Банда «фантомасов»: 5 лет ужаса в Ростове

Основатель первой в Советском Союзе группировки гангстеров мстил государству за свой непризнанный талант.


Бандиты в жизни и в кино
В конце 1960-х – начале 1970-х годов сначала в Ростовской области, а затем и по всему Советскому Союзу поползли слухи о неуловимой шайке грабителей в чёрных масках, совершающей налёты на банки и магазины. В ту пору в СССР большой популярностью пользовались французские фильмы о Фантомасе с Луи де Фюнесом и Жаном Маре, поэтому новоявленных советских гангстеров тоже назвали «фантомасами».
Разумеется, слухи сильно искажали реальность, но банда «фантомасов» действительно орудовала в Ростове на протяжении нескольких лет. Отчаянные усилия советских правоохранительных органов по её нейтрализации не приводили к успеху вплоть до 7 июня 1973 года.
В этот день налёт бандитов на кассу НИИ «Южгипроводхоз» завершился провалом, за машиной преступников началась погоня. В ходе неё один из преступников был убит, остальные задержаны.

История банды, завершившаяся летом 1973 года, началась за много лет до того, как преступники впервые взялись за оружие.

Криминальный талант
Владимир и Вячеслав Толстопятовы, создатели «банды фантомасов», родились на Брянщине, а на Дон, к дальней родне, перебрались с матерью в начале войны, вместе с колоннами других беженцев. Старшему, Владимиру, в ту пору было 15 лет, а младшему, Вячеславу, исполнился год.
Отец братьев Толстопятовых был начальником отдела милиции и погиб в первые дни войны.
За Владимиром и Вячеславом в детстве дурных наклонностей не замечали — учились хорошо, помогали матери, увлекались конструированием, а у Вячеслава обнаружился ещё и талант художника.
Этот талант и привёл его в первый раз на скамью подсудимых. Одним из увлечений Вячеслава было тщательное, вплоть до мельчайших деталей, перерисовывание различных картинок и иллюстраций. Добившись успеха с книжными рисунками, Слава в 15 лет занялся делом потруднее — он стал перерисовывать 50- и 100-рублёвые купюры.
Сначала это был просто, так сказать, спортивный интерес, а затем Вячеслав решил попробовать извлечь из своего хобби выгоду. Рисованную купюру он отнёс в магазин и успешно поменял на настоящие деньги — продавец подвоха не заметил.
Вячеслав решил, что так можно зарабатывать деньги на книги, сладости, различные инструменты и прочее. Любимыми «клиентами» молодого фальшивомонетчика стали таксисты: он садился в машину, проезжал небольшое расстояние, протягивал шофёру сложенную четырёхугольником купюру, брал сдачу и уходил.


Советский рубль. Гуманный приговор
Подвела Толстопятова-младшего самоуверенность — заметив, что таксисты не разворачивают купюру, он стал рисовать её только с одной стороны. Но 23 февраля 1960 года молодому человеку попался недоверчивый таксист, который развернул купюру и… Вячеслав Толстопятов оказался в милиции.
Там он во всём честно признался, на следственном эксперименте идеально нарисовал 100-рублёвую купюру, удивил следователя своей скромностью и начитанностью.
Сотрудники правоохранительных органов оказались в затруднительном положении: с одной стороны, перед ними был талантливый парень, который мог принести стране большую пользу, а с другой — подделка денежных знаков в СССР каралась очень строго. Тем более, что на счету Толстопятова был не один, а целая серия подобных эпизодов.
В итоге 20-летний Вячеслав Толстопятов получил 4 года колонии общего режима — чрезвычайно мягкий приговор для данного вида преступлений.
«Взять миллион»
Но Толстопятов-младший считал, что стал жертвой государственного произвола. Оказавшись в колонии, Вячеслав стал вынашивать план мести. Там же, в колонии, у него нашёлся и первый единомышленник — осуждённый за злостное хулиганство Сергей Самасюк.
Выйдя из колонии, Вячеслав Толстопятов перешёл к реализации задуманного — созданию вооружённой банды для налётов на банки, магазины и предприятия.
Вячеслав был на 14 лет младше своего брата Владимира, однако в этой паре именно он был ведущим. Владимир, до того момента никак не проявлявший преступных наклонностей, идею брата поддержал и предоставил ему помещение под мастерскую и штаб будущей банды.
Третьим участником банды стал вышедший из тюрьмы Сергей Самасюк, а четвёртым — друг детства братьев Толстопятовых Владимир Горшков, которого начинающие гангстеры посвятили в свои планы.


