Советская мультипликация к Олимпиаде-80

Одной из важнейших страниц в истории советской мультипликации является участие мультипликаторов в подготовке к Московской Олимпиаде 1980 года.


Евгений Мигунов. Разработка типажа Миши Олимпийского по заказу Олимпийского комитета СССР. Из архива художника
«Олимпийская» мультипликация разрабатывала несколько тем: история олимпийского движения, реклама товаров и услуг для гостей Игр, пропаганда спорта, физкультуры и здорового образа жизни, а также вклада Олимпиады в дело борьбы за мир и дружбы народов. Часты были обращения к пародированию «древнегреческого» материала и, разумеется, к образу Миши Олимпийского, созданному В.А.Чижиковым.


В.А.Чижиков и олимпийский Мишка, 1980-е годы
Важно отметить, что почти во всех случаях обращения аниматоров к олимпийской тематике инициатива исходила «снизу». Масштабное производство мультипликационных фильмов на сей раз не было госзаказом.
Первыми на событие откликнулись киевские мультипликаторы. Группа режиссёра Владимира Дахно раньше других задумалась о том, как отразить олимпийскую тему в рисованном фильме. Как рассказал художник-постановщик Эдуард Кирич, очень быстро пришла идея использовать уже давно разработанные и «надёжные», заслужившие зрительскую симпатию образы казаков (Тура, Око и Грая). Так было принято решение сделать «олимпийский» фильм «казацкого» цикла. Придумывать сюжет было легко: почти сразу нашлась идея погрузить казаков в перипетии античных мифов, противопоставив миролюбивым намерениям Зевса агрессивные и разрушительные планы Марса (Ареса). Разумеется, по ходу развития сюжета именно запорожские казаки оказывались главным препятствием на пути реализации зловещих планов Марса и, проявив сноровку во многих видах спорта, побеждали бога войны в боксёрском поединке. Таким образом, украинские мультипликаторы первыми взяли на вооружение античный колорит и выразили миротворческий характер олимпийского движения.


Фильм «Как казаки олимпийцами стали» был закончен уже в 1978 году.
14 февраля того же года директор «Союзмультфильма» М.М.Вальков направил заместителю председателя Оргкомитета «Олимпиады-80» И.Ф.Денисову письмо с предложением выпуска ряда мультипликационных фильмов с участием медвежонка Миши Олимпийского – талисмана Московских Игр. В письме испрашивалось разрешение на использование этого персонажа в мультипликации и в случае согласия высказывалась просьба выделить консультанта для совместной работы.
Как отмечалось позже, в частности, в сценарии телепередачи, посвящённой проекту, желание отразить олимпийскую проблематику у работников студии возникло именно после знакомства с типажом Миши Олимпийского, созданным Чижиковым. Этот герой, с его лучезарным обаянием, буквально просился на анимационный экран. Желание оживить Мишу, сделать его участником сказочного сюжета, придумать ему «биографию» и было основным стимулом для этой инициативы. К сожалению, ни Олимпийский комитет, ни руководство студии не только не привлекли Виктора Александровича к совместной работе, но даже не проинформировали его об этой идее.
Первой была запущена и снята лента В.М.Котёночкина «Кто получит приз?» В сценарии В.Г.Сутеева рассказывалась «предыстория» Миши Олимпийского, объяснялось, как и за что он стал олимпийским талисманом. В сюжете особо подчёркивалось, что высокую честь Миша заслужил не столько своими спортивными успехами, сколько моральными качествами: честностью, взаимовыручкой, жертвенностью, сочувствием к окружающим. Миша формально проигрывал лесные соревнования, но тем не менее был признан их победителем за проявление истинной спортивной доблести.

