Песня года

После войны в европейских странах стали появляться различные песенные фестивали. Среди первых — фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо в 1951, по его примеру в 1956 организован Конкурс песни Евровидения. В 1960-е годы появились фестивали и в социалистических странах- Золотой Орфей в Болгарии, Сопот в Польше и другие…


На телевизионную эстраду шли и шли молодые певцы. Рамки «Голубого огонька» становились тесными, ему нужно было праздничное подспорье. В наших передачах уже появилась «талантливая поросль»: Кристалинская, Мигуля, Пахоменко, Сенчина.
Были и другие. Были и такие, кто раз блеснул, а потом забылся. На эстраде, как и в любом виде искусства вообще, нужна стабильность, она достается потом и кровью, слава ласкает, а потом нещадно бьет ленивых.


Вот и у нас в Советском Союзе в 1971 г. также решено было организовать песенный фестиваль. Заключительный концерт записывался в первой половине декабря, по ТВ транслировался, за редкими исключениями — 1 января следующего года, в концертной студии телецентра «Останкино».
При всей несхожести они с «Голубым огоньком» все же были конкурентами, но остались на долгие годы друзьями – одна передача вечерне-ночная, другая – дневная и выходила в эфир в первый день Нового года. И все же приоритет оставался за «Голубым огоньком» – развлекательным шоу «на ночь глядя».


По предварительной оценке с 1971 по 2012 г. за 40 фестивалей (в 1992 г.- не проводился) прозвучало 2009 песен (исключая финальные и пародии). На пяти фестивалях ведущими были А.Шилова и И.Кириллов (если не считать их появления в «Совете чемпионов» в 1989-91), но наиболее долго «держались» А.Вовк и Е.Меньшов с 1988 г. на 17 фестивалях!

В 1971 Черкасов и Мееровский готовили ведущую Ангелину Вовк, но ведущими стали Анна Шилова, Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева. В течении всего 1971 года Светлана Жильцова проводила выпуски программ, представляла премьеры песен. Телезрители отправляли письма со своими голосами за наиболее понравившиеся песни. Затем были отобраны (не только по результатам голосования) лучшие песни в финал, транслировавшийся 1 января 1972г.

Первые фестивали песни… В чем-то наивные и одновременно строгие, подчеркнуто официальные. Не откажешь в высочайшем профессионализме ведущим первых пяти фестивалей Анне Николаевне Шиловой и Игорю Леонидовичу Кириллову, и все-таки на сцене они были, словно в студии новостей, прежде всего дикторами, официально объявляющими названия песен. В финал 1971г. вышли 20 песен, отобранных по 30 000 писем и открыток, в каждой по 3 названия.

На фестивале никогда не присуждались премии и не выявлялись победители, хотя за основу брались письма зрителей, тем не менее можно четко проследить, что одни песни были непопулярны, но пропускались в финал по идеологическим принципам, а другие попадали просто благодаря успеху у слушателей.

С первых же фестивалей заложена была традиция давать право выступить наиболее видным певцам по два и даже три раза. Все участники строго одеты, невозможно представить броские костюмы, вызывающие прически, резкие движения.

Основное внимание уделялось выражению лица, умению передать интонацию, в конце концов безупречно для уровня эстрады и вокальное мастерство- певцы обладают сильными хорошо поставленными голосами.
На первых фестивалях большинство песен исполняется «живьем», и это огромный плюс, причем нет даже инструментальной фонограммы, оркестр также звучит вживую, и только иногда звучит фонограмма.

Сразу по нескольку песен исполняет Большой детский хор, опять таки при высочайшем профессионализме, дети на сцене очень сдержанны, практически не проявляют эмоций, солисты хора на первый взгляд, более раскованы и эмоциональны, но становится заметно, что и это – результат многократных репетиций.
На этом фоне выделяется Муслим Магомаев, народный артист СССР в это время переживал лучшие годы в своей карьере, чуть ли не возглавляя нашу эстраду.

Магомаев держится на сцене артистично и главное поет захватывающе эмоционально, способен необычайно точно передать как лирическое, так и патетическое настроение. В восторге ревела парижская «Олимпия» на его концертах, и здесь Магомаеву удавалось «расшевелить» строгий зал, зрители начинали улыбаться, бурно аплодировать в такт. А песни «Свадьба» и «Надежда» обрели огромную популярность.

Широкая дорога была с первых же фестивалей открыта Льву Лещенко и Иосифу Кобзону, которые в те годы пели прежде всего патетические песни. Первые фестивали успех у зрителей имел Эдуард Хиль.
В 1972 году восторг в зале вызвало выступление Большого детского хора (120 участников), вернувшегося лауреатом с международных фестивалей детской песни в Болгарии и Италии.

