Дело маникюрши

Одним из хитов начала 1980-х годов стал советский трехсерийный детектив-боевик «Мираж», снятый по роману Джеймса Х. Чейза «Весь мир в кармане».

Дело маникюрши

Согласно сюжету у девушки Джинни Гордон совершил самоубийство отец. Задолго до смерти он застраховал жизнь, но, по закону, наследники самоубийц ничего не получают. В отчаянии, в поисках денег, Джинни решает ограбить инкассаторский фургон с тремя миллионами долларов. Она находит себе компаньонов: закоренелого преступника Фрэнка Моргана, ветерана Вьетнама Эдварда «Эдда» Блэка, запуганного мафией автомеханика Джузеппе «Джипо» Мандини и бывшего боксера и инкассатора Эла Китсона. Авантюристам удается угнать инкассаторский броневик (в роли которого снималась закамуфлированная «Нива»), однако потом все пошло наперекосяк, и в итоге затея заканчивается трагически – гибелью всех главных героев. Социальная подоплека и мораль фильма заключались в том, что легкое обогащение – это мираж…

ОНА ХОТЕЛА ЖИТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ

В справедливости этого утверждения наглядно убедилась и 29-летняя горьковчанка Римма Макарова. Уголовное дело, в котором она являлась главной фигуранткой, слушалось осенью 1980 года и стало настоящей сенсацией того времени.

В отличие от американки Джинни Гордон молодая женщина жила вполне себе неплохо. Особенно по советским меркам. Получив лишь среднее образование, Римма работала маникюршей в парикмахерской № 43. В те времена это была вполне приличная профессия с хорошей зарплатой. То бишь 130 рублей оклад плюс рублей пятьдесят можно накалымить за счет левых клиентов. В отличие от большинства граждан, десятилетиями стоявших в очереди на новое жилье, Макарова уже в 25 лет получила собственную однокомнатную кооперативную квартиру. В общем, живи да радуйся! И мечтай вместе со всей страной о светлом будущем… Однако маникюрша хотела жить не просто хорошо, а, как говорил Балбес в культовой комедии, «еще лучше». Ведь сколько пропаганда и фильмы ни внушали советским людям прелести честного и скромного существования, многим все равно хотелось красивой жизни и богатства.

Правда, грабить банки и инкассаторов Римма Макарова не собиралась. Уж очень это экстремально и рискованно. В подельниках она тоже не нуждалась: к чему делить добытый куш с какими-то проходимцами? Поэтому придумала свой гениальный и эксклюзивный план быстрого обогащения. Путь к нему лежал через… фанерный щит объявлений «Горсправка». Дело в том, что некоторые обладатели крупных сумм денег, жаждавшие приобрести квартиру в обход закона, давали через указанную контору объявления: куплю, мол, кооперативную квартиру, с предложениями обращайтесь по адресу… Авторы этих объявлений и работники «Горсправки», видимо, всерьез полагали, что квартиру в СССР можно купить за наличные, как автомобиль или капусту на базаре.

ХОЧЕШЬ КВАРТИРУ – ВСТУПАЙ В ЖСК!

Как известно, жилье в Советском Союзе предоставлялось государством, причем бесплатно. Исключение составляли только частные дома, которые разрешалось строить собственными силами, а также жилищно-строительные кооперативы. Таковые, между прочим, появились еще в 20-е годы, во время НЭПа, как объединения граждан для строительства и эксплуатации жилых домов. Однако в 1937 году ЖСК были ликвидированы как «проявление частной собственности». В послевоенный период численность городского населения резко возросла, и в 1958 году для решения «квартирного вопроса» ЦК КПСС вновь разрешил создание жилищно-строительных кооперативов. Они возводили жилье за счет пайщиков, но получали от государства ссуду в размере до 70% на срок до 20 лет (фактически ипотеку) и другие льготы. Для удешевления и ускорения работ будущие жильцы иногда принимали личное участие в строительстве. В 1980-е годы цена однокомнатной кооперативной квартиры в Москве составляла примерно 3000 рублей, двухкомнатной — 5000 рублей. При этом средняя зарплата была 200 рублей в месяц.

