На съёмках фильма "Приключения Электроника"

«Приключения Электроника» — один из самых популярных фильмов советского пространства, который раскрывал мечту любого школьника того времени. Этот фильм стал культовым и одинаково пользовался популярностью как у детей и подростков, так и у взрослого поколения.
Еще в 1964 году писатель Евгений Велтистов написал первую книгу об Электронике. В то время это было ультрамодной темой — и фантастическая история о чудо-роботе покорила сердца читателей. Позже Велтистов придумал продолжение приключений Электроника и создал новых персонажей. Все они были столь самобытны, что просто просились на киноэкран.
В 1979 году режиссер Константин Бромберг решил снять на Одесской киностудии фильм по этой книге и показать юным зрителям историю удивительного робота, обыкновенного мальчика Сережи Сыроежкина и их многочисленных друзей. В качестве сценариста был приглашен сам Евгений Велтистов. Пока он создавал новую версию приключений Электроника, режиссер был озабочен проблемой — где взять исполнителей главных ролей — Сыроежкина и Электроника. В начале 1979 года Одесская киностудия объявила всесоюзный розыск. Искали двух мальчиков-близнецов.


Они должны были уметь буквально все. Начиная с игры на гитаре и заканчивая вождением мопеда. Перепробовали сотни пар. Искали везде: в самой Одессе, в Киеве, по республикам и областям СССР. И наконец – находка. В московской школе №23 учились братья Владимир и Юрий Торсуевы, которые и пели, и плясали, и играли на гитаре, и гоняли на мопеде. Фильм “Приключения Электроника” был спасен. Премьера состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория “Украина”. А спустя месяц, 2 мая 1980 года, фильм вышел в телеэфир на просторы нашей некогда бесконечно огромной страны.
“Однажды стоял мороз под 40 градусов, и, кроме братьев Торсуевых, на встречу никто не пришел, – рассказывает второй режиссер картины Юлия Константинова. – Привела их мама. Они что-то прочитали, сыграли на гитаре, спели. И хотя на главные роли мы планировали мальчиков помладше, но утвердили все же 12-летних Торсуевых. Юра на пробах стал Электроником, а Володя – Сыроежкиным, но что-то не получалось. Тогда режиссер поменял их местами – и съемка пошла как по маслу. Для фильма волосы братьям покрасили в светло-рыжий цвет, и так они ходили в школу. Мальчики умоляли разрешить им постричься, но потом привыкли”.


“С появлением Торсуевых внезапно возникла проблема, – говорит Юлия Константинова. – Когда мы в Одессе поставили их в кадре рядом с Гусевым, то этот по роли хулиган-верзила оказался им по плечо! Это было ЧП. Надо снимать, а у нас нет Гусева! В последний решающий день я заглянула в одесский интернат. Только вошла, а на меня, скатившись с перил, свалился смешной длинный конопатый мальчишка, Вася Скромный. Он и стал нашим неподражаемым Гусевым”


Во время съемок дети быстро росли. Приходилось постоянно перешивать им костюмы. Девочка в одном дубле улыбнулась полным ртом зубов, а в следующей сцене у нее уже передних зубов нет! “Мне нужно было, чтобы класс веселился, глядя, как Электроник доказывает теорему Пифагора, – вспоминает режиссер Константин Бромберг. – А дети устали и не хотели смеяться. Я выхожу к доске, даже не зная, что сейчас сделаю, и говорю: “Ребята, я вам покажу позывные радио Австралии, смех птицы ку-ки-бурры”. И начинаю по сумасшедшему ржать. Весь класс лежал от хохота!”

Декорации школы построили на Одесской киностудии. На съемки пришли с десяток хмурых пожарных и потребовали снести декорации. На следующее утро они снова открыли павильон и обалдели. Вся съемочная группа – впереди больше сотни детей, за ними взрослые – стояла кольцом. Вышел вперед Гринько и сказал: “Только через наши трупы!” – и пожарные отступили.

