всех средствах массовой информации говорилось о Советском Союзе, как о большом многонациональном государстве, а среди абитуриентов в тот год как раз преобладали юноши и девушки славянской национальности. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он черный», — рассказывал потом Муратов в одном из интервью.
Во ВГИКе Радику Муратову довелось учиться у знаменитых режиссеров и педагогов Михаила Ромма и Сергея Юткевича. Вместе с ним учились Роза Макагонова, Нина Агапова и Иван Косых. В 1951 году Муратов с отличием окончил ВГИК и был принят Государственный театр киноактера.
Впервые на экране он появился в 1952 году в биографическом фильме «Композитор Глинка». Но тот крохотный эпизод остался для зрителей незамеченным, так же как и последующие роли в приключенческих фильмах «Застава в горах» и «Богатырь идет в Марто».
Первый всплеск известности актеру принесла небольшая роль скромного солдата Таксирова в знаменитой комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица». Особенно зрителям запомнилась его фраза «Никакой ты не командир», которая впоследствии стала крылатой.
Тем не менее и после этого ситуация для Раднэра Муратова не изменилась. В кино он снимался, по-прежнему – мало, и исключительно в эпизодах. В какой-то степени причиной тому стала его национальность. Та самая национальность, которая в свое время помогла ему поступить во ВГИК, теперь стала для него камнем преткновения. У режиссеров просто не было для актера подходящего материала.
1971 год стал самым удачным в карьере Раднэра Муратова. Именно тогда он сыграл свою звездную роль — Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи».
Роль комично-серьезного жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, первоначально должен был сыграть знаменитый Фрунзик Мкртчян. Он уже согласился, но в последний момент вынужден был отказаться, из-за занятости в театре. Тем временем Муратову в этой комедии предложили очередной эпизод – начальника тюрьмы. Актеры Театра киноактера, будучи людьми подневольными, обязаны были соглашаться на любые предложения кинорежиссеров. Особенно это касалось нераскрученных, малоизвестных актеров. Какого же было удивление всех, когда Муратов вдруг отказался от этой роли. Когда же его спросили о причинах отказа, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича.
После некоторого раздумья было решено предоставить Муратову шанс. Пробы прошли удачно, и актера утвердили
«Джентльмены удачи» принесли Раднэру Муратову бешеную популярность. Но, как ни странно, на карьеру актера это нисколько не повлияло. Муратов по-прежнему оставался все тем же эпизодником, что его, собственно говоря, вполне устраивало. Работы хватало, а денег эпизодники зарабатывали по тем временам неплохо.
За период с 1971 по 1986 год он снялся в двух десятках картин, среди которых: комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (шахматист) и «Не может быть!» (милиционер), комедия Вилена Азарова «Неисправимый лгун» (поливальщик), детективный сериал «Совесть» (Рахимов), приключенческая дилогия «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» (Ахметка), комедия Георгия Данелии «Афоня» (Мурат Рахимов), телесериал «Вечный зов» (Магомедов).
Радик был игроком, и азартным. Часто это выходило ему боком. На съемках одного фильма он всю дорогу в шахматы обыгрывал режиссера. Ему говорят, остановись, мол, режиссер уже на тебя зуб имеет… И точно. Фильм вышел, а его нет ни в одном эпизоде. Только в конце фильма показывают кладбище, могильную плиту и на ней надпись: «Радик». Режиссер отыгрался. А в 1960-х московские таксисты любили рассказывать историю, как Василий Алибабаевич выиграл на бегах безумную по тем временам сумму — 40 тысяч рублей. Две недели на эти деньги гулял весь ипподром в ресторане «Арагви». А он очнулся потом где-то под забором. В шапке было три рубля...»
В 2000 году Муратов перенес инсульт, после которого у актера стала отказывать память – у него проявилась болезнь Альцгеймера. Он забывал имена, фамилии, даты и даже простые слова. Нередко актер уходил из дома и терялся на улицах. В интервью, которое он давал журналу «Собеседник», актер не смог вспомнить самостоятельно фамилию Михаила Ромма, режиссера, у которого учился во ВГИКе; забывал не только имена и даты, но и самые простые слова: парк для него был — «там, где все ходят и отдыхают», спектакль — «когда люди покупают билеты и смотрят», столовая — «где кушают».
