Советская эпоха на фотографиях Маркова-Гринберга
7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону родился знаменитый фоторепортер Марк Марков-Гринберг. Его работы, ставшие настоящими символами своего времени, прочно заняли место в классике советской фотографии. Представляем вам знаковые работы автора периода 30-40х годов.
1. Повариха, 1930 год.
Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма».
2. Портрет шахтера Никиты Изотова, 1934 год.
Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли.
3. Военно-спортивная игра «Зарница», 1930-е годы.
В первые десятилетия Советского Союза – период глобальных перемен – перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность.
4. «Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 год.
Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения.
5. Встреча иностранной делегации у Белорусского вокзала. Площадь Тверской заставы. Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка), 1931 год.
6. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине, 1932 год.
На заднем плане – Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.
7. На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год.
8. В пионерском лагере. Рыболовы, 1930-е годы.
9. «Первая на селе». Кабардино-Балкария, 1934 год.
10. Под парусом на озере Селигер, 1930-е годы.
Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью.
11. Молодежная сельскохозяйственная бригада. Уборка урожая зерновых. Юг России, 1930-е годы.
В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.
12. «Поворот истории» (Другое название: «Отныне и навсегда»). Снятие орлов и установка звезды на башне Кремля, 1935 год.
Из воспоминаний автора о работе над снимками: «Полез я на башню, на которой была смонтирована довольно примитивная конструкция – ни теперешних, принятых в таких случаях ограждений, ни иных средств техники безопасности не применялось. А тут еще звезда в кадр не входит – надо вылезать на какой-то кронштейн. Страшно было. Но немного привык к высоте и все же снял. Правда, пришлось делать панораму из двух кадров объективом 35 мм – в один кадр звезда все-таки не уместилась…»
13. «Счастливое материнство», 1935 год.
Советскому народу предоставлялся выбор – становиться героями или рождать новых героев.
14. Динамовки, 1935 год.
15. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади, 1936 год.
16. Волгарь, 1939 год.
17. За Родину! 1943 год.
Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха.
18. Клятва воина, 1943 год.
В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
19. На Курской дуге. Обкатка пехоты танками, 1943 год.
20. Западная Пруссия, Германия, май 1945 года. Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша).
1. Повариха, 1930 год.
Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма».
2. Портрет шахтера Никиты Изотова, 1934 год.
Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли.
3. Военно-спортивная игра «Зарница», 1930-е годы.
В первые десятилетия Советского Союза – период глобальных перемен – перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность.
4. «Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 год.
Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения.
5. Встреча иностранной делегации у Белорусского вокзала. Площадь Тверской заставы. Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка), 1931 год.
6. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине, 1932 год.
На заднем плане – Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.
7. На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год.
8. В пионерском лагере. Рыболовы, 1930-е годы.
9. «Первая на селе». Кабардино-Балкария, 1934 год.
10. Под парусом на озере Селигер, 1930-е годы.
Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью.
11. Молодежная сельскохозяйственная бригада. Уборка урожая зерновых. Юг России, 1930-е годы.
В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.
12. «Поворот истории» (Другое название: «Отныне и навсегда»). Снятие орлов и установка звезды на башне Кремля, 1935 год.
Из воспоминаний автора о работе над снимками: «Полез я на башню, на которой была смонтирована довольно примитивная конструкция – ни теперешних, принятых в таких случаях ограждений, ни иных средств техники безопасности не применялось. А тут еще звезда в кадр не входит – надо вылезать на какой-то кронштейн. Страшно было. Но немного привык к высоте и все же снял. Правда, пришлось делать панораму из двух кадров объективом 35 мм – в один кадр звезда все-таки не уместилась…»
13. «Счастливое материнство», 1935 год.
Советскому народу предоставлялся выбор – становиться героями или рождать новых героев.
14. Динамовки, 1935 год.
15. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади, 1936 год.
16. Волгарь, 1939 год.
17. За Родину! 1943 год.
Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха.
18. Клятва воина, 1943 год.
В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».
19. На Курской дуге. Обкатка пехоты танками, 1943 год.
20. Западная Пруссия, Германия, май 1945 года. Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
спасибо! Память. Помни! Кому мы должны жизнью, какой народ был!
- ↓
+4
Замечательные фото, жизненные! Последняя, концлагерь — УЖАС (((
- ↓
+3
Хорошие фотки, впрочем, как всегда...) «Девушка с веслом» — симпатичнее ночью..., чем днем.
- ↓
0
Жалко, снесли скульптуру… Зато «Пётр 1» стоит выше «Матери-Родины» в Волгограде…
- ↑
- ↓
+1
Звезда из самолетов — красота и как сложно выполнить. Молодцы наши.
- ↑
- ↓
+2
… а про руку страшно.
- ↑
- ↓
+5
При совет ской власти люди работали на благо отчизны, спортом занимались. Лица такие веселые, а вот в нацистской Германии горели заживо в печах. Страшно смотреть на эту руку. Был человек, и нет человека. Кабы не советский солдат, вынесший все тяготы войны, весь мир бы так сожгла немчура.
- ↓