Как судили бандеровцев

Не все из бандеровцев после войны были найдены и осуждены. Впрочем, и те, кто попал под суд, получили не самые долгие сроки заключения. Интересно то, что и в зонах бандеровцы продолжали свою борьбу, организуя массовые восстания.
К истории движения
В 1921 году в Украине создается УВО – Украинская войсковая организация, призванная бороться за независимость украинского народа после поражения Украинской Народной Республики, просуществовавшей с 1917 по 1920 годы, и преобразованной благодаря успешному наступлению Красной армии в УССР. УВО поддерживалась молодежными националистическими организациями и созданным позднее Союзом украинской националистической молодежи. Похожие организации создавались и в среде украинских эмигрантов в Чехословакии – это были и Союз украинских фашистов и Союз освобождения Украины, объединившиеся позже в одну лигу. Одновременно с этим украинцы в Германии также активно объединялись в националистические союзы и вскоре были проведены первые конференции украинских националистов в Праге и Берлине. В 1929 году УВО и другие союзы украинских националистов объединяются в одну большую Организацию украинских националистов (ОУН), при этом УВО фактически становится военно-террористическим органом ОУН. Одной из основных целей украинских националистов была борьба с Польшей, одним из проявлений которой была знаменитая антипольская «Саботажная акция» 1930 года: в ходе акции представители ОУН нападали на государственные учреждения в Галиции и поджигали дома живущих там польских помещиков.


Политика Бандеры
В 1931 году в ОУН входит Степан Бандера, человек, которому судьба уготовит в скором времени стать главой всего украинского освободительного движения и символом украинского национализма до наших дней. Бандера отучился в немецкой разведшколе и вскоре стал краевым проводником Западной Украины. Бандеру многократно задерживают власти: за антипольскую пропаганду, незаконное пересечение границы и за причастность к покушению. Он организовывал акции протеста против голода в Украине и против покупки украинцами польских продуктов, Бандерой в день казни боевиков ОУН во Львове была организована акция, в ходе которой по всему городу раздался синхронный колокольный звон. Особо эффективной стала так называемая «школьная акция», в ходе которой проинструктированные заранее украинские школьники отказывались учиться с польскими преподавателями и выкидывали из школ польскую символику. Степаном Бандерой был организован ряд покушений на польских и советских чиновников.


После убийства министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого. За подготовку этого и других убийств Бандеру в 1935 году приговаривают к повешению, которое, вскоре, однако, заменяют на пожизненное заключение. В процессе суда Бандера и другие организаторы преступления приветствовали друг друга римским салютом и возгласами «Слава Украине!», отказываясь отвечать суду по-польски. После этого суда, получившего большой общественный резонанс, структура ОУН раскрывается польскими властями, и организация националистов фактически прекращает свое существование. В 1938 году, во время активизации политической деятельности Гитлера, ОУН воскресает и надеется на помощь Германии в создании украинского государства. Теоретик ОУН Михаил Колодзинский пишет в то время о планах по завоеванию Европы: «Мы хотим не только обладать украинскими городами, но и топтать вражеские земли, захватывать вражеские столицы, а на их развалинах отдавать салют Украинской Империи… Хотим выиграть войну — великую и жестокую войну, которая сделает нас хозяевами Восточной Европы». Во время Польской компании вермахта ОУН оказывает незначительную поддержку немецким войскам, а в ходе наступления Германии в 1939 Бандера выходит на свободу. После этого его деятельность связана основным образом с разрешением разногласий, возникших в ОУН между сторонниками Бандеры – бандеровцами, и мельниковцами, сторонниками действующего вождя организации.


Политическая борьба переросла в военную, и так как вражда двух одинаковых по своей сути организаций для Германии была невыгодна, тем более, что обе организации пестовали идею национального украинского государства, которая уже не устраивала Германию, и так успешно продвигающуюся на восток, вскоре прошли массовые аресты бандеровцев и мельниковцев немецкими властями, а в 1941 году Бандера был помещен в тюрьму, а затем переведен в концлагерь Заксенхаузен. Осенью 1944 года Бандеру как «украинского борца за свободу» освобождают немецкие власти. Несмотря на то, что вывозить Бандеру в Украину было признано нецелесообразным, ОУН продолжает борьбу с советской властью примерно до середины 50-х, сотрудничая с западными спецслужбами во время холодной войны. В 1959 году Степан Бандера была убит агентом КГБ Богданом Сташинским в Мюнхене.

