Отец Великого комбинатора

Илье Ильфу удалось то, что не удавалось пока никому. Он осмелился сделать главным героем симпатичного пройдоху и жулика. Люди, которые уверены, что литература должна только учить и возвышать, конечно, заходятся в «благородной» истерике. И совершенно напрасно.
Потому что Ильф бросил вызов всей «возвышенно-духовной» традиции русской литературы. И выиграл…


В Одессе произошло событие, которое… Впрочем, пусть об этом выскажется сам виновник торжества — всё равно лучше, чем у него, не выйдет. Итак: «Автор «Двенадцати стульев» родился дважды — в 1897 г. и в 1903 г. В первый раз — под видом Ильи Ильфа...»
Хотя, если быть совсем чест­ным, родился тогда не Илья Ильф, а Иехиел-Лейб Файнзильберг. Псевдоним Ильф получился из механического совмещения начальных букв имени и фамилии, и своего происхождения Илья Арнольдович никогда не скрывал: «Всё равно про меня напишут, что родился в бедной еврейской семье».
Духовность и нищета
Ну, положим, не в такой уж и бедной — отец, Арье Беньяминович, был служащим Одесского отделения Сибирского банка и сумел дать своим сыновьям очень даже приличное образование. Правда, в этой еврейской семье всё получилось почти как в русской сказке. С небольшими поправками. Обычно бывает как? Было у отца три сына: двое умных, а младший — дурак. В нашем случае сыновей четверо, и как раз таки с младшим всё в порядке — он не брал себе псевдонимов и вполне оправдал ожидания отца. Получил серьёзную профессию, был инженером-топографом и работал в лёгкой промышленности.
А вот трое старших, по одесским буржуазным понятиям, вполне попадали в категорию дураков или шлемазлов, что примерно переводится как «бестолковщина невезучая». Двое учились коммерции и стали кем? Художниками! Азохенвей, какой позор! Третий, то есть Илья, окончил техническую школу, но всё равно подался на вольные литературные хлеба. И к тому же бредил морскими сражениями и подвигами. Не исключено, что в семье велись примерно такие разговоры: «Какие ещё подвиги-шмодвиги? Ты хочешь вирасти бандит? Как всё равно тот Додик, шейгец с Молдаванки?»


Евгений Петров и Илья Ильф
Самое забавное, что эти горестные предсказания недалеки от истины. Нет, никаким бандитом Илья, разумеется, не стал. Не было замечено в бандитизме и главное его литературное детище, Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей. Но вот пройдохой сын турецко-подданного был всё-таки порядочным, хотя и чтил, как мы помним, Уголовный кодекс. Равно как и папаша Остапа, который надул вообще всех подряд, включая царя-батюшку. Будучи евреем, просто купил липовое гражданство у турка за мзду малую. И на него, равно как и на его детей, перестали действовать жёсткие ограничения, которыми в царской России были связаны евреи.
Ещё более забавно то, что благодаря похождениям этого литературного героя, то есть в конечном счёте Илье Ильфу, русских на Западе, во всяком случае во Франции, считают чрезвычайно набожными людьми. Конечно, в интеллектуальных кругах русских привыкли оценивать по Толстому или Достоевскому — этакие нер­вные философы с загадочной славянской душой, отягощённые либо богоискательством, либо богоборчеством.
А для простых людей, для официантов, например, гораздо важнее то, что они слышат от русских туристов. А слышат они, как правило, ту единственную фразу, которую твёрдо знает каждый русский, даже не учивший французский язык. Которая выскакивает непроизвольно, стоит хоть кому-нибудь рядом заговорить по-французски. Да-да, это как раз то самое бессмертное заклинание от нищенст­вующего Кисы Воробьянинова: «Месье, же не манж па сис жур!»
Реакция официантов достойна бурного восхищения давно уже покойного Ильфа: «Вы знаете, месье, все ваши соотечественники очень религиозные люди и, судя по всему, строго соблюдают свои православные посты. Каждый, начиная общение со мной, говорит, что не ел уже шесть дней. Теперь я верю, что Россия — страна очень высокой духовности!»


Квартира Ильфов в Саймоновском проезде.
Победа жулика
И это чистая правда, или, как говаривал сам Великий комбинатор, «медицинский факт». Парадоксальным, каким-то мистическим образом атеист Ильф поспособствовал тому, что нас считают богобоязненным народом.
А ведь он был именно что атеистом. Более того, если не воинствующим безбожником, то озорным насмешником уж точно. Только что упомянутый «медицинский факт» — всего лишь окончание фразы, которая начиналась словами: «Бога нет». Тут можно вспомнить и его же шикарное: «Вы не в церкви, вас не обманут!» Да и вообще все сцены, связанные с отцом Фёдором и ксендзами, которые «охмуряют Козлевича».
Обычно всё это списывают на соцзаказ. Дескать, безбожной советской власти было необходимо высмеять и унизить Церковь. А Ильф с Петровым радостно взялись всё это исполнить. Кто-то зло говорит, что они польстились на тридцать сребреников, кто-то оправдывает — дескать, испугались.
Последнее — полная чушь. Илья Ильф точно не боялся ничего. В годы Гражданской войны, например, он, уже тогда слабый и болезненный, сражался в красных партизанских частях. А в последующие годы, когда многое зависело от анкетной графы «Есть ли родственники за границей», Илья, попав в Америку, совершенно открыто едет навестить неких Файнсильверов. Именно так адаптировал свою фамилию родной дядя Ильфа, Уильям Файнзильберг. И гостит у них в Коннектикуте, и открыто пишет письма в Москву, и заслуженно гордится тем, что ещё один его дядя, престарелый Натан, был лично знаком с Марком Твеном. К слову, там же Ильф впечатляется несколькими идеями, которые потом лягут в основу его сценария для советского блокбастера — фильма «Цирк».