Спустя 26 лет создатели фильма “Приключения Электроника” получают благодарные письма со всего мира. А искусствоведы, разгадывая загадку популярности Электроника, защитили аж 12 диссертаций! В том числе, в научных трудах упоминался и феномен Ресси. В жизни этого эрделя звали Чингиз. Режиссер картины Константин Бромберг вспоминал: “Эпизод: Урри мчится на мотоцикле, Чингиз бежит за ним. Мы едем на операторской машине параллельно по шоссе, снимаем. И вдруг Чингиз всех обгоняет, резко останавливается и как-то предупреждающе поднимает переднюю лапу. Наш водитель тормозит, и мы понимаем, что Чингиз нас спас – прямо по ходу (а водитель все время смотрел в заднее стекло на собаку) перед нами открытый канализационный люк! В другой раз мы с оператором Апрятиным страшно ругались, решая, каким объективом снимать сцену. В разгар нашего спора подбегает Чингиз и… несет в зубах объектив, который нас устроил и помирил!”

“Электроника” снимали 8 месяцев, за работу в фильме братья получали 120 рублей в месяц. Эти деньги они тратили на еду, вещи, аттракционы и сигареты. По словам братьев, сразу после выхода фильма поклонники расписывали подъезд дома, где они жили, в восторге кидали в дверь помидорами, а мелом во дворе писали “Мы вас любим!”. Родителям даже пришлось сменить номер домашнего телефона, чтобы избавиться от поклонниц мальчиков. Затем пришло время, когда они состригли белые крашеные волосы и их перестали узнавать. Близнецы Торсуевы снялись еще в двух фильмах: “Братья” и “Незнайка с нашего двора”. Володя работал в административной группе у Никиты Михалкова. Но сегодня оба занимаются бизнесом.

Роль девочки Майки предлагали уже прославившейся Красной Шапочке Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась. Никому не известная тогда Оксана Фандера тоже претендовала на Майку, досталась ей лишь эпизодическая роль школьницы. Оксана Алексеева сама пришла на съемки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: “А когда же я буду сниматься?”. Апрятин сделал пробу, девочка попала в картину. После съемок все мальчишки по секрету рассказывали, что немножко были в нее влюблены. Сейчас “Майка” живет в Америке.

На роль профессора Громова, который изобрел Электроника, не прошли многие. Профессор Ростислава Плятта, например, показался слишком вальяжным. Бруно Фрейндлих – актер сразу после проб заболел. Пробовался Леонид Броневой, но после его ссоры с оператором, режиссер решил не осложнять климат в коллективе. Худсовет уговаривал утвердить Владимира Этуша – он удачно снялся в роли Карабаса Барабаса, но режиссер посчитал, что Этуш был слишком ярок для этой роли. Николай Гринько только что снялся у Тарковского в “Сталкере” и ему детский фильм был неинтересен, но он был штатным актером киностудии, и его обязали сниматься в “Электронике”. Зато потом он охотно выступал с этой картиной на творческих вечерах.

Предлагали стать ассистенткой профессора Ирине Муравьевой, но у нее был чересчур плотный график; Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за не слишком уживчивого характера. А появившаяся на пробах Лиза Никищихина так здорово отыграла вместе с Гринько, что режиссер сразу ее утвердил.

Когда режиссера спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: “Луи де Фюнеса”, – после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову. Но тот был занят. Шефом стал Владимир Басов. Однажды съемка чуть не сорвалась. Басову сшили костюм на три размера больше, он рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: “Девочка, снимайте штаны!”. Еле влез в ее белые джинсы, нашел в гримерной черный свитер и остался доволен нарядом.

На роль учителя математики по прозвищу Таратар выбрали Евгения Вестника. Интересно, что у знаменитого Таратара был прототип. Когда Евгений Велтистов писал свою повесть, он часто посещал настоящую физико-математическую школу, где работал учитель Танатар, очень любивший своих учеников и даже выпускавший газету на «танатарском» языке — языке математических формул… А сам Евгений Весник говорил, что он придал своему персонажу черты нескольких людей: манеру разговаривать немного в нос он взял от Самуила Маршака, а знаменитую прыгающую походку — у знакомого врача. Персонаж получился настолько достоверным, что дети со всего СССР долго присылали Веснику письма, уговаривая его поработать у них учителем…

Члены съемочной группы вспоминают, что мотоцикл для Урри-Караченцева дал напрокат житель Прибалтики за очень большие по тем временам деньги. К тому же он получал зарплату как член съемочной группы. А взяли его мотоцикл, потому что он был навороченный, и узнать в нем “Яву” было затруднительно. В какой-то момент владелец мотоцикла решил выдвинуть условие, чтобы ему подняли плату. Расчет был на то, что второй такой не найти, и уже полфильма отснято с этим. Ему отказали, тогда он демонстративно поехал домой, но администратор группы позвонил гаишникам, которые его просто не выпустили из Одесской области.

