Как американцы бомбили Киев в 1920 году

Из статьи Артема Платова: «19 апреля около 4 часов пополудни над Киевом пролетел польский аэроплан и сбросил бомбы, которыми были убиты 10 человек и ранены 14.
Среди убитых одна женщина и двое детей, — говорилось в ноте председателя Совнаркома Украины Раковского министру иностранных дел Речи Посполитой Патеку. — Сообщая об этом возмутительном факте, Рабоче-крестьянское правительство Украины выражает свое возмущение против польского военного командования».
Все было так, как описал Раковский, за одним маленьким уточнением. 19 апреля 1920 года население Киева бомбили не поляки, а… американцы.


Чтобы понять, как рыцари демократии умудрились дотянуться до неба Украины, необходимо перенестись в Варшаву. Там в начале 1919 года капитан ВВС Мерион Купер, возглавивший Американскую администрацию помощи странам Центральной и Восточной Европы (ARA), подал рапорт с просьбой перевести его летчиком или даже простым пехотинцем в Архангельск, к тому времени оккупированный интервентами Антанты.
Однако командование рассудило, что Архангельск все равно придется скоро покинуть, а вот Купер, люто, бешено ненавидящий большевизм, более пригодится в деле создания «летающего Иностранного легиона» — польской эскадрильи им. Тадеуша Костюшко, укомплектованной немецкими самолетами и американскими летчиками.
«Солдаты удачи» так рьяно взялись за дело, что их вклад трудно было переоценить. Они вели разведку, развозили депеши, штурмовали колонны красноармейцев и бомбили населенные пункты.
Один из польских командиров в письме командующему армией высказался прямо: «Без помощи американских летчиков мы давно бы провалились ко всем чертям».




Однако вскоре Красная армия перешла в наступление, и 7-ая «польско-американская» эскадрилья еле успевала спасаться от стремительного продвижения конницы Буденного.
Под Казатиным самолеты под обстрелом едва успели эвакуировать по железной дороге. С аэродрома Белая Церковь пришлось улетать за несколько минут до прибытия кавалеристов в пыльных шлемах.
Приземлившись в Бердичеве, потрепанная эскадрилья вновь чудом ушла от красных, причем на взлете из-за неразберихи столкнулись самолеты Купера и командира эскадрильи Фаунтлероя — к счастью для пилотов, обошлось без травм.



13 июля 1920 года счастливая звезда Мериона (к тому времени уже майора), казалось, закатилась — во время очередного обстрела буденновцев под Дубно двигатель его самолета пропорола меткая очередь с коммунистической tachanka.
Вытащившие американца из-под обломков красноармейцы уже хотели было шлепнуть летчика на месте, как тот, используя свои скудные познания в польском и украинском, заявил, что он… брат-пролетарий, силой принужденный мировым империализмом к участию в этой несправедливой войне.
В качестве доказательства Мерион предъявил крепкие мозолистые руки, обожженные во время непосильного труда на эксплуататоров (на самом деле ожоги Купер получил во время Первой мировой, когда был сбит на бомбардировщике).



По всему выходило, что он не Мерион Купер, майор американских ВВС и сын зажиточного землевладельца, а вовсе даже простой рабочий Фрэнк Мошер (по счастью, на вылет Купер отправился не в своем обычном мундире, а в свитере коллеги — как раз капрала Фрэнка Мошера, чьи имя и фамилия были на нем вышиты).
В общем, летчика не расстреляли на месте как врага революции и предателя интернационального рабочего движения, а отправили в Москву, где и заключили в Бутырку.
В Москве зимой 1921 года Купер вместе с еще двумя заключенными, польскими офицерами, совершил побег. Многосоткилометровый переход увенчался успехом: прикинувшись глухонемым, американец добрался до Варшавы, где его уже успели посчитать без вести пропавшим.



Вернувшись в Соединенные Штаты, Купер написал подробный отчет о действиях эскадрильи, в котором предложил немедля применить свой богатый опыт авианалетов на мексиканцах, явно по недоразумению организовавших независимое государство, которое еще можно попилить на достаточное количество американских штатов.
Однако к тому времени правительство уже вывело из Мексики войска, и Мериону не оставалось ничего другого, как направить свою кипучую деятельность в какое-нибудь другое русло. Таким руслом стал Голливуд, где майор вполне преуспел — про Кинг-Конга сегодня знают даже те, кто не смотрел фильм и не читал одноименную книгу.


В 1971 году непримиримый борец с коммунизмом, кавалер 6 медалей за участие в различных войнах, режиссер и продюсер скончался в возрасте 77 лет.
P.S. Американским летчикам, которые в том числе расстреляли мирных крестьян под Липовцем и Ружиным, в Варшаве поставили статую в полный рост. Весьма рукопожатно, надо признать.
Польский институт национальной памяти выпустил настольную игру «Семерка. Оборона Львова», которая посвящена обороне Львова от Первой конной армии Буденного, сообщает «Радио Польша».
«Конармию Буденного, которая должна была взять Львов, остановила 7-я эскадрилья, состоявшая из нескольких человек», — сказал разработчик игры Кароль Мадай.
По его словам, в игре отражена разница сил — у игрока, «управляющего» армией Буденного, есть в распоряжении десять советских полков, а у его партнера — только три самолета. К игре также прилагаются образовательные материалы, среди которых описание самой битвы, ее участников и их вооружения.


« Легендарный фильм «Красная жара»
10 легендарных режиссёров советского кино »
  • +54

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
То что они козлы, и так понятно.
0
  • avatar
  • kvk72
Не мало дураков на войне убило… Остались идиоты еще…
0
Интересные страницы истории
Комментарий удалён за нарушение
+1
Америка везде погадила, об этом говорит сей факт!
-7
к чему эта статья — опять американов обругать — не выходит — ведь они хохолов бомбили — значит они за нас
+2
Ну как же не бомбят? А Луганск, а Донецк? Там люди не живут? Все повторяется снова и снова. Будем полагать, что конец близок, а пока терпение, терпение, мой друг.
+5
А теперь киев им о4ко лижет.
0
интересно
+3
каждый по своему выбору делает кумира, потому что так он и поступает
+2
Брехня конечно, что несколько самолетов остановили конную армию.
+2
Ну это сейчас пво, радары а тогда проще было. И больше вреда от разведки чем от бомбежки