Нисон Ходза "Пасха" - советская книжка для детей
История появления этой книги описана самим Нисоном Александровичем в журнале «Детская литература» (№ 5 за 1971 год). В 1929-м он работал в Ленинграде в отделении Госиздата, где руководил ячейкой безбожников. На страницах ленинградского комсомольского органа — газеты «Смена» — товарищ Ходза «воевал с богами».
Однажды С.Я. Маршак, который работал в соседней комнате, сказал мне:
— Голубчик, вы должны написать для детей небольшую антирелигиозную книжку, у вас это должно получиться.
Нисон Александрович не посмел отказать маститому литератору и через месяц принес Маршаку свой антипасхальный труд. В печать книга пошла немедленно — через два месяца после написания автор держал первый экземпляр «Пасхи».
Ходза Нисон Александрович (16 января 1906, Томск — 12 июня 1978, Ленинград) — детский писатель, переводчик.
Автобиографическая статья Нисона Ходзы из журнала «Детская литература» (1971. — № 5.).
Родился в Томске, в семье мастера на пивоваренном заводе. В 1916 поступил в Томское реальное училище. Заболевание туберкулёзом заставило переехать из Сибири в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца. Окончил Севастопольский промышленно-экономический техникум (1923), поступил в Одесский институт народного хозяйства. После окончания в 1927 был направлен на стажировку на один год в Ленинградское отделение Госиздата, а по окончании стажировки оставлен на постоянную работу. Проработал в издательствах с 1928 по 1938.
Работая в издательстве, начал заниматься литературным трудом. В 1931 в Госиздате выпустил книжку для младшего школьного возраста «Пасха». В 1933 в Партиздате под псевдонимом Д.Засохин вышла его книга о происхождении религиозных праздников. В 1938 году Детгиз издал для дошкольников и детей младшего школьного возраста книгу «Щорс».
После резкого сокращения деятельности издательства «История фабрик и заводов» в 1938 году один год работал ответственным литературным сотрудником в газете «Крестьянская правда». После ликвидации газеты перешёл в Радиокомитет Ленинградского радио, где проработал с апреля 1939 по февраль 1947.
Во время Великой Отечественной войны войны писал для радиопередач всё, что требовала обстановка: заметки, репортажи с фронта, очерки, рассказы.
В 1947 по решению Бюро Ленинградского обкома партии направлен на работу в газету «Ленинградская правда», но осенью 1949 все члены редколлегии были освобождены от работы в газете. С сентября 1949 переключился на литературную работу, продолжая одновременно внештататную редакционную работу в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат».
В 1949, связавшись с землячеством китайских студентов в Ленинграде, занялся изучением китайского фольклора и в конце 1951 в литературной обработке Ходзы вышел сборник китайских народных сказок, затем ещё два сборника, записанных от студентов корейцев и монголов. В 1955 опубликовал сборник по мотивам индийских сказок «Волшебная чаша».
С 1955 — член Союза писателей СССР. С конца 1960-х — член правления и председатель секции детской литературы Ленинградской писательской организации, бессменный член редколлегии журнала «Детская литература», опубликовал десятки книг для молодого читателя, плодотворно работал до самых последних дней.
Однажды С.Я. Маршак, который работал в соседней комнате, сказал мне:
— Голубчик, вы должны написать для детей небольшую антирелигиозную книжку, у вас это должно получиться.
Нисон Александрович не посмел отказать маститому литератору и через месяц принес Маршаку свой антипасхальный труд. В печать книга пошла немедленно — через два месяца после написания автор держал первый экземпляр «Пасхи».
Ходза Нисон Александрович (16 января 1906, Томск — 12 июня 1978, Ленинград) — детский писатель, переводчик.
Автобиографическая статья Нисона Ходзы из журнала «Детская литература» (1971. — № 5.).
Родился в Томске, в семье мастера на пивоваренном заводе. В 1916 поступил в Томское реальное училище. Заболевание туберкулёзом заставило переехать из Сибири в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца. Окончил Севастопольский промышленно-экономический техникум (1923), поступил в Одесский институт народного хозяйства. После окончания в 1927 был направлен на стажировку на один год в Ленинградское отделение Госиздата, а по окончании стажировки оставлен на постоянную работу. Проработал в издательствах с 1928 по 1938.
Работая в издательстве, начал заниматься литературным трудом. В 1931 в Госиздате выпустил книжку для младшего школьного возраста «Пасха». В 1933 в Партиздате под псевдонимом Д.Засохин вышла его книга о происхождении религиозных праздников. В 1938 году Детгиз издал для дошкольников и детей младшего школьного возраста книгу «Щорс».
