Кто и как проектировал советскую мебель
Когда страна совершила скачок из коммуналки в «хрущевку», чтобы уже в 1980 году каждая советская семья могла встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость в обустройстве частного быта. И в 1960-е годы начинается период качественного переосмысления роли бытового дизайна в жизни советского общества.
В то время, когда важнейшим из всех искусств для нас было кино, а секса вообще не было, считалось, что сильная сторона отечественной дизайнерской мысли – в ее направленности на сферу производства как наиболее массовую и социально значимую. Такая идеологическая ангажированность советского дизайна принципиально отличала его от капиталистического, которого интересовал обычный человек и его персональный комфорт: мебель, холодильники, миксеры, пылесосы и прочие «буржуазные глупости».
Когда стало очевидно, что личный быт советских людей также нуждается во внимании и развитии, была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с его предметным окружением. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях.
В этой колыбели прорывных методологий были созданы такие разделы науки о дизайне как ритмика и современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других. Что никоим образом не отразилось на качестве и облике типовой советской мебели, наполнявшей типовые жилища. Простые, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональные продукты массового серийного производства определяли стиль типового советского интерьера: сборно-разборный шкаф, стеллаж, кресло-кровать, диван-книжка, кухонные гарнитуры из трех предметов.
Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю. В. Случевский и К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри и другие. Мебель этого времени опирается на поиски конструктивизма 20-30-х и отражает борьбу с украшательством и стилизацией, которые тормозят массовое производство.
Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности. В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.
Сегодня многие помнят советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней, но не у каждого рука поднимется снести их на свалку.
Может, потому, что они уже перестали быть просто неудачным плодом конструкторского гения прошлого века, а перешли в разряд неких нематериальных ностальгических ценностей? Несмотря на тяжесть ДСП, из которых собраны.
Поэтому мебель из светлого прошлого продолжает жить на дачах и в квартирах, претерпев некоторый апгрейд от рук любящих хозяев.
В то время, когда важнейшим из всех искусств для нас было кино, а секса вообще не было, считалось, что сильная сторона отечественной дизайнерской мысли – в ее направленности на сферу производства как наиболее массовую и социально значимую. Такая идеологическая ангажированность советского дизайна принципиально отличала его от капиталистического, которого интересовал обычный человек и его персональный комфорт: мебель, холодильники, миксеры, пылесосы и прочие «буржуазные глупости».
Когда стало очевидно, что личный быт советских людей также нуждается во внимании и развитии, была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с его предметным окружением. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях.
В этой колыбели прорывных методологий были созданы такие разделы науки о дизайне как ритмика и современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других. Что никоим образом не отразилось на качестве и облике типовой советской мебели, наполнявшей типовые жилища. Простые, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональные продукты массового серийного производства определяли стиль типового советского интерьера: сборно-разборный шкаф, стеллаж, кресло-кровать, диван-книжка, кухонные гарнитуры из трех предметов.
Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю. В. Случевский и К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри и другие. Мебель этого времени опирается на поиски конструктивизма 20-30-х и отражает борьбу с украшательством и стилизацией, которые тормозят массовое производство.
Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности. В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.
Сегодня многие помнят советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней, но не у каждого рука поднимется снести их на свалку.
Может, потому, что они уже перестали быть просто неудачным плодом конструкторского гения прошлого века, а перешли в разряд неких нематериальных ностальгических ценностей? Несмотря на тяжесть ДСП, из которых собраны.
Поэтому мебель из светлого прошлого продолжает жить на дачах и в квартирах, претерпев некоторый апгрейд от рук любящих хозяев.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Не знаю как у кого, а у нас советская мебель была из дерева, сделана качественно и красиво. Другое дело, что «достать» мебель было очень трудно.
- ↓
+2
Советская мебель была не затейлива из под топора, но по тем временам функциональна. А что ещё надо, не господа. Большую радость для хозяина доставляла не сама мебель а возможность приобрести её. Для хозяек экстаз, забить мебель хрусталём, стеклом из Чехословакии- Богемии и посудой из ГДР. У друга на даче стоит Румынский гарнитур начала 80-х аля Людовик 14-й, удобно, красиво до сих пор.
- ↓
+3
Ага! Удобно и практично. Бывало и красиво — нормуль, для жизни вполне оптимально.
- ↑
- ↓
0
Да, приятно вспомнить.
- ↓
+5
То да.
А у нас и дома и на даче и у родственников буфеты и шкафы (не все конечно) дореволюционные. С резьбой, есть с мраморной столешницей (буфет) и т.п. Вечные буквально. И чем дальше, тем больше «Ух ты!» от гостей слышим. Забавно..)))
- ↓
+3
Аналогично — на даче дубовый буфет с резьбой (ему скоро 110 лет). Все, кто видит — ахают: красивый, вместительный и очень «домашний».
- ↑
- ↓
+2
В детстве, да и сейчас я задумывался над простым вопросом: Сколько же килограммов конфет перебывало в таких буфетах?
Сколько детских рук, зачарованно открывали эту сокровищницу...)))
- ↑
- ↓
+1
… класс!!!
- ↑
- ↓
+2
У моих дедушки с бабушкой — был камод и шкаф — из дуба. Эти вещи сохранены — мы только реставрировали один раз!!! Им — под сотню лет.
- ↓
+3
Автор очень плохо разбирается в теме мебельного производства. Мебель изготовленная в то время, наиболее натуральна и качественна по сравнению с современными образцами.
В то время применялся столярный щит состоящий из массива, широко использовалось фанерование ( шпонированние) ценными породами древесины. В настоящее время большая часть изделий производится из материалов с содержанием древесины, в основном синтетический материалы не самого лучшего качества.
- ↓
+1
У меня до сих пор шкаф трёхстворчатый на даче! Если бы не его маленькая высота, то и в квартире б оставила! Шпон натурального дерева… лак… красота!
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Под микроскопом не рассматривала, извините. Не могу сказать. И не разбираюсь в этом.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
А кто сказал, что шпон на ДСП? :)) Шпон на натуральную фанеру приШПОНдорен. :)) Я немного не так выразилась. Более ценные породы на шпон, а фанера… ну не знаю из чего она. Из ёлки наверное. :))
- ↑
- ↓
0
всех этих мэтров — сжечь на костре… как вредителей…
- ↓
+4
Та мебель была надежная и долговечная, в отличие от нонешней
- ↓
-1
Да ладно, перекошеные дверки, обломившиеся ручки, сколы на углах, шатающиеся ножки, скрипучие кровати и диваны. Где там долговечность? Дорого было, потому и меняли редко.
- ↑
- ↓
+3
Можно подумать сейчас не такая же мебель? Один в один. И от цены не зависит.
- ↑
- ↓
+2
Совершенно верно! Только материалы хуже. Зато фурнитура быстрей ломается.
- ↑
- ↓
+1
… ну, да сейчас на гарантию всё расчитано — истекла выбрасывай — новую покупай, с техникой и авто — также…
- ↑
- ↓
+2
А куда деваться?!? И сейчас с этой «мебелью» живём — зря, что ли, покупали?!? Новая (особенно тем, кто прижился в хрущёвках!) — не по карману!..
- ↓