Как США и СССР боролись за "мозги" Третьего Рейха

Вторая мировая война закончилась для мировых разведок намного позже, чем для простых смертных. Третий Рейх располагал богатейшим интеллектуальным ресурсом, и этот ресурс нужно было делить.
Особая ситуация


Условия для развития науки в Третьем Рейхе были особые. Властью поощрялись даже исследования в тех областях, на которые в других государствах наложено право вето. Это касается и военных разработок (химическое и бактериологическое оружие), и экспериментов над людьми, которые проводились в нацистских концентрационных лагерях.
Развита в Третьем Рейхе была в основном прикладная наука. Страна готовилась к большой войне, и нужно было приложить максимум возможных усилий, чтобы обеспечить растущую армию и нарастить военные «мускулы».
Все ученые, работающие на немецких проектах были потенциально интересны всем союзникам, но в основную борьбу за них вступили США и Советский Союз. Это стало преддверием Холодной войны.
Операция «Скрепка»


Первую разведку высоких технологий Третьего Рейха организовали, как ни странно, французы. В 1943 году ими была создана спецслужба «Марко Поло». Но разведка была французская, однако сведения отправлялись прямиком в США и Великобританию. «Охота за головами» специалистов Третьего Рейха была одним из самых приоритетных направлений деятельности союзников.
В ноябре 1944 года Объединенный комитет начальников штабов США создал «Комитет промышленно-технической разведки». Управление стратегических служб в рамках секретной операции Overcast занялось вывозом немецких ученых для работы в США. Самой «вожделенной головой» был для американцев фон Браун. К его обнаружению спецслужбы привел список из 1500 ученых, найденный в туалете разбомбленного Кёльнского университета. Вернер фон Браун стоял в этом списке на первом месте.
Как оказалось впоследствии, решение о сдаче американцам было принято учеными заранее. Фон Браун даже был помещён под арест за высказывания «пораженческих» взглядов.
Долго операцию Overcast держать в секрете не получилось. О ней узнали американские СМИ и сразу назвали программу «ввозом в страну нацистских преступников». Для избежания огласки в марте 1946 года операцию переименовали в Paperclip, а немецкие ученые числились по документам «жертвами нацизма». «Скрепка» — потому что скрепками крепили новые, чистые биографии немецким ученым.
В ходе операции «Скрепка» более 700 ученых из нацистской Германии приняли непосредственное участие в формировании и вошли в состав ЦРУ, АНБ и других правительственных учреждений США.
Жертвы нацизма


Президент США Трумэн не давал официального хода операции по вывозу из Германии специалистов до августа 1945 года. Он подчеркивал, что запрещена вербовка США специалистов с нацистским прошлым.
Под категорию «с нацистским прошлым» попадали почти все будущие фигуранты операции «Скрепка», трое же ученых, стратегически нужных США — Вернер фон Браун, Артур Рудольф и физик Губертус Штругхольд — были и вовсе классифицированы до этого как «угроза безопасности силам союзников».

Однако Объединенное агентство по целям разведки, которое занималось операцией нашло «оригинальный» способ обойти закон — просто-напросто «забелив» биографии, убрав из них все о связи с нацизмом, а некоторым ученым — придумав новые.
В Америке вынужденные переселенцы не бедствовали. Они работали в хороших условиях за солидные деньги, а Вернер фон Браун даже стал лицом таблоидов.
Фон Браун

Самой крупной и известной «добычей» американской разведки стал уже упомянутый ранее Вернер фон Браун, создатель немецкой ракеты «Фау». Он привел Америку к высадке на Луну, а сам стал медийным лицом. Большой удачей в жизни Брауна можно считать его встречу с Уолтом Диснеем.
Продуктом их совместного труда стали три фильма: «Человек в космосе», «Человек и Луна», «Марс и другие». В эпоху, когда телевидение ещё не считалось доходной платформой, Дисней заключил контракт с «Эй-Би-Си» и не прогадал. По самым скромным подсчетам трансляции увидело больше 100 миллионов телезрителей.
В фильмах сам фон Брун рассказывал о космосе, показывал макеты ракет и лунных станций. Президент США Эйзенхауэр сам позвонил Диснею и попросил копию пленки.
Хотели заполучить материалы нашумевших программ и в СССР: профессор Леонид Седов обратился к Фредерику Дюранту, президенту Международной федерации астронавтов с просьбой достать копию. Попала ли копия в СССР — история умалчивает.
Наши взяли

