Cоциализм в цвете: особенности жизни в ГДР
Несмотря на окончательную победу капитализма, с которой он так и не примирился, у гэдээровского фотографа Мартина Шмидта (Martin Schmidt) сегодня хорошее настроение. Спустя 25 лет после падения Cтены жизнь в Восточной Германии предстала перед его глазами в том самом виде, какой она была для него когда-то: полной ярких, радостных моментов.
Немецкий исторический музей в Берлине выставил 150 фотографий, снятых им и его коллегой в 1960-70-х годах для журналов, каталогов и брошюр, в экспозиции под названием «Цвет для республики».
Kurt Schwarzer, Paar mit Moped vor dem Kraftwerk Vockerode, 1963. Titelbild der Frauenzeitschrift „Für Dich“ (Heft 18/1963)
Фото по госзаказу
88-летний фотограф смущенно смотрит на обступившую его толпу журналистов и посетителей и удивляется: «Откуда такой интерес к снимкам страны, по которой сейчас вряд ли кто-то скучает?» Карола Йюллиг (Carola Jüllig), куратор берлинской выставки, объясняет ажиотаж не только тем, что цветные фотоработы были сделаны по заказу государства с целью показать, как хорошо жилось в ГДР. «Конечно, это пропаганда. Но снимки не просто показывают позитивную сторону жизни, но и являются ценными с художественной точки зрения», — уверена она.
Martin Schmidt, Mitarbeiterin des VEB Kabelwerke Oberspree Berlin, 1980. Im Auftrag der „Gesellschaft für Deutsch‐Sowjetische Freundschaft“ für einen Prospekt über das Kabelwerk in russischer Sprache
В начале 1990-х Немецкий исторический музей выкупил работы двух восточногерманских фотографов, Мартина Шмидта и Курта Шварцера (Kurt Schwarzer), умершего в 2012 году. Сотни негативов отправили в хранилище, где они и застряли на все эти годы, пока их не нашла и не проявила Карола Йюллиг. Выяснилось, что в руках ее — настоящее сокровище.
Kurt Schwarzer, Sonja mit Handpuppen aus der Kindersendung „Abendgruß“, 1963. Titelbild der Frauenzeitschrift „Für Dich“ (Heft 49/1963)
Как и все жители западной части Берлина, она знала только черно-белую сторону жизни ГДР, тщательно задокументированную сотрудниками берлинского фотоагенства Ostkreuz. Но после того, как архивы Шмидта и Шварцера вынесли на свет, реальность восточного сектора приобрела другие краски.
Хорошо живется в ГДР
Снимки обоих фотографов напечатаны в большом формате, разделены по тематике и показывают повседневную жизнь простых людей в труде и на отдыхе. Вот рабочие добывают сталь, а вот пара влюбленных, сидя на мопеде, нежно смотрит друг на друга. Цветные карточки из ушедшего времени имели немного общего с действительностью, поясняет Карола Йюллиг. Хмурые люди, дряхлые автомобили, недовольные рабочие обычно не попадали в кадр, ведь никому не хотелось акцентировать внимание на плохом.
Martin Schmidt, Auszubildende eines Volkseigenen Gutes, 1967. Das Foto entstand für die Bildreportage „Berufe mit Zukunft“, die in der „FDGB‐Rundschau“ veröffentlicht wurde (Heft 10‐11/1967).
Martin Schmidt, Traktoristin, um 1965. Erschien 1970 als Titelfoto der Zeitschrift „Lernen und Handeln“, dem Funktionärsorgan des Demokratischen Frauenbund Deutschlands (DFD).
На открытии выставки Мартин Шмидт задержался у фотографии, на которой изображена крестьянка на тракторе на фоне сияющего голубого неба (заглавное фото). Шмидт сделал снимок в 1965 году для журнала Lernen und Handeln, общественного органа Демократического женского союза Германии. 40 лет спустя красный платок девушки и небесная синева по-прежнему празднично контрастны.
