Как печатали фотографии

Сегодня, когда фотографии делаются цифровыми девайсами, а если у кого-то и остались плёночные рудименты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати Kodak, наверное надо пару слов сказать о патриархальном способе изготовления фотографий.


Прежде чем начать съёмку, плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно. Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 130 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема).
Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.
После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители вроде меня покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Для этих целей всякий фотолюбитель использовал чего бог подаст. Лично я фильтровал через сложенную в несколько слоёв марлю. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.
Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр (у меня до сих пор где-то валяется). После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).
В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.
Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет. Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива. Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом, лампой и кадровочной рамкой. Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор. Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы. Начинается самое интересное.
Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку. Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция. Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину. Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец. Вот, собственно, и всё.
Домашняя фотолаборатория в СССР


Фотоплёнки на все случаи жизни


Фотокассета

Бачек для проявки фотоплёнки

Любимые химикаты фотолюбителя

Проявитель и фиксаж должны быть определённой температуры

Видавшие множество портретов и пейзажей фотокюветы

Фотопинцеты и фотовалики тоже необходимые вещи

Бромэкспресс, самшит, берёзка — у всех были свои предпочтения

Кадрирующая рамка — без неё никак

Уголок фотолюбителя

Нууу, это уже почти профи!

Фотофонарь

Вот оно — волшебство!!!

Ахалай, махалай!!!

Фотоглянцеватель быстро высушит снимки и придаст глянец

ну а если промахнулся или делаешь шпоры резак поможет обрезать снимки

Мой первый фотоувеличитель «Юность»

А это последний — «Ленинград»


Иван Кемеров
« Как снимали "Карнавальную ночь"
Дэвид Боуи в СССР »
  • +96

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Все прошёл азы фото дела, а теперь это далёкое прошлое. Кое-где ещё делают по старинки, но в особых случаях. Например, во ВГИКе на операторском факультете, студенты обязаны делать фотки подобным способом, так что не надо расстраиваться.
+1
Точно так и было. Я помогал отцу заряжать пленку в бачки, их было два у нас. Он меня учил печатать и снимать. Пленки были разные, и 125 пленка была, кроме 250. Кажется и 130 была. Бумага унибром, бромэкспресс и т.д. И глянцевая и матовая. Увеличители Ленинград, Упа 4, юность, еще что-то. И глянцеватель, и резаки, и рамки, все это было у нас. Да, фото экспонометры были еще. Мне было тогда лет 11. Я уже снимал на фотоаппараты Зенит, и Старт с объективом Гелиос, зеркальные оба. Еще была у меня и видеокамера 2Х8, Спорт. Проявлял я ее 2 часа. там несколько проявлений, Затем засветка, и т.д. Закрепление. И я ее развешивал на всю комнату. Длина ее была где-то метров 10. Может чуть меньше. Потом я ее резал специальным ножем, размещенным в черном круге. Так было интересно! www.kinokamera-ussr.ru/index.php?catid=9&id=16:sport&Itemid=106&option=com_content&view=article
0
Спорт 2 была камера у меня. www.kinokamera-ussr.ru/index.php?catid=9&id=46:sport-2&Itemid=106&option=com_content&view=article
0
Купила однажды по случаю чешскую фотобумагу 100 листов формата а4. Вот уж качественная бумага была. А Березка гадость. У нее было полиэтиленовое покрытие. Ее не надо было глянцеать. Но и фотографии быстро портились и желтели. До наших дней ни одна не сохранилась.
+6
Продавалась пленка уже в кассете! Просто стоила дороже, а попадалась намного реже незаряженной! И вообще, то что описано в статье — это цветочки… цветная фотография — во где были ягодки!
+1
было дело… продавалась в кассете — потом кассеты ДЕВАТЬ НЕКУДА грешила ЭТИМ ОРВО немецкая
+4
Я до сих пор так печатаю при необходимости, это при наличии проф. цифровой техники. Кайф настоящей фотолаборатории ни с чем невозможно сравнить.
+2
а метол гидрохинон ГДЕ ДОБЫВАЕТЕ?
+2
У меня пока есть проявители СТ-1 и СТ-2, покупал на «Славиче». Для печати более контрастных отпечатков использую разбавленный Рентгеновский проявитель. Фиксаж тоже пока Рентгеновский. Пленка, правда FOMAPAN и ILFORD. Бумага производства «Славич». Они торговали через Интернет. Года два не заказываю, ибо есть некоторый запас.
+3
Ну на печатание фотографий обычно уходил день… всё подготовить… напечатать… потом глянцуешь и обрезка… интересно было)))… не то что щас раз и готово
+1
Сколько времени это всё занимало.Автор здесь не сказал, что без навыков фотографирования никаких фото не получится. Помните в «Бриллиантовой руке» Никулин не снял колпачок с объектива?