Советский Союз также проявлял большой интерес к специалистам Третьего Рейха. Их поисками в 1945 году руководили ряженые полковники — будущие академики, физики Арцимович, Кикоин, Харитон, Щелкин. Руководил операцией первый заместитель Лаврентия Берии Иван Серов.
Общее число намеченных к депортации ученых, инженеров и рабочих составляло примерно 2200 человек. Это были ракетчики, атомщики, электроники, оптики, радиотехники, химики.
Их вывезли организованно и тайно — ранним утром 22 октября 1946 года к домам ученых подъехали армейские грузовики — поезд — СССР.
По подсчетам историков Хазанова и Соболева «около 500 ученых планировалось направить на предприятия Министерства вооружения.
350 — на предприятия Министерства средств связи,
30 — в распоряжение Министерства сельхозмашиностроения (под этой вывеской с 1946 г. велись работы по твердотопливным ракетным снарядам, в частности, по крылатой ракете типа Хеншель Hs 293),
25 — на судостроительные предприятия. С учетом членов семей численность депортируемых немцев равнялась 6-7 тысяч человек».
Кроме ученых, советские разведчики также нашли 200 тонн металлического урана. По признанию Курчатова, эта находка сократила работу над бомбой на год-полтора. Еще больше урана из Германии успели вывезти США, как, впрочем, и специалистов во главе с руководителем атомного проекта, нобелевским лауреатом Вернером фон Гейзенбергом.
Помогала в поисках нужных спецов и удача. Макса Штейнбека, будущего советского академика и вице-президента АН ГДР, нашли, когда он по желанию начальника лагеря смастерил солнечные часы.
Всего по атомному проекту в СССР работало 7 тысяч немецких специалистов и еще 3 тысячи — по ракетному проекту.
Санатории
Ученых в СССР поместили в практически курортные условия. В распоряжение немецких физиков в Абхазии передали санатории «Синоп» и «Агудзеры», туда завезли технику и все необходимое для работы.
Санатории потеряли свои исторические имена. «Синоп» назвали «Объект „А“ — им руководил ученый барон Манфред фон Арденне. „Агудзеры“ стали „Объектом “Г» — его возглавил Густав Герц.
Здесь работали выдающиеся ученые: Николаус Риль, которому Сталин присвоил звание Героя Социалистического Труда, Макс Фольмер (построил первую в СССР установку по производству тяжелой воды, а потом стал президентом АН ГДР), член НСДАП и советник Гитлера по науке Петер Тиссен, Макс Штейнбек — конструктор центрифуги для разделения урана.
Алексей Рудевич
« Женщины 50-х
Челябинск в цвете. 1972 - 1973 гг. »
  • +73

