Как снимали первый фильм про участкового Анискина
В деревне чего только не случается: самогоном торгуют из-под полы, музыкальные инструменты из клуба тащат… Для участкового Анискина это не мелкие проказы, он к работе относится ответственно. Если уж взялся за дело, мошенникам не скрыться.
Именно в этот день, 15 марта 1968 года на экраны вышел первый фильм про приключения легендарного милиционера Анискина — яркий представитель очень душевного советского кино. Давайте вместе вспомним, как снимали эту картину, навсегда вошедшую в золотой фонд советского кино.
1. Лента была поставлена по одноименной повести Виля Липатова из цикла, посвященного деревенскому участковому Анискину. Рассказы и повести из этого цикла впервые были опубликованы на страницах журнала «Знамя» в 1967-1968 годах. В 1968 году цикл «Деревенский детектив» был издан отдельной книгой.
2. Прототипом главного героя цикла, Федора Ивановича Анискина, стал реальный человек — участковый милиционер из поселка городского типа Тогур Колпашевского района Томской области.
3. Простой и славный, умеющий убеждать негодяев не кулаками, а тихим добрым словом — вот портрет нашего родного супермена. Таким и был участковый Анискин в «Деревенском детективе».
4. Иван Лукинский, режиссер «Деревенского детектива», сразу решил, что поселкового милиционера должен играть Михаил Жаров — актер невероятно положительного обаяния.
Но согласится ли мэтр советского кино на «бытовую» роль? Жаров принял предложение с восторгом и со всей ответственностью подошел к созданию образа. Перед съемками актер тщательно ознакомился с работой участковых в Заволжском РОВД города Калинина (ныне Тверь).
Несколько дней он стажировался у очень уважаемого милиционера Федора Петровича Афанасьева. Как и он, Жаров не расставался с планшеткой, хотя у многих уже были папки, так же неспешно говорил. «Насколько же участковый Анискин похож на самого Михаила Ивановича! Ребенок — наивный, душевный, иногда чуть капризный», — восхищался второй режиссер фильма Виталий Иванов.
5. Жаров очень переживал, если что-то не получалось, и тогда на помощь ему приходила Татьяна Пельтцер, которая сыграла жену Анискина, Глафиру. Все умилялись, глядя, как она его успокаивает за кадром.
6. Съемки проходили в селе Городня Калининской области. Местные жители киногруппу просто обожали. А в день рождения Жарова селяне принесли картошечку, огурчики, соления, накрыли огромный стол.
7. Несмотря на возраст, Михаил Иванович выпивал и танцевал наравне со всеми. А ведь он тогда только выписался из больницы!
8. «Как же трогательно относился к съемкам Михаил Иванович! — вспоминает исполнитель роли Неганова в фильме «И снова Анискин» Лев Борисов (на фото слева). — Он жаловался на память и самочувствие, но все равно подходил к делу ответственно и требовал этого от других. Жара стояла страшная, под сорок градусов, а он, отсняв сцены со своим участием, без перерыва, в милицейском мундире, обливаясь потом, продолжал режиссировать другие эпизоды. Даже не отдохнув! Жаров здорово мне помог в работе над ролью. Помню, показал один дом на берегу Волги — такой старенький дом, ветхий — и говорит: «Вот таким должен быть твой старик Неганов!» Я сразу понял, как мне нужно играть. Так что прототипом моего героя оказался полуразрушенный домик».
9. Временами забывая текст, Жаров часто импровизировал. А однажды придумал хитрость. Снимали эпизод, когда Анискин в школе разговаривает с учениками, прогуливаясь по классу между партами. Так вот на каждую парту Михаил Иванович велел положить листочки, где крупными буквами по предложению был написан его текст. Он шел, глядя как бы на сидящего ученика, а сам в этот момент читал шпаргалку.
10. Однажды Жаров попросил Александра Белявского (его роль в фильме «И снова Анискин» — музейный вор) придумать, как тот будет скрываться от участкового. Белявский предложил, мол, пусть похититель переоденется женщиной. Поначалу Жаров назвал идею «чистой клоунадой» и отказался. Но, подумав несколько дней, все-таки согласился с предложением артиста. Нарядили Белявского в платочек и платьице, подложили бюст, а вот с обувью вышла заминка. Трудно найти женские туфли 45-го размера! Жаров лично искал обувку по магазинам ближних деревень. В конце концов раскопал в одном из сельпо более-менее подходящие туфельки, но… на пять размеров меньше, чем нужно. Подрезали их сзади, чтобы хоть как-то нога вошла, и с трудом натянули на Белявского. Надо ли говорить, что после съемок эпизода актер долго не мог ходить: все ноги были в мозолях.
11. «В то время я работал на другой кинокартине, в Москве, — вспоминает Александр Белявский. — Поэтому я часто ездил на машине в столицу и обратно. А поскольку в тех местах, где снимали «Анискина», спиртное достать было трудно, ребята однажды заказали мне привезти водку. Я и привез. После работы собрались тесной компанией подальше от всех, открыли бутылочку и тут только сообразили, что стаканами не запаслись. А у меня с собой в сумке была сковородка — на ней мы жарили грибы и рыбу, которыми богата Тверская земля. Вот мы, смеясь, и пили водочку со сковородочки».
12. После выхода на экраны «Деревенского детектива» руководство МВД подарило Жарову два милицейских мундира. С тех пор Михаил Иванович выступал в них на концертах ко Дню милиции.