Бандеровцы на судебных процессах
В период активной борьбы с УПА и ОУН в 1941-1949 по данным НКВД были проведены тысячи боевых операций, в ходе которых уничтожены десятки тысяч украинских националистов. Из УССР было выслано множество семей членов УПА, арестованы и выселены в другие регионы тысячи семей. Один из известных прецедентов суда над бандеровцами – это показательный суд 1941 года над 59-ю студентами и учащимися Львова, заподозренных в связях с ОУН и в антисоветской деятельности. Самому молодому было 15 лет, старшему – 30. Следствие длилось примерно четыре месяца, и в его ходе было выяснено, что многие из молодых людей были рядовыми членами ОУН, однако студенты не признавали себя виновными и заявляли, что являются врагами советской власти. Первоначально 42 человека приговорили к смертной казни, а 17-и хотели дать тюремный срок в 10 лет.

Однако Коллегия верховного суда в итоге смягчила приговор, и 19 осужденных были расстреляны, а другим дали сроки от 4 до 10 лет лишения свободы. Одну из студенток депортировали за границу. Также можно вспомнить об упоминании украинских националистов на знаменитом Нюрнбергском процессе. Генерал Лахаузен, выступающий как свидетель, прямо заявлял, что украинские националисты сотрудничали с немецким правительством: «Эти отряды должны были осуществлять диверсионные акты в тылу врага и организовывать всеобъемлющий саботаж». Впрочем, несмотря на очевидные свидетельства участия бандеровцев и других членов расколовшейся ОУН в борьбе с Советским Союзом, украинские националисты не были подсудимыми на Нюрнбергском суде. В СССР даже не был принят закон, осуждавший ОУН и УПА, но борьба с националистическим подпольем продолжалась до середины 50-х, и являлась, по сути, отдельными конкретными карательными актами.

Те из ОУН и УПА, кто выжил в кровопролитных боях с советскими войсками и не были осуждены на смертную казнь, в основной массе отправлялись в ГУЛаг. Типичная судьба осужденного бандеровца — это 10 лет лишения свободы в иркутских, норильских и других лагерях ГУЛага. Впрочем, за работу в лагере уплачивали зарплату и даже зачитывали лагерный труд как за рабочие дни. Огромная масса коллаборационистов, сотни тысяч человек, представляли собой серьезную силу, и неудивительно, что после суда и нескольких лет ссылки в лагерях они организовали серию мощных восстаний. Основную силу представляли собой оуновцы, однако в организации беспорядков участвовали также прибалтийские партизаны и русские каратели. Ссыльные украинские националисты имели грамотно выстроенную иерархию, аналог той, что была в действительности на воле, и потому им удалось сначала побороть «блатных», а затем, применив уже опробованные на практике навыки организации подполья и конспирации, попытаться освободить нескольких заключенных и устроить беспорядки.

Заключенные в лагерях вспоминают: «Мы радовались, когда было сообщено о смерти Сталина в марте 1953 года. В мае 1953 года, два месяца спустя после смерти Сталина, вспыхнуло восстание в Норильском Горлаге. Я думаю, что это восстание было началом долгого процесса отмирания сталинщины, который на тридцать лет позже привел к развалу советской власти и Советского Союза. Макс и я приняли активное участие в этом восстании, основной движущей силой которого были украинцы Западной Украины, сторонники Степана Бандеры». В дальнейшем в лагерях именно осужденные оуновцы устраивали забастовки и отказывались выдавать уголь без выполнения необходимых для них требований, к примеру, амнистий. Бандеровцам после нелегких переговоров все же удалось добиться некоторых льгот: им постановили 9-часовой рабочий день, разрешили свидания и переписку с родными, перевод заработанных денег семьям, увеличение зарплат, и т.д. Однако заключенные хотели только одного: освобождения. Их забастовки были жестоко подавлены, ценой жизни десятков заключенных. Впрочем, эти забастовки были только началом. Продолжающиеся смелые выходки бандеровцев в лагерях привели к тому, что в 1955 году им объявили амнистию в честь 10-летия Победы. Согласно официальным документам, на 1 августа 1956 года более 20 тысяч оуновцев возратились из ссылки и тюрем в западные земли СССР, в том числе 7 тысяч — во Львовскую область.
« “Король дорог” - ЗиС-127
Советские магазины творческого развития »
  • +48