Эскиз к фильму «Кто получит приз?». Режиссёр Вячеслав Котёночкин, художники-постановщики — Александр Винокуров, Николай Ерыкалов. Из фондов Государственного центрального музея кино
Художник-постановщик Н.С.Ерыкалов первым из мультипликаторов выполнил задачу превращения эскиза Чижикова в мультипликационный типаж, декорационная часть фильма была выполнена его партнёром – одним из лучших живописцев студии А.В.Винокуровым. При запуске картины «Кто получит приз?» на заседании сценарно-редакционной коллегии обсуждалась возможность сделать Мишу «пушистым», применяя для этого различные способы (в частности, торцовку). Впрочем, на студии было принято решение, что в каждом фильме режиссеры и художники-постановщики будут самостоятельно трактовать внешний облик мультипликационного Миши, и единого подхода к типажу не возникло.
Разумеется, в «олимпийском проекте» невозможно было не задействовать Б.П.Дёжкина – виртуозного мультипликатора; режиссёра, заработавшего известность картинами спортивной тематики. Однако к 1979 году он находился уже не в лучшей творческой и физической форме. Мешал и возраст, и прогрессирующая потеря зрения. Хотя на стадии написания сценария (авторы – С.В.Рунге и сам Б.П.Дёжкин) будущий фильм не вызывал серьёзных опасений. Рабочее название сценария – «Друзей на свете много» (или «Два сувенира»), и темой его была преемственность олимпийских традиций.

Борис Дёжкин. Компоновка кадров к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Фильм рассказывал о дружбе Миши Олимпийского с талисманом предыдущей, Монреальской Олимпиады, — бобром Амиком. Более того, предполагалось, что у этого фильма будет и продолжение – с условным названием «Мы – Олимпийцы!».
В первом фильме Миша и Амик должны были познакомиться, подружиться и отправиться в путешествие по Сибири, в олимпийскую Москву.

Борис Дёжкин. Эскиз мизансцен к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Во втором фильме они должны были дать своеобразный шуточный концерт на московском стадионе. Фильм-концерт – ещё один излюбленный жанр Б.П.Дёжкина, концертные номера он часто вставлял и в свои картины иной тематики. Сохранились рукописные наброски Дёжкина, свидетельствующие, что он уже начинал разработку сюжета второй «серии».

Борис Дёжкин. Компоновка кадра к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Выпуск первого фильма был запланирован на октябрь 1979 года, но работа над лентой затянулась, и он остался единственной воплощённой частью дилогии.

Борис Дёжкин. Набросок типажа к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Литературный сценарий начинался с лесного ажиотажа из-за избрания Миши представителем на Олимпиаде.

Разработка мимики персонажа к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
В этот момент на вертолёте в лес прибывает Амик, находит медвежье жилище, просит познакомить его с Мишей, но не узнаёт его, перепачканного мёдом и малиной.

Борис Дёжкин. Эскиз мизансцены к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Когда Мишу отмывают, Амик торжественно передаёт ему олимпийский пояс. Заяц-марафонец доставляет в лес радиограмму с вызовом в Москву, и Амик с Мишей отправляются в путь, по дороге наблюдая животных, занимающихся различными видами спорта.
Финал в разных вариантах сценария (литературном и двух режиссёрских) отличался: в одном случае фильм должен был кончаться отправлением талисманов в путешествие, в другом – приключением на реке, когда Амик отставал от Миши, уплывшего на надувной лодке, догонял его на каноэ, и они чудом спасались после кораблекрушения.
В литературном же сценарии Миша и Амик благополучно проплывали по сибирской реке (причём Миша рассказывал Амику о новых стройках, плотинах, заводах, нефтяных вышках), и последним эпизодом было их путешествие по шоссе в кабине грузовика. Миша засыпал на плече у Амика, а перед ветровым стеклом на нитке уже висела фигурка маленького сувенирного Миши.

Борис Дёжкин. Разработка эпизода вручения олимпийского пояса из фильма «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино.
Третий вариант финала из ещё одного экземпляра литературного сценария, сохранившегося в личном архиве Дёжкина, рассказывал о встрече Миши и Амика в тайге с тигром, который, увидев на Мише пояс с олимпийской символикой, подвозил на своей спине медвежонка и бобра до трассы БАМа.