Оказывается, братья Торсуевы попали в кино благодаря завучу школы. Однажды она вошла на уроке в класс и строгим голосом сказала: “Торсуевы, на перемене зайди ко мне”. Надо сказать, что Володя с Юрой не были подарком для школы, водились за ними хулиганские замашки, так что можно было ждать от такого вызова всего что угодно. Когда же братья пришли к ней в кабинет, то завуч протянула им повестку, в которой было указано, куда и когда явиться на фотопробы. Потом выяснилось, что с киностудии звонили в разные школы: искали братьев-близнецов. Торсуевы были 386-й парой.

Юру и Володю не раз спрашивали, почему именно на них остановил свой выбор режиссер. Они считают, что произошло это потому, что родители их воспитали, как положено воспитывать мальчишек. Братья играли в хоккей и футбол, катались на коньках, ездили на мотоцикле, занимались спортом. Юра играл на гитаре, Володя на саксофоне. Оба играли в школьном театре. Внешним сходством они в школе не пользовались никогда. С первого же дня братьев посадили в разные концы класса и никогда ни учителя, ни ребята их не путали. Да и к тому же мальчишки были не так уж похожи. Даже родинка есть только у Юры, а Володе ее приклеивали на съемках. Сходство использовали позже, дважды. На поступлении в институт Юра “доверил” брату сдавать за него историю и сочинение. А еще один раз братьям надо было получить медицинскую справку для поездки на отдых. Юры тогда не было в Москве, Володя с разницей в полчаса и в разных брюках зашел к одному и тому же врачу. Оказалось, что за 30 минут пациент стал выше на два сантиметра и тяжелее на несколько килограммов.

После выхода фильма братья узнали, что такое слава. Были и приятные, и неприятные моменты. Где-то через полгода после премьеры, а к тому времени “Приключения Электроника” уже три раза показали по телевидению, близнецы пошли в Большой театр. В антракте к ним подошла женщина и спросила: “Это вы играли?..”. Юра сразу же ответил: “Нет, это не мы”. А она говорит: “Ну, все равно. Даже если это не вы, дайте мне автограф”. Юра обычно сваливал раздачу автографов на Володю. Как только он расписался на ее бумажке, его прижали в один угол, Юру в другой, и Сыроежкин с Электроником сорвали начало второго действия минут на двадцать.

Письма от поклонников Торсуевы получали мешками. Сейчас говорят, что прочитали все послания, но вот ответить на все не смогли. В день получалось писать по 20-25 писем. А некоторые впечатлительные “поклонники” жили рядом. И приносили неприятности. Вспомните, кем был Сыроежкин в фильме? Хулиганом! А расплачивались за это братья. Долгое время, если в их микрорайоне происходила какая-нибудь неприятность, всегда находилась старушка, которая заявляла милиции, что это сделал Сыроежкин. И милиция приходила в квартиру к Торсуевым.

Феноменальный успех фильма близнецы объясняют тем, что это было первое кино, где дети самостоятельно играли. Играли самих себя. Режиссер не давил и позволял спорить с собой. Володя мог ему сказать, например: “Откуда вы можете знать, как разговаривают дети в двенадцать лет? Вам же – пятьдесят! Я это лучше знаю”. И режиссер соглашался с двенадцатилетним мальчишкой. И еще – очень важно то, что взрослые актеры, звезды, общались с детьми на равных.

Съемки продолжались восемь месяцев. Мальчики жили одни, в чужом городе – фильм снимался в Одессе – в гостинице, работали и получали зарплату. Вначале они сами не понимали, почему вдруг сделались такими богатыми. Но затем освоились: тратили деньги на мороженое, лимонад, походы в парк и… в школу ездили на такси. Тогда это удовольствие стоило один рубль. А существенного ничего не купили.

