Негритёнок Джим
Этим летом исполнилось 80 лет со дня рождения самого любимого в Советском Союзе, негритенка Джима Паттерсона, партнера Любови Орловой и Сергея Столярова в кинофильме «Цирк».
Спился, умер, погиб. Что только не писали о нем СМИ за последние годы…
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей…»
И тем не менее, сегодня в Вашингтоне этот знаменитый киноребенок отмечает свое 80-летие. Можете поздравить Джима, думаю, ему будет приятно узнать, что в России его помнят и любят.
Джеймс (Джим, как его звали дома) Паттерсон. Сын темнокожего диктора радио Ллойда Паттерсона и театральной художницы Веры Араловой, дочери разведчика Первой Конной армии Буденного.
Ллойд приехал в Москву в 1932, в составе негритянской труппы драматурга Джеймса Хьюза, грезившего идеей о создании собственного театра в СССР.
Начинающий актер, 22-летний выпускник театрального колледжа.
Не знаю, чем поразила его наша странная и необъятная родина, где так вольно в те годы дышали люди, но он принял ее сердцем горячо и искренне.
И… остался.
Ллойд и Джим Паттерсон
Исполнителей на все роли в фильме «Цирк» нашли, а вот с «актером» на роль негритенка-сына Марион Диксон возникли сложности. Где найти чернокожего маленького мальчика, способного воплотить сценарный образ?
Ассистенты режиссера сбились с ног. Они искали его по всей стране. Даже заглядывали в цыганские таборы и в Молдавии, и на Украине, и в Подмосковье.
Но «актер» нашелся в самой Москве — в семье чернокожего диктора радио Ллойда Паттерсона, приехавшего в Россию из Америки, и его жены-художницы Веры Араловой.
Полное имя ребенка было Джеймс Ллойдович Паттерсон. Но дома все его называли Джимом, или, ласково, Джимка. Ведь будущему герою фильма «Цирк», ставшему известным на весь мир, едва исполнилось… два года.
Работал на радио вместе с легендарным Левитаном, вел передачи на английском языке для зарубежных радиослушателей. Женился, родил трех сыновей: Джима, Ллойда и Тома.
В октябре 1941 года, попав под одну из первых московских бомбежек, был тяжело контужен, но все же продолжил работать – сначала в Москве, потом в Комсомольске-на-Амуре. А через полгода прямо во время одной из радиопередач неожиданно потерял сознание и 9 марта 1942 года умер.
Мемориальная барельефная доска на здании радиоцентра Комсомольска-на-Амуре
До войны Джим учился в музыкальной школе им. Гнесиных по классу виолончели, а в 1945-м, исполнив свою давнюю мечту – стать моряком, поступил в Рижское Нахимовское училище, затем — в Ленинградское высшее военно-морское.
Шахматная задача. 1956 год.
Дж.Паттерсон на экзамене по химии. Слева направо: капитан В.Н.Слотинцев и капитан А.Д.Соколов.
В 1949 году в Риге шли съемки картины Григория Александрова – «Встреча на Эльбе», где Любовь Орлова снова, как и в «Цирке», играла американку, но на этот раз не актрису, а разведчицу.
Там же и состоялась ее долгожданная встреча с Джимом.
— Кто сказал, что у меня нет детей? У меня есть мой киносын, Джим! — часто повторяла Любовь Петровна.
Сцену «Колыбельная» снимали ночью, чтобы дневная суета и шум не мешали работе. Главный же аргумент в пользу ночных съемок заключался в том, что, мол, в это время ребенок скорее захочет спать, более естественно войдет в свою роль, ему не надо будет ничего «играть».
Чтоб не разбудить Джимку, договорились об условной сигнализации, особых жестах, с помощью которых режиссер и оператор будут подавать команды. Да и фонограмму, под которую шла съемка, включили едва слышно. И так же шепотом выговаривала слова колыбельной песни Любовь Орлова: «Спи, мой беби, сладко спи…».
Кадр из кинофильма «Цирк».