Борис Дёжкин. Разработка первоначального варианта финала фильма «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Фильм был запущен в подготовительный период в марте 1979 года. Уже в процессе работы над режиссёрским сценарием он приобрёл окончательное название – «Первый автограф», утратил эпизод с передачей олимпийского пояса, и причиной встречи Амика с Мишей стало желание бобра получить у Миши автограф, осуществлённое только в финале, на реке, после крушения. Тем не менее в рабочих раскадровках режиссёра сцена передачи пояса присутствует. Раскадровку и эскизы (художники-постановщики Б.П.Дёжкин и А.В.Винокуров) худсовет оценил очень высоко (есть сведения, что на том этапе художником-постановщиком фильма был Ю.В.Мещеряков), раскритиковав лишь музыку. Судя по рабочим записям Дёжкина, в качестве кандидатур композиторов он рассматривал Алексея Рыбникова и Игоря Ефремова, однако остановился на Викторе Лебедеве, хотя от этого выбора и предостерегал худсовет.

Борис Дёжкин. Эскиз к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Однако в процессе производства начались сложности. Из-за длительной болезни режиссёра сроки неоднократно переносились, и закончен он был лишь в конце января 1980 года. В процессе работы фильм очень сильно изменился, потерял множество выписанных в сценарии остроумных деталей (хотя еще во время приёма подготовительных работ Святослав Рунге пожелал, «чтобы Дёжкин придерживался того хорошего, что было им самим найдено»), сценарно-редакционная коллегия студии неоднократно признавала необходимость внесения в рабочий материал поправок.

Борис Дёжкин. Эскиз к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
В довершение всего, исправлений потребовала и редакционная коллегия Госкино, для чего фильм был отправлен на переработку, и окончательно принят только 26 февраля. В архиве режиссёра, например, сохранились целлулоидные фазы, на которых Амик и Миша пьют, соответственно, Кока-Колу и квас (в картине этого эпизода нет).

Борис Дёжкин. Эскиз мизансцены к первоначальному варианту финала фильма «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Несмотря на многочисленные рисунки Миши и Амика в резиновой лодке в раскадровках и эскизных рисунках, сохранившихся в режиссёрском архиве, из разнообразных вариантов финала Дёжкин выбрал встречу Миши и Амика с тигром, тоже охотящимся за Мишиным автографом (однако, в отличие от рабочих раскадровок и компоновок, в фильме отсутствует заключительный план, где бобёр с медвежонком должны были ехать на тигре верхом). Кроме того, вместе с другими деталями из картины исчезла почти вся олимпийская и национальная символика, из-за чего сюжет окончательно перестал читаться, а значение фигуры бобра стало вовсе туманным – никаких намёков на связь этого героя с Монреальской Олимпиадой, и вообще – с Канадой, не осталось. Очевидно, что это было связано с международными политическими осложнениями начала 1980 года, с массовым бойкотом Олимпийских Игр, одним из инициаторов которого первоначально выступила Канада. Инициатива эта была обнародована в январе 1980 года, практически одновременно с завершением работ над первой редакцией фильма. И, хотя впоследствии Канада в бойкоте участия не приняла, на тот момент появление её символики рядом с символикой Московской Олимпиады было неприемлемым. Это предположение объясняет многие метаморфозы, которые претерпела картина.

Борис Дёжкин. Набросок типажей к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
В частности, по сравнению с эскизными рисунками Дёжкина, сильно изменилась внешность бобра – он утратил одежду (вместе с эмблемой Монреальской Олимпиады), сохранив при этом первоначальные пропорции и строение корпуса. Исчезли и реплики Амика, приветствующего медвежью семью: «Хеллоу! Я – Монреаль, Канада!» — и многие другие, хотя и в диалоговом листе, заготовленном для озвучания, и в режиссёрских разработках мимики бобра подобные фразы фигурировали.

Борис Дёжкин. Набросок типажей к фильму «Первый автограф» (режиссёр — Борис Дёжкин, художники-постановщики — Борис Дёжкин, Александр Винокуров). Из фондов Государственного центрального музея кино
Вполне вероятно, что эти детали были удалены из фильма уже в процессе переработки, вызванной требованиями Госкино. В любом случае, «Первый автограф» в итоговом варианте может считаться одной из наименее удачных работ «олимпийского проекта».
И.А.Ковалевская, взявшись за олимпийскую тему, осталась верна своему излюбленному жанру – детскому музыкальному фильму. Её картина «Салют, Олимпиада!», законченная в октябре 1979 года, представляет собой рисованное ревю из трёх песен на стихи Михаила Пляцковского, исполняемых музыкальным ансамблем животных под руководством Миши Олимпийского.