Ещё один факт об «Электронике», момент, когда Рэсси откусывает у пистолета дуло. Съемка проходила весело. Были куплены в Детском мире два пистолета, у одного загодя отпилили дуло для того, чтобы подменить после прыжка собаки, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что это именно собака откусила дуло. В процессе репетиций и съемки дублей все члены группы дурными голосами по очереди спрашивали: “Чингиз, хочешь курочки?” – на что псина реагировала мечтательным поскуливанием – потом при озвучании на это поскуливание записывали речь. Наконец дошли до сцены с откусыванием пистолета. Чингиз на втором дубле прыгает и на самом деле откусывает дуло у целого пистолета. Дальше Караченцову не надо было играть удивление: глаза сами полезли на лоб, он машинально проговорил свой текст: “Ты зачем сожрал оружие?”, а потом полез Чингизу в пасть, чтобы вытащить осколки – не дай Бог, псина подавится. Режиссер Константин Бромберг забился в истерике: какой дубль запороли! Члены съемочной группы его утешали, что все получилось наилучшим образом, а как Коля полез в собачью пасть, прекрасно отрежется при монтаже. На этом съемку свернули, тем более, что не осталось целого пистолета – один отпилили, а второй сожрали. А в фильм вошел именно этот дубль.

В 2005 году Владимир Торсуев, исполнитель роли Электроника, рассказывал, что режиссер фильма Константин Бромберг, ныне проживающий в США, написал сценарий продолжения истории – действие в ней происходит в наше время, а Сережа и Эл уже взрослые. В новой 45-серийной картине были заинтересованы как американские, так и европейские компании, шла подготовка, проводились переговоры с Первым каналом – об участии в съемках и российской телекомпании. К сожалению, об этом проекте до сих пор ничего не слышно, однако поклонники всех возрастов верят и надеются вновь увидеть на экранах своих любимцев, тем более что никто из ребят, снимавшихся в фильме «Приключения Электроника», профессиональным актером не стал. Ирония ли это судьбы или разразившийся кризис системы, разрушивший наш кинематограф так, что за все годы, прошедшие после перестройки не снято столько культовых и любимых всем обществом фильмов, сколько было снято тогда.
« "Новые товары" №7 за 1972 год
Суворовцы УСВУ разных лет »
  • +166