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Не добили их и теперь пожинаем плоды
+1
к 1951 году у властей Германии к Отто Скорцени «не было интереса к аресту „ 5 тыс высокопоставленных гитлеровцев были выпущены по все европе были выпущены иперебрались в Испанию, где до этого там находилось еще 11 тыс эсэссовцев. сепаратная сделка между СС и европой состоялась. то о чем пытался донести до нас Юлиан Семенов в 17 мгновениях весны.
0
«Бомба для председателя»
+2
Вот-вот, в свое время проявили безнаказанность, попустительство, ложное благородство проявили к бандеровцам ( не прибили вовремя), а они нашим же салом и нам же по мосалу…
+3
Нужно было Украине оставить те территории, где они и проживали компактно. А то расширили за счет российских областей, кормили, закупали весь их товар, обеспечивая их безбедную жизнь, а они фигу за пазухой держали. Пусть живут в Евросоюзе — может кто-то их конфетки купит
+4
Предателей всегда необходимо наказывать и наказывать сурово.
+11
Надо было создать подробные списки желающих бандеровцев попасть под амнистию, а потом всех к стенке или ссылка пожизненная на крайний Север или в Монголию, пусть там среди полей и хвалят укропию, пожизненно. Военные не имели права рисковать тысячами жизней русских мирных граждан которые погибают под бомбами фашистов на данный момент. Да, это русские люди а не русскоязычное население укропии.
+3
"… или в Монголию". Зачем так территорией независимого дружественного государства распоряжаться? Чтобы и там свои бандеровцы появились?
+7
Вот украинцы считают Степана Бандеру народным героем, борющимся за освобождение Украины.Но вот бороться можно было без насильственных методов и убийств, так как это делали большинство политических деятелей, например Сантьяго Де Куба, Чагевара, Фидель Кастро и дак далее.Можно было вступить на путь мирных переговоров с советским правительством, чтобы Украину не включали в состав СССР.И её-бы ещё тогда отделили от основной автономии.Но Степан Бандера избрал путь насилия и убийств.Он создавал различные банд-формирования, которые нападали на ни в чём не повинных мирных граждан и вырезали целые деревни, не щадя даже женщин и детей.Эти убийства совершались с особой жестокостью, когда эти головорезы не просто так убивали, а издевались над своими жертвами: заживо отрубали руки, ноги, пальцы на руках, распиливали пилой, женщинам вспарывали животы. Это у них называлось такое освободительное движение.Но скорее всего, это было не освободительное движение, а злобная агония тех, которые оказались изгоями общества.И правильно что этих отморозков судили. Но к сожалению, гражданам Украины умышленно искажают историю, выдавая палачей за народных освободителей и сейчас на территории Украины существует много банд националистов, в которые вовлекаются подростки.И они уже учатся убивать.Одна из таких банд как я знаю, выслеживает одиноких граждан иной национальности, каким-то образом выводят с поезда на определенных станциях следования, убивают и тела закапывают в лесу.Люди таким образом пропадают и властям Украины до этого нет дела.
+3
Что выбрал, то выбрал. Вон Арафат тоже выбрал террористический путь борьбы с Израилем за Палестину. И считается у арабов героем.
+1
и начёрта было нужно их присоединять? Сейчас расхлёбываем!
+3
Сталин, похоже, не осознавал, что не всё присоединяемое полезно. Считал, что коли что-то было частью Российской империи — давай сюда. А Львовщина даже и частью Империи не была. Но тут, видно, какие-то представления о «едином украинском народе» сыграли.
+4
Пожинаем плоды…
+8
Слишком мягко с ними поступили