Интересные факты о фильме «Чародеи»
Любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.
1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.
Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…
2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.
3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».
4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».
5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.
6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».
7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.
8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).
9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.
10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.
11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.
12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.
13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.
1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.
Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…
2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.
3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».
4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».
5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.
6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».
7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.
8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).
9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.
10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.
11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.
12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина.
13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
кто-нить из умных, дайте ссылку на фильм, чтобы детство вспомнить, а уж потом критикуйте
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
Полностью согласна с Grand-duck'ом. Фильм не имеет НИЧЕГО общего с блистательной прозой Стругацких. И институт у них был замечательный — НИИЧАВО — научно исследовательский институт чародейства и волшебства. И герои там АБСОЛЮТНО другие. И интрига совершенно ничего общего с первоисточником не имеет… Поэтому и к фильму я отношусь более, чем прохладно. Очередная пародия на советскую бюрократию, не более того… Эх, если бы в наше время кто-нибудь взялся экранизировать первоисточник! Да без купюр! Да еще каким-нибудь магическим способом сделал кота настоящим, а не уродцем из жалкой попытки материализовать этого героя в экранизации Булгакова… Но об этом остается только мечтать…
- ↓
+1
надо будет снова попытаться почитать «блистательную прозу Стругацких»… помню, не помню что, начинал читать, бросил из-за неинтересности… А фильм «Чародеи» замечательный…
- ↑
- ↓
+1
Некоторые вещи сейчас будут восприниматься несколько по-иному. Если, конечно, Вы человек молодой и с реалиями Союза Вас мало что связывает. Я первый раз читала ее в 1966. В читальном зале. Когда дошла до сцены с котом под окном, за «ржач» в полный голос была с позором изгнана из читального зала… Так что дерзайте… Вообще первые романы Стругацких, «доперестроечные» были просто шедеврами. Последний из них — «Пикник на обочине». Уже «Сказку о Тройке» не осилила. А последние их произведения вообще похожи на маразм… Ничего общего с молодым задором и литературой не имеющие. Но это сугубо мое мнение. Дамы очень зрелого, если не сказать больше, возраста…
- ↑
- ↓
+1
Я «Мастера и Маргариту» осилил на 5-й раз… хотя остальные произведения Булгакова читаются на раз… в 1966 году я Стругацких не читал однозначно....:-) Попробую… молодой ишшо…
- ↑
- ↓
+1
Я писала о бездарных попытках экранизации «МиМ». Все они были абсолютно провальными. Обе наших и одна польская. Этот роман воплощению на пленке не подлежит. Однозначно!
- ↑
- ↓
0
Вы, знаете,tashka24, я очень согласна с Вами — этот роман очень индивидуален, экранизировать его нельзя. И понимается он при чтении далеко не с первой попытки, но, если поймется… ух,«только держись»...))
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
… я отвечу, занята чуть-чуть, но это будет мое мнение, мое понимание… романа.
- ↑
- ↓
0
Мастер в романе показан с очень чистой душой. И взявшись за написание рукописи, он потерял покой — лишился разума, сжег то над чем работал и Воланд уже не имел власти над ним.Как говорится — «не буди лихо — пока оно тихо» — Мастер — разбудил. Лишиться разума — сумашествие при уме так сказать — один из грехов. Что еще мог сделать Воланд — мастер наказал себя сам. Он искал покой — он получил его… Воланд был послан на Землю, именно в Москву, где в полных красках показана грешная жизнь с воровством, взяточничеством, стукачеством, спекуляцией, квартирным вопросом, с пропажей людей!!.. и все были наказаны Воландом. Мастер нет — Мастер наказал себя сам, неведая того, за, что взялся.Какой нужен свет или блаженство — нужен покой… А самое грустно-смешное — «Рукописи не горят» — и все мы будем наказаны за что-то… Спасибо за внимание и простите за ошибки, если вдруг… Я писала это от чистого сердца, как понимаю и чувствую. Этот роман — индивидуален.
- ↑
- ↓
0
… никогда не трогай Сатану… никогда не трогай Дьявола… так еще.
- ↑
- ↓
0
Если честно, я по молодости лет девушка была жуть до чего серьезная, посему в первый раз подробно прочитала только три главы про Иешуа. Весь московский стёб «под Зощенко» был мне даже неприятен… А во второй раз подробно почитала еще про всю линию Воланда… И только на третий раз что называется, «въехала» и в пробуждение Стёпы Лиходеева, и в «тьфу, пакость» киевского дядюшки при его взгляде на Геллу перед зеркалом, и в пир горой в «Грибоедове, и в „Славное море, священный Байкал“ на грузовике… Годам к сорока, так сказать…
- ↑
- ↓
0
Воланд и появился в романе, чтобы покарать тех кто «под Зощенко»… только более тонко с ехидцей «доброй»....)) Булгаков в романе высмеял все человеческие грехи, для этого и была худ.-ая линия с Иешуа… Я поняла с 3 попытки роман было много вопросов — мне папа помог...) Мне нравится задавать вопросы...) Роман очень сильный.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
0
Какие вы девочки умные...!!! я с 5-го раза еле осилил, но так и не «въехал»…
- ↑
- ↓
0
...)))Мы, Вас за это и ценим...)) Главное, чтобы человек был хороший… так ведь...))
- ↑
- ↓
0
:-)
- ↑
- ↓
0
Я после того, как не смог прочитать, смотреть даже не пытался… Кстати: значение аббревиатуры «МиМ» тоже дошло не сразу :-)
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+1
К тройке американцев добавлю еще Клиффорда Саймака и поляка Лема. Была 20-томная серия научной фантастики, серые и красные книжки, которую невозможно было купить, только по блату… С более поздними авторами «дружба» не сложилась. Уж больно высокой и недостижимой оказалась заданная классиками планка. Современные «фан-фики» про ведьмаков и прочую нечисть на дух не переношу. Единственная действительно гениальная вещь, прочитанная мной, была первая книга про Фродо. Вот где было действительно и что почитать, и над чем подумать. Но продолжение не стала даже открывать. Пожалела бедного маленького человечка. Из цветущего рая да во все эти ужасы… Сердце просто щемило от тоски. Была еще одна книга, автор вроде как Мэри Джейн. Про войско под предводительством девушки, которое пробивалось сквозь тьму к какому-то королевству… Намешаны были там и нечто похожее на средневековье, и внеземные цивилизации… Очень сильная вещь. Но опять-таки психологически ну ОЧЕНЬ тяжелая…
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
Комментарий удалён за нарушение
0
спасибо!!! очень хороший фильм и любимые актёры!!!
- ↓
0
Этот фильм полон эмоций, ярких новогодних красок и чудес, сказочный сценарий и борьба добра со злом! В итоге замечательный фильм советской эпохи-символ наступающего праздника, встречи Нового Года..!
- ↓
0
Очень нравится этот фильм.и актёры замечательные!
- ↓
0
Спасибо автору, фильм хороший, смотрю, как и все другие фильмы связанные с Новым годом.
- ↓
0
Жаль, что больше одного знака "+" за фильм поставить нельзя.
- ↓