Владимир Горшков. Фото: Кадр телеканала НТВ
«Стратегическую задачу» банды определил Вячеслав Толстопятов — «взять миллион и прекратить преступную деятельность». Миллион рублей после денежной реформы 1961 года был просто гигантской суммой, однако Толстопятов-младший был настроен довести свой замысел до конца.
Вячеслав был мозгом группировки, а Владимир — его «правой рукой». Вопрос с вооружением они решили своими силами: разработали уникальные складные автоматы собственной конструкции, а также револьверы.
Фигурные детали для оружия заказывались знакомым заводским фрезеровщикам под видом запчастей к бытовой технике, а окончательную сборку братья проводили самостоятельно, в собственной мастерской. Всего было изготовлено четыре малокалиберных семизарядных револьвера, три малокалиберных складных пистолета-пулемёта, ручные гранаты и даже бронежилеты.
Бандиты могли попасться сразу
Вячеслав Толстопятов занимался не только оружием: он тщательно разработал тактику действий бандитов во время налётов, распределив среди членов банды задачи по наблюдению, захвату, прикрытию и отходу с места преступления. Поскольку заполучить собственную машину в те годы было делом малореалистичным, Толстопятов выработал план захвата автомобилей для оперативного ухода с места ограбления.
Тактика действий банды предусматривала два основных варианта нападений.

Вариант первый. Один из бандитов останавливает в городе машину с просьбой подвезти. В месте, названном им, под видом его друзей дожидаются остальные члены банды. После того, как они садятся в автомобиль, водителя связывают, помещают на заднее сиденье или в багажник. За руль садится Вячеслав Толстопятов и ведёт машину к месту нападения. Непосредственно нападение осуществляют Самасюк и Горшков. После захвата денег на большой скорости покидают место преступления, машину с водителем бросают в неприметном месте.

Вариант второй. Непосредственно на месте нападения захватывается автомобиль инкассаторов или кассира. Нападение осуществляют все вместе и на той же машине скрываются.
После тщательной подготовки преступники впервые вышли на «дело» 7 октября 1968 года, намереваясь ограбить кассира у Областной конторы Госбанка СССР.
Но налёт сорвался — водитель машины, на которой собирались совершить ограбление, увидев наставленный пистолет, выскочил из автомобиля и убежал. Преступникам пришлось ретироваться несолоно хлебавши.
Происшествие, однако, всерьёз никто не воспринял, тем более, что бандиты оставили машину рядом с местом несостоявшегося налёта.
Первое убийство
10 октября сорвалась попытка ограбления кассира Ростовской обувной фабрики — женщину спасло то, что бандиты опоздали, а водитель, везший кассира, заехал в ворота предприятия, грубо нарушив правила дорожного движения.
22 октября 1968 года «фантомасы» ворвались в магазин № 46 в посёлке Мирный, открыв беспорядочную стрельбу. Но и здесь всё пошло не так — женщины, работавшие в магазине, сумели укрыться от преступников в подсобном помещении с большей частью выручки. Налётчикам досталось всего 526 рублей.
Когда бандиты выскочили из магазина, на их пути оказался пенсионер Гурий Чумаков. Ветеран войны, услышав крики продавщиц, понял, что происходит, и попытался остановить бандитов. Один из «фантомасов» расстрелял его из автомата.
После этого первого убийства членов банды охватила паника, однако вмешался старший из Толстопятовых, Владимир. Он заявил подельникам, что они прошли «крещение огнём», и назад дороги теперь нет. После той речи другие члены банды прозвали Владимира «замполитом».
«Фантомасы» продолжили начатое. 25 октября 1968 года у здания Октябрьского отделения Госбанка была ограблена женщина-кассир, в сумке которой находились 2700 рублей. 29 декабря 1968 года банда Толстопятовых совершила нападение на продовольственный магазин на улице Мечникова; добыча составила 1498 рублей.
А вот налёт на кассира Химзавода имени Октябрьской революции сорвался благодаря охраннику, вступившему в бой с преступниками. В результате бандиты отступили, а Владимир Горшков получил ранение.
На некоторое время банда предпочла уйти в тень, тем более, что буйный Самасюк снова оказался в тюрьме, получил полтора года за драку в пивной.
Большой куш

Зато в августе 1971 года «фантомасы» напомнили о себе во весь голос, совершив налёт на строительную организацию УНР-112 — добыча составила 17 тысяч рублей.