Дело маникюрши

Однако не стоит думать, что построить или купить себе кооперативную квартиру «мог любой желающий», как это некоторые сейчас утверждают. Во-первых, как и везде в СССР, на вступление в кооператив существовали многолетние очереди, нередко, чтобы попасть в ЖСК, нужно было иметь блат или дать кое-кому «на лапу». Во-вторых, членов кооперативов автоматически вычеркивали из очереди на государственное или ведомственное жилье: мол, раз ты богатый, государство тебе ничего не должно. Поэтому доля ЖСК в общем объеме жилищного строительства не превышала 7 — 8%. Легально продать кооперативную квартиру тоже было невозможно, для этого требовалось стать членом ЖСК. Но некоторые граждане все-таки верили в чудо, чем и воспользовалась аферистка.

«Придя к нормировщице ресторана «Москва» Вере Мокеевой, она спросила: «Это вы давали объявление, что купите однокомнатную кооперативную квартиру?»

— Да, а что?

— Нам с вами здорово повезло, — продолжила гостья, — мой муж прописан в доме, который попал под снос. Ему дают государственную двухкомнатную квартиру, а кооперативную, где мы живем, можем продать вам», — рассказывала «Горьковская правда».

«Через полчаса такси доставило счастливых женщин к дому № 16 на ул. Херсонской. Показав товар лицом и назвав цену, хозяйка спросила:

— Ну как, согласна?

— Ой, что вы, даже не верится, что так легко и быстро у меня получилось, — не скрывая радости, сказала «клиентка» и, опасаясь, как бы кто не перехватил «товар», пригласила Римму к себе домой, чтобы расплатиться за покупку.

— Нет-нет, у тебя дома деньги я брать не буду, — притворно отказалась маникюрша, — мы всё сделаем не таясь, по всем правилам. Ты напишешь заявление о приеме тебя в члены жилищного кооператива. Это заявление и деньги отдашь мне. Передачу денег с рук на руки оформим в нотариальной конторе, как будто ты даешь мне их в долг. Остальные формальности – по приему тебя в члены кооператива и выдаче тебе ордера на мою квартиру – беру на себя». В тот же день Мокеева и Макарова подписали договор, будто первая дала второй 3500 рублей «взаймы».

Дело маникюрши

Улица Херсонская 16, в этом доме аферистка 14 раз продала свою квартиру

Добытые деньги произвели на мошенницу неизгладимое впечатление. Это ж сколько тысяч ногтей надо почистить и отполировать, чтобы «поднять» три с половиной «косых» честным путем?! А тут всего-то трудов – сбегать к фанерному щиту «Горсправки» и списать объявление. «Продал» хату, и можно сразу «Запорожец» купить, на который обычные граждане по 10 лет копят, голодая и ходя в обносках. Впрочем, а почему всего лишь «Запор»? Чтоб потом чинить его каждый день, да еще и обладатели «нормальных» авто, вроде «Жигулей» и «Волги», будут смеяться?! В общем, решила маникюрша Римма не останавливаться на достигнутом и попробовать еще разок.

Следующим «счастливым покупателем» квартиры в Горьком стала кассирша Советского треста столовых В. Самсонова. И снова «сделка» проперла на ура. Думала ли маникюрша о последствиях? Конечно же, думала! На случай, если «покупательница» начнет предъявлять претензии, она заготовила легенду. Мол, отдала деньги «кому следует», а там ее «кинули». Ну а в милицию потерпевшие вряд ли пойдут, ведь согласно закону лица, дающие деньги на незаконное приобретение квартиры, являются соучастниками преступной сделки. Там могут еще и поинтересоваться, скажем, откуда у кассирши из столовой при зарплате в 130 рублей взялась такая «заначка». Уж не на обмане ли или обсчете покупателей нажилась? А там и до ОБХСС недалеко!

«МИРАЖ» ПО-ГОРЬКОВСКИ

Потом Макарова просто не могла остановиться. Тем более со своей «копеечной» работы она уволилась, негоже ведь такой богатейке всяким теткам ногти чистить! Следующими ее жертвами стали старший контролер магазина № 52 Е. Емельянова, товаровед УЖКХ М. Безрукова и преподаватель сельхозинститута Т. Базанова, прораб «Росзаготспецстроя» Ю. Аникин, ткачиха льнокомбината «Красный Октябрь» В. Лошманова, электросварщик авиазавода № 21 А. Артамонов, браковщица чулочно-трикотажного объединения им. Клары Цеткин В. Вагнер, капитан-механик речного порта Л. Якимов… Причем каждому из них миловидная маникюрша не обещала квартиру «здесь и сразу», всем говорила, что «надо подождать, пока всё оформят», «всё надо согласовать» и т.п. Поэтому «покупатели» особо не спешили с претензиями: уж очень хотелось верить в сказку, что можно вот так быстро решить квартирный вопрос, который у большинства горьковчан тянулся десятилетиями.