Илья Ильф, Любовь Орлова, жена Ильфа Мария
С «тридцатью сребрениками» тоже не всё гладко. Нет, польстившись на деньги, можно, конечно, написать хоть два романа, хоть двадцать два. Но выйдет халтура. А здесь — талантливые, лёгкие, изящные книги. Можно даже сказать, уникальные. На все времена.
Ильфу удалось то, что не удавалось пока никому. Он осмелился сделать главным героем симпатичного пройдоху и жулика. Люди, которые уверены, что литература должна только учить и возвышать, конечно, заходятся в «благородной» истерике. И совершенно напрасно. Потому что Ильф бросил вызов всей «возвышенно-духовной» традиции русской литературы. И выиграл. И русская литература, как ни странно, тоже. У нас наконец-то появился свой Ходжа Насреддин и свой Тиль Уленшпигель. Да, сын турецкоподданного высмеивает попов. Но ведь так и положено! Те, другие, забугорные герои никогда не отказывали себе в удовольствии надуть муллу или аббата к вящей радости читателя.
А главная его заслуга и победа в том, что мы, сами того не замечая, практически постоянно говорим языком симпатичного жулика и пройдохи Остапа Бендера. И этого уже и впрямь не вырубишь топором. Зашёл разговор о барышнях — сразу вспоминается мадам Грицацуева, знойная женщина и мечта поэта. А весь контрафакт делают в Одессе на Малой Арнаутской. Политика и власть? Ну, ясно, тут же возникает гигант мысли и отец русской демократии.
Кстати, о власти. «Не Пыталовский район они получат, а от мёртвого осла уши», — заявил несколько лет назад Президент России Владимир Путин по поводу территориальных претензий стран Балтии. Думается, наш герой был бы в восторге.
« Советские принцессы, королевы и просто красавицы
Советские Google Maps и Wikipedia »
  • +85

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Да, уж…
0
И всё-же Ильф и Петров. Именно так! Знаю, что есть работы Петрова, но написанные уже после смерти Ильфа. В том числе и сценарий «Цирка». Персональных работ Ильфа не помню (допускаю, что только я один)
+2
Почему-то забыто, что первый свой роман Ильф начал писать в паре с Петровым-Катаевым. И Бендер появился сначала как мимолетный персонаж с астролябией и только потом подмял под себя остальных. Так что Остапа Бендера придумали ИЛЬФ С ПЕТРОВЫМ. Тем более, что большинство конкретных шуточек, постоянно нами цитируемых, принадлежат как раз последнему; Ильф следил за каркасом романа, а Петров оформлял фасад узорочьем.
Комментарий удалён за нарушение
0
— Мдя...: «В наше время многие не помнят имена героев...»
+1
Кайф!!! я точно знаю — мы помрём...))), а «комбинатора» цитировать будут...)))
0
… в избранное. Спасибо, Сергей...)))
+2
Классика
+1
Неплохая статья — Ильф того стоит. Но есть несколько досадных ошибок: Насреддина в фольклоре называют «молла Насреддин», а замечательный русский писатель Леонид Соловьёв систематизировал его и по его мотивам написал «Повесть о Ходже Насреддине» и «Очарованный принц». И именно он писал, что легче всего смеяться над другими людьми, но лучше всего — смеяться над самим собой (за точность фразы не ручаюсь — очень давно читал). Но молла — это священник, а ходжа — это совершивший хадж в святые места… Ислам для непосвящённых, даже живущих там, большая загадка. Побывать на Регистане — площади трёх медресе, в Гур-Эмире, где могила Чингиз-хана, пройтись по обсерватории Улугбека — этого ничтожно мало, чтобы понять. Не исключено, что и исламский терроризм — из-за отсутствия взаимопонимания между людьми разной веры. Здесь можно вспомнить крестовые походы и охоту на ведьм. Я тоже не верю в бога, не сомневаюсь в корысти большинства попов, но есть люди, которые искренне верят, а чужую веру надо уважать. Сделать главным героем жулика — Ильф здесь тоже не первый. О.Генри, например, написал «Джефф Питерс, как персональный магнит». Хотя и он далеко не первый. Кто шустро «добежал до канадской границы».
+1
Чингисхана c Тамерланом перепутал.
+2
  • avatar
  • dmkim
Очень маленькая статья. Слишком маленькая. Хотелось бы узнать о нем побольше.
+3
Может вам еще и ключи от квартиріь…