Kurt Schwarzer Fischgericht, 1965. 1965 publizierte der „Verlag für die Frau“ das Rezeptheft „Neue Fischtips“ mit Fotografien von Kurt Schwarzer.
Мартин Шмидт и Курт Шварцер — настоящие мастера своего дела. Они точно знали, как правильно построить кадр, чтобы он стал «говорящим», конечно, в рамках политики партии. Ведь все эти фотографии были инструментом рекламы. А товар, который они продвигали, назывался «социализм».
Внутренний посыл: «нет» войне
Но если Шварцер считал себя аполитичным художником, Шмидт, напротив, чувствовал себя политически ангажированным. Рожденный в 1925 году, он рос во времена национал-социализма. И после того, как его отец погиб на войне, у юного фотографа твердо сформировалась внутренняя потребность в другой пропаганде: рекламе мира. «Конечно, я работал на службе у государства и выполнял официальный заказ, но прежде всего я верил, что при социализме обществу жилось лучше, и сами люди были человечнее», — рассказывает он. Фотограф по-прежнему убежден в этом даже в 2014 году, через четверть века после того, как прекратила свое существование ГДР.
Kurt Schwarzer, Der neue Skoda 1000MB vor Schloss Pillnitz, 1964
Martin Schmidt, Blick vom Balkon des Altenheimes im Allendeviertel Berlin-Köpenick, 1980
Martin Schmidt, Sauenstall der LPG Semlow, 1966
Kurt Schwarzer, Im Restaurant des Interhotels „Zum Löwen“ in Leipzig, um 1967
Немецкий исторический музей в Берлине выставил 150 фотографий, снятых им и его коллегой в 1960-70-х годах для журналов, каталогов и брошюр, в экспозиции под названием «Цвет для республики».
Kurt Schwarzer, Paar mit Moped vor dem Kraftwerk Vockerode, 1963. Titelbild der Frauenzeitschrift „Für Dich“ (Heft 18/1963)
Фото по госзаказу
88-летний фотограф смущенно смотрит на обступившую его толпу журналистов и посетителей и удивляется: «Откуда такой интерес к снимкам страны, по которой сейчас вряд ли кто-то скучает?» Карола Йюллиг (Carola Jüllig), куратор берлинской выставки, объясняет ажиотаж не только тем, что цветные фотоработы были сделаны по заказу государства с целью показать, как хорошо жилось в ГДР. «Конечно, это пропаганда. Но снимки не просто показывают позитивную сторону жизни, но и являются ценными с художественной точки зрения», — уверена она.
Martin Schmidt, Mitarbeiterin des VEB Kabelwerke Oberspree Berlin, 1980. Im Auftrag der „Gesellschaft für Deutsch‐Sowjetische Freundschaft“ für einen Prospekt über das Kabelwerk in russischer Sprache
В начале 1990-х Немецкий исторический музей выкупил работы двух восточногерманских фотографов, Мартина Шмидта и Курта Шварцера (Kurt Schwarzer), умершего в 2012 году. Сотни негативов отправили в хранилище, где они и застряли на все эти годы, пока их не нашла и не проявила Карола Йюллиг. Выяснилось, что в руках ее — настоящее сокровище.
Kurt Schwarzer, Sonja mit Handpuppen aus der Kindersendung „Abendgruß“, 1963. Titelbild der Frauenzeitschrift „Für Dich“ (Heft 49/1963)
Как и все жители западной части Берлина, она знала только черно-белую сторону жизни ГДР, тщательно задокументированную сотрудниками берлинского фотоагенства Ostkreuz. Но после того, как архивы Шмидта и Шварцера вынесли на свет, реальность восточного сектора приобрела другие краски.
Хорошо живется в ГДР
Снимки обоих фотографов напечатаны в большом формате, разделены по тематике и показывают повседневную жизнь простых людей в труде и на отдыхе. Вот рабочие добывают сталь, а вот пара влюбленных, сидя на мопеде, нежно смотрит друг на друга. Цветные карточки из ушедшего времени имели немного общего с действительностью, поясняет Карола Йюллиг. Хмурые люди, дряхлые автомобили, недовольные рабочие обычно не попадали в кадр, ведь никому не хотелось акцентировать внимание на плохом.