В павильоне «Мосфильма» тишина, молчит массовка, молчат обычно шумливые ассистенты, люди ходят безмолвно, смешно размахивая руками. Все внимание на чернокожего спящего мальчика, которого Орлова осторожно, с нежностью несет на руках…
Снять эту сцену ни с первого, ни со второго дубля так и не удалось. Джимка совершенно не хотел спать. Он с интересом рассматривал незнакомую обстановку: кинокамеру, гудящие прожектора, лица людей. Он был бодр и весел, без конца шалил и строил рожицы. Всеобщее внимание ему явно нравилось. И когда наступал момент съемки, вместо того чтобы спать, Джимка начинал хохотать.
Приходилось все начинать сначала. В конце концов мальчишка и в самом деле уморился, глаза у него начали слипаться, и он задремал. Григорий Александров дал команду, оператор включил камеру, и необходимая сцена была снята…
Их дружба длилась до последних дней жизни Орловой и Александрова.
В 1955 году – Джим уже лейтенант, штурман-подводник.
На флоте он начинает писать стихи. Хорошие.
Его много публикуют – в «Огоньке», «Москве», «Советском воине». Через два года Джим поступает в Литературный институт им.Горького в Москве, а в 1967-м, по рекомендации Михаила Светлова его принимают в Союз писателей СССР.
За четверть века поэт и прозаик Джеймс Паттерсон объездил всю страну, и везде его принимали, как самого желанного и доброго гостя.
Но с начала 1990-х публиковаться становится все сложнее, для издания сборника требуется много денег. Джим с мамой живут на две пенсии, но средств все равно не хватает.
В 1995 году он с матерью уезжает в США, на родину отца, надеясь, что там будет спокойнее, но, оказалось, жизнь за океаном ничуть не легче…
По словам его родных и друзей, оставшихся в Москве, Джим верит, что он еще вернется на Родину. Если только, конечно, хватит сил и здоровья…
Спился, умер, погиб. Что только не писали о нем СМИ за последние годы…
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей…»
И тем не менее, сегодня в Вашингтоне этот знаменитый киноребенок отмечает свое 80-летие. Можете поздравить Джима, думаю, ему будет приятно узнать, что в России его помнят и любят.
Джеймс (Джим, как его звали дома) Паттерсон. Сын темнокожего диктора радио Ллойда Паттерсона и театральной художницы Веры Араловой, дочери разведчика Первой Конной армии Буденного.
Ллойд приехал в Москву в 1932, в составе негритянской труппы драматурга Джеймса Хьюза, грезившего идеей о создании собственного театра в СССР.
Начинающий актер, 22-летний выпускник театрального колледжа.
Не знаю, чем поразила его наша странная и необъятная родина, где так вольно в те годы дышали люди, но он принял ее сердцем горячо и искренне.
И… остался.
Ллойд и Джим Паттерсон
Исполнителей на все роли в фильме «Цирк» нашли, а вот с «актером» на роль негритенка-сына Марион Диксон возникли сложности. Где найти чернокожего маленького мальчика, способного воплотить сценарный образ?
Ассистенты режиссера сбились с ног. Они искали его по всей стране. Даже заглядывали в цыганские таборы и в Молдавии, и на Украине, и в Подмосковье.
Но «актер» нашелся в самой Москве — в семье чернокожего диктора радио Ллойда Паттерсона, приехавшего в Россию из Америки, и его жены-художницы Веры Араловой.
Полное имя ребенка было Джеймс Ллойдович Паттерсон. Но дома все его называли Джимом, или, ласково, Джимка. Ведь будущему герою фильма «Цирк», ставшему известным на весь мир, едва исполнилось… два года.
Работал на радио вместе с легендарным Левитаном, вел передачи на английском языке для зарубежных радиослушателей. Женился, родил трех сыновей: Джима, Ллойда и Тома.
В октябре 1941 года, попав под одну из первых московских бомбежек, был тяжело контужен, но все же продолжил работать – сначала в Москве, потом в Комсомольске-на-Амуре. А через полгода прямо во время одной из радиопередач неожиданно потерял сознание и 9 марта 1942 года умер.
Мемориальная барельефная доска на здании радиоцентра Комсомольска-на-Амуре
До войны Джим учился в музыкальной школе им. Гнесиных по классу виолончели, а в 1945-м, исполнив свою давнюю мечту – стать моряком, поступил в Рижское Нахимовское училище, затем — в Ленинградское высшее военно-морское.
Шахматная задача. 1956 год.
Дж.Паттерсон на экзамене по химии. Слева направо: капитан В.Н.Слотинцев и капитан А.Д.Соколов.