Муратова очень смущало его состояние, поэтому он отказывался от разговоров с журналистами. В больнице и реабилитационном центре актер пролежал в общей сложности шесть месяцев. Еще раньше у Муратова начались серьезные проблемы с глазами, но по врачам он ходить не любил, и поэтому в последние годы правым глазом актер ничего не видел.
Материальное положение в конце жизни Муратова стало совсем невыносимым, — у него не было ни мебели, ни холодильника, ни телевизора, спал он на снятой с петель двери. Помощи от родных он по-прежнему не принимал. В последний год своей жизни он часто уходил из дома и не мог сам найти обратно дорогу. Соседки актера по площадке рассказывала: «Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Друг его, артист, приезжал, замок вставлял. Столкнулись раз с Алибабаичем на площадке, я ему комплимент: «Вы — великий артист». Он прямо расцвел. А так иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют».
Муратов скончался в 68-й московской больнице 10 декабря 2004 года от инсульта. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Раднэ́р Зиня́тович Мура́тов (тат. Раднэр Зиннәт улы Моратов; 21 октября 1928, Ленинград — 10 декабря 2004, Москва) — советский актёр, Заслуженный артист РСФСР.
Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года в татарской семье в Ленинграде. Его отцом был Зиннат Муратов — студент Ленинградского политехнического института, впоследствии первый секретарь обкома Татарской АССР.
В молодости Муратов был кандидатом в мастера спорта по шахматам. В 1946 г.оду он окончил Казанскую специальную школу ВВС.
В 1947 году в жизни Раднэра Муратова произошел крутой поворот. Как он сам рассказывал журналистам, приехал в Москву, шел по городу, попался на глаза кому-то из киношников, получил приглашение поступать во ВГИК, понравился комиссии и поступил. Приняли Радика Муратова с первой же попытки, причем даже не из-за его актерских способностей, а из-за национальности. Во всех средствах массовой информации говорилось о Советском Союзе, как о большом многонациональном государстве, а среди абитуриентов в тот год как раз преобладали юноши и девушки славянской национальности. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он черный», — рассказывал потом Муратов в одном из интервью.
Во ВГИКе Радику Муратову довелось учиться у знаменитых режиссеров и педагогов Михаила Ромма и Сергея Юткевича. Вместе с ним учились Роза Макагонова, Нина Агапова и Иван Косых. В 1951 году Муратов с отличием окончил ВГИК и был принят Государственный театр киноактера.
Впервые на экране он появился в 1952 году в биографическом фильме «Композитор Глинка». Но тот крохотный эпизод остался для зрителей незамеченным, так же как и последующие роли в приключенческих фильмах «Застава в горах» и «Богатырь идет в Марто».
Первый всплеск известности актеру принесла небольшая роль скромного солдата Таксирова в знаменитой комедии Анатолия Граника «Максим Перепелица». Особенно зрителям запомнилась его фраза «Никакой ты не командир», которая впоследствии стала крылатой.
Тем не менее и после этого ситуация для Раднэра Муратова не изменилась. В кино он снимался, по-прежнему – мало, и исключительно в эпизодах. В какой-то степени причиной тому стала его национальность. Та самая национальность, которая в свое время помогла ему поступить во ВГИК, теперь стала для него камнем преткновения. У режиссеров просто не было для актера подходящего материала.
1971 год стал самым удачным в карьере Раднэра Муратова. Именно тогда он сыграл свою звездную роль — Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи».
Роль комично-серьезного жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, первоначально должен был сыграть знаменитый Фрунзик Мкртчян. Он уже согласился, но в последний момент вынужден был отказаться, из-за занятости в театре. Тем временем Муратову в этой комедии предложили очередной эпизод – начальника тюрьмы. Актеры Театра киноактера, будучи людьми подневольными, обязаны были соглашаться на любые предложения кинорежиссеров. Особенно это касалось нераскрученных, малоизвестных актеров. Какого же было удивление всех, когда Муратов вдруг отказался от этой роли. Когда же его спросили о причинах отказа, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича.
После некоторого раздумья было решено предоставить Муратову шанс. Пробы прошли удачно, и актера утвердили
«Джентльмены удачи» принесли Раднэру Муратову бешеную популярность. Но, как ни странно, на карьеру актера это нисколько не повлияло. Муратов по-прежнему оставался все тем же эпизодником, что его, собственно говоря, вполне устраивало. Работы хватало, а денег эпизодники зарабатывали по тем временам неплохо.