А. Волков. Эскиз персонажей к мультфильму «Салют, Олимпиада!» (режиссер И.А.Ковалевская). Из личного архива режиссера
Предполагалось, что композитором фильма станет В.Я.Шаинский, однако в итоге музыку писал Анатолий Быканов, с которым ранее Ковалевская уже сделала мюзикл «Сказка о попе и о работнике его Балде» и фильм «Горный мастер».

А. Волков. Эскиз персонажей к мультфильму «Салют, Олимпиада!» (режиссер И.А.Ковалевская). Из личного архива режиссера
Художником-постановщиком картины был Александр Волков, а все вокальные партии исполнил Владимир Винокур.

А. Волков. Эскиз персонажей к мультфильму «Салют, Олимпиада!» (режиссер И.А.Ковалевская). Из личного архива режиссера
Несколько песен, звучащих в фильме, впоследствии тиражировались на пластинках из детского звукового журнала «Колобок».

А. Волков. Эскиз персонажей к мультфильму «Салют, Олимпиада!» (режиссер И.А.Ковалевская). Из личного архива режиссера
В том же 1979 году по заказу Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами Л.Л.Каюков снял фильм «Где же медвежонок?».

Эта работа преследовала сразу несколько рекламных целей: во-первых, рассказывала иностранным гостям Олимпиады о некоторых достопримечательностях Москвы (цирке, зоопарке, театре зверей и др.), во-вторых, рекламировала типичные русские сувениры (матрёшек, самовары, богородские или дымковские игрушки, и т.п.), в-третьих, пропагандировала удобства и быстроту перемещения по олимпийским городам Советского Союза во время проведения Игр. Сценарист М.Ф.Липскеров с виртуозной изобретательностью соединил эти разнообразные темы в едином сюжете (поисках медвежонка Миши его друзьями-сувенирами), украсив его целым рядом остроумных деталей. Художником-постановщиком картины выступила Валентина Гилярова. Работа, по-видимому, была завершена в самом конце 1979 года, прокатное разрешение было выдано в конце января 1980-го.
Самой масштабной работой «Союзмультфильма», приуроченной к Олимпиаде-80, стал цикл из трёх картин под общим названием «Баба-Яга против!» (авторы сценария А.Е.Курляндский, Г.Б.Остер, Э.Н.Успенский, режиссер В.И.Пекарь, художник-постановщик Т.В.Колюшева), первый фильм которого был завершён уже в 1979 году, в конце июня; а второй и третий – в 1980-м, в феврале и июне соответственно.

Разработка движения персонажей из фильма «Баба-Яга против! Второй выпуск» (режиссёр — Владимир Пекарь, художник-постановщик — Татьяна Колюшева). Из фондов Государственного центрального музея кино
Причем киносценарий второго выпуска начал разрабатываться только после завершения первого, в июле 1979-го, а работа над киносценарием третьего выпуска началась уже в ноябре 1979-го, когда второй фильм ещё не был закончен.

Разработка движения персонажей из фильма «Баба-Яга против! Второй выпуск» (режиссёр — Владимир Пекарь, художник-постановщик — Татьяна Колюшева). Из фондов Государственного центрального музея кино
Фильм был построен по принципу цикла «Ну, погоди!» — как погоня отрицательных героев (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча) за положительным (Мишей Олимпийским), в ходе которой преследователи попадают в ими самими расставленные «ловушки», а Миша, как и Заяц в первых выпусках «Ну, погоди!», даже не замечает нависшей над ним опасности. Каждый фильм представлял из себя цепочку трюков, объединённых общей задачей и «слоганом» «А Баба-Яга против!» (аналогом реплик «Ну, погоди!» в одноимённом цикле и «Ребята, давайте жить дружно!» в серии фильмов А.И.Резникова о коте Леопольде).

