Сын Сталина (Василий) часть 1

Васи́лий Ио́сифович Ста́лин (с 9 января 1962 года — Джугашвили) 2родился 24 марта 1921 года в Москве, в семье народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и по делам национальностей РСФСР Иосифа Сталина и его второй жены — Надежды Аллилуевой

Советский военный лётчик, генерал-лейтенант авиации (1947). Командующий ВВС Московского военного округа (1948—1952). Младший сын Иосифа Виссарионовича Сталина.

Василий с отцом и фотографом Власиком

(Начальник охраны, Николай Сидорович Власик был заядлым фотографом и множество его снимков даже попадали в газеты. «Близость к телу» вождя позволило сделать Власику огромное количество уникальных фотографий. И чаще неофициальных. )

Уже без фотографа…

Сын Сталина и Надежды Аллилуевой — Василий родился 24 марта 1921 года в Кремле.

У Василия была младшая сестра Светлана Аллилуева (1926 г.р.) и единокровный старший брат Яков Джугашвили (1907 г.р.), сын отца от первого брака. Воспитывался и учился Василий вместе с приёмным сыном Сталина Артёмом Сергеевым. Учился в 25-й образцовой школе города Москвы, на занятия ездил на трамвае, без всякой охраны. Неусидчивый Сталин-младший доставлял учителям множество хлопот — кроме велосипедных прогулок, футбола и обычных мальчишеских шалостей, мальчика практически ничего не интересовало. Высшей оценкой для Васьки Красного, как его называл отец, была «четверка», но и ее ставили крайне редко.

Осенью 1932 года жизнь семьи круто изменилась. 8 ноября покончила с собой мать Василия, Надежда Аллилуева. Гроб с телом выставили в одном из залов ГУМа на Красной площади. Артем Сергеев вспоминал: «Появился Сталин. Он рыдал. Не скрывал горя. Васька повис у отца на шее и умолял: папа, не плачь!» После смерти жены Сталин практически перестал видеться с детьми, которые жили в Зубалово под присмотром экономки Каролины Тиль. Начальнику своей личной охраны Николаю Власику он отдал распоряжение ежедневно докладывать о поведении детей. Власик отнесся к приказу с рвением — поручил надзор коменданту зубаловской дачи Сергею Ефремову. Тот составлял подробные отчеты, докладывал о малейшей провинности. Василий очень быстро усвоил и перенял эту манеру общения. Вскоре он тоже строчил записки начальнику охраны и отцу. «Товарищ Власик! Вы доложили отцу, что я довел вчера Пупка (так Сталин называл дочь Светлану) до слез. Этого не было. Товарищ Ефимов ввел вас в заблуждение».

С малых лет, оставшись без матери и не имея возможности воспитываться под постоянным наблюдением отца, я по сути дела рос и воспитывался в кругу мужчин (охраны), не отличавшихся нравственностью и воздержанностью. Это наложило отпечаток на всю последующую мою жизнь и характер. Рано стал курить и пить

— Василий Сталин

Читать на сайте

Вася и Артем Сергеев (воспитанник Сталина)

В 17 лет он захотел учиться в знаменитой на всю страну Качинской авиашколе в Крыму. Но с его отметками об этом можно было только мечтать. Вася принялся донимать просьбами Лаврентия Барию, и тот посодействовал…

Поначалу Василий жил в школе по-царски: у него была отдельная комната, питался он в офицерской столовой, в отличие от других курсантов, каждую неделю ходил в увольнения. Когда об этом узнал Сталин, директор школы получил четкие указания: Василий должен учиться без всяких поблажек, но чтобы его жизнь при этом не подвергалась опасности. Василия перевели в казарму, на общий стол и махорку, но он не обиделся. Курсанты любили его за веселый нрав и даже предложили кандидатуру Сталина, когда выбирали старшину отряда. Единственное исключение делалось для Василия во время учебных полетов — ему выдавали парашют…

Осенью 1938 года зачислен в Качинскую военную авиационную школу, которую закончил в марте 1940 года. Со слов его преподавателей, Василий в учебе себя отличником не проявлял. Занятия по теории, Василий, не любил, но на практике он оказался хорошим лётчиком. Проходил службу в 16-м истребительном авиационном полку 57-й авиационной бригады, обучался в Военно-воздушной академии имени Жуковского, на липецких курсах усовершенствования командиров авиационных эскадрилий.

Василий проводил достаточно много времени в компании известных спортсменов. Как-то на катке хоккеист Владимир Меньшиков представил Василию свою невесту Галину Бурдонскую, студентку полиграфического института. Красивую. Вскоре над ее домом у метро «Кировская» барражировал легкий самолет. Сталин влюбился с первого взгляда. Он приложил максимум усилий, чтобы завоевать сердце девушки. Приезжал ночью к ее дому на мотоцикле с букетами цветов, устраивал показательные полеты над Москва-рекой.