Именно в этот день, 15 марта 1968 года на экраны вышел первый фильм про приключения легендарного милиционера Анискина — яркий представитель очень душевного советского кино. Давайте вместе вспомним, как снимали эту картину, навсегда вошедшую в золотой фонд советского кино.
1. Лента была поставлена по одноименной повести Виля Липатова из цикла, посвященного деревенскому участковому Анискину. Рассказы и повести из этого цикла впервые были опубликованы на страницах журнала «Знамя» в 1967-1968 годах. В 1968 году цикл «Деревенский детектив» был издан отдельной книгой.
2. Прототипом главного героя цикла, Федора Ивановича Анискина, стал реальный человек — участковый милиционер из поселка городского типа Тогур Колпашевского района Томской области.
3. Простой и славный, умеющий убеждать негодяев не кулаками, а тихим добрым словом — вот портрет нашего родного супермена. Таким и был участковый Анискин в «Деревенском детективе».
4. Иван Лукинский, режиссер «Деревенского детектива», сразу решил, что поселкового милиционера должен играть Михаил Жаров — актер невероятно положительного обаяния.
Но согласится ли мэтр советского кино на «бытовую» роль? Жаров принял предложение с восторгом и со всей ответственностью подошел к созданию образа. Перед съемками актер тщательно ознакомился с работой участковых в Заволжском РОВД города Калинина (ныне Тверь).
Несколько дней он стажировался у очень уважаемого милиционера Федора Петровича Афанасьева. Как и он, Жаров не расставался с планшеткой, хотя у многих уже были папки, так же неспешно говорил. «Насколько же участковый Анискин похож на самого Михаила Ивановича! Ребенок — наивный, душевный, иногда чуть капризный», — восхищался второй режиссер фильма Виталий Иванов.
5. Жаров очень переживал, если что-то не получалось, и тогда на помощь ему приходила Татьяна Пельтцер, которая сыграла жену Анискина, Глафиру. Все умилялись, глядя, как она его успокаивает за кадром.
6. Съемки проходили в селе Городня Калининской области. Местные жители киногруппу просто обожали. А в день рождения Жарова селяне принесли картошечку, огурчики, соления, накрыли огромный стол.
7. Несмотря на возраст, Михаил Иванович выпивал и танцевал наравне со всеми. А ведь он тогда только выписался из больницы!
8. «Как же трогательно относился к съемкам Михаил Иванович! — вспоминает исполнитель роли Неганова в фильме «И снова Анискин» Лев Борисов (на фото слева). — Он жаловался на память и самочувствие, но все равно подходил к делу ответственно и требовал этого от других. Жара стояла страшная, под сорок градусов, а он, отсняв сцены со своим участием, без перерыва, в милицейском мундире, обливаясь потом, продолжал режиссировать другие эпизоды. Даже не отдохнув! Жаров здорово мне помог в работе над ролью. Помню, показал один дом на берегу Волги — такой старенький дом, ветхий — и говорит: «Вот таким должен быть твой старик Неганов!» Я сразу понял, как мне нужно играть. Так что прототипом моего героя оказался полуразрушенный домик».
9. Временами забывая текст, Жаров часто импровизировал. А однажды придумал хитрость. Снимали эпизод, когда Анискин в школе разговаривает с учениками, прогуливаясь по классу между партами. Так вот на каждую парту Михаил Иванович велел положить листочки, где крупными буквами по предложению был написан его текст. Он шел, глядя как бы на сидящего ученика, а сам в этот момент читал шпаргалку.
10. Однажды Жаров попросил Александра Белявского (его роль в фильме «И снова Анискин» — музейный вор) придумать, как тот будет скрываться от участкового. Белявский предложил, мол, пусть похититель переоденется женщиной. Поначалу Жаров назвал идею «чистой клоунадой» и отказался. Но, подумав несколько дней, все-таки согласился с предложением артиста. Нарядили Белявского в платочек и платьице, подложили бюст, а вот с обувью вышла заминка. Трудно найти женские туфли 45-го размера! Жаров лично искал обувку по магазинам ближних деревень. В конце концов раскопал в одном из сельпо более-менее подходящие туфельки, но… на пять размеров меньше, чем нужно. Подрезали их сзади, чтобы хоть как-то нога вошла, и с трудом натянули на Белявского. Надо ли говорить, что после съемок эпизода актер долго не мог ходить: все ноги были в мозолях.
11. «В то время я работал на другой кинокартине, в Москве, — вспоминает Александр Белявский. — Поэтому я часто ездил на машине в столицу и обратно. А поскольку в тех местах, где снимали «Анискина», спиртное достать было трудно, ребята однажды заказали мне привезти водку. Я и привез. После работы собрались тесной компанией подальше от всех, открыли бутылочку и тут только сообразили, что стаканами не запаслись. А у меня с собой в сумке была сковородка — на ней мы жарили грибы и рыбу, которыми богата Тверская земля. Вот мы, смеясь, и пили водочку со сковородочки».
12. После выхода на экраны «Деревенского детектива» руководство МВД подарило Жарову два милицейских мундира. С тех пор Михаил Иванович выступал в них на концертах ко Дню милиции.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+6
Душевный фильм, учил доброте и пониманию. А Жарова лучше всего в этом фильме запомнил.
- ↓