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Наши Русские мозги заставили уехать в 1917-1925гг. Кто не успел-учеников уехавших доили в «шарашках» и лагерях под заботливым контролем НКВД.
Комментарий удалён за нарушение
0
… конечно тоже! Все! Мне ли Вам рассказывать о ссылке Сахарова, как вытягивали из Европы Капицу старшего, что все кто имел отношение к разработкам атомной бомбы ходили под колпаком Берии? Все НИИ в СССР носили секретные номера п/я и были по контролем НКВД-КГБ СССР. И то, что четыре академика на весь СССР не сидели, было скорее недоразумением, недоработкой карательных органов.
Комментарий удалён за нарушение
0
… на Русского гения нашёлся хитрозадый необразованный азиат. -«Мир тесен. Если бы не разведчик Вильям Фишер (он же Абель), мы бы с вами вряд ли наслаждались телепередачами и общением с ушедшим Сергеем Петровичем Капицей. Заметьте, что родился он в Кембридже в 1928 году, где работал его отец Петр Леонидович. Капица приехал в Великобританию с разрешения Советов еще в 1921 и проявил себя блестящим ученым. Сам великий Резерфорд, поначалу относившийся к молодому российскому теоретику с некоторым скептицизмом, сделал его свои замом по лаборатории в Кэвендише. Карьера складывалась фантастически успешно. В 1929 году постоянно живущий в Англии россиянин становится членом Лондонского королевского общества. Благодаря усилиям Резерфорда его любимому ученику Капице выделяется немалая по тем временам стипендия в 15 тысяч фунтов. Но вдруг Капица бросает все и уезжает в СССР. Отъезд его стал полной неожиданностью для английских коллег. В Англию Петр Леонидович больше не вернулся. О том, что же произошло, мне рассказала Эвелина Вильямовна Фишер, дочь разведчика-нелегала Вильяма Генриховича Фишера, больше знакомого читателю под фамилией Абель. В те годы он как раз трудился в Англии. Итак, слово Эвелине: — Много ходило слухов, что отец в Англии встречался с Капицей. И уговорил знаменитого ученого вернуться в Советский Союз. Мне было тогда 6-7 лет, и нам с мамой папа не докладывал. Но уже перед уходом отца, когда он болел, однажды сидя на диване даже не признался, а вымолвил, что взял грех на душу. Приказали ему выполнить задание самого товарища Сталина: вернуть Капицу на Родину. Сначала ничего не выходило, хотя и письма Капице из Москвы писали, и посланцев всяческих засылали. Но Капица в СССР не собирался. Понимал, к чему у нас катится. И вождь прикрикнул, чтоб вернули, а „повесили“ задание на папу. Для него дело нетипичное: со своими, с советскими, он, как и почти все нелегалы, не работал. Это было запрещено. Но приказ вождя, и нелегальная разведка отошла от общепринятых правил. Талантливый и молодой Петр Леонидович работал с радостью. Карьера блестящая, многообещающая. Какая Москва, когда уже приходила к Капице всемирная известность. Но отец, он рассказывал об этом без всякой радости и гордости, уговорил. Встречался, нажимал на то, что ждет Петра Леонидовича Капицу на Родине огромная и захватывающая работа над новым и амбициозным проектом, может, нечто связанное с атомом? У отца получилось. И отношения какие-то сохранились, хотя Капицу за границу больше не выпускали. Догадался он потом — не догадался, кто же такой поживший в свое время в СССР инженер Вилли Фишер, который так уговаривал его вернуться? Думаю, что все понял».
+2
Да, интересная история. Борьба за умы. Противостояние, очевидно, было всегда в истории. После предательства по развалу страны Советов, нам труднее стало сохранять паритет в достижениях вооружений. Думаю, что сейчас нужно так же, создать все условия для ученых могущих продвинуться в военных разработках. Слишком много потеряно времени в уничтожении наших производств. Все ведь делалось западом, чтобы ослабить Россию, чтобы уничтожить. А предатели помогали в этом западу, чтобы разбогатеть, нажиться на де индустриализации.
0
С другой стороны, надо учесть, что много наших умов находится в рассеянии. Большое число людей уехало от бесперспективности и разрухи. Многие из них вновь могут работать на нас: как здесь, так и там.
0
А Ганс Каммлер. Как он догадался сам сдаться американцам вместе с его Радгумом?
+3
Не забывайте — история сама расставит все точки над I. И колесо истории не возможно остановить.
+9
Во-от! Все прекрасно понимали ТОГДА, что мозги-это самое ценное достояние. Почему ж сейчас об этом забыли только МЫ? Обидно…
+7
Да потому что, почему то сейчас решили что деньги самое ценное в мире.
0
Главное богатство земли- люди.Ничего подобного во вселенной пока нет! И не будет, а совершенный человек гораздо дороже золота и серебра.Так оценивает свое создание Вселенная.Однако где же на земле человек совершенный?-Пока нет, но будет. Основная функция человека — творческое созидание. В 21 веке эта функция сильно искажена, но восстановление возможно, только не нами- сие действо под силу только высшим силам и они это сделают. ОНИ и только ОНИ А пока будем ждать развязки.