Советское фотоискусство 60-70-х
Шестидесятые – время надежд и всеобщего ощущения свободы, создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями…
Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.
«Невский проспект». 1968 год. Фото: Юрий Белинский
Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Юрия Лунькова («Зима» (1965)) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.
Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены героического труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю.Абрамочкин. Сибирь. Байкальские рыбаки. (1970-е)).
Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В жанровых сценках В.Богданова «Не мое собачье дело»(1960-е), И. Гневашева «Воскресенье» (1965), Д. Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) гоголевская ирония и внимание к деталям:
Особенно часто фоторепортеры 60-70-х обращаются к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу.
В шестидесятые дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопатой (В.Лагранж «Бабуся»(1961)), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа» (1970)) или играют в хоккей (В.Лагранж «Вратарь» (1961)).
Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от это не менее, а возможно, и более ценными.
Нельзя сказать, чтобы сейчас фотографы были талантливее, чем раньше. Сейчас просто аппаратные возможности намного шире, плюс соответствующее программное обеспечение. А вот раньше никакого Photoshop не было, и фотографы просто «ловили» удачные снимки. И получались весьма интересные работы, которые можно назвать очень удачными и в наше время.
А. Князев. В молодежном кафе. 1970-е
А. Суткус. На балтийском море. 1970
В. Арутюнов. Из серии Киевское балетное училище. 1970-е
А. Князев. Видит око, да зуб неймет. Буфет в аэропорту Внуково. 1971
А. Князев. А.Н. Косыгин в головном уборе вождя индейского племени. 1971
А. Князев. Завод. 1960-е
А. Князев. Целина. 1954
В. Лагранж. На скорую руку. 1960
В. Лагранж. Подароук. 1962
В. Лагранж. Страда. 1973
И. Гневашев. Отец и сын. 1960-е
И. Гневашев. увольнение. 1969
И. Гневашев. Детский сад на прогулке. 1960-е
Н. Грановский.Ул. Горького в час пик. 1960-е
Н. Грановский. Проспект Маркса. 1960-е
Н. Грановский. Проспект Маркса. Одностороннее движение. 1963
Н. Хорунжий. Ленинградский завод им.Кирова. 1960-е
«Солдат», 1973 год. Фото: Владимир Вяткин
«Качели», 1977 год. Фото: Михаил Голосовский
«Одесса. Лестница». 1969 год. Фото: Фридрих Гринберг
«Утро на пляже». Башкирия. 1978 год. Фото: Александр Гращенков
«Конкурс парикмахеров в Москве». 1975 год. Фото: Игорь Гаврилов
«Тени жизни». 1970 год. Фото: Михаил Дашевский
«Хлеб привезли». 1960 год. Фото: Григорий Дубинский
«Антимиры. Андрей Вознесенский». 1960 год. Фото: Юрий Иванов
Пожар в Москве. 1960 год. Фото: Владислав Киврин
«Стюардессы». 1970 год. Фото: Андрей Князев
«Разговор по душам. Н. Михалков и Д. Ольбрыхский». 1970 год. Фото: Галина Кмит
Из серии «Киевское балетное училище № 6», 1970 год. Фото: Виталий Арутюнов
«Тревога на позиции 3УР». 1970 год. Фото: Василий Куняев
Разлив. Фото: Владимир Лагранж
Архангельское. 1972 год. Фото: Галина Лукьянова
Л. Белоусова и О. Протопопов. 1965 год. Фото: Сергей Лидов
«Утро для моей девочки». 1975 год. Фото: Вильгельм Михайловский
«Ритм труда». 1960 год. Фото: Николай Маторин
«Мартовское солнце». 1962 год. Фото: Григорий Мхитарян