Разработка движения персонажей из фильма «Баба-Яга против! Второй выпуск» (режиссёр — Владимир Пекарь, художник-постановщик — Татьяна Колюшева). Из фондов Государственного центрального музея кино
Группой была проделана серьёзная работа, фильм был непростым по изобразительному решению (об этом можно судить даже по нетрадиционному характеру контура). Хотя Пекарь в своей режиссёрской деятельности больше не брался за эксцентрические сюжеты, этот необычный для него фильм не лишён определённых достоинств.
Очень своеобразно цветовое решение, типажи отрицательных героев, созданные Татьяной Колюшевой, предельно осовременены. Достаточно вспомнить Бабу-Ягу с маникюром, в пиджаке-жакете и женских сапогах, и Кощея в плаще, брюках и с короной-бейсболкой. Особенно хороши миниатюрный «одомашненный» Змей Горыныч и Избушка на курьих ножках, в пластике которой Пекарь использовал опыт работы над их с В.И.Поповым фильмом «Сокровища затонувших кораблей» (там схожим образом был сконструирован и двигался подводный научно-исследовательский аппарат «Нептун»).
Первоначально, в ходе разработки идеи, три фильма цикла имели индивидуальные названия: первый — «Талисман», второй – «Самоходная избушка», третий – «Мы – чемпионы!». Причем сюжеты двух первых выпусков в целом остались без изменения – в первом фильме Баба-Яга хочет задержать Мишу Олимпийского на его пути в Москву, во втором – похитить памятные сувениры для гостей Олимпиады.

Разработка движения персонажей из фильма «Баба-Яга против! Второй выпуск» (режиссёр — Владимир Пекарь, художник-постановщик — Татьяна Колюшева). Из фондов Государственного центрального музея кино
Что касается третьего фильма, то его тема в ходе работы над сценарием менялась: в первом варианте, обсуждавшемся в апреле 1978 года, предлагалось сделать двигателем сюжета желание Бабы-Яги погасить Олимпийский огонь, но это было воспринято некоторыми членами сценарно-редакционной коллегии студии (в частности, Ф.С.Хитруком), как изображение некоей диверсии на грядущей Олимпиаде.
Члены коллегии настаивали также на том, чтобы акценты в будущем цикле были расставлены правильно, и отрицательные персонажи были не врагами олимпийского движения, а противниками Миши Олимпийского (персонально), чтобы их конфликт строился не на вражде, а на конкуренции (что отразилось в репликах Бабы-Яги: «Почему он, а не я?» в адрес Миши).
Эти пожелания были учтены, и сюжетом третьего выпуска стало исправление отрицательных героев, которые должны были участвовать в спортивных состязаниях, используя свои традиционные атрибуты – метлу, ступу и т.п. Таким замысел выглядел и в конце 1978 года, когда первый выпуск запускался в производство. Однако впоследствии авторы вернулись к первоначальной теме третьего фильма, только заменили желание погасить Олимпийский огонь на стремление зажечь его раньше Миши.
Уже неоднократно предпринимались попытки трактовать сюжет цикла как аллегорию бойкота Московской Олимпиады западными державами, однако такое прочтение не выдерживает критики. Решение о бойкоте Олимпийских Игр принималось уже в 1980 году, после вторжения советских войск в Афганистан, к этому времени первый фильм был давно закончен, работа над вторым близилась к завершению, а третий был уже в производстве. Что же касается идеи серии, то, как видно из изложенного выше, она разрабатывалась ещё в 1978 году.
Ещё один фильм «олимпийского пакета» был сделан в жанре киноплаката. Это – «Большая эстафета» И.С.Аксенчука, который очень часто брался за съёмки фильмов подобного жанра. Фильм рассказывает об истории зарождения идеи Олимпийских Игр в античном мире, о забвении олимпийских идеалов на много веков, и о возрождении их в новое время. Почти вся вторая половина картины повествует об истории современных Олимпиад и завершается приглашением в гостеприимную олимпийскую Москву. При этом некоторые деликатные моменты олимпийской истории в фильме опущены (например, Берлинская Олимпиада 1936 года).