Из воспоминаний Г.Бурдонской: «Познакомилась я с Василием на катке. Он подъехал ко мне, как-то отчаянно, весело познакомился, дурачился на льду, картинно падал, поднимался и снова падал. Проводил домой…

Василий по натуре был человеком шальной смелости. Ухаживая за мной, он не раз пролетал над станцией метро „Кировская“ на небольшом самолете. За такие вольности его наказывали. Но наказывали робко и Сталину Иосифу Виссарионовичу не докладывали».

Бурдонская уступила, и молодые люди поженились. Невеста была в красном платье… Тогда им было по 19 лет. Когда Василий оповестил отца о своей первой женитьбе, Иосиф Виссарионович благословил сына правительственной депешей: «Что ты спрашиваешь у меня разрешения? Женился — черт с тобой! Жалею ее, что вышла замуж за такого дурака». Наверное, Василий, зная крутой нрав и тяжёлую руку отца, обрадовался и такому поздравлению.

Василий и Галина Бурдонская с детьми – Александром и Надеждой

Галина Бурдонская жена В.И.Сталина

Спустя год Галина, беременная, окажется в эвакуации; к ней в Куйбышев прилетит муж. Однажды он ввалится с пьяными друзьями, потребует, чтобы она рассказала анекдот, Галина станет отказываться. «Тогда он подошел к ней и с силой ее ударил, – вспомнит подруга Светланы Аллилуевой Марфа Пешкова. – Слава Богу, что рядом был диван, она уже была на сносях и она упала на этот диван… Светлана, я помню, сказала: „Выйди вон немедленно“. Он тогда смутившись всю команду забрал, и они все ушли».

О том времени много вспоминал Александр Бурдонский — сын Василия Сталина и Галины Бурдонской. Вот что он говорил:

— Был он немножко, знаете, такой Паратов из «Бесприданницы». Вот когда ухаживал за мамой, вот все его полеты над «Кировской», метро «Кировской», где она жила… Вот так вот, это он умел делать.

Хорошенькой Гале было из кого выбирать. Уже после разрыва с Василием она еще дважды была замужем, кроме этого, у нее было много романов, но… «Васька, — говорила она, — это любовь!»

— Моя мама была удивительно редкостным человеком, который не мог быть кем-то, понимаете, вот она не могла прикинуться кем-то и не могла, и никогда не была лукавым человеком. Может быть, в этом ее тоже беда была. И чтобы вот такой человек любил отца… а мне кажется, что она любила его до конца своих дней.

«Часто бывали у родителей Валя Серова, с которой мать дружила, и Константин Симонов, Людмила Целиковская и Войтехов, Козловский с Сергеевой, Роман Кармен с известной московской красавицей Ниной Орловой, Каплер, Бернес, Николай Крючков. Плисецкая не пишет в своей книге, как, опаздывая на репетицию, звонила от отца: — Я не приеду… Звоню с дачи Сталина...»

«Отец прилетал все время, и мама летала к нему. Но они должны были расстаться. Мама не умела приобретать друзей в этом кругу. Власик, вечный интриган, сказал ей:

— Галочка, ты должна мне рассказывать, о чем говорят Васины друзья.

Мать его — матом! Он прошипел:

— Ты за это заплатишь.

Вполне возможно, развод с отцом и был платой. Власик мог начать интригу — чтобы Василий взял жену из своего круга. И подсунул Катю Тимошенко, маршальскую дочь...» (Из воспоминаний А.Бурдонского.)

В 1960-м Василий, вернувшись из заключения, решит вернуться в первую семью. Галина скажет детям: „Лучше к тигру в клетку, чем хоть день, хоть час с вашим отцом“…

У Галины Бурдонской и Александра дома (жены и сына Василия)

Василий стал невероятно быстро продвигаться по службе. Когда началась Великая Отечественная война, он получил должность летчика-инспектора при главном штабе ВВС. В декабре 1941-го Сталин стал майором, а еще через два месяца — полковником…

До 1942 года служил при Главном Штабе ВВС РККА в Москве, в лётной инспекции ВВС. С первых дней начала войны просил отца отпустить его на фронт.

»Его нельзя было держать в тылу. Человек он был активный, моторный, смелый. Летал прекрасно, на фронт рвался, и его место было, безусловно, там. Он тяготился своим тыловым положением и страдал от того, что люди думают, что он хорошо устроился за отцовской спиной"

(В.Аллилуев. Книга «Хроника одной семьи: Аллилуевы, Сталин»).

На фронтах Великой Отечественной войны — с лета 1942 года. Был ранен в ногу. Из воспоминаний Артема Сергеева:

"… Было у него три ордена Красного Знамени. Причём один из этих орденов был бесфамильным. Увидел его в воздухе командующий армией. Это было в 1941 году в Мценске. На аэродром Мценска налетели немецкие бомбардировщики. Василий туда полетел на незаряженном самолете и вытолкал этих бомбардировщиков лбом, отогнал. Командующий армией сказал: «Вот этого лётчика я награждаю орденом Красного Знамени». Когда приземлился, выяснилась фамилия лётчика…

(Артем Сергеев, Екатерина Глушик. Беседы о Сталине.)

С февраля 1943 года — командир 32-го гвардейского истребительного авиационного полка на Калининском фронте.

«Василий Сталин полком командовал старательно, прислушивался к нам, более опытным лётчикам. Как командир полка он по своему усмотрению мог делать боевые вылеты в составе любой эскадрильи, но чаще всего почему-то летал в составе моей. В течение февраля — марта 1943 года мы сбили с десяток самолётов врага. С участием Василия — три. Причём надо отметить, что первым, как правило, атаковал их Василий, после этих атак самолёты теряли управление, и мы их потом добивали. По нашим лётным законам их можно было засчитывать Василию, как сбитыми лично, но он их считал сбитыми в группе. Я однажды сказал ему об этом, но он махнул рукой и бросил коротко: „Не надо !..“

(Герой Советского Союза С. Ф. Долгушин)

Звено штурмовиков Ил-2 16 ВА над Берлином, апрель 1945 года.

С мая 1943 года — в должности лётчика-инструктора 193-го авиационного полка. Пилотировать ему запрещено. Отец боится гибели сына или его пленения, как старшего сына Якова. Немцы открыли за ним настоящую охоту в небе.

С 16 января 1944 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования в 1-м гвардейском истребительном авиационном корпусе (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт). С 18 мая 1944 года — командир 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии в составе 1-го гвардейского корпуса генерал-лейтенанта Е. М. Белецкого.

Дивизия под его командованием принимает участие в боевых действиях по освобождению Минска, Вильно, Лиды, Гродно, Паневежиса, Шяуляя и Елгавы. Из наградного листа от 1 июля 1944 года, подписанного командиром 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенантом авиации Е. М. Белецким:

»Дивизия на данном участке провела 22 воздушных боя, в которых лётчиками уничтожено 29 самолётов противника (свои потери 3 лётчика и 5 самолётов). Гвардии полковник В. И. Сталин обладает отличной техникой пилотирования, лётное дело любит. Летает на всех типах истребительной авиации. Лично участвует в боях. Тактически грамотен. Обладает хорошими командирскими качествами. Достоин правительственной награды — ордена Красного Знамени"."

С 22 февраля 1945 года — командир 286-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Дивизия под его командованием принимает участие в Берлинской наступательной операции. В наградном листе от 11 мая 1945 года, подписанного командиром 16-й воздушной армии генерал-полковником авиации С. И. Руденко, указано:

«За период проведения Берлинской наступательной операции частями дивизии под непосредственным руководством гвардии полковника В. И. Сталина проведено 949 боевых вылетов. Проведено 15 воздушных боёв, в ходе которых сбито 17 самолётов противника, причём в первый же день операции — 11, потерян лишь один экипаж.

Лично товарищ Сталин за время участия на фронтах Великой Отечественной войны произвёл 26 боевых вылетов и сбил лично 2 самолёта противника. Достоин награждения орденом Суворова 2-й степени.»

Во время войны несколько раз получал со стороны отца официальные взыскания по службе, понижался за различные провинности («например, во время войны, он организовал рыбалку с применением авиационных реактивных снарядов, в итоге которой инженер по вооружению его полка погиб, а один из лучших лётчиков был ранен и навсегда потерял возможность летать») и повышался вновь.

Всего за время войны совершил 26 боевых вылетов; по одним данным, сбил 5 самолётов противника, по другим только 3, по третьим 2 лично и 3 в группе. Был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Александра Невского.

Женщины Василия Сталина

О романе Василия с бывшей одноклассницей Ниной Орловой рассказывают всякое. Например, ее сын утверждает, что никакого романа не было. Но мы поверим Степану Микояну, который встретил девушку осенью 1941 года в деревне под Саратовом. В компании было еще двое летчиков – Тимур Фрунзе и Василий Сталин. «Василий, по праву старшего по возрасту, званию да и опыту, перехватил инициативу и уже не отходил от девушки», — вспоминал Степан.

С ревностью Василий узнал, что она вышла за «старика», известного кинодокументалиста Романа Кармена. Через год супруги оказались в числе приглашенных на сталинскую дачу в Зубалове, Василий с Ниной танцевали…

Потом встречались на квартире летчика Павла Федрови. Бывалый Кармен, ветеран Испании, собирался «расстрелять Васю» и даже маузер зарядил. Но передумал и через бывшего тестя, историка Емельяна Ярославского, пожаловался Сталину-старшему. Так родилась крылатая резолюция: «Вернуть эту дуру Кармену. Полковника Сталина посадить на 15 суток»…

Галя Бурдонская и Нина Орлова (справа)

Сразу после войны распадается брак Василия с Галиной Бурдонской. Детей, Сашу и Надю, Василий оставляет у себя и женится на Екатерине Тимошенко, дочке знаменитого маршала. Детям она запомнилась настоящей мачехой, хмурой и властной.

Этот брак стал не только ее драмой, он принес немало горьких переживаний ее семье, нанес душевную травму детям Василия Сталина от первой жены Галины Бурдонской и привел к трагической гибели детей Екатерины: ее дочь Светлана умерла в одиночестве, забытая всеми, даже собственной матерью, а сын Василий покончил жизнь самоубийством под воздействием наркотиков.

В 1972 году Василий-младший, одурманенный очередной дозой, выстрелил в себя. Екатерина, находясь в состоянии шока, пять дней не пускала к нему врачей. Когда им все-таки удалось пробиться к раненному, было уже поздно — внук Сталина и Тимошенко скончался по дороге в больницу в карете «скорой помощи». Через шестнадцать лет после смерти сына, погибла и Екатерина. Она жила очень одиноко и неохотно общалась с родными. Поэтому о ее смерти они узнали лишь полтора месяца спустя. Катю нашли мертвой, а ее квартиру разграбленной. Ровно через год в полном одиночестве умерла и ее дочь Светлана — она жила отдельно. Ее смерть также обнаружили не сразу.

Александр Бурдонский:

— Это вот одна такая была сторона жизни, где мы могли… там по неделе нас не кормили, не поили, запирали в комнату. Отец этого не видел, но так было.

«Екатерина Тимошенко с нами страшно обращалась. Сестру била жесточайшим образом, у нее почки до сих пор отбиты. На роскошной даче мы умирали с голода. Вылезли как-то, это еще до Германии было, маленькие дети, прокрались туда, где овощи лежат, набрали себе в штаны и зубами чистили свеклу, немытую грызли л темноте. Просто сцена из фильма ужасов. Это в царским доме! Няньку, которую Екатерина поймала на том, что та нас подкармливала, выгнала… Жизнь Екатерины о отцом — сплошные скандалы. Я думаю, он ее не любил. Скорее всего, чувств особых не было с обеих сторон. Очень расчетливая, она, как и все в своей жизни, просто просчитала этот брак.

Надо знать, чего она добивалась. Если благополучии, то цель, можно сказать, была достигнута. Екатерина им везла из Германии огромное количество барахла. Bсе это хранилось в сарае на нашей даче, где мы с Надей голодали. Когда отец Екатерину выставил в 1949 году, ей потребовалось несколько машин, чтобы вывезти это добро. Мы с Надькой услышали шум во дворе и кинулись к окну. Видим — «студебеккеры» цепочкой идут". (Из воспоминаний А.Бурдонского.)

А вот что вспомнил про вторую жену Василия один из его лётчиков: «…На территории взлетной полосы показался черный „паккард“ — все узнали машину Василия Сталина. Он приехал с девушкой. Подозвал Каснерика: „Миша, как следует покатай ее“. На Мишу смотрели не глаза — огонь. Девушка все время улыбалась, обращалась к Сталину на ты, ничего не боялась… „Кто она?“ — ломал голову Каснерик, пока они с красавицей Катей шли к самолету. Взлетели. Когда приземлились, к кабине подошел Василий Сталин: „Тебя, что, наказать? Фигуры воздушные ей покажи — вираж, штопор, колокол, чтоб дух занялся… Давай еще раз!“ Михаил Каснерик снова взлетел. Сделал в небе несколько „безобидных“ фигур и пошел на посадку: будь что будет… Земля… Девушка сказала Каснерику: „Вы хоть и летчик, но зато порядочный джентльмен!“. Это была дочь Маршала Советского Союза Семена Тимошенко, вторая жена Василия Сталина. Как рассказывал потом главнокомандующий, его молодая жена Екатерина Семеновна частенько за ужином упрекала: „Мол, летчик… Тоже мне работа. И за что тебя кормить?“

Каким- то несчастливым был этот недолгий брак…"

Оставить комментарий

Последние комментарии

Михаил Таганский

Фронтовик, единственный плюс в его биографии.

shapochka05

Спасибо.

krasnoyartseva

Сергей спасибо, очень интересно и познавательно!!!

denis88992000

Спасибо!

jelentitara56

interesno,spasibo Vam Sergej.

89shamil89

спасибо, очень интересная статья )))))))))

lozaru

Молодец Вася, не прятался в тылу как многие «детишки», только за это его нужно уважать. И Ордена отнимать не имели никакого права. Жаль его, но больше жаль его детей

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024