После резкого сокращения деятельности издательства «История фабрик и заводов» в 1938 году один год работал ответственным литературным сотрудником в газете «Крестьянская правда». После ликвидации газеты перешёл в Радиокомитет Ленинградского радио, где проработал с апреля 1939 по февраль 1947.
Во время Великой Отечественной войны войны писал для радиопередач всё, что требовала обстановка: заметки, репортажи с фронта, очерки, рассказы.
В 1947 по решению Бюро Ленинградского обкома партии направлен на работу в газету «Ленинградская правда», но осенью 1949 все члены редколлегии были освобождены от работы в газете. С сентября 1949 переключился на литературную работу, продолжая одновременно внештататную редакционную работу в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат».
В 1949, связавшись с землячеством китайских студентов в Ленинграде, занялся изучением китайского фольклора и в конце 1951 в литературной обработке Ходзы вышел сборник китайских народных сказок, затем ещё два сборника, записанных от студентов корейцев и монголов. В 1955 опубликовал сборник по мотивам индийских сказок «Волшебная чаша».
С 1955 — член Союза писателей СССР. С конца 1960-х — член правления и председатель секции детской литературы Ленинградской писательской организации, бессменный член редколлегии журнала «Детская литература», опубликовал десятки книг для молодого читателя, плодотворно работал до самых последних дней.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
так вот на чём наших либероидов воспитывали!
- ↓
+2
Меня заинтересовало и поразило — другое — " Пасха — день драки и обжорства"...)) ну, а как же традиции наши — хлебо-сольные — что в царской России, что в СССР?...)), да и ныне тоже...))) Второе — родился автор — «в семье мастера на пивоваренном заводе» — с детства видно ненависть к алкоголю — ведь все мастера — дигустаторы...))) И третье более важное — почему книга для детей...? — где же детство?
- ↓
+2
Ань. Ну парню 25 лет было. Время «весёлое». Да мало ли тогда понаписано чего было?)).
Просто он в писатели пробился. Вот и ценность некоторую его первый труд приобрёл.
Только всё равно, мне кажется, что он подогрел интерес, а не ослабил.
- ↑
- ↓
+1
… ну, да — есть такое — «подогрел интерес» — запретный плод сладок...))… мы так малышней (5-7) лет о любви шушукались натихоря ..., А сейчас все все знают еще в утробе мамы...)). Извините за сравнение, но по-моему, — это была тоже — запретная тема...))
- ↑
- ↓
+1
почему книга для детей и что в ней детского?
неужели не поняли? это было зарождение основ советской пропаганды и борьбы с «мракобесием религиозных бабушек»
Началась борьба за сознание детей, за новое безбожное поколение атеистов для которых будет религией " научный атеизм"
вот яркий пример как сейчас на Украине борются за сознание детей, а по сути за будущее.
www.youtube.com/watch?v=qupY8pXqkMk
- ↑
- ↓
+2
… вот и плохо — что детство забрали...((
- ↑
- ↓
+1
… очень противоречиво — как итог — многие со мной согласятся — ведь все наши бабушки пекли пасхи и караваи — да, и Политбюро почитало...)) Для галочки что ли...?
- ↑
- ↓
+1
ага и самогон гнали не плохой…
- ↑
- ↓
+1
что значит «почитало Политбюро»?
когда крестили детей в храме или венчали или хоронили и отпевали они, эти бабушки, вспоминали про Политбюро?
почитали всегда в душе Христа, а законам бренного времени и временных царей лишь подчинялись.
- ↑
- ↓
+3
… а то и почитало — ПАСХУ, почитало политбюро — понятно?
- ↑
- ↓
0
ну я вас понял. Вы готовы всё почитать и всем угодить.
не удастся так
- ↑
- ↓
+3
… я ж ведь не Политбюро..., чтобы всем угодить......))
- ↑
- ↓
+1
)))+
- ↑
- ↓
-1
хочу спросить всех кто поставил минусы по моим постом который ниже.
Для вас лично вот эта книжонка и есть сборник мудрости и настольная книга?
Что даёт вам лично чтение подобной макулатуры?
Автор не проанализировав все факты что наблюдал в жизни выложил их с одной единственной целью которая и была его заданием: обосрать все религиозные традиции русского народа, показать всё негативное с целью вызвать отвращение.
Только на первый взгляд можно не поняв причин такого пьянства судить о нравах в после революционной России?