Первоначально, как уже рассказывалось выше, студия планировала снять одночастёвый фильм «Между жатвой и сбором винограда», выпуск которого планировался уже в 1978 году. Его сценарий писали лауреат конкурса на лучшую спортивную книгу В.Кукушкин и лауреат конкурса на лучший спортивный фильм В.Штейнбах, режиссёром должен был стать В.И.Морозов. Согласно аннотации, «в занимательной форме фильм рассказывает об истории Олимпийских игр, о служении спорта делу мира и сближения народов». Однако запуск этой работы в производство был отложен, а замысел видоизменился, и позже, в 1978 году, на «Союзмультфильме» предполагалось снять уже три фильма об истории Олимпийских Игр – «Между жатвой и сбором винограда» (об олимпиадах античности), «Возрождение» и «Олимпийская эстафета» (о современной олимпийской истории). Были подписаны договора с авторами на написание сценариев этих картин, в сценарную группу вошли режиссёр Ф.С.Хитрук и художник-постановщик В.Н.Зуйков. Однако выяснилось, что на «Мосфильме» Юрий Озеров по заказу Международного Олимпийского Комитета замышляет большой художественно-публицистический фильм об Олимпиаде, в который предполагается включить мультипликационные вставки аналогичного содержания. Поэтому выпуск анимационных фильмов на том же материале был сочтён нецелесообразным, и работа над сценариями была приостановлена.
И наконец, к Олимпиаде-80 был приурочен выход тринадцатого выпуска самого популярного советского мультипликационного цикла – «Ну, погоди!» (режиссёр В.М.Котёночкин, авторы сценария – А.Е.Курляндский и А.И.Хайт, художник-постановщик – С.К.Русаков, 1980 год).

Эскиз персонажа фильма«Ну, погоди! Тринадцатый выпуск» (режиссёр — Вячеслав Котёночкин). Из фондов Государственного центрального музея кино
К сожалению, этот выпуск в какой-то мере оправдал свою нумерацию и стал одной из наименее удачных работ серии. Возможно, сказались спешка и сценарная «обязаловка». На этот раз в качестве сюжетной основы использовалась «международная» тема – фабула строилась на том, что Волк постоянно путает Зайца с его «родичами» — спортсменами с разных континентов.

Светозар Русаков. Компоновка к фильму «Ну, погоди! Тринадцатый выпуск» (режиссёр — Вячеслав Котёночкин). Из собрания Георгия Бородина
Как и во многих других выпусках «Ну, погоди!», литературный сценарий был длиннее на целый эпизод и завершался очередной спортивной погоней (в форме спортивной ходьбы), но Котёночкин сократил такое окончание. Тем не менее Волк и Заяц, вслед за казаками Владимира Дахно, тоже стали олимпийскими чемпионами. Эта работа была разрешена к выходу на экраны в начале апреля 1980 года.
Позже всех в «предолимпийский марафон» включилась студия «Мульттелефильм», входившая в Творческое объединение «Экран» Центрального Телевидения. Здесь инициатива создания мультфильмов олимпийской тематики исходила от главного редактора Э.И.Бабахиной. К сожалению, большинство «олимпийских» лент этой студии отличает довольно низкое художественное и техническое качество, что объясняется, видимо, не только худшей отлаженностью производственных процессов, чем на «Союзмультфильме», но и чрезвычайно сжатыми сроками, в которые эти фильмы создавались.
Самой своеобразной продукцией «Мульттелефильма» олимпийского года стал целый «пакет» короткометражных фильмов длиной преимущественно от одной до двух с половиной минут. В каждом из них два клоуна разыгрывают короткую пантомиму-репризу на тему одной из олимпийских дисциплин. Название вида спорта почти автоматически становилось названием картины.

Такие фильмы оказались весьма удобны для заполнения промежутков между телепередачами, особенно учитывая отсутствие на советском телевидении рекламных пауз (для рекламных роликов отводилось специальное время, обозначенное в программе). Именно эти фильмы, можно сказать, дали начало специфическому формату, характерному для «Мульттелефильма», и ставшему очень распространённым на телевидении в 1980-е годы – «микрофильму» (ранее мультфильмы длиной в несколько минут, не носившие рекламного или служебного характера, были большой редкостью даже на советском ТВ). Сценарии цикла микрофильмов «Олимпиада-80» писали ведущие советские юмористы (Аркадий Хайт, которому принадлежит наибольшее количество сюжетов этих роликов, Эдуард Успенский, Михаил Липскеров, Ирина Марголина, Григорий Остёр, Александр Курляндский, Александр Семёнов, Борис Ларин, Леонид Лиходеев, Анатолий Тараскин и другие).
Более крупными по метражу работами в 1980 году дебютировали в режиссуре два молодых на тот момент мультипликатора – А.И.Федулов и Б.Д.Тузанович. Они сняли по одному фильму с участием Миши Олимпийского длиной в четыре – четыре с половиной минуты каждый, оба – по сценариям А.В.Тимма. В «Нокауте» Бориса Тузановича Миша защищает малышей от хулигана и курильщика Барбоса
в «Метаморфозе» Александра Федулова – заставляет ленивого быка заняться спортом. Хотя фильмы эти почти не представляют интереса, но авторы, для которых они явились «путёвкой в режиссуру», оставили весьма заметный след в мультипликационном кино.