Парад на Красной площади. 1970 год. Фото: Александр Награльян
«Силуэт». 1960 год. Фото: Мирослав Муразов
«Утрата». 1964 год. Фото: Эдуард Песов
«Три тельняшки», 1968 год. Фото: Сергей Петрухин
Рекордный прыжок Валерия Брумеля. 1963 год. Фото: Александр Птицын
«Телеведущие». 1960 год. Фото: Лев Портер
Алексей Леонов, командир экипажа космического корабля Cоюз-14. 1973 год. Фото: Альберт Пушкарев
Новые «Запорожцы». 1960 год. Фото: Николай Рахманов
На выставке. Девочка с сумкой. 1960 год. Фото: Николай Токарев
Загадочная Азия. Монголия. 1973 год. Фото: Юрий Транквиллицкий
«Лебеди». Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов. 1963 год. Фото: Евгений Умнов
«Блок». 1970 год. Фото: Игорь Уткин
«Дорога», 1975 год. Фото: Гунар Бинде
«Догулялся». 1960 год. Фото: Николай Хорунжий
«Оранжевое солнце». 1960 год. Фото: Анатолий Хрупов
«Элегия», 1970 год. Фото: Валдис Браунс
«Удивление Евгения Моргунова», 1970 год. Фото: Василий Егоров
«Грачи прилетели», 1964 год. Фото: Микола Гнисюк
«Плевать мне на Мальтуса», 1960 год. Фото: Виктор Ахломов
«Кто станет новым хозяином службы знакомств?», 1970 год. Фото: Борис Кауфман
Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.
«Невский проспект». 1968 год. Фото: Юрий Белинский
Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Юрия Лунькова («Зима» (1965)) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.
Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены героического труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю.Абрамочкин. Сибирь. Байкальские рыбаки. (1970-е)).
Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В жанровых сценках В.Богданова «Не мое собачье дело»(1960-е), И. Гневашева «Воскресенье» (1965), Д. Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) гоголевская ирония и внимание к деталям:
Особенно часто фоторепортеры 60-70-х обращаются к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу.
В шестидесятые дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопатой (В.Лагранж «Бабуся»(1961)), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа» (1970)) или играют в хоккей (В.Лагранж «Вратарь» (1961)).
Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от это не менее, а возможно, и более ценными.
Нельзя сказать, чтобы сейчас фотографы были талантливее, чем раньше. Сейчас просто аппаратные возможности намного шире, плюс соответствующее программное обеспечение. А вот раньше никакого Photoshop не было, и фотографы просто «ловили» удачные снимки. И получались весьма интересные работы, которые можно назвать очень удачными и в наше время.
А. Князев. В молодежном кафе. 1970-е
А. Суткус. На балтийском море. 1970
В. Арутюнов. Из серии Киевское балетное училище. 1970-е
А. Князев. Видит око, да зуб неймет. Буфет в аэропорту Внуково. 1971
А. Князев. А.Н. Косыгин в головном уборе вождя индейского племени. 1971
А. Князев. Завод. 1960-е
А. Князев. Целина. 1954
В. Лагранж. На скорую руку. 1960
В. Лагранж. Подароук. 1962
В. Лагранж. Страда. 1973
И. Гневашев. Отец и сын. 1960-е
И. Гневашев. увольнение. 1969
И. Гневашев. Детский сад на прогулке. 1960-е
Н. Грановский.Ул. Горького в час пик. 1960-е
Н. Грановский. Проспект Маркса. 1960-е
Н. Грановский. Проспект Маркса. Одностороннее движение. 1963
Н. Хорунжий. Ленинградский завод им.Кирова. 1960-е
