Любимая «мымра» страны. К юбилею Алисы Фрейндлих

У Алисы Бруновны Фрейндлих — юбилей. Этот пост расказывает об основых этапах жизни любимой народной актрисы.



Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде.




Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала там в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Сама Ксения Федоровна была актрисой только в юности, недолго; всю дальнейшую жизнь работала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе №1874 Октябрьского района г. Ленинграда в должности старшего контролера. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной. Бруно Артурович во время войны был с театром в эвакуации в Ташкенте, а вернулся оттуда уже с новой семьей — женой и только что родившейся дочкой Ириной — сестрой Алисы. Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе в Ленинграде.




Жили они в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку.
Алиса Бруновна вспоминает: «Я родилась в доме на Исакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь...»
Всю войну Алиса прожила в Ленинграде. В декабре 1942 года поступила в первый класс N 239 средней школы (ул.Майорова, 3), где проучилась в 1 и 2 классах. В 1943 году была принята в пионерскую организацию. В декабре 1945 года переехали с мамой в Таллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес.»



При возвращении в Ленинград снова поступила в 239 среднюю школу, которую и окончила в июне 1953 года. В марте 1953 года вступила в ряды членов ВЛКСМ (билет № 44937148). В школе был театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, актриса, известная любому лениградцу-театралу. Вот там и проводила все свое время Алиса. Мария Александровна сразу полюбила Алису, уверовав в ее звезду. Позвала в свой дом, т.е. дом Марии Александровны и ее мужа, режиссера Павла Карловича Вейсбрема. Эти талантливые и благородные люди помогли Алисе готовиться к поступлению в Театральный институт. В 1953 году, закончив школу, Алиса начала учение в Ленинградском Театральном институте им. А. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон.




За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учёбу. Но обучение не было безоблачным. Встал даже вопрос об отчислении. Зон вступился: «Если кто-то посмеет коснуться моих студентов — я тут же ухожу из института».
В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Тогда же она впервые вышла замуж за студенческую любовь, одного из своих однокурсников — Владимира Карасёва. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась.
Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения. Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Шёл 1957 год.
Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой)».
Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому же времени относится её кинодебют — Фрейндлих снялась в фильмах «Город зажигает огни»


1958 г. Город зажигает огни — Зина Пичикова

и «Повесть о молодожёнах».


1959 г Повесть о молодожёнах — Галя

В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который как раз тогда был приглашён поставить в Театре имени Комиссаржевской спектакль «Время любить». Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда.
Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину.


Фотопроба Алисы Френдлих на роль Шурочки Азаровой

В Театре им. Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих», не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы.
Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж.



Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Она стала первой леди театра, как позже писали газеты, и играла почти во всех спектаклях его репертуара. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона»; на постановку с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети.



В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов — «Похождения зубного врача» (1965) — комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым.



В 1968 году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы — Ксения Фёдоровна. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово. Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну — дочке, вторую — себе. Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца — сразу же, как только выписалась из больницы.
В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало. Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию. За обедом женщина неожиданно упала. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому. Наконец, придя домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней — её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки. Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание.
В 1974 году вышло три ленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих)


1974 г Анна и Командор — Анна

музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка»


1974 г Соломенная шляпка — баронесса де Шампеньи

и историческая драма Элема Климова «Агония»


1974 г Агония — Анна Александровна Вырубова

А потом был «Служебный роман»!!!
Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме. Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим аспектам предстоящей картины.
Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной. Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке». Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант. По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой». Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок. Такой нашла сама актриса, излазив всю гардеробную «Мосфильма». Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.



Фильм имел огромный успех, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок»



За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и множество раз исполнялись по радио и телевидению.



После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой»



В том же году вышла мелодрама «Старомодная комедия», где Алиса Бруновна сыграла вместе со своим мужем Игорем Владимировым.



Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались между собой полушёпотом. В одной из сцен, где жена Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова.



В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым. Причиной этому Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького
Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём. Тогда он служил актёром в театре имени Ленсовета, однако основным его призванием были картины — Соловей был художником-самоучкой. Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз.



Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов. Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих. Рязанов спас ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы



В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем. Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»
После развала Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана
В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича.
«На Верхней Масловке» — так называлась лента 2004 года, в которой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал молодой артист Евгений Миронов. Персонаж Фрейндлих — 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской



За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль
Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника». Фрейндлих досталась необычная роль — мать поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи



Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре.
В 2013 году вышел фильм «Линия Марты» с Алисой Бруновной в главной роли



а в 2015 году готовится к выходу картина «Бульварное кольцо»
« Советские новогодние открытки
Любопытные факты о Юрии Андропове »
  • +103

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+4
Люблю и обожаю её.
-3
как часто?
+2
Великая актриса маленького роста…
-1
прям-таки Ермолова-пашенная-коммисаржевская и Элина Быстрицкая в ОДНОЙ юбке
+1
Не могу Вас поддержать, но отдаю дань её мастерству и грации. Актриса из разряда «не красавица, но чертовски мила!»
-1
прям-таки Ермолова-пашенная-коммисаржевская и Элина Быстрицкая в ОДНОЙ юбке
0
Сожалею… Но не думаю, что Вы восторгаетесь игрой Насти Мельниковой из сериала.
-2
а чё, Мельникова? Тётка КУЁТ БАБЛО, не отвлекаясь от СЛУЖЕНИЯ НАРОДУ В ЗАКСе
0
Значит, с Милоновым рассекает?
0
Правы, мельниковыми — не восторгаюсь)) Но званием «Великая», очень любимую и уважаемую мною Алису Бруновну, отнести, увы, не могу. Скупа на такие «раздачи»
0
А прижизненные есть?
0
Простите, корректировочка — «к званию»
-2
да ладна ВСЕ поняли НЕТ ТАКОГО ЗВАНИЯ разве что у Майи Михайловны