Порушив религиозные традиции, храмы, уничтожая физически священство (в том числе и закапывая его живьем! ), что могло творится в душе простых людей в великий праздник Пасхи? Только скорбь, чувство вины и беспощадные угрызения совести. Что смогли предоставить народу большевики, уничтожив православие? ничего, кроме 1800 000 бутылок водки на праздник Пасхи.
- ↓
+3
Да, уговорили. И я минус поставлю. Вот почему:
«боссали и облили пивом», «обосрать все религиозные традиции », «пасквили» и т.п. аргументы работают ПРОТИВ ваших утверждений.
Ощущение мракобесия в логике Вашей ни как не стыкуется с Верой.
Правда я не крещён и атеист. Возможно ошибаюсь и верующим людям такая аргументация нравится…
Своё мнение я написал ниже. Это скорее популяризация…
- ↑
- ↓
-3
это и есть мракобесие ??? надо же! а я то думал просто бурное выражение эмоций ))
какой вы интеллигентный однако, что таких слов даже не употреБЛЯете ))
значит популяризация? ясно
а чего именно популяризация то? поверхностного отношения к истории православия в России? к ее святым? к самой сути религии?
кстати о том, чтоб принять Таинство Крещения надо вам все же подумать.
Почитайте жития святых православных.
- ↑
- ↓
+3
Так выражайте эмоции во дворе.
Вам и чтение жития святых не помогло.
О чём говорить то тогда?))))))))))
- ↑
- ↓
-2
они бы меня прекрасно поняли!
не то что нынешняя интеллигенция в мозгах ковыряющая в поисках бога )))
- ↑
- ↓
+2
Вот это и напрягает… я о первом.
- ↑
- ↓
0
расслабьтесь! обычные слова! и ни какого мата!
Жириновский пусть у меня поучится эмоции выражать )
- ↑
- ↓
+4
'«во всех странах духовенство поддерживает капиталистов»
- ↓
-7
судя по цвету страниц эту книжонку не один раз уже обоссали и облили пивом.
Такие пасквили ценны только тем что хорошо ими печки и костры растапливать.
А автору этой гнусной книжонки на том свете не раз еще отрыгнется за подобную хулу на все что свято русского православного народа.
- ↓
+1
Антирелигиозного в этой книге не так уж и много, скорее сбор традиций породивших праздник Пасхи.
- ↑
- ↓
0
Не читала и не видела такой книжки.
- ↓
0
надо поискать такую книжку
- ↓
0
много чего не понятно
- ↓
+6
Мелко очень. Лень читать всё. Наискось прочёл.
Ощущение двойного дна у теста.
Скорее популяризация это, возможным способом.
Но, мелко. Не вник толком.
- ↓
-2
добдавлю за такой шедевр еще + ))
с меня не убудет )))
- ↑
- ↓
0
Почитайте жития святых православных.©
А вдруг поможет?)))
- ↑
- ↓
-2
нет, уже вряд ли поможет )
особенно после общения с вами ))))
оооочень дурно на меня влияют подобные форумы )
- ↑
- ↓
0
Да?))
Тогда ещё раз: Почитайте жития святых православных.©
Крепость убеждений Вам надо восстанавливать..))
- ↑
- ↓
-2
в пустыню мне пора!
посыпать голову пеплом и тихо удалиться, покаявшись и за вас помолившись
- ↑
- ↓
+1
Весна… как раз. Вспомните происхождение выражения «козёл отпущения».
Я поддерживаю Ваше решение!))
- ↑
- ↓
-1
… камень, отвергнутый строителями, лег во главу угла ©
- ↑
- ↓
-2
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит. Камнем называет Себя Самого, а строителями — учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и бес в Тебе». Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою. Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь, содержащая и объединяющая нас верою, — Божественного происхождения; она достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и в таком смысле, что слово Христово утверждено и засвидетельствовано чудесами, так что устройство церкви чудно. Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим. Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле, как видим это на несчастных иудеях. Это и значит «раздавит», то есть рассеет их.
- ↑
- ↓
0
Собирались в пустыню? Так и идите. Не флудите.))
- ↑
- ↓
-1
что вас так мои посты раздражают?
или видите в них какую то угрозу?
придёт время и уйду. Вы же здесь не модератор как понимаю?
- ↑
- ↓
0
Хочется связи между комментами. А Вам?
- ↑
- ↓
0
ваши таланты меня поражают!
написать буквально ни о чем и заработать +6 голосов!!!
Мессинг просто отдыхает!
вот вдуматься что написали:
" мелко очень… лень читать… наискось прочёл… двойное дно ( кстати где второе то ?)… но,… мелкие что то, вот вчерась были крупные, но по 5 рублей ))))) "
- ↑
- ↓