В 1949 году в Риге шли съемки картины Григория Александрова – «Встреча на Эльбе», где Любовь Орлова снова, как и в «Цирке», играла американку, но на этот раз не актрису, а разведчицу.
Там же и состоялась ее долгожданная встреча с Джимом.
— Кто сказал, что у меня нет детей? У меня есть мой киносын, Джим! — часто повторяла Любовь Петровна.
Сцену «Колыбельная» снимали ночью, чтобы дневная суета и шум не мешали работе. Главный же аргумент в пользу ночных съемок заключался в том, что, мол, в это время ребенок скорее захочет спать, более естественно войдет в свою роль, ему не надо будет ничего «играть».
Чтоб не разбудить Джимку, договорились об условной сигнализации, особых жестах, с помощью которых режиссер и оператор будут подавать команды. Да и фонограмму, под которую шла съемка, включили едва слышно. И так же шепотом выговаривала слова колыбельной песни Любовь Орлова: «Спи, мой беби, сладко спи…».
Кадр из кинофильма «Цирк».
В павильоне «Мосфильма» тишина, молчит массовка, молчат обычно шумливые ассистенты, люди ходят безмолвно, смешно размахивая руками. Все внимание на чернокожего спящего мальчика, которого Орлова осторожно, с нежностью несет на руках…
Снять эту сцену ни с первого, ни со второго дубля так и не удалось. Джимка совершенно не хотел спать. Он с интересом рассматривал незнакомую обстановку: кинокамеру, гудящие прожектора, лица людей. Он был бодр и весел, без конца шалил и строил рожицы. Всеобщее внимание ему явно нравилось. И когда наступал момент съемки, вместо того чтобы спать, Джимка начинал хохотать.
Приходилось все начинать сначала. В конце концов мальчишка и в самом деле уморился, глаза у него начали слипаться, и он задремал. Григорий Александров дал команду, оператор включил камеру, и необходимая сцена была снята…
Их дружба длилась до последних дней жизни Орловой и Александрова.
В 1955 году – Джим уже лейтенант, штурман-подводник.
На флоте он начинает писать стихи. Хорошие.
Его много публикуют – в «Огоньке», «Москве», «Советском воине». Через два года Джим поступает в Литературный институт им.Горького в Москве, а в 1967-м, по рекомендации Михаила Светлова его принимают в Союз писателей СССР.
За четверть века поэт и прозаик Джеймс Паттерсон объездил всю страну, и везде его принимали, как самого желанного и доброго гостя.
Но с начала 1990-х публиковаться становится все сложнее, для издания сборника требуется много денег. Джим с мамой живут на две пенсии, но средств все равно не хватает.
В 1995 году он с матерью уезжает в США, на родину отца, надеясь, что там будет спокойнее, но, оказалось, жизнь за океаном ничуть не легче…
По словам его родных и друзей, оставшихся в Москве, Джим верит, что он еще вернется на Родину. Если только, конечно, хватит сил и здоровья…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
ОЧЕНЬ интересно!!! Спасибо огромное!!!
- ↓
0
Очень интересно!
- ↓
0
спасибо!!!
- ↓
0
Интересные факты
- ↓
0
Здорово. Спасибо.
- ↓
+2
Человек, достойный уважения. А то, что уехал в США… Ну что ж, ТОГДА надо было как-то ВЫЖИВАТЬ… Эй, нацики! Кем вы считаете этого РУССКОГО чернокожего человека? «Головёшкой»? А кем являетесь сами? «Бледными поганками»?
- ↓
+1
черный русскиий человек
- ↓
0
ВОТ ОН НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ НЕГР, А В АМЕРИКЕ ОН БЛЯ АФРОАМЕРИКАНЕЦ!
- ↓
+1
Страна Советов, наша родина, тогда не было расовой дискриминации! Зачем она сейчас? Кому она нужна?…
- ↓
+3
Кому нужна дискриминация? А ответ-то на поверхности: тому, кто путём «сталкивания лбами» людей по всем составляющим СОХРАНЯЕТ ДЛЯ СЕБЯ возможность ГРАБИТЬ ИХ, утвердиться на «благословенном рынке» и выжить с него конкурента. Неизбежность КЛАССОВОГО общества…
- ↑
- ↓