16 декабря 1971 года банда напала на инкассаторов около сберкассы № 0299. Водитель инкассаторской машины, не привыкший к нападениям гангстеров, подчинился им безропотно, а вот старший инкассатор Иван Зюба вступил в бой, ранив Горшкова в руку. Бандиты расстреляли инкассатора из автоматов и скрылись с 20 000 рублей.
Всего за свою карьеру «фантомасы» совершили 14 вооружённых нападений, и их общая добыча составила 150 000 рублей.
Тостопятов-младший был, однако, недоволен — время шло, а запланированный миллион оставался по-прежнему недостижимой целью.
Налёт, ставший для «фантомасов» последним, был их самым крупным делом. Кассира проектного института «Южгипроводхоз» они намеревались ограбить в день зарплаты, когда на предприятие должны были, по подсчётам гангстеров, привезти 250–300 тысяч рублей.
Налёт был предельно дерзким — Самасюк и Горшков проникли непосредственно на территорию предприятия, подошли к кассе, где собрались рабочие, ожидавшие выдачи зарплаты, угрожая револьверами, забрали деньги и попытались скрыться.
Умереть на мешке с деньгами
Но тут случилось неожиданное: рабочие стали преследовать налётчиков, не обращая внимания на их угрозы. Уже на улице в схватку с бандитами вступил 27-летний грузчик магазина Владимир Мартовицкий. Разъярённый Горшков и подоспевший ему на помощь Толстопятов-младший расстреляли смельчака.
Крики и выстрелы привлекли внимание старшего сержанта милиции Алексея Русова, который устремился в погоню за бандитами. В перестрелке он ранил двоих бандитов — Горшкова и Самасюка, для которого это ранение оказалось смертельным.
Пока Русов перезаряжал оружие, бандиты успели захватить автомобиль «Москвич», на котором попытались скрыться.
На заднем сиденье этой машины, лёжа на мешке с похищенными 125 тысячами рублей, умер Сергей Самасюк. Как рассказывали на допросах его подельники, умереть пьяным на мешке с деньгами было его мечтой, так что можно считать, что гангстер умер счастливым.

Убитый Сергей Самасюк.
На сей раз «фантомасам» уйти не удалось. Русова подхватил «газик» пожарного управления, в котором находились присоединившиеся к погоне сержант Геннадий Дорошенко и капитан Виктор Салютин. К погоне присоединился ещё один милиционер — участковый инспектор Октябрьского РОВД младший лейтенант Евгений Кубышта, остановивший микроавтобус «УАЗ». Общими усилиями преступников взяли.
Мифы и правда
На допросах Вячеслав Толстопятов охотно рассказывал о разработанном им оружии, делился новыми конструкторскими идеями. Как и за 13 лет до этого, он словно не понимал серьёзности содеянного, был убеждён, что его вместо наказания отправят работать в секретный КБ.
Спустя десятилетия, уже в новой России, вспоминая о «деле фантомасов», некоторые будут говорить, что Толстопятов-младший стал жертвой советской системы, не дававшей таланту возможности реализоваться. Исследователи дела, однако, и тогда, и сейчас утверждают — это ложь. В отличие от множества конструкторов и инженеров, добившихся всемирного признания честным путём, Вячеслав Толстопятов хотел признания здесь и сейчас, полагая, что таланту позволено больше, чем «простым смертным».

Это убеждение и толкнуло его на путь преступлений, на который он увлёк и старшего брата. Что касается других членов банды, то ими руководили жажда наживы и желание ощутить власть над окружающими.

Мифом является и утверждение о том, что «фантомасы» выступали чуть ли не в качестве народных мстителей, решивших свести счёты с советской системой за расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Никакого отношения к тем событиям «фантомасы» не имели.
Да и рассыпается подобная мотивация при первом же столкновении с реальными фактами. Гангстеры не стеснялись грабить кассиров предприятий, оставляя рабочих без кровно заработанных денег. Во время последнего налёта они угрожали расстрелом простым людям, требовавшим вернуть деньги.
И если погибшего инкассатора Ивана Зюбу можно, хотя бы с натяжкой, назвать «слугой режима», то убитые ветеран войны Гурий Чумаков и Владимир Мартовицкий на сто процентов принадлежали к тому самому рабочему классу, за поруганную честь которого якобы мстили «фантомасы».
В отличие от бандитов, Иван Зюба, Гурий Чумаков и Владимир Мартовицкий были настоящими гражданами своей страны, не пожелавшими мириться с беззаконием даже под угрозой смерти.
1 июля 1974 года суд вынес приговор по делу «банды фантомасов» — Вячеслав Толстопятов, Владимир Толстопятов и Владимир Горшков были приговорены к расстрелу, а восемь их соучастников, выполнявших в банде вспомогательные функции, получили разные сроки заключения за пособничество и недонесение.
Толстопятовы и Горшков подавали апелляции, просили о помиловании, но приговор был оставлен без изменений.
Долгие годы в Ростове ходили слухи о том, что Вячеслава Толстопятова всё-таки направили в закрытый НИИ для работы над новыми видами вооружений. Правда, однако, прозаичнее — 6 марта 1975 года смертный приговор в отношении «фантомасов» был приведён в исполнение.
« Водка как оружие
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт »
  • +95

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Читать даже мерзко. Я не люблю, ни тех бандитов ни тех, что воруют во власти. Все они не люди.
0
сколько было таких… обо всех не говорили… все засекречивали…
+1
Мрази
+3
Жуткая история!..
+2
Сейчас вся эта мерзость вылезла из всех щелей и всё это разрешено.
+4
Сволочи туда им и дорога… когда же у нас снова вернут смертную казнь? Это сейчас очень актуально… пожизненное заключение это конечно туфта…
+1
получили по заслугам.
+2
Робин Гуд это сказка для успокоения народа, что есть управа на обидчиков.