Советская мозаика
Фасады советских зданий часто украшались мозаиками. Монументальные панно до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображались герои труда – космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники, доярки на пути к светлому будущему.
В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства –герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
В советское время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами…
Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры.
Эти панно радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: позитив и боевые лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы.
Технически, мозаики советских времен, гораздо ближе к античным. Хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов — невооруженным глазом видно, что за каждым панно стоят месяцы кропотливой работы множества людей.
В 70-80-тые года, мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. Так как для мозаики использовались привезенные материалы, было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Сейчас большинство заводов остались в прошлом. Ведь Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь.
Конечно в то время это были идеологические рисунки, изображение Ленина. На домах культуры, это были счастливые пионеры, октябрята с уверенностью смотрящие в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие. Но, не смотря на множество идеологических произведений, можно было найти и достаточное количество сюрреалистических картин.
Везде, где только можно, применялась мозаика. Это наверно была визитная карточка времен Советского Союза. И даже сейчас в большинстве крупных городов бывшего СССР можно найти сохранившиеся произведения искусства, которые напоминают нам о былом величии Советского Союза.
Через столько лет, настенная мозаика продолжает радовать наш глаз, и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее…
«Карта индустриализации СССР»
Наверно, самая прекрасная и потрясающая мозаика, которая получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже, и золотую медаль, но уже в Нью Йорке, была и остается карта СССР из самоцветов — «Индустрия социализма». Она выполнена в технике флорентийской мозаики.
Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза. Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.
Выложенная тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, карта впервые засияла в 1937-м году на всемирной выставке в Париже. Она должна была поразить воображение европейцев наряду с гигантскими «Рабочим и колхозницей».
Горы на карте — из яшмы, рядом — лазуритовые моря и реки, города — сплошные рубины. Все в полном географическом соответствии с оригиналом.
Самыми дорогими камнями — изумрудами — помечали объекты промышленности. Правда, их большую часть времени хранили в сейфе, как говорится, от греха подальше. Причем, опасались не грабителей, а шпионов — чтобы не служили наводкой.
Впечатляет не только искусство мастеров, создавших панно из самоцветов, но и стоимость произведения. В 1940-х годах карту вывозили на выставку в Нью-Йорк и застраховали ее на 137 миллионов долларов. Трудно даже представить, сколько панно может стоить сегодня.
В специальных чемоданах перевозили фрагменты карты, всего их 96. Делятся они ровно по меридианам и параллелям. Так карту доставляли и на Всемирную выставку в Париже в 37 году.
До 1982-го года карта выставлялась в Эрмитаже, пока не была снята с экспозиции из-за ветхости. Чтобы спасти уникальное произведение искусства реставраторы разработали уникальный метод переноса фрагментов панно на новую основу.
Рядом с картой выставлен еще один великолепный образчик камнерезного искусства –герб СССР, техника исполнения: флорентийская и русская мозаи-ка, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Материалы: поделочные и ювелирные камни, серебро, алюминий, латунь, текстолит. Диаметр – 130 см. Вес – 200 кг.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
А где сейчас карта ССР и герб?
- ↓
+3
А в Астрахани за последнее десятилетие все мозаики или заштукатурили, или закрыли панелями…
- ↓
0
Ой, да.Про этот бедненький городок( с богатыми людьми) вообще надо отдельную тему создать.
- ↑
- ↓
0
Что за сарказм? Причём здесь бедные и богатые, если речь идёт о мозаике, которая иногда как произведения искусства.
- ↑
- ↓
0
Там мозаики не было… просто натуральный мрамор…
- ↑
- ↓
+1
Евроремонт, типа… недоумки… Главная проходная Ижевского автозавода была отделана натуральным мрамором с мраморным же полом… всё снесли и сделали кафельную плитку…
- ↑
- ↓
+1
… а мрамор пошёл кому-то на дачу.
- ↑
- ↓
0
Наверное, не знаю…
- ↑
- ↓
+6
Какие сюжеты замечательные-материнство, отцовство, жизнь, созидание, покорение космоса! Сейчас идеалы другие-сруби бабла, нажрись, совокупись… Твари, такую страну угандонили…
- ↓
+3
Мастера!!!
- ↓
+1
классная мозаика!!!
- ↓
0
В позднесоветском искусстве было много интересного и высокохудожественного. Просто официально на щит в большинстве поднималась всякая лабуда.
(А в действительности застежки-разговоры на шинелях были КОСЫЕ. Это художники их для красоты норовили изобразить прямыми, как на рубахах.)
- ↓
+2
М.В. Ломоносову — Слава!
- ↓
+1
шикарно!!!
- ↓
+8
феноменально! вот такие умельцы!
- ↓
+7
Оч.красиво, настоящие произведения искусства. До сих пор яркие и красочные!
- ↓