За период с 1971 по 1986 год он снялся в двух десятках картин, среди которых: комедии Леонида Гайдая «12 стульев» (шахматист) и «Не может быть!» (милиционер), комедия Вилена Азарова «Неисправимый лгун» (поливальщик), детективный сериал «Совесть» (Рахимов), приключенческая дилогия «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» (Ахметка), комедия Георгия Данелии «Афоня» (Мурат Рахимов), телесериал «Вечный зов» (Магомедов).
Радик был игроком, и азартным. Часто это выходило ему боком. На съемках одного фильма он всю дорогу в шахматы обыгрывал режиссера. Ему говорят, остановись, мол, режиссер уже на тебя зуб имеет… И точно. Фильм вышел, а его нет ни в одном эпизоде. Только в конце фильма показывают кладбище, могильную плиту и на ней надпись: «Радик». Режиссер отыгрался. А в 1960-х московские таксисты любили рассказывать историю, как Василий Алибабаевич выиграл на бегах безумную по тем временам сумму — 40 тысяч рублей. Две недели на эти деньги гулял весь ипподром в ресторане «Арагви». А он очнулся потом где-то под забором. В шапке было три рубля...»
В 2000 году Муратов перенес инсульт, после которого у актера стала отказывать память – у него проявилась болезнь Альцгеймера. Он забывал имена, фамилии, даты и даже простые слова. Нередко актер уходил из дома и терялся на улицах. В интервью, которое он давал журналу «Собеседник», актер не смог вспомнить самостоятельно фамилию Михаила Ромма, режиссера, у которого учился во ВГИКе; забывал не только имена и даты, но и самые простые слова: парк для него был — «там, где все ходят и отдыхают», спектакль — «когда люди покупают билеты и смотрят», столовая — «где кушают».
Муратова очень смущало его состояние, поэтому он отказывался от разговоров с журналистами. В больнице и реабилитационном центре актер пролежал в общей сложности шесть месяцев. Еще раньше у Муратова начались серьезные проблемы с глазами, но по врачам он ходить не любил, и поэтому в последние годы правым глазом актер ничего не видел.
Материальное положение в конце жизни Муратова стало совсем невыносимым, — у него не было ни мебели, ни холодильника, ни телевизора, спал он на снятой с петель двери. Помощи от родных он по-прежнему не принимал. В последний год своей жизни он часто уходил из дома и не мог сам найти обратно дорогу. Соседки актера по площадке рассказывала: «Летом совсем плохо стало с его здоровьем. Терял ключи. Мог надеть разные ботинки. Друг его, артист, приезжал, замок вставлял. Столкнулись раз с Алибабаичем на площадке, я ему комплимент: «Вы — великий артист». Он прямо расцвел. А так иногда обида у него проскальзывала: подзабыли его. Вот, мол, по телевизору фильмы его показывают, а его и не представляют».
Муратов скончался в 68-й московской больнице 10 декабря 2004 года от инсульта. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Он оставил после себя больше чем те кто умирает в дорогой квартире, и у кого большой памятник. Добрая ему память.
- ↓
+2
несмотря ни на что, мы будем помнить его
- ↓
0
спасибо!
- ↓
+1
Проклятые 90-е! Сколько прекрасных актёров потеряли из-за барыг!
- ↓
0
Ну те трое, с кем он учился, тоже в звезды первой величины не вышли.
- ↓
0
Он был татарин?
- ↓
0
А в тюрме щас ужин… макарони… Последний из «Джентельменов удачи» ушедший от нас. Тоже умер в нищете. Я смотрел программу о том как снимали этот фильм несколько слов про Муратова там было сказано. Чтобы заработать денег он выступал перед зрителями…
- ↓
0
на Западе артисты обеспечены на всю жизнь, з/п не нищенские как в России.
- ↓
0
Это кого снимают, а кого не снимают у низ ни з\п ни пенсии. И таких там большинство.
- ↑
- ↓
+3
В каждой картине есть наполненность характерами, сюжетной линией, смыслом. Для выразительности, многоплановости, интересные персонажи нужны, разные. Он, как неотъемлемая краска в палитре картин был. Жаль, что трудная судьба бывает у артистов. То снимают, востребован, то уже нет. И мало поддержки от государства. Пенсия и все! На которую трудно прожить, особенно сейчас.
- ↓
+1
А к нам в часть он приезжал на Новый год...1995
- ↓