1989 год в цвете

1989 год для СССР — это пик «Перестройки», время грандиозных перемен, когда события на глазах начинали выходить из-под контроля руководства КПСС и приобретать свою собственную логику.
Уже в следующем, 1990-м году страна откровенно пойдёт в разнос, но в 1989-м в Москве ещё рассуждали «демократическом социализме», «социалистическом правовому государстве» и «плюрализме мнений».
Давайте посмотрим осколки этого калейдоскопа 25-летней давности. 15 февраля 1989 года последние советские воины покинули Афганистан:


Одной головной болью для страны вроде бы стало меньше, но её уже начинал затягивать водоворот острой внутриполитической борьбы и проявлений сепаратизма.

На волне бурных общественных дискуссия в рамках политики «гласности» к весне 1989 года в советской компартии впервые с конца 1920-х стала формироваться оппозиция. Её сторонники требовали от Горбачёва более радикальных демократических реформ. Неофициальным лидером «демократического крыла» КПСС стал опальный партаппаратчик Борис Ельцин, который прославился показной «борьбой с привилегиями» во время руководства московским горкомом.

Эту фотосессию для иностранных журналистов в феврале 1989-го он устроил в своём кабинете председателя Госстроя СССР:



25 мая 1989 года в Москве открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР:



В число его делегатов попало несколько сот так наз. «демократов», т.е. представителей оппозиции, хотя «агрессивно-послушное большинство», как тогда говорили, сформировали сторонники действующего руководства КПСС.
Половина страны бросила работу и проводила целые дни напролёт слушая трансляции заседаний Съезда, где зажигались новые звёзды трибунных ораторов. У привыкшего за десятилетия к официальному единомыслию населения голова шла кругом от обличительных речей, разоблачений, обвинений и призывов «реформировать всё сверху донизу».

Гвоздём программы были выступления главного диссидента страны — академика Сахарова:


Для опального Ельцина избрание делегатом съезда стало началом стремительной политической карьеры могильщика СССР.

Борис Ельцин — народный депутат, 1989 год:


Но дискуссии из сессионных залов ещё не выплеснулись на улицы в виде миллионных оппозиционных митингов и демонстраций, которые Москва увидит уже в феврале 1990-го.
В 1989-м люди по заведённой поколениями привычке ходили по разнарядке предприятиями и учреждениями на советские праздники, с плакатами в поддержку «курса партии на обновление» и портретами Ленина.
Первомайское шествие в Москве 1989-го:


Совершенно традиционная для СССР атрибутика оформления Красной площади в 1989-м не предвещала скорого краха системы:


Разве что лозунг «полновластие советам» выдавал какие-то новые веяния в официальной идеологии:


Типичная триада официальных лозунгов 1989 года в Москве:


А на старом Арбате уже бурлил один из первых в СССР «гайд-парков»:


Официальная перестроечная пропаганда была построена на критике периода «застоя» и в 1989-м уже было позволено откровенно насмехаться над бывшим генсеком:


Тем временем в Прибалтике уже собирались массовые митинги под старыми знамёнами довоенных буржуазных республик, на которых вовсю требовали выхода из состава СССР. Митинг в Таллине, 1989:


Не менее тревожная для руководства СССР ситуация складывалась в Закавказье, где уже фактически вспыхнул первый пост-советский вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Сто тысяч демонстрантов у памятника Ленину в Баку, 1989:


Сильнее всего происходящие в стране перемены ощущались в сфере художественного творчество, особенно в кинематографе.
На экран выходили фильмы один смелее другого, которые словно кувалдой разрушали привычную систему моральных и духовных ценностей советского общества.
Одним из фильмов года стала «Интердевочка», о нелёгкой трудовой жизни советских валютных проституток:


К 1989-му государство уже фактически признало за гражданами СССР право вести «альтернативный» образ жизни. Таких людей называли «неформалами». Этот термин охватывал множество различных направлений «контр-культуры».

Советские неформалы конца 1980-х:


Хотя в 1989 году уже появились коммерческие («кооперативные») кафе и рестораны, в целом для почти всего населения бытовая сторона жизни оставалась всё ещё неизменной со всеми её привычными атрибутами.
Вот как выглядел типичный московский магазинчик 1989 года:


Уже в следующем, 1990 году прежний уклад жизни начнёт рушиться. Наряду с появлением первых коммерческих магазинов начнётся развал государственной торговой системы, начнутся перебои с продуктами, появятся карточки, поползут цены.

В 1989-м появляется одна из последних советских автомобилей — ВАЗ 1111 «Ока»:


Накануне краха СССР советская космическая промышленность создала свой «челнок».
Самый мощный грузовой самолёт в мире «Мрия» несёт «Буран» на выставке Ле Бурже (Париж), 1989:
« Как танкер «Советская нефть» спасал французов
Гостиница "Астория", Ленинград, 1970-е »
  • +119

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+15
Через гибкий (через чур) позвоночник ЕБН Запад смог нагнуть СССР до полного развала.И на этом очень хорошо поживиться, до сих пор Россия в себя не пришла.
+17
Надеюсь, на этот раз западным отморозкам-гопникам не удастся нагнуть Россию.
+8
Мозги прочищать ещё долго,, нашей молодёжи??? Она уже заражена вирусом,, Только через созидание,, любовь, духовность,, а не потребление-КУПИ, ПРОДАЙ, Родину отдай???? Басурманам АМЕРИКОСАМ??? А ФИГУРУ ИЗ ТРЁХ ПАЛЬЦЕВ,, ВИДАЛИ?????
+8
… всё зависит только от НАС.