Martin Schmidt, Auszubildende eines Volkseigenen Gutes, 1967. Das Foto entstand für die Bildreportage „Berufe mit Zukunft“, die in der „FDGB‐Rundschau“ veröffentlicht wurde (Heft 10‐11/1967).
Martin Schmidt, Traktoristin, um 1965. Erschien 1970 als Titelfoto der Zeitschrift „Lernen und Handeln“, dem Funktionärsorgan des Demokratischen Frauenbund Deutschlands (DFD).
На открытии выставки Мартин Шмидт задержался у фотографии, на которой изображена крестьянка на тракторе на фоне сияющего голубого неба (заглавное фото). Шмидт сделал снимок в 1965 году для журнала Lernen und Handeln, общественного органа Демократического женского союза Германии. 40 лет спустя красный платок девушки и небесная синева по-прежнему празднично контрастны.
Kurt Schwarzer Fischgericht, 1965. 1965 publizierte der „Verlag für die Frau“ das Rezeptheft „Neue Fischtips“ mit Fotografien von Kurt Schwarzer.
Мартин Шмидт и Курт Шварцер — настоящие мастера своего дела. Они точно знали, как правильно построить кадр, чтобы он стал «говорящим», конечно, в рамках политики партии. Ведь все эти фотографии были инструментом рекламы. А товар, который они продвигали, назывался «социализм».
Внутренний посыл: «нет» войне
Но если Шварцер считал себя аполитичным художником, Шмидт, напротив, чувствовал себя политически ангажированным. Рожденный в 1925 году, он рос во времена национал-социализма. И после того, как его отец погиб на войне, у юного фотографа твердо сформировалась внутренняя потребность в другой пропаганде: рекламе мира. «Конечно, я работал на службе у государства и выполнял официальный заказ, но прежде всего я верил, что при социализме обществу жилось лучше, и сами люди были человечнее», — рассказывает он. Фотограф по-прежнему убежден в этом даже в 2014 году, через четверть века после того, как прекратила свое существование ГДР.
Kurt Schwarzer, Der neue Skoda 1000MB vor Schloss Pillnitz, 1964
Martin Schmidt, Blick vom Balkon des Altenheimes im Allendeviertel Berlin-Köpenick, 1980
Martin Schmidt, Sauenstall der LPG Semlow, 1966
Kurt Schwarzer, Im Restaurant des Interhotels „Zum Löwen“ in Leipzig, um 1967
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
На первом фото мотороллер IWL SR 56 Wiesel, из Людвигсфельда.
- ↓
0
Немцы сделали свой выбор. Для них он оказался верным. Мы сделали свой, и не туда попали.
- ↓
+2
Да… много не то чтобы ошибок, а много ГОРЯ принесли наши «реформаторы» и перестроечники простому народу! Сколько еще мы будем расхлёбывать после них всякого го-на!?
- ↓
+2
-Кстати..., для нас тогда, жизнь в ГДР казалась раем..., но…
До сих пор, как бы они там не лазали через «стену»..., у западных и восточных немцев осталась «стена»..., хотя об этом уже не говорится…
— Восточные немцы, в современной Германии, котируются за второй/третий сорт, не говоря уже о переселенцах…
- ↓
+8
Ужасная эта трагедия — сдача ГДР.
Стыдно смотреть на страну, которую мы заживо похоронили.
- ↓
+7
И где же здесь пропаганда? Обычная жизнь в нормальной стране. По оценкам ЦРУ США, уровень жизни в ГДР в 1988 г. составлял 85% от западногерманского и превосходил французский и итальянский.
- ↓
+1
Зажиточно они там жили ничего не скажешь…
- ↓
0
а где подписи по-русски под фотографиями?
- ↓
+2
Хорошие фотографии, жаль очень мало.
- ↓
+3
На фотографии, где 2 деда на балконе, на фоне 11-тиэтажка построена на подобии наших 9тиэтажек?)
- ↓