Как жилось поволжским немцам в СССР

Земли, где жили поволжские немцы, после революции получили статус Автономной республики. Её называли «русской Германией». Здесь чтили традиции и «немецкий порядок», бережно сохраняли язык. В 1940-е годы жизнь поволжских немцев стала другой.


Расцвет


Автономная республика была образована 19 октября 1918 года. На её территории многомиллионными тиражами выпускалась 21 газета, действовали национальные театры, техникумы, школы и университеты.
В 1922 году в Поволжье наступил голод. Помощь Советского правительства не принесла ощутимых результатов. С новой силой голод обрушился в 1933 – это был самый страшный год для Поволжья, унесший, в том числе, жизни более 50 тысяч немцев. Но и этот голод поволжские немцы пережили, жизнь снова налаживалась.
В начале 1930-х в республике быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство: там выращивались овощи, зерновые культуры и даже виноград.
Казалось бы, налицо были предпосылки для безбедной жизни, но Великая Отечественная война спутала все карты: усилившиеся антигерманские настроения распространились и на российских немцев, не имевших никаких контактов с гитлеровцами и активно записывавшихся в ряды Красной армии (примечательно, что многим из них было отказано в праве защищать свою страну).
Решение о депортации


В августе 1941 года республику посетили Молотов и Берия, после чего вышел указ о депортации поволжских немцев. Ради этого даже была проведена специальная провокация: высадка лже-фашистского десанта, участников которого якобы скрыли местные жители. Их клеймили как шпионов и пособников гитлеровцев, которых необходимо было выслать в отдалённые районы страны: Омскую и Новосибирскую области, Алтайский край и Казахстан. Саму же республику решено было расформировать.
По разным данным, только оттуда было депортировано от 438 до 450 тысяч этнических немцев. Но их выселяли не только с территории их республики, но и из других районов страны: Кубани, Северного Кавказа, Украины, Москвы и Ленинграда.
Жизнь в ссылке
В Казахстане и Сибири поволжские немцы были поселены в холодные землянки, овощехранилища и грязные бараки. Начиная с 1942 года, их мобилизовали в так называемые рабочие колонны. Призыву подлежали мужчины от 16 до 55 и женщины от 15 до 45 лет, имеющие детей старше 3-летнего возраста.
Русские немцы строили дороги и заводы, жили за колючей проволокой, работали по 10-16 часов в сутки на рудниках, лесозаготовках и в шахтах. Для местных граждан немецкоязычные люди, плохо изъяснявшиеся на русском, часто ассоциировались с врагами, пленёнными советскими солдатами. Впрочем, отнюдь не все были агрессивно настроены к этому народу, не по своей воле оказавшемуся чужими среди своих.
Реабилитация

Самым тяжёлым для поволжских немцев стал период с 1942 по 1946 год. За это время, по разным данным, умерло около 300 тысяч человек. Но и после войны этому народу пришлось долго доказывать свою непричастность к гитлеровской идеологии: это касалось и детей ссыльных, вынужденных терпеть унижения со стороны неосведомлённых граждан, уверенных в том, что их родители были пособниками фашистов.
На восстановление исторической справедливости понадобилось много времени не только на бытовом, но и на политическом уровне. Так, строгий режим принудительных поселений для поволжских немцев был отменен в 1955 году, а спустя почти 9 лет, специальным указом Президиума Верховного Совета СССР они были реабилитированы, хотя полностью все ограничения и запреты по выбору места жительства были сняты только в 1972 году.
В середине 1960-х активно поднимался вопрос о возрождении республики, но это намерение так и не получило подкрепления со стороны властей. К идее создания немецкой автономии (правда, на этот раз на территории Казахстана, в городе Ерментау) вернулись в конце 1970-х, но и её отклонили во избежание возникновения прецедентов на национальной почве.
Эмиграционные процессы
Перестройка открыла поволжским немцам, лишённым права возродить свою республику, возможность покинуть территорию безнадёжно разваливающегося СССР. В 1993 году из страны выехало 207 тысяч человек. Впрочем, этот народ в большинстве своём так и не сумел органично влиться в реальность современной Германии. Будучи этническими немцами по крови, они вобрали в себя множество культурных черт, присущих своей первой родине, что отчасти помешало им стать своими в стране предков.
Валерия Морина
« Как воспитывали советских детей
Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90 »
  • +64

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Комментарий удалён за нарушение
+3
а у нас в поселке бездетная пара взяли беспризорного немецского мальчика и вырастили его. Его дети до сих пор живут в поселке, но они себя называют казахами.
Комментарий удалён за нарушение
0
При чем тут зеркало? Они впитали в себя все казахское, все то, что дал им наш народ. Может быть поэтому они считают себя казахами. Но мне, как всякому здравомыслящему человеку, хочется, чтобы наши немцы ценили и уважали культуру своего народа. А они так и делают, немцы — молодцы!
+2
Это, если правильно сказать, дань уважения народу, представителями которого были родители вырастившие в трудное время.
Комментарий удалён за нарушение
+7
Я встречала много выселенных немцев в Киргизии. Это были очень трудолюбивые люди.
0
я потомок поволжских немцев… Саратовская губерния, село Нейфельд… мои предки высланы в 40-м году в Северный Казахстан… там же были и ссыльные поляки…