"Большая чистка" в Ульяновске. 1937-38 г.

Оператиный приказ народного комиссара внутренних дел Союза С.С.Р. № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов.
30 июля 1937 года.
Гор. Москва. Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений.
Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.
Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.
Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников — скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.
Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.
Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.
В соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ — С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ и ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ и УГОЛОВНИКОВ.




1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.
б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
Ульяновск тогда входил в состав Куйбышевской области, и Ульяновский горотдел НКВД подчинялся непосредственно областному Управлению НКВД, которому была выделена квота на арест 5000 человек, из которых 1000 подлежала расстрелу. Как уже сказано выше, затем лимиты были во много крат повышены.
4 августа 1937 года в Ульяновский горотдел НКВД поступил совершенно секретный приказ, в соответствии с которым «надлежало немедленно приспособить соответствующее помещение в здании НКВД (желательно подвальное) пригодное под спецкамеру для выполнения приговоров о расстреле, и их исполнение производить ночью; трупы должны быть вывезены к заранее приготовленной яме, тщательно зарыты и замаскированы; обеспечить полную конспирацию места, времени и технику исполнения расстрела».



Расстрелы производились в подвалах зданий НКВД и внутренней тюрьмы, а также и в бывшей бане. Для перевозки трупов на кладбище начальник горотдела Коробицын попросил на время машину у куйбышевских чекистов, поскольку было сочтено, что брать машину на месте в хоз. органах неудобно.
Но когда расстрелы стали массовыми, перевозить трупы стали без затей — на обычных телегах, а зимой на санях. Исполнителей не хватало, потому к участию в расстрелах был привлечен весь оперсостав, а также часть обслуживающего персонала и фельдъегери.




Расстрелы производились по ночам, перед казнью руки осужденным связывали сзади веревкой или проволокой, рот обязательно затыкался кляпом, выстрелы производились в висок… После ночных расстрелов — обязательная пьянка.
Позже процесс оптимизировали: расстреливать стали прямо у ям, канав или рвов, где затем и захоранивали. Ямы рыли сами приговоренные. Все ценные вещи арестованных забирались.
Как сказано в документе Ульяновской прокуратуры, «проводили расстрелы следующие оперативные работники: Андронов, Балашов, Бочаров, Буранов, Вертянкин, Гринберг, Зотов, Иванов, Иудин, Капочкин, Коробицын, Краснов, Красиков, Кузнецов, Либкнехт, Миронычев, Монин, Молодожёнов, Новичков, Осипов, Подольский, Пономарёв, Рогов, Родионов, Романов, Семёнов, Тарасов, Украдыго, Фадеев, Филатов, Филихин, Хазов, Царьков, Щиганов, Яковлев».
Акт о списании патронов:



Больше всего израсходовано патронов для 7,62-мм револьвера системы наган — это штатное оружие чекистов. А вот остальные 312 патронов, калибра 7,65-мм и 6,35-мм, — это пистолетные патроны Браунинга: оба этих боеприпаса применялись в малогабаритных, полицейских или карманных пистолетах иностранных систем, обычно того же браунинга или маузера.
Такие пистолеты, чаще всего наградные, были и у многих чекистских начальников. Еще под браунинговский патрон 6,35-мм, выпускавшийся с 1934 года (кстати, в том же Ульяновске), был рассчитан пистолет Коровина (ТК), которым тоже оснащали начальствующий состав НКВД.
Вряд ли в горотделе НКВД глухо провинциального Ульяновска, где и начсостава всего ничего, могло быть много лиц, обладавших иностранными пистолетами или тем же ТК, — скорее всего, лишь два и было. Даже можно предположить, у кого именно: у сменявших друг друга начальников горотдела НКВД Коробицына и Андронова.
« Главный маг СССР: Арутюн Акопян
Советские плакаты »
  • -18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
В качестве доказательства представлен документ о списании патронов, пройдёт срок и нынешних полицейских стрелявших в тире, на стрельбище тоже можно будет объявлять убийцами на основании таких накладных.
-1
Чего… лица какие то… ИУДЕЙСКИЕ и пару деревенских маньяков…
Комментарий удалён за нарушение
+3
Вредители были, и надо было как -то бороться с этим.Строилось новое общество-государство, и кто стоял на его пути (диверсии, саботаж, агитация..)уничтожалось.Чего не понятного? Государство должно защищаться.Мой дед тоже был арестован, потом отпустили, вернули личное оружие.награды, короче разобрались.Умирая он просил похоронить его в буденовке.Все было…
-5
это норма того времени
+3
Странно, что в статье нет расстрелянных детсадов, баб с дырками в голове и прочего. И всего каких-то 2 тысячи человек за полгода. Для подобного опуса аФтор допустил несколько ошибок. 1. Не стоило цитировать приказ. Ибо из него ясно видно, что «разборки» чекистов шли с бандюками, а не со «свободолюбивыми и талантливыми». Любой читатель, у которого сохранилась хоть капля здравого смысла, будет непременно на стороне стражей закона. 2. Поменьше цифр. Ибо те, кто дружит с логикой и арифметикой может усомниться в «страшной правде». 1000 можно было расстрелять, но «многократно было превышено». Это на сколько? Выдано 1713 патронов. Ну и где это «многократное» превышение? 3. И ещё раз — поменьше документов и выдержек из них, побольше эмоций. А то НКВД будет разительно отличаться от той же СС. Фашисты, когда расстреливали и вешали что делали? Правильно — выставляли на показ. Трупы неделями весели на площадях. А чекисты не афишировали. И начинаешь задумываться: а может чекисты и фашисты разные цели преследовали? Одни действительно боролись с бандитизмом, а другим население запугать надо было. 4. Дальше вообще бред. «Не хватало сотрудников для расстрелов»… Израсходовано патронов 1713( логично предположить, что «шлепнули» порядка 1713 человек ), расстреливали 6 месяцев ( получается по 285 человек в месяц или по 13 в рабочий день ) и всё это делали 35 человек ( посчитайте по фамилиям). В день только треть сотрудников нажимала на курок! Афтору стоило бы ещё раз пройти курс обучения в начальных классах школы)))))
+2
Стрельб в учебных целях не проводилось? При задержании особо опасных и т.д.?
+1
Скорее всего проводились. И вполне возможно, что общая численность по «высшей мере» не только не превышала указанный норматив, но была и ещё ниже.
-4
Представляю, кто-то своего деда, прадеда узнал…
-3
Страшная правда…