Суммы полученных денег были разными и варьировались от 3 до 4,5 тысяч рублей. При этом мошеннице удалось облапошить некоторых клиенток даже дважды. К примеру, ткачиха Лошманова при осмотре «будущей жилплощади» обратила внимание на красивый ковер на полу. Маникюрша тотчас пообещала достать ей такой же и даже лучше «всего-то» за 520 рублей. А когда браковщица Вагнер поинтересовалась, почему так долго идет оформление ордера, Макарова потребовала у нее еще 600 рублей на организацию банкета для «бессовестных начальников», якобы тормозивших подписание бумаг.

Дело маникюрши

Надо отметить, что маникюрша умело играла на чувствах простых советских людей, с одной стороны знавших, что «кругом блат», с другой – всё же веривших в чудеса и «светлое будущее». Однако красивая жизнь, как водится, оказалась недолгой. Постепенно так легко созданная пирамида стала рушиться. Всё чаще новые «хозяева» квартиры стали звонить и приходить к Макаровой, караулили ее возле подъезда. Поэтому в один прекрасный день она просто исчезла. Точнее, переехала на время в частный дом, где проживал ее муж. Ну а потом возле ее кооперативной квартиры случайно встретились две «покупательницы» и разговорились…

Римму Макарову обвиняли по части 3-й статьи 147 УК РСФСР (мошенничество в крупном размере). Как установило следствие, женщина 14 раз «продала» кооперативную квартиру, «заработав» в общей сложности почти 50 тысяч рублей. В итоге Ленинский районный народный суд приговорил ее к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. Но все потерпевшие всё равно оказались в дураках! Ибо во всех денежных исках к Макаровой судом было отказано, а весь доход от незаконных сделок был взыскан в пользу государства. Размещение объявлений о покупке квартир в «Горсправке» отныне попало под запрет. Так что пришлось горе-покупателям со смирением ждать бесплатное жилье от государства.

Виктор Мальцев

Оставить комментарий

Последние комментарии

sergey_kolos

Пока живут на свете дураки…

tashka24

50 тысяч по тем временам — огромные деньги… Но всего 8 лет? Пацану за банку варенья и двух попугаев тоже дали 8 лет. Кража была со взломом — сарайку подломил… Вот и думай после этого о справедливости, неотвратимости и что там еще далее по тексту УК?

podguzov

Эта статья написана лишь для того, чтобы современные лохи, которые теперь вынуждены покупать квадратный метр за сотни тысяч рублей, думали, что в СССР было хуже. Сегодня, когда черные риэлторы отправили в безымянные могилы МИЛЛИОНЫ владельцев частных квартир, когда только и слышишь о судебных процессах по поводу мошенников, отсудивших у владельцев их квартиры, нужно отвлечь доверчивых лохов от настоящей трагедии, выдумками о квартирах. Я сам должен был в 84 году в Москве получить двухкомнатную квартиру по очереди. в которой стоял 2 года, живя на служебной. Но в к моменту получения квартиры у меня родился второй ребёнок и меня заставили чиновники ждать ещё 2 месяца и заставили взять 3-х комнатную квартиру недалеко от Царицынского дендропарка. Знаю случаи, когда один из разведенных супругов оставался в прежней квартире, а второй супруг получал новую квартиру, причем, без взяток и «мохнатых лап». Так что, не нравиться стоять в очереди за бесплатной квартирой пару лет, на здоровье, покупайте квартиры за миллионы, или бомжуйте. Но вас автор статьи уговаривает, что сегодня всё хорошо, прекрасная маркиза а в СССР было плохо. ПОчитатйте книгу «Гастарбайтер», там подробно описаны современные аферы с квартирами, да и в документальной книге адвоката Астахова об аферах черных риэлторов почитайте. Поседеете.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024