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Как сейчас помню: Урри сказал «Ты зачем оружие съел?», а не «Ты зачем сожрал оружие?»
+1
В майю сам был когда то влюблён… Эх…
+1
До сих пор люблю этот фильм!
+2
Фильм получился просто замечательным, если его показывают по телевизору и есть время обязательно смотрю.На сегодня замечаю, что на фоне современных технологии, фильм кажется не много устаревшим.А так все отлично.
+5
Все в тему и статья и сам шедевр киноискусства! Все банально просто..., в СССРе существовал жанр, как детское кино и этим занимались серьезно и профессионально, а сценарий по тем временам и прост и где-то наивен по детски, но и фантастически не земной!!!
-1
Ничего странного..., мне этот фильм тоже не нравился.
0
а почему?
0
… я не чувствовала искренности в игре актеров, фильм как бы был — «зажат»… хочу заметить — это мои детские эмоции с первого просмотра фильма… с годами взросления, убедилась в своей детской правоте.
0
Вот и я как-то не очень уважал этот фильм. Слишком много песен там ещё звучало вроде…
0
… да, нет, дело не в песнях, и даже не в уважении — детской честности не было, наивности что ли.Фильм для одного просмотра, ну двух… максимум...)) Хотя я его не отвергаю.
+1
… дети все разные… еще хочу сказать.
+1
Дети разные согласен
+2
ОЧЕНь и ОЧЕНЬ хорошая статья, большое, большое СПАСИБО!
-2
Этот фильм на тот момент конечно был пробивным, но мне почему-то он быстро разонравился… больше я его не смотрел не нравились мне эти два брата-демократа
0
Странно, странно… ВСЕМ нравились, а тебе, нет…
0
да вот так
Комментарий удалён за нарушение
0
… как и ЛЮБАЯ другая валюта. Своя валюта, так или иначе, лучше.
0
… любая своя или чужая — должна быть подкрепленна — экономически — иначе никак!
0
Деньги другой (враждебной на самом деле) страны не могут нравиться ВСЕМ.
+1
Мне нравитться наш рубль! Лично мне доллары и евро не нужны!
Комментарий удалён за нарушение
0
Так и есть.
+1
Конвертация доллара это вклад в мифическую экономику США.У Гофмана есть такая сказка про то как все аплодисменты доставались одному карлику.Лесоруб срубил дерево — Слава карлику! Так и доллар.Себестоимость 25 центов 100 долларовой бумажки.Прибыль 400:1( нет такого преступления на которое не пойдет капиталист за 300% прибыли), с разрушением сталинской экономики доллар стал еще сильней, а рубли, как Вы точно заметили не более как купон для покупки зеленоватой бумажки.
0
У меня евриков 5 есть, в коллекции монет и 1 доллар… не из обменников, а привезены оттуда…
0
Это хорошо.
Комментарий удалён за нарушение
+1
… мне очень понравился Ваш комент, но объясните мне пожалуйста, чуть проще… не совсем поняла, извините. Ваш комент нач.-ся — «Рубль — это....» Как было при Сталине?, скажите тоже, я хочу знать… Спасибо, за ответ.
Комментарий удалён за нарушение
+1
Именно эта ошибка болтуна и развалила СССР.Во всяком случае была решающей.В Китае есть институт, который изучает только один предмет: " КРАХ СССР". Си Цнин Пин: Мы никогда не должны действовать как Горбачев.
+2
Спасибо, МаХХХ, за пояснения — значит, я понимаю правильно по поводу мировой валюты — «все пляшут от доллара». А вот по поводу Сталинской экономики, очень интересно — то есть гос-во брало на себя все риски и покрывало даже «убыточные» предприятия… и инфляции не было в 1930… почему? — я думаю был огромнейший «золото-резервный запас», от этого и «плясали». А к 87г. — запас иссяк, налички стало больше, а товара меньше и убытки покрыть нечем. " И грянул кризис — ВСЕГО — и экономики, и политики, и на сей момент — имеем то, что имеем…
+1
Деньги, если они не подкрепленны экономически, не имеют ценности — вообще.Все экономики стран отталкиваются от доллара и евро… Сейчас экономические войны — хитрее нужно быть..., а нравиться может..., да Вы сами должны знать что.
0
Мне девчонки нравятся назло Британии.
+1
...)))))))), понимаю, Вас..., но они все разные, как и деньги....)), а самые противные из них говорят — no money — no honey...)) Спасибо, за хорошее настроение, с утра...))Я шутила в своем коменте, правильно поймите,sergey_… Мне больше — золото нравится, как мировая валюта, может я неправа..., но так.
0
Для США, введение золота как мировой валюты, это просто экономический коллапс.
0
Почему?
0
… ведь доллар давно уже «хромает»…
+2
«Деньги, если они не подкрепленны экономически, не имеют ценности — вообще» — это вы о ком?? «Все экономики стран отталкиваются от доллара и евро…» ЛЮБАЯ экономика отталкивается прежде всего от СОБСТВЕННОГО производства (промышленного и аграрного). Мирова валюта, в этом случае — вопрос ДЕСЯТЫЙ.
+2
… только почему-то все идет в сравнении с мировой валютой, а почему не рублем или с гривной(ха) или еще с какими там Микки-Маус деньгами...? Я беру МИР в целом (в пред.-ем коменте тоже), а не отдельную экономику стран, внутри страны. Деньги — это «средство», их любить могут только «crazy» финансисты — «деньги — ради — денег» Их НУЖНО тратить, — «чем больше тратим — тем больше ЗАРАБАТЫВАЕМ». А Мировая валюта — первый вопрос, но никак не десятый — что ВЫ.
0
Мне в этом отношении нравится Кувейтский динар.Но девчонки больше.
0
Покупательская способность вражеских денег очень даже привлекательна! Не находите?
0
Вмешний долг США колосальный, доллар — резанная бумага, в известном смысле. За последнее время он инфлюировал ОЧЕНЬ здорово.
0
Что и удивительно, себестоимость этой 100 долларовой бумажки 25 центов, а продают по 100 долларов.
Комментарий удалён за нарушение
0
100 евро тоже красивая, но 500 гораздо гораздей!!!
+2
да хорошие времена были
+2
это последний фильм детям из времен СССР который и сейчас нравится!