«Солдат», 1973 год. Фото: Владимир Вяткин
«Качели», 1977 год. Фото: Михаил Голосовский
«Одесса. Лестница». 1969 год. Фото: Фридрих Гринберг
«Утро на пляже». Башкирия. 1978 год. Фото: Александр Гращенков
«Конкурс парикмахеров в Москве». 1975 год. Фото: Игорь Гаврилов
«Тени жизни». 1970 год. Фото: Михаил Дашевский
«Хлеб привезли». 1960 год. Фото: Григорий Дубинский
«Антимиры. Андрей Вознесенский». 1960 год. Фото: Юрий Иванов
Пожар в Москве. 1960 год. Фото: Владислав Киврин
«Стюардессы». 1970 год. Фото: Андрей Князев
«Разговор по душам. Н. Михалков и Д. Ольбрыхский». 1970 год. Фото: Галина Кмит
Из серии «Киевское балетное училище № 6», 1970 год. Фото: Виталий Арутюнов
«Тревога на позиции 3УР». 1970 год. Фото: Василий Куняев
Разлив. Фото: Владимир Лагранж
Архангельское. 1972 год. Фото: Галина Лукьянова
Л. Белоусова и О. Протопопов. 1965 год. Фото: Сергей Лидов
«Утро для моей девочки». 1975 год. Фото: Вильгельм Михайловский
«Ритм труда». 1960 год. Фото: Николай Маторин
«Мартовское солнце». 1962 год. Фото: Григорий Мхитарян
Парад на Красной площади. 1970 год. Фото: Александр Награльян
«Силуэт». 1960 год. Фото: Мирослав Муразов
«Утрата». 1964 год. Фото: Эдуард Песов
«Три тельняшки», 1968 год. Фото: Сергей Петрухин
Рекордный прыжок Валерия Брумеля. 1963 год. Фото: Александр Птицын
«Телеведущие». 1960 год. Фото: Лев Портер
Алексей Леонов, командир экипажа космического корабля Cоюз-14. 1973 год. Фото: Альберт Пушкарев
Новые «Запорожцы». 1960 год. Фото: Николай Рахманов
На выставке. Девочка с сумкой. 1960 год. Фото: Николай Токарев
Загадочная Азия. Монголия. 1973 год. Фото: Юрий Транквиллицкий
«Лебеди». Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов. 1963 год. Фото: Евгений Умнов
«Блок». 1970 год. Фото: Игорь Уткин
«Дорога», 1975 год. Фото: Гунар Бинде
«Догулялся». 1960 год. Фото: Николай Хорунжий
«Оранжевое солнце». 1960 год. Фото: Анатолий Хрупов
«Элегия», 1970 год. Фото: Валдис Браунс
«Удивление Евгения Моргунова», 1970 год. Фото: Василий Егоров
«Грачи прилетели», 1964 год. Фото: Микола Гнисюк
«Плевать мне на Мальтуса», 1960 год. Фото: Виктор Ахломов
«Кто станет новым хозяином службы знакомств?», 1970 год. Фото: Борис Кауфман
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Супер
- ↓
0
электроника 302 в 1969 году? что то тут не то....)))
- ↓
0
Тени жизни — впечатляющее фото!!!
- ↓
+1
Спасибо, все очень замечательно.
- ↓
+1
Да одни имена фотографов чего стоят! Это не то, что сейчас размалёванных девиц с задранными ногами щёлкать и в фотошопе разрисовывать, это умение передать жизнь великой страны.
- ↓
+4
Спасибо! Время надежд, ощущения свободы, уверенности в будущем и профессионализма.
- ↓
+1
Как в детстве побывал
- ↓
0
Да Мальтус был не прав.
- ↓
+1
«Конкурс парикмахеров в Москве». 1975 год. Фото: Игорь Гаврилов. А Конституцию приняли в 1977… может обсуждали? Не помню…
- ↓
+9
Есть в фотографиях какая то неимоверная душевность, чистота и светлость, светимость даже! Просто поражает как люди, за возможность иметь «ржавое ведро с гайками», на котором готовы в туалет ездить и 200 сортов соевой колбасы продали душу и снова «вляпались» в капитализм, отступив в развитии человечества далеко назад, вернувшись к эксплуатации. Получается, что мы профукали не только великую страну, реальные достижения, но и память о миллионах наших предков проливших кровь для нашей свободы!
- ↓