Еще более крупный – почти девятиминутный – фильм снял в 1979 году Б.А.Акулиничев. Это была первая картина олимпийской тематики на «Мульттелефильме» — «Олимпийский характер»

В ней, как и в ленте «Кто получит приз?», изображались соревнования животных с участием Олимпийского Миши. Но, в отличие от работы В.М.Котёночкина, действие в «Олимпийском характере» было перенесено в условное пространство газетных страниц, что позволило авторам применить приём «оживших слов», обозначающих предметы или явления. Интересно, что в этой картине поднималась редкая для советского кино тема допинга – он был представлен в виде летающего слова «оса», которое пыталось ужалить одного из участников соревнования. Для ясности пришлось растолковать в одной из реплик, что допинг – это «наркотик такой, запрещённое средство».
Единственную крупную кукольную ленту к Олимпиаде снял в 1980 году К.Г.Малянтович. Это – «Топчумба», экранизация одноимённой сказки Б.В.Заходера (художник-постановщик – И.В.Дегтярёва).

Авторы вовремя заметили сходство главного героя заходеровского сюжета с медвежонком Мишей. Учитывая спортивную тематику сказки, такой фильм пришёлся очень кстати в олимпийский год.
Но самой крупной по метражу (почти 17 минут) «олимпийской» работой «Мульттелефильма» и, пожалуй, наиболее удачной является фильм А.И.Солина «Колесо Фортуны» (1980, автор сценария Л.И.Лиходеев, художник-постановщик И.А.Пшеничная).

Сценарий Леонида Лиходеева изначально требовал серьёзной переработки, которая и была произведена режиссёром. Однако из-за временных затрат на переделку сценария сроки производства фильма были сильно сжаты. Это подтолкнуло Солина и Пшеничную к отказу от фонов и целлулоида и выбору необычной технологии: весь фильм снят на листах «кальки» (контур нанесён ручкой и раскрашен цветными карандашами), при этом декорационное решение упрощено до минимума и сведено к нескольким деталям, которые рисовались заново на каждой фазе движения. Содержанием работы вновь стала фантазия на древнегреческие темы, как и в фильме Дахно «Как казаки олимпийцами стали». Однако с Аресом на сей раз соревновался Геракл, олицетворяющий спортивную доблесть и честность. В пародийном поединке героев, как и в картине Дахно, изображались многие современные виды спорта. Трудоёмкий фильм был сдан в срок и демонстрировался во время Олимпиады. До сих пор эта картина смотрится с интересом, несмотря на несколько замедленный темп действия.
Таким образом, можно смело говорить о том, что вклад отечественных мультипликаторов в олимпийское движение оказался в итоге не менее достойным, чем вклад архитекторов, скульпторов, дизайнеров, графиков, живописцев, монументалистов и художников других специальностей.
« С чего "Электроника" в СССР скопировала свои...
Советский зять греческого миллиардера »
  • +97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
А к прошедшей Олимпиаде не было мультов? А эти такие добрые!
+3
Перефразирую известную датскую песню:«Пусть всегда будут мульты».
+3
Очень интересный материал! Спасибо большое!!! Я смотрела только «Кто получит приз?» и «Баба-Яга против..»Остальные благодаря материалу нашла и посмотрю!!!
+1
Бобра не помню!!!
+2
Все мультики очень знакомы и любимы. Огромное спасибо за них создателям. Жалко мои дети их смотреть не хотят. Стыдно и обидно что не смогла привить им чувство патриотизма к нашим мультикам.
+4
красиво
+4
Не все мультики удачны.Но сколько труда кропотливого!