После «Песни крокодила Гены» в зале – овация, некоторые даже кричали «Бис!», яростно аплодировала и присутствовавшая в зале А.Н.Пахмутова, отчего режиссеры решились на повторение песни второй раз, на бис — редчайший случай в истории «Песен года»! Солист Серёжа Парамонов. В зале присутствовали создатели мультфильма: авт.сценария — Эдуард Успенский и реж. Роман Качанов. Всему хору подарили «эскимо».

1975 год. Главная тема фестиваля – страна отмечает 30-летие Великой Победы, многие песни подчеркнуто патетические, однако режиссеры отошли от официальной монументальности (особенно во втором отделении, привлекая зрителей в зале) создав очень теплую уютную атмосферу, зал живо реагировал на многие выступления, фестиваль получился оптимистичным и запоминающимся. Можно даже сказать что это один из лучших финалов в истории фестиваля «Песня года».

Фестиваль постепенно меняется, становится менее официальным и строгим. Появились новые ведущие, вместо дикторов новостных программ- более молодые и непосредственные- бывший ведущий КВН (на долгие годы «застоя» закрытого) Александр Масляков и Светлана Жильцова.

Вот уже и в зале простые зрители, без четкого разделения на работниц, моряков или летчиков. Второй год участвуют зарубежные гости, хотя о представителях «капиталистических стран» речь не идет. С 1977 г. количество песен увеличилось до 35-40.

После распада СССР в 1991, фестиваль было решено не проводить вообще, однако усилиями ведущей Ангелины Вовк, в 1993 он снова возродился. В период бурных 1990-х годов фестиваль стал «ресторанным», отвлекая зрителей от переживаний экономической разрухи.

В нынешний период фестиваль стал прежде всего телевизионным шоу больших размахов, своеобразным бизнес-проектом, в котором важными стали не столько художественная или нравственная ценность песен, исполнительское мастерство участников, сколько их коммерческая популярность.


« 15 фактов о личности Леонида Брежнева
Пять самых секретных проектов СССР »
  • +107

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Какие знакомые лица.Все ещё молодые.Приятные воспоминания о прошлом!
+1
Клёвооооо!!!!86 год!!! Спасибо!
+2
Замечательная " Песня года" прекрасные песни и исполнители! Мы помним эти концерты.
0
Наверное для пожилых это были хорошие передачи, их даже смотрели. Но молодёжь на это не велась. В ночь Крестного хода в Москве, что бы удержать дома молодых, по телеку включали аж до часа ночи музыкальные передачи из далёкой Европы — Sanremo, Sopot и т.д… Иногда помогало, ГДРовский Friedrichstadt-Palast — подобие франкским Le Crazy Horse de Paris, Cabaret Lido Paris, Moulin Rouge, прибивал к экрану «растлевающую» молодёжь.
+5
Глоток свежего воздуха.Кислорода.
+1
5 часов 40 минут записи? Я неделю смотреть буду))))
-8
Я передаче ПЕСНЯ ГОДА относился равнодушно. Мне тогда было интересно слушать другую музыку. Какую? Посмотрите любой концерт AC/DC, и вы все поймете. Даже сейчас, когда мне далеко не 20, гораздо приятнее смотреть их шоу, чем заунывную ПЕСНЮ ГОДА.
0
Мы Вас поняли!!!
+3
А в 85-м передачу вели Татьяна Судец и Юрий Николаев. И была она во дворце спорта «Лужники». Выступление детского хора и правда производило фурор! Жаль, что Парамонов потом спился…
+14
Какая разительная разница между тогда и сейчас, на мой взгляд тогда эстрада было душевней, красивей и профессиональней.
0
Ну профессиональней — возможно; меня это не волнует. А вот насчет душевности совершенно не согласен. Портила советскую эстраду именно лакировка (см. текст), приглаженность артистов, словно вытащенных из стиральной машины. Плюс художественная цензура, когда требовали петь не то, что народу хочется, а то что «правильно» (не только в идеологическом смысле). И при всём отвращении к перестройке понимаю, что появление на сцене того же «Миража» было просто глотком свежего воздуха для обычных людей!
0
Душевность самих текстов не счет? Очень много было перенесено на эстраду от уличных гармонистов, и они практически всегда находили отклик у аудитории. Балалайка в живом исполнении вызывает восторг если играть душевно. И теряет душевность в записи. Не замечали?
+2
Насчёт красивей вряд ли, а то, что голоса и качество исполнения были на порядок выше, это точно. Хотя, фабрика Аллы выпустила очень достойные голоса.
+8
Чудесный концерт.Еще буду возвращаться к нему.Мне нравится патриотическая песня тоже.И главное -голоса! Сейчас, мне кажется, нет требований к наличию ГОЛОСА.Слуха и внешности вполне достаточно.