Место встречи - танцплощадка
Советская молодёжь всегда, во все времена была… нормальной. Она хотела танцевать, слушать модную музыку и хорошо одеваться. Танцы в СССР — это совсем не то, что творится сейчас. Это было особым мероприятием, где постоянно встречались мода, мораль и политика…
История массовых танцев в СССР в городских парках и на набережных под духовые оркестры или просто под репродуктор, в деревнях – под гармонь, в пионерских лагерях – под магнитофон, уходит, если не вглубь веков, то уж в 20-й век точно.
1920-й год. Танцы на полевом стане.
Считается, что открытые «танцполы» пришли в города из деревенской культуры: перебираясь в город, сельские жители продолжали собираться «своим кругом» на общих праздниках.
В 30-е годы стихийные танцплощадки решили узаконить, их обнесли заборами, обустроили сцену и… понеслось.
Танцплощадки в СССР стали явлением повсеместным. Всякая танцплощадка жила по своим законам и порядкам, где-то — с обязательными драками в конце, где-то – вовсе с необязательными.
Москва. 1947 год.
Одним из феноменов послевоенных советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары. Девушки танцевали друг с другом. Скорее всего, это было следствием недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского населения. А сейчас попробуй станцевать с подругой, сразу всем дурные мысли в голову приходят.
Хорошо, что в годы СССР не танцевали вальс мужчины с мужчинами, а то думали бы, что вот наши деды танцевали между собой, а мы что не можем? Хотя некоторые и танцуют, где-нибудь на «голубых вечеринках», но это к нам пришло не от СССР…
На танцплощадках всё было по-настоящему — дружба и предательство, любовь и ревность, знакомство и расставание, словом, здесь вовсю кипела жизнь…
Танцы раньше давали понять, что ты уже повзрослел, что танцуешь ты не на школьной вечеринке, а именно на дискотеках, где много взрослых. Ведь на балы начинали ездить с определённого возраста, на советские танцы — тоже. Типичная картина до- и послевоенных московских двориков — молодёжь танцует под патефон, малыши — смотрят.
Если танцплощадка огорожена — дети «висят» на заборе. Этот интерес был продиктован вовсе не желанием послушать музыку или посмотреть на те или иные пары.
Танцплощадка — это территория взрослых, запретная для «мелкоты». Так даже и раньше «малолетки» разукрашивали себя косметикой и как-то пытались ворваться на танцпол, кому-то это даже удавалось…
А если ещё вспомнить советские фильмы, в которых танцы и танцплощадка играли существенную роль в развитии сюжета. Где знакомятся герой Куравлёва и героиня Чуриковой в фильме «Начало»? Ну да, на ней, на танцплощадке любимой, правда, Паша Строганова там всё больше сумочки подружек держала… — Девушка, вы танцуете? — Да! — А я пою…
Или отрывок из фильма “Афоня” с тем же Куравлевым:
Ну, а летние танцплощадки в Крыму и на Кавказе всегда были в авангарде танцевальной моды, но там ведь не лезгинку танцевали, а твист.
А кто из нас не помнит те замечательные года, когда в выходной, по субботам и воскресениям, все мы бежали в парк, на танцплощадки. А там, парни с гитарами, барабанными установками, и синтезаторами, ублажали слух нам, молодым девчонкам и парням. Именно там мы и знакомились. Влюблялись, дружили, страдали, ревновали.
Именно там по субботам и воскресениям было наше излюбленное развлечение — «танцы». Незамысловатый ВИА выводил на сцене незамысловатые шлягеры того времени, под которые веселилась молодежь. Вход бы платным — по моему 50 копеек или рубль, но и забор был не высоким…
“Перед танцами как правило приобретался портвешок, или «Яблочное» по 1 рубль 17 копеек, что придавало храбрости в приглашениях девочек к танцам и дальнейшему «чай попить — музыку послушать»… Наша многочисленная «группировка» имела «свои» скамейки на танцплощадке, на которых сидеть было разрешено только нам и нашим девочкам.
Практически каждый выходной случались традиционные драки — или с соседями, или с “пришельцами” — которые нет, нет, да и забредали потусоваться на «наш пятачек”! Естественно в дождь и слякоть танцы отменялись, и грустные толпы неудовлетворенной молодежи шли по домам. Или по подъездам, с тем же портвешком или „Яблочным“, где под гитару выводились жалобные песни „про любовь“”
До сих пор у парней осталась ещё та, старая привычка, расположиться возле гремящих колонок, и глазеть на танцующих. Как это считалось круто, если успел занять место поближе к сцене. Слышимость-ноль, но зато какая значимость! Ещё пытались разговаривать между собой в этом грохоте.
А когда какую нибудь смазливую девчонку парни-музыканты приглашали на сцену, сколько зависти возникало у остальных! Сколько эмоций! Большинство девушек старались познакомиться с музыкантами, и войти в число их подруг, для того, чтобы занять место рядом с ними.
Играла музыка, солисты исполняли «Дом восходящего солнца», медляк, «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в подъезде возле дома твоего стою..», «Ши лавз ю е-е-е, ши лавз ю е-е-е», твист, «По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш»… (тут каждый может добавить своё)…
Объявляли белый танец, и девушки приглашали своих кавалеров. И глядя на происходящее вокруг, душа словно птица, улетала куда то в небеса. Многие знакомились во время танцев, а когда заканчивалась музыка, молодые люди покупали для своих новых подруг мороженное, или лимонад. В тени деревьев, на скамейках, тихо сидели влюблённые пары.
Неподалёку всегда дежурило несколько милиционеров. Иногда появлялась подвыпившая компания, которой было очень приятно испортить отдыхающим вечер. Особенно если какой нибудь новенький, молодой человек, приглашал на танец девушку, и танцевал весь вечер только с ней. Вот тогда то, толпа выпивших и устраивала мордобой, который всегда заканчивался непредсказуемо.
Кадр из фильма “Маленькая Вера”
Но всё таки самым прекрасным было то, что все молодые люди, оказавшиеся на танцплощадке вечером, знакомились друг с другом. Девушки буквально сияли, словно звёздочки, и порхали по площадке под музыку, пытаясь понравиться парням. А парни, в свою очередь, важно стояли в стороне, и деловито курили, создавая вид, что их совсем не интересует женская половина.
На самом же деле они наоборот, пытались разглядеть среди танцующих красавиц, ту единственную, с которой можно будет потанцевать, познакомиться, разговориться, и подружиться.
Те отношения, которые были завязаны на территории танцплощадки, укреплялись, становились более прочными, и постепенно в обществе создавались новые, советские семьи.
На танцплощадке, царила особая атмосфера, и большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем не сравнимые, вечера, пролетевшей молодости.
История массовых танцев в СССР в городских парках и на набережных под духовые оркестры или просто под репродуктор, в деревнях – под гармонь, в пионерских лагерях – под магнитофон, уходит, если не вглубь веков, то уж в 20-й век точно.
1920-й год. Танцы на полевом стане.
Считается, что открытые «танцполы» пришли в города из деревенской культуры: перебираясь в город, сельские жители продолжали собираться «своим кругом» на общих праздниках.
В 30-е годы стихийные танцплощадки решили узаконить, их обнесли заборами, обустроили сцену и… понеслось.
Танцплощадки в СССР стали явлением повсеместным. Всякая танцплощадка жила по своим законам и порядкам, где-то — с обязательными драками в конце, где-то – вовсе с необязательными.
Москва. 1947 год.
Одним из феноменов послевоенных советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары. Девушки танцевали друг с другом. Скорее всего, это было следствием недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского населения. А сейчас попробуй станцевать с подругой, сразу всем дурные мысли в голову приходят.
Хорошо, что в годы СССР не танцевали вальс мужчины с мужчинами, а то думали бы, что вот наши деды танцевали между собой, а мы что не можем? Хотя некоторые и танцуют, где-нибудь на «голубых вечеринках», но это к нам пришло не от СССР…
На танцплощадках всё было по-настоящему — дружба и предательство, любовь и ревность, знакомство и расставание, словом, здесь вовсю кипела жизнь…
Танцы раньше давали понять, что ты уже повзрослел, что танцуешь ты не на школьной вечеринке, а именно на дискотеках, где много взрослых. Ведь на балы начинали ездить с определённого возраста, на советские танцы — тоже. Типичная картина до- и послевоенных московских двориков — молодёжь танцует под патефон, малыши — смотрят.
Если танцплощадка огорожена — дети «висят» на заборе. Этот интерес был продиктован вовсе не желанием послушать музыку или посмотреть на те или иные пары.
Танцплощадка — это территория взрослых, запретная для «мелкоты». Так даже и раньше «малолетки» разукрашивали себя косметикой и как-то пытались ворваться на танцпол, кому-то это даже удавалось…
А если ещё вспомнить советские фильмы, в которых танцы и танцплощадка играли существенную роль в развитии сюжета. Где знакомятся герой Куравлёва и героиня Чуриковой в фильме «Начало»? Ну да, на ней, на танцплощадке любимой, правда, Паша Строганова там всё больше сумочки подружек держала… — Девушка, вы танцуете? — Да! — А я пою…
Или отрывок из фильма “Афоня” с тем же Куравлевым:
Ну, а летние танцплощадки в Крыму и на Кавказе всегда были в авангарде танцевальной моды, но там ведь не лезгинку танцевали, а твист.
А кто из нас не помнит те замечательные года, когда в выходной, по субботам и воскресениям, все мы бежали в парк, на танцплощадки. А там, парни с гитарами, барабанными установками, и синтезаторами, ублажали слух нам, молодым девчонкам и парням. Именно там мы и знакомились. Влюблялись, дружили, страдали, ревновали.
Именно там по субботам и воскресениям было наше излюбленное развлечение — «танцы». Незамысловатый ВИА выводил на сцене незамысловатые шлягеры того времени, под которые веселилась молодежь. Вход бы платным — по моему 50 копеек или рубль, но и забор был не высоким…
“Перед танцами как правило приобретался портвешок, или «Яблочное» по 1 рубль 17 копеек, что придавало храбрости в приглашениях девочек к танцам и дальнейшему «чай попить — музыку послушать»… Наша многочисленная «группировка» имела «свои» скамейки на танцплощадке, на которых сидеть было разрешено только нам и нашим девочкам.
Практически каждый выходной случались традиционные драки — или с соседями, или с “пришельцами” — которые нет, нет, да и забредали потусоваться на «наш пятачек”! Естественно в дождь и слякоть танцы отменялись, и грустные толпы неудовлетворенной молодежи шли по домам. Или по подъездам, с тем же портвешком или „Яблочным“, где под гитару выводились жалобные песни „про любовь“”
До сих пор у парней осталась ещё та, старая привычка, расположиться возле гремящих колонок, и глазеть на танцующих. Как это считалось круто, если успел занять место поближе к сцене. Слышимость-ноль, но зато какая значимость! Ещё пытались разговаривать между собой в этом грохоте.
А когда какую нибудь смазливую девчонку парни-музыканты приглашали на сцену, сколько зависти возникало у остальных! Сколько эмоций! Большинство девушек старались познакомиться с музыкантами, и войти в число их подруг, для того, чтобы занять место рядом с ними.
Играла музыка, солисты исполняли «Дом восходящего солнца», медляк, «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в подъезде возле дома твоего стою..», «Ши лавз ю е-е-е, ши лавз ю е-е-е», твист, «По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш»… (тут каждый может добавить своё)…
Объявляли белый танец, и девушки приглашали своих кавалеров. И глядя на происходящее вокруг, душа словно птица, улетала куда то в небеса. Многие знакомились во время танцев, а когда заканчивалась музыка, молодые люди покупали для своих новых подруг мороженное, или лимонад. В тени деревьев, на скамейках, тихо сидели влюблённые пары.
Неподалёку всегда дежурило несколько милиционеров. Иногда появлялась подвыпившая компания, которой было очень приятно испортить отдыхающим вечер. Особенно если какой нибудь новенький, молодой человек, приглашал на танец девушку, и танцевал весь вечер только с ней. Вот тогда то, толпа выпивших и устраивала мордобой, который всегда заканчивался непредсказуемо.
Кадр из фильма “Маленькая Вера”
Но всё таки самым прекрасным было то, что все молодые люди, оказавшиеся на танцплощадке вечером, знакомились друг с другом. Девушки буквально сияли, словно звёздочки, и порхали по площадке под музыку, пытаясь понравиться парням. А парни, в свою очередь, важно стояли в стороне, и деловито курили, создавая вид, что их совсем не интересует женская половина.
На самом же деле они наоборот, пытались разглядеть среди танцующих красавиц, ту единственную, с которой можно будет потанцевать, познакомиться, разговориться, и подружиться.
Те отношения, которые были завязаны на территории танцплощадки, укреплялись, становились более прочными, и постепенно в обществе создавались новые, советские семьи.
На танцплощадке, царила особая атмосфера, и большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем не сравнимые, вечера, пролетевшей молодости.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
-1
и я не заметила ошибок. Странно…
- ↓
+5
Говорят, что любовь
Забывается,
И калитка от меня
Закрывается,
Говорят, что ходил
Всё напрасно я,
Говорят, что мы с тобой
Люди разные.
Налетели вдруг дожди,
Наскандалили,
Говорят, они следов
Не оставили,
Но дошла в садах сирень
До кипения
И осталась ты во мне
Вся весенняя,
Весенняя, весенняя…
- ↓
0
Музыка на танцплощадке гремела, мы выламывались под её переливы, танцевали с девчонками. Славное было время! Воспоминания про те времена: «Вторая попытка. 1973 год» — www.proza.ru/2013/07/26/1708
- ↑
- ↓
0
в далёком детстве немножко успел застать. по сравнению с нынешним хочу обратно но взрослым.
- ↓
+5
Написано от души, прочитала на одном дыхании, не замечая ошибок-это наша молодость.
- ↓
+4
Сергей спасибо, очень интересная подборка, сразу вспомнилась молодость, танцы и т.д. и т.п.…
- ↓
-4
Ради Бога!!! Пишите грамотно!!! Очень интересная подборка, но безграмотно написана
- ↓
+2
Интернет полон людей, которые готовы исправлять твои грамматические ошибки, потому что эти гуманитарии ни как не могут найти себе работу.
- ↑
- ↓
+2
не нравится — не читай,
сам напиши — ГРАМОТЕЙ
- ↑
- ↓
0
сама, а не сам… :-)
Были и такие, которые бегали вслед, а потом ябедничали родителям.Похоже, мадам